Учитель русского языка и литературы МБОУ «Черки-Гришинская ООШ
Ахметзянова Фания Химматулловна
Использование технологии проблемного обучения
на уроках русского языка и литературы.
Стремительный XXI век. Новые открытия. Новые технологии. Новые запросы семьи, общества, государства. В жизнь системы образования страны прочно входит Федеральный государственный образовательный стандарт. В нем представлен новый психологический портрет выпускника, где девизом выступает учебная самостоятельность - умение учиться. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, т. е. развитие ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования.
В условиях внедрения ФГОС каждому учителю предъявляются новые требования по организации образовательного процесса. Учитель становится не проводником знаний, а личностью, обучающей новым способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение знаний. Дидактическое правило учителя по новым стандартам: «Учить на уроке учиться!» На смену девиза «Прочитай, запомни, перескажи» приходит новый: «Исследуй проблему, изучай ситуацию, принимай решение, доказывай своё мнение, анализируй полученный результат». Перед учителем стоит задача сформировать поисковый стиль мышления ученика, привить интерес к самостоятельному решению проблем, развить способность доказательного мышления.
Неизбежно встаёт вопрос выбора технологии обучения, которая позволила бы так организовать процесс обучения, чтобы учащиеся не только запоминали, заучивали материал, но и могли бы обобщать, сравнивать факты, интерпретировать, делать собственные выводы. Многие учителя в этом выборе отдают предпочтение технологии проблемного обучения.
Проблемное обучение - это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Ж. Ж. Руссо. Особенно близко подходил к этой идее К. Д. Ушинский. Идея и принципы проблемного обучения в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами С. Л. Рубинштейном, Д. Н. Богоявленским, Н. А. Менчинской, а в применении к школьному обучению - М. А. Даниловым, М. Н. Скаткиным. Вопросами проблемного обучения занимались Т. В. Кудрявцев, Ю. К. Бабанский, М. И. Махмутов, И. Я. Лернер. Исследования в этой области ведутся сейчас и другими представителями педагогической науки.
На основе обобщения практики и анализа результатов теоретических исследований М. И. Махмутов дает следующее определение понятия проблемное обучение: «Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности».
Основными понятиями проблемного обучения являются проблемная ситуация и учебная проблема. Проблемное преподавание определяется как деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложению учебного материала с его объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на освоение новых знаний как традиционным путем, так и путем самостоятельной подготовки учебных проблем и их решения.
Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного (или с помощью учителя) анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения. Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.
Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов:
1. Проблемная ситуация возникает при условии, если учащийся не знает способа решения поставленной задачи, не может ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации, то есть в случае осознания учащимися недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта.
2. Проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Как правило, учителя организуют эти условия не только для того, чтобы учащиеся сумели применить свои знания на практике, но и столкнулись с фактом их недостаточности. Осознание этого факта учащимися возбуждает познавательный интерес и стимулирует поиск новых знаний.
3. Проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.
4. Проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.
На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин) разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая стала особенно популярной в связи с переходом на новые образовательные стандарты. Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.
На уроках русского языка технологию проблемно-диалогического обучения успешно можно применить при изучении таких тем, как «Разносклоняемые имена существительные», «Несклоняемые имена существительные», «Спряжение глаголов», «Разноспрягаемые глаголы», «Действительные и страдательные причастия», «Типы сказуемых» и т.д.
Используя технологию проблемного обучения на уроках литературы, необходимо учитывать, что не всякий вопрос является проблемным. Проблемный вопрос – это вопрос, требующий анализа. Например, при изучении произведения В.Г.Короленко «В дурном обществе» формулируются следующие проблемные вопросы: Почему Васе больше нравилось бывать в дурном обществе, нежели находиться дома и общаться со своей семьей? Какую роль сыграли Тыбурций и его дети в жизни Васи и его отца? Как вы думаете, какие торжественные клятвы давали Вася и Соня у могилы Маруси? Анализируя рассказ Л. Толстого «Кавказский пленник», учащиеся задумываются над вопросом: Почему произведение называется Кавказский пленник, в то время как Толстой рассказывает нам о двух пленниках? При изучении рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма» учащиеся охотно обсуждают вопрос: Почему Настя проявила заботу, чуткость и понимание по отношения к художнику Тимофееву, но оказалась чѐрствой и неблагодарной по отношению к собственной матери? Споры вызывает вопрос: Можем ли мы оправдать поступок Андрия? (Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»). Методом проблемного анализа изучается роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
Анализ опыта работы по технологии проблемного обучения, исследования педагогов-психологов позволяют сделать следующие выводы. При проблемном обучении учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.
Технология проблемного обучения развивает не только ученика, но и учителя. Учитель вырастает как творческая личность, коммуникативный лидер, способный в современных условиях успешно решать сложные педагогические задачи. Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила, доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям.
Использованная литература
1.Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991.
2.Кудрявцев, Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991.
3.Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1977.
4.http://www.school2100.ru/izdaniya/books/files/tehnologiya_problemnogo_dialoga.pdf
|