|
«Гласные звуки и буквы А,О,И,У»
СХЕМА ННОД
|
Раздел 1.
|
1.1.
|
Ф.И.О.
(квалификационная категория)
|
Талалаева Елена Юрьевна I квалификационная категория.
|
1.2.
|
группа
|
Старшая группа
|
1.3.
|
дата
|
Ноябрь 2014
|
продолжительность
|
25 минут
|
Раздел 2.
|
2.1.
|
тема
|
«Гласные звуки и буквы А,О,И,У».
|
2.2.
|
цель
|
Закрепить знания детей о гласных звуках и буквах: А, О, У, И.
|
2.3.
|
задачи
|
1. Совершенствовать умение давать характеристику гласных звуков: А, О, У, И. закрепить артикуляцию их произношения.
|
1. Формировать связную речь через ответы на вопросы 2.Развивать психические процессы.
|
1.Воспитывать умение работать в коллективе, чувство эмпатии.
|
2.4.
|
образовательные области
|
Познавательное развитие
|
Речевое развитие, социально-коммуникативное
|
2.5.
|
предпосылки УУД
|
- формирование познавательной и социальной мотивации;
- формирование способности учитывать чужую точку зрения;
- воспитание нравственных ориентиров.
|
- ориентировка в пространстве;
- умение применять правила и пользоваться инструкциями;
-умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого;
- умение работать по заданному алгоритму;
- Знаково-символические:
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (формирование понятия «звук» через анализ моделей;
- формирование понятия «буква – знак для звука» посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в моделях слов и т.п.).
|
- умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания.
|
Инициативное сотрудничество:
- умение отвечать на вопросы
- слушать собеседника.
Управление коммуникацией:
-участвовать в совместной деятельности (работа в паре, коллективе)
- осуществлять взаимный контроль.
|
2.6.
|
виды детской деятельности
|
Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская
|
2.7.
|
Форма организации ННОД
|
Подгрупповая (индивидуально-коллективная).
|
2.8.
|
методы и приемы, используемые в ННОД
|
- словесные;
- наглядные: демонстрация схем, моделей;
- практические: практические задания; игры;
По степени активности познавательной деятельности воспитанников:
- объяснительный;
- иллюстративный;
- исследовательский;
По логичности подхода:
- синтетический (от частного к общему);
Методы обучения
-исследовательские;
Обучение и использование креативных (образность, ассоциативность) способов деятельности.
Приемы продуктивного характера - моделирование .
|
2.9.
|
предварительная работа
|
-
|
-
|
1. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.-СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2004.-528с. 2. Агранович З.е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-128с. 3. Александрова Т.В.Живые звуки, или фонетика для дошкольников.- М., «Просвещение», 1998.-92с. 4 Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФН и ОНР): Методическое пособие| сост. В.П. Глухов, В.Б. Атрепьева, Т.И. Контрактова.- М., АРКТИ, 2003.-32с.
|
2.10.
|
оборудование
|
Иллюстрации с изображением мамы (грустной, веселой) и подбор картинок: «Правила поведения»; схемы гласных звуков большого формата; магнитная доска; магнитные буквы; набор лепестков для цветка с недостающими элементами букв; маркеры.
|
магнитные доски; схемы звуков (магнитные) ; магнитные буквы, чудесный мешочек; набор объемных букв.
|
Раздел 3.
|
Структура ННОД
|
Продолжительность части
|
Содержание ННОД
|
Целевые ориентиры
|
3.1.
|
Вводная часть
|
3 минуты
|
Дети заняты самостоятельной деятельностью.
Педагог вносит в группу несколько картинок и просит детей помочь донести их до доски. На картинках изображения мамы – грустной и веселой. Л.- Ребята, посмотрите, здесь две картинки, кто на них изображен? Д.- Мама. Л. –Какой праздник скоро будет? (занятие проводится накануне праздника «День матери»). Д, -Мамин Л. -На картинки посмотрите, какая мама здесь скажите? Д.–Грустная. Л. –На другую посмотрите, здесь какая мама скажите? Д. – Весёлая.
Проблемная ситуация.
Л. - Чтобы маму не огорчать, что мы должны делать? Дети высказывают свои предположения.- Я предлагаю вам порадовать ваших мам и собрать для них цветок. Но цветок будет необычным. Хотите узнать какой? Только нам надо выполнить несколько заданий, согласны?
|
Вовлечь детей в предстоящую деятельность
|
3.2.
|
Основная часть
|
18 минут
|
Л. – За столы скорей бегите и на стульчики садитесь. Посмотрите детвора у вас на столах тоже цветы, но какие– то необычные они. На лепестки посмотрите, что вы видите, скажите? Д. – Это звуки. Л. - А почему они все красные? Д. – Потому, что это звуки гласные. Л. – А какие звуки мы называем гласными? Д. – Это звуки, которые умеют петь. Л. – Молодцы. А сейчас я предлагаю вам по лепесточку со звуком брать и песенку этого звука пропеть. - Лёва, лепесток со звуком [А] возьми, губки также округли, громко песенку спой, а теперь тихо-тихо. Алина, лепесток со звуком [У] возьми, губки вытяни, песенку звука спой, сначала громко, а затем тихо. (Далее все дети берут по лепестку со звуком и поют песенку заданного звука, регулируя силу голоса). - Умницы мои! Теперь на коврик мы пойдем и все вместе под музыку гласные звуки споем (диск «Логопедические распевки» №41). - Звуки с вами распевали, буквы к ним не подобрали. Мешочки возьмите, буквы найдите. (Дидактическая игра: «Чудесный мешочек». Дети на ощупь определяют, какая буква спряталась. На каждого ребенка раздаются по две буквы.) – Пальчиками повожу, но в мешок не загляну, букву на ощупь определю. - Соня, скажи, какие буквы спрятались у тебя (ответ ребенка с последующим показом буквы) Все дети по очереди отвечают и показывают буквы. Л. – Буквы мы нашли, их назвали, а вместе не сложили и не прочитали. Чтобы буквы прочитать надо лево – право вспоминать. На ковер сейчас пойдем, где лево, право вспомним и споем. (диск «Ехал Ваня» №8). Л. – Ну, вот порядок детвора можно и слоги из букв составлять. – Ульяна, буквы А и У возьми на доску неси. Букву А слева поставь, букву У справа теперь прочти.
Дети составляют и читают слоги из заданных букв. Педагог обращает внимание на то, что читать правильно слева на право.
Л. – Молодцы вы у меня! Все правильно выполнили. Пришла пора для мамы цветок составлять.
|
Развить у детей воображение, мышление; умение обобщать и выделять объект через его обследование.
Закрепить умение переключаться с одного вида деятельности на другой.
|
3.3.
|
Заключительная часть
|
4 минуты
|
Педагог выносит поднос с лепестками, на которых изображены буквы с отсутствием одного элемента.
Л. – Ой! Посмотрите детвора, цветы несла я вам, но пока несла, буквы на лепестках стерлись у меня. Одной мне не успеть дорисовать, помогите, пожалуйста.
Дети берут маркеры и дорисовывают недостающие элементы.
Л. – Спасибо огромное вам, а теперь скажите, какие задания вам понравилось выполнять? А какие трудно было выполнить? Но вы все справились, молодцы, сейчас свои необычные цветы с буквами возьмите и в уголок несите. Мамы вечером придут и вы подарите их.
Дети уносят свои цветы в уголок творчества.
|
Подведение итогов деятельности.
|
|
|
|