|
Урок 10. Тема урока: Ю. Яковлев. Родина. К. Ушинский. Наше Отечество. Тип урока
Урок 10.
Тема урока: Ю. Яковлев. Родина. К. Ушинский. Наше Отечество.
Тип урока: урок чтения и анализа художественного произведения.
Цели урока: совершенствование знаний детей о «тайнах» слов по теме «Я и моя страна»; знакомство с произведениями Ю. Яковлева «Родина» и К. Ушинского «Наше Отечество»; развитие речи детей; развитие умения читать художественные тексты правильно, выразительно, вслух по слогам и целыми словами; развитие умения отвечать на вопросы к тексту; развитие умения находить в тексте фактическую информацию, заданную в явном виде; развитие умения формулировать на основе прочитанного несложный вывод; развитие умения определять авторское отношение и формулировать свое собственное отношение к прочитанному произведению; воспитание любви к родине.
Ход урока:
1 этап урока. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Я и моя страна». Мы познакомимся с новыми художественными произведениями о нашей стране: 1 группа будет читать рассказ Юрия Яковлева «Родина», 2 группа – рассказ Константина Ушинского «Наше Отечество». Мы будем учиться читать тексты плавно по слогам и целыми словами правильно и выразительно. Будем учиться отвечать на вопросы к тексту; учиться находить в тексте фактическую информацию, заданную в явном виде; учиться формулировать на основе прочитанного несложный вывод. Будем учиться определять отношение автора к своему произведению и высказывать свое собственное отношение к прочитанному.
2 этап урока. Актуализация опорных знаний.
2.1 Беседа о новых книгах.
Учитель: С какой темой курса литературного чтения мы стали работать на прошлом уроке?
Ученики: Мы начали изучать тему «Я и моя страна».
Учитель: С какой новой книгой мы познакомились на прошлом уроке? Кто ее автор? Как называется книга? Какое произведение читали на уроке?
Ученики: На прошлом уроке мы познакомились с книгой «Никита Кожемяка». Эта книга содержит только одно произведение – русскую народную сказку в пересказе К.Д. Ушинского «Никита Кожемяка».
На прошлом уроке мы учились рассматривать эту книгу. Мы слушали и обсуждали одно произведение – «Никита Кожемяка».
Учитель: Чем оно вам запомнилось?
Ученики высказывают свои точки зрения.
2.2. Работа по уточнению и расширению словарного запаса детей.2 этап урока. Работа по уточнению и расширению словарного запаса детей.
Учитель: На прошлом уроке вы узнали тайну слов по теме «Я и моя страна». Давайте вспомним эти слова и их значения (на доске могут быть заранее записаны слова, ребята прочитывают и раскрывают значение этих слов).
Ученики: Родина – это слово имеет два значения: 1) Отечество, родная страна; 2) место рождения, происхождения кого-нибудь или чего-нибудь.
Страна – это территория, которая выделяется по своему географическому положению и природным условиям, имеющая определенные границы, пользующаяся государственным суверенитетом.
Столица – это главный город государства.
Отчизна – это Отечество, родина человека.
Отечество – это страна, где родился человек и к гражданам которой он принадлежит.
Край – это слово многозначное, относительно темы урока имеет следующие значения – 1) это определенная территория в составе страны или области, 2) так называют страну или область.
Россия – это название нашей страны, нашего государства.
Народ – это слово многозначное, относительно темы урока имеет следующие значения – 1) это население государства, жители страны; 2) люди; 3) национальности, народности.
Учитель: Придумайте с этими словами предложения по теме урока.
(ученики предлагают свои варианты).
3 этап урока. Подготовка к первичному восприятию текста.
3.1. Подготовка к чтению.
Учитель работает с 1 группой детей:
Работа со слоговой таблицей.
Учитель: Хором прочитаем слоги.
РА РЕ
|
ДА ДЕ
|
НА НЕ
|
ТА ТЕ
|
БА БЕ
|
РО РИ
|
ДО ДИ
|
НО НИ
|
ТО ТИ
|
БО БИ
|
2) Игра «Что получилось?»
Учитель: Прочитаем слоги и подумаем, какие слова получаются? Объясните значение этих слов.
НА + ЧИ + НА + ЕТ + СЯ = ?
ПЕ + РЕ +ЖИ + ВА + ЕТ = ?
РА + ДО + ВАТЬ + СЯ = ?
3) Чтение слов по слогам с переходом на чтение целыми словами.
Учитель: Прочитаем слова. Что общего в этих словах? Чем они отличаются?
ЖИЗНЬ – ЖИЗНЬЮ
ДОЧЬ – ДОЧЕРИ – ДОЧЕРЬМИ
СЫН – СЫНОВЬЯ – СЫНОВЬЯМИ
Учитель работает со 2 группой детей:
1) Чтение слов по цепочке слогов (по странице 25 учебника).
Учитель: Прочитаем слова. Как вы их понимаете?
2) Игра «Что получилось?»
Учитель: Прочитаем слоги и подумаем, какие слова получаются? Объясните значение этих слов.
ЗА + ЩИ + ЩА + ЕТ = ?
ГО + ВО + РЯТ = ?
БЕ + РЕ+ ЖЁТ = ?
3.2. Беседа о родине (с двумя группами детей).
Учитель: Что мы называем родиной? Почему?
Ученики: Родиной мы называем то место, где родились и живем. Родина – это родное, свое.
Учитель: Какими словами мы можем назвать нашу родину?
Ученики: Родиной мы можем назвать страну, в которой живем – Россию, Отечество, Отчизну, родной край, родной город или родное село.
Учитель: Какой праздник посвящен нашей родине?
Ученики дают свои варианты ответов.
Учитель: Чтобы проверить, кто из вас прав, обратимся к помощи Всезнайкина на странице 24.
Учитель: Расскажите, как в вашей семье отмечают праздник – День России?
4 этап урока. Первичное восприятие текста.
Учитель: Познакомимся с произведениями о нашей стране. Послушайте их.
(Первой группе читает хорошо читающий ребенок или учитель выразительно произведение Ю. Яковлева. Второй группе – учитель произведение К. Ушинского).
5 этап урока. Проверка качества первичного восприятия текста.
Учитель: О чем эти произведения? Что вам понравилось и запомнилось?
6 этап урока. Вторичное восприятие произведения. Его перечитывание и анализ содержания текста.
Учитель: Сейчас мы будем учиться читать эти произведения вслух и без ошибок. Читаем текст самостоятельно вполголоса, обращая внимание на те слова, которые мы учились читать (Параллельно педагог оказывает индивидуальную помощь тем детям, кто в ней нуждается).
6.1. Чтение вслух текста Юрия Яковлева «Родина».
Учитель обращается к ученикам, входящим в первую группу: Прочитаем текст Юрия Яковлева вслух и подумаем, кем является родина для каждого из нас (Вслух прочитывают произведение 3 – 4 ученика, педагог обращает внимание на ошибки детей при чтении).
6.2.. Анализ содержания текста Юрия Яковлева «Родина».
Вопросы для обсуждения:
1. Кем является родина для каждого из нас? Почему?
2. Что мы называем родиной?
3. С чего начинается родина?
4. Что значит «любить родину»?
5. Как вы думаете, какие слова в тексте самые главные? Почему?
6.3. Чтение вслух текста К. Ушинского «Наше Отечество».
Учитель обращается к ученикам, входящим во вторую группу: Прочитаем текст Константина Ушинского вслух и подумаем, кем является родина для каждого из нас (Вслух прочитывается произведение «цепочкой» по предложению каждый ученик, педагог обращает внимание на ошибки детей при чтении).
Учитель: А теперь прочитаем это произведение еще раз, но не частями, а все и вслух. (Вслух прочитывают произведение 3 – 4 ученика).
6.4. Анализ содержания текста К. Ушинского «Наше Отечество». Вопросы для обсуждения:
1. Кем является родина для каждого из нас? Почему?
2. Что мы называем Отечеством?
3. Что такое родина?
4. Почему мы называем Россию родиной?
5. Прочитайте последние строки и запомните их.
7 этап урока. Работа с пословицей
Учитель: Постарайтесь прочитать пословицу, зашифрованную в рисунках. Как вы ее понимаете?
Й
– ,
.
(С родной земли – умри, не сходи)
8 этап урока. Подведение итога урока.
Учитель: Назовите произведения, с которыми мы познакомились сегодня на уроке.
Ученики называют автора и название каждого произведения.
Учитель: Что общего в этих произведениях?
Учитель: Как вы думаете, есть ли какая-то тайна в словах «родина», «Отечество»?
Учитель: Как авторы произведений относятся к своей родине? Как вы относитесь к своей родине? Почему?
Учитель: Какие же тайны и секреты мы узнали, изучая тему «Я и моя страна»?
Ученики называют слова и их значения, которые изучаются по теме.
|
|
|