Главная страница

Урок 10. Тема урока: Ю. Яковлев. Родина. К. Ушинский. Наше Отечество. Тип урока


Скачать 61.06 Kb.
Название Урок 10. Тема урока: Ю. Яковлев. Родина. К. Ушинский. Наше Отечество. Тип урока
Дата 16.02.2016
Размер 61.06 Kb.
Тип Урок

Урок 10.

Тема урока: Ю. Яковлев. Родина. К. Ушинский. Наше Отечество.

Тип урока: урок чтения и анализа художественного произведения.

Цели урока: совершенствование знаний детей о «тайнах» слов по теме «Я и моя страна»; знакомство с произведениями Ю. Яковлева «Родина» и К. Ушинского «Наше Отечество»; развитие речи детей; развитие умения читать художественные тексты правильно, выразительно, вслух по слогам и целыми словами; развитие умения отвечать на вопросы к тексту; развитие умения находить в тексте фактическую информацию, заданную в явном виде; развитие умения формулировать на основе прочитанного несложный вывод; развитие умения определять авторское отношение и формулировать свое собственное отношение к прочитанному произведению; воспитание любви к родине.

Ход урока:

1 этап урока. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Я и моя страна». Мы познакомимся с новыми художественными произведениями о нашей стране: 1 группа будет читать рассказ Юрия Яковлева «Родина», 2 группа – рассказ Константина Ушинского «Наше Отечество». Мы будем учиться читать тексты плавно по слогам и целыми словами правильно и выразительно. Будем учиться отвечать на вопросы к тексту; учиться находить в тексте фактическую информацию, заданную в явном виде; учиться формулировать на основе прочитанного несложный вывод. Будем учиться определять отношение автора к своему произведению и высказывать свое собственное отношение к прочитанному.

2 этап урока. Актуализация опорных знаний.

2.1 Беседа о новых книгах.

Учитель: С какой темой курса литературного чтения мы стали работать на прошлом уроке?

Ученики: Мы начали изучать тему «Я и моя страна».

Учитель: С какой новой книгой мы познакомились на прошлом уроке? Кто ее автор? Как называется книга? Какое произведение читали на уроке?

Ученики: На прошлом уроке мы познакомились с книгой «Никита Кожемяка». Эта книга содержит только одно произведение – русскую народную сказку в пересказе К.Д. Ушинского «Никита Кожемяка».

На прошлом уроке мы учились рассматривать эту книгу. Мы слушали и обсуждали одно произведение – «Никита Кожемяка».

Учитель: Чем оно вам запомнилось?

Ученики высказывают свои точки зрения.

2.2. Работа по уточнению и расширению словарного запаса детей.2 этап урока. Работа по уточнению и расширению словарного запаса детей.

Учитель: На прошлом уроке вы узнали тайну слов по теме «Я и моя страна». Давайте вспомним эти слова и их значения (на доске могут быть заранее записаны слова, ребята прочитывают и раскрывают значение этих слов).

Ученики: Родина – это слово имеет два значения: 1) Отечество, родная страна; 2) место рождения, происхождения кого-нибудь или чего-нибудь.

Страна – это территория, которая выделяется по своему географическому положению и природным условиям, имеющая определенные границы, пользующаяся государственным суверенитетом.

Столица – это главный город государства.

Отчизна – это Отечество, родина человека.

Отечество – это страна, где родился человек и к гражданам которой он принадлежит.

Край – это слово многозначное, относительно темы урока имеет следующие значения – 1) это определенная территория в составе страны или области, 2) так называют страну или область.

Россия – это название нашей страны, нашего государства.

Народ – это слово многозначное, относительно темы урока имеет следующие значения – 1) это население государства, жители страны; 2) люди; 3) национальности, народности.

Учитель: Придумайте с этими словами предложения по теме урока.

(ученики предлагают свои варианты).

3 этап урока. Подготовка к первичному восприятию текста.

3.1. Подготовка к чтению.

Учитель работает с 1 группой детей:

  1. Работа со слоговой таблицей.

Учитель: Хором прочитаем слоги.

РА РЕ

ДА ДЕ

НА НЕ

ТА ТЕ

БА БЕ

РО РИ

ДО ДИ

НО НИ

ТО ТИ

БО БИ

2) Игра «Что получилось?»

Учитель: Прочитаем слоги и подумаем, какие слова получаются? Объясните значение этих слов.

НА + ЧИ + НА + ЕТ + СЯ = ?

ПЕ + РЕ +ЖИ + ВА + ЕТ = ?

РА + ДО + ВАТЬ + СЯ = ?

3) Чтение слов по слогам с переходом на чтение целыми словами.

Учитель: Прочитаем слова. Что общего в этих словах? Чем они отличаются?

ЖИЗНЬ – ЖИЗНЬЮ

ДОЧЬ – ДОЧЕРИ – ДОЧЕРЬМИ

СЫНСЫНОВЬЯ – СЫНОВЬЯМИ

Учитель работает со 2 группой детей:

1) Чтение слов по цепочке слогов (по странице 25 учебника).

Учитель: Прочитаем слова. Как вы их понимаете?

2) Игра «Что получилось?»

Учитель: Прочитаем слоги и подумаем, какие слова получаются? Объясните значение этих слов.

ЗА + ЩИ + ЩА + ЕТ = ?

ГО + ВО + РЯТ = ?

БЕ + РЕ+ ЖЁТ = ?

3.2. Беседа о родине (с двумя группами детей).

Учитель: Что мы называем родиной? Почему?

Ученики: Родиной мы называем то место, где родились и живем. Родина – это родное, свое.

Учитель: Какими словами мы можем назвать нашу родину?

Ученики: Родиной мы можем назвать страну, в которой живем – Россию, Отечество, Отчизну, родной край, родной город или родное село.

Учитель: Какой праздник посвящен нашей родине?

Ученики дают свои варианты ответов.

Учитель: Чтобы проверить, кто из вас прав, обратимся к помощи Всезнайкина на странице 24.

Учитель: Расскажите, как в вашей семье отмечают праздник – День России?

4 этап урока. Первичное восприятие текста.

Учитель: Познакомимся с произведениями о нашей стране. Послушайте их.

(Первой группе читает хорошо читающий ребенок или учитель выразительно произведение Ю. Яковлева. Второй группе – учитель произведение К. Ушинского).

5 этап урока. Проверка качества первичного восприятия текста.

Учитель: О чем эти произведения? Что вам понравилось и запомнилось?

6 этап урока. Вторичное восприятие произведения. Его перечитывание и анализ содержания текста.

Учитель: Сейчас мы будем учиться читать эти произведения вслух и без ошибок. Читаем текст самостоятельно вполголоса, обращая внимание на те слова, которые мы учились читать (Параллельно педагог оказывает индивидуальную помощь тем детям, кто в ней нуждается).

6.1. Чтение вслух текста Юрия Яковлева «Родина».

Учитель обращается к ученикам, входящим в первую группу: Прочитаем текст Юрия Яковлева вслух и подумаем, кем является родина для каждого из нас (Вслух прочитывают произведение 3 – 4 ученика, педагог обращает внимание на ошибки детей при чтении).

6.2.. Анализ содержания текста Юрия Яковлева «Родина».

Вопросы для обсуждения:

1. Кем является родина для каждого из нас? Почему?

2. Что мы называем родиной?

3. С чего начинается родина?

4. Что значит «любить родину»?

5. Как вы думаете, какие слова в тексте самые главные? Почему?

6.3. Чтение вслух текста К. Ушинского «Наше Отечество».

Учитель обращается к ученикам, входящим во вторую группу: Прочитаем текст Константина Ушинского вслух и подумаем, кем является родина для каждого из нас (Вслух прочитывается произведение «цепочкой» по предложению каждый ученик, педагог обращает внимание на ошибки детей при чтении).

Учитель: А теперь прочитаем это произведение еще раз, но не частями, а все и вслух. (Вслух прочитывают произведение 3 – 4 ученика).

6.4. Анализ содержания текста К. Ушинского «Наше Отечество». Вопросы для обсуждения:

1. Кем является родина для каждого из нас? Почему?

2. Что мы называем Отечеством?

3. Что такое родина?

4. Почему мы называем Россию родиной?

5. Прочитайте последние строки и запомните их.

7 этап урока. Работа с пословицей

Учитель: Постарайтесь прочитать пословицу, зашифрованную в рисунках. Как вы ее понимаете?

отсканировано 14 отсканировано 13отсканировано облакоотсканировано домотсканировано носотсканировано облако Й

отсканировано 15отсканировано ельотсканировано 13отсканировано 15отсканировано лейка отсканировано 15 отсканировано ухо отсканировано 15отсканировано 13отсканировано 15,

отсканировано носотсканировано ель отсканировано 14отсканировано х отсканировано облакоотсканировано домотсканировано 15.

(С родной земли – умри, не сходи)

8 этап урока. Подведение итога урока.

Учитель: Назовите произведения, с которыми мы познакомились сегодня на уроке.

Ученики называют автора и название каждого произведения.

Учитель: Что общего в этих произведениях?

Учитель: Как вы думаете, есть ли какая-то тайна в словах «родина», «Отечество»?

Учитель: Как авторы произведений относятся к своей родине? Как вы относитесь к своей родине? Почему?

Учитель: Какие же тайны и секреты мы узнали, изучая тему «Я и моя страна»?

Ученики называют слова и их значения, которые изучаются по теме.