|
Программа коррекционной-развивающей работы с воспитанником подготовительной группы, имеющим задержку психического развития
Индивидуальная программа коррекционной-развивающей работы с воспитанником подготовительной группы, имеющим задержку психического развития.
Составила учитель-дефектолог Балаклеец В. Н.
По итогам мониторинга у ребенка слабо развиты познавательные процессы: слуховое восприятие, внимание, слуховая и долговременная память, мышление. Недостаточно сформированы все компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм). Частично сформированы элементарные математические представления: счет до 10, обратного счёта нет; временные понятия и ориентировка в пространстве. Недостаточно развита тонкая моторика рук.
Индивидуальные занятия с учителем-дефектологом по следующим направлениям:
- развитие зрительного восприятия
- развитие ориентировки в пространстве
- формирование элементарных количественных представлений
- развитие осязания и мелкой моторики рук
Через решение следующих задач:
1) развивать восприятие геометрических фигур
2) развивать точность восприятия
3) развивать цветоразличение
4) развивать восприятие длительности временного интервала
5) развивать представление о частях суток
6) развивать представления о временах года
7) развивать пространственные представления
8) развивать наблюдательность
9) формировать элементарные математические представления
10) учить слушать и слышать учебную задачу, выполнять одну и двух ступенчатую инструкцию, переносить полученный опыт в другие условия
11) развивать зрительно-двигательную координацию
Развитие зрительного восприятия. Развитие ориентировки в пространстве.
Цели.
1. Зрительное восприятие формы. Закреплять форму предметов: круг и квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
2. Зрительное восприятие цвета. Закреплять название цвета красный и синий, желтый, зеленый, находить их в окружающей обстановке.
3. Зрительное соотнесение размера. Учить пользоваться в речи словами: «большой», «поменьше», «побольше», «маленький», «одинаковые по размеру». Учить пользоваться в речи словами: «высокий», «низкий», «повыше», «пониже», «одинаковые по высоте».
Содержание коррекционно-развивающей работы.
- Составление бус из геометрических фигур одинакового цвета, чередуя их: круг, квадрат, треугольник, овал, круг …
- Составление бус из геометрических фигур разного цвета
- Составь бусы, меняя размер фигур от большого к маленькому или от маленького к большому
- Игра «Цвет, форма»
- Игра «Разноцветное лото», лото «Цвет»
- Игра «Разложи предметы по цвету»
- Игра «Назови красные (зеленые, желтые, синие) предметы»
- Игра «Разложи предметы по форме
- Игры: «Разложи фигуры по форме»; «Найди предметы круглой (квадратной) формы
- Игры: «Найди в группе красные (синие) предметы»
- Д/и «Блоки Дьенеша»: разложи по цвету; построй такой же предмет как на рисунке
- Настольная игра - тренажер «Лабиринт геометрических фигур»
- «Назови фигуру»
- «Геометрическое лото»
- «Нарисуй фигуру, которую я назову»
- «Танграм»
- «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность)
- «Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)»
- «Рисование картин, состоящих из геометрических фигур»
- «Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.»
- «Дорисуй фигуры»
- «Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность)
- Беседа по картинкам (части суток)
- «Разложи картинки»
- «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!»
- «Угадай время года по описанию (вариативность)»
- Беседа о временах года
- «Назови время года»
- «Покажи правую, левую руку, ногу ухо и т.д.»
- «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева, справа, позади) мишкой? И т. д.»
- «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т. д.»
- «Расскажи, где, какая игрушка стоит?»
- «Посмотри и найди предметы круглой формы»
Развитие осязания и мелкой моторики.
Цели.
1. Развивать зрительно-моторную координацию.
Содержание коррекционно-развивающей работы.
Графические игры и упражнения, подготовка руки к письму.
Графический диктант
Рисование по клеточкам
Штриховка
(сверху - вниз, слева - направо, волнистыми линиями, крестиками)
Обводка
(с трафаретом, по линии, по точкам, по цифрам)
Дорисовка.
Печатание.
Раскрашивание рисунка
• Выкладывание цифр, букв, геометрических фигур из палочек, камешек, фасоли, гороха, ниток.
• Обводка по трафаретам предметов по лексическим темам.
• Работа в тетради в клетку: штриховка, рисование узора по точкам, обводить клеточки и писать палочки, рисование геометрических фигур по клеточкам.
• Настольная игра «Лабиринт геометрических фигур»
• Настольная игра «Геометрические фигуры на столбиках»
Формирование элементарных математических представлений.
Цель.
1. Учить находить один, несколько, мало и много предметов; использовать их в речи.
2. Учить согласовывать числительное «один» и наречия «много», «мало», «несколько» с существительными в роде, числе и падеже.
3. Учить соотносить число с количеством предметов и с цифрами в пределах 10.
4. Упражнять в счете в пределах 10, используя разные анализаторы.
5. учить пересчитывать пальцы на одной и другой руке, используя пальчиковую гимнастику.
6. Закрепляем цвет, форму и размер предметов.
Содержание коррекционно-развивающей работы.
• Игра «Один и много»
• Игра «Найди в комнате много одинаковых предметов»
• Игра «Принеси несколько предметов»
• Игра «Покажи, каких мало предметов»
• Игра «Блоки Дьенеша»
• Игра «Найди карточки с одним (до 10) предметом»
• Д/У «Расставь цифры по порядку на числовую прямую» (до 10)
• Игра «Найди все цифры 1( 2, 3, 4…)
• Игра «Найди столько предметов, сколько показывает данная цифра»
• «Чудесный мешочек» (с цифрами до 5, геометрическими фигурами и мелким раздаточным материалом). Узнать на ощупь цифру, геометрическую фигуру, отсчитать столько предметов, сколько показывает цифра.
|
|
|