Главная страница

Тема. Звуки «С», «Ш»


Скачать 63.48 Kb.
Название Тема. Звуки «С», «Ш»
Дата 23.03.2016
Размер 63.48 Kb.
Тип Конспект

КОНСПЕКТ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ЛОГОПУНКТЕ С ВОСПИТАННИКОМ СТАРШЕЙ ГРУППЫ


Тема. Звуки «С», «Ш».

Цель: дифференцировать звуки «С», «Ш» в словах

Задачи:

  • закрепить речевой навык произношения звуков «С», «Ш» в словах;

  • закрепить умение различать на слух звуки «С», «Ш»;

  • развить умение выделять звуки «С», «Ш» в ряду слов;

  • совершенствовать умение интонационно выделять и определять позицию звуков «С», «Ш» в словах

Оборудование.

Картинки со звуками «С», «Ш»; ноутбук; мяч; фитбол;

компьютерные игры «Четвертый лишний» и «Угадай, где звуки?»

Лингвистический материал.

Имена существительные

Кастрюля, миска, стакан, термос, сковорода, поднос, самовар, скалка.

Шумовка, чашка, горшок, решето, кувшин, крышка, ковш, дуршлак.

Носки, капуста, шкаф, страус.

Груша, носки, шуба, кошка. Лиса, санки, шпага.

Шапка, санки, шуба, сом, сумка, шлем, сова, шайба, соль, сок.

Скакалка, собака, самокат, самолет, маска, слон, сачок, сабля.

Матрешка, мишка, лошадка, петрушка, погремушка, машинка, шарик, клюшка

Глаголы

Шумит

Всего – 54 слова.

Место проведения.

МБУ детский сад № 27, логопедический кабинет

Организационная форма: на основе сюжета «Приключения звуков «С», «Ш»».
Ход занятия.

I. Орг. момент.

Логопед

- Здравствуй, Саша. Сегодня ты сам отгадаешь, с какими звуками мы будем работать. Слушай внимательно слова.

Миска – мишка, каска – кашка, крыса – крыша

(логопед акцентированно произносит слова, выделяя звуки «С», «Ш»)

Ребенок.

– Звуки «С», «Ш». Молодец, ты справился с заданием.

II. Основная часть

Логопед

  • Решили звуки «С», «Ш» совершить путешествие. Мы отправляемся вместе с ними. Шли они дружно по дороге, шли, и увидели большой камень. А на нем написано: «Налево пойдешь, слова со звуком «С» найдешь. Направо пойдешь, слова со звуком «Ш» найдешь. Пошел звук «С» налево, увидел картинки и стал их собирать.

Задание № 1.

Назови эти картинки.

Ребенок

Кастрюля, миска, стакан, термос, сковорода, поднос, самовар, скалка.

Логопед

Пошел звук «Ш» направо, увидел картинки и стал их собирать.

Назови эти картинки.

Ребенок

Шумовка, чашка, горшок, решето, кувшин, крышка, ковш, дуршлак.

Логопед

Назови одним словом.

Ребенок

Посуда

Логопед

  • Идут звуки «С», «Ш» дальше. Видят, лежит ноутбук. Экран светится. А на экране компьютерная игра «Четвертый лишний». Хотели они сыграть, но не умеют пользоваться компьютером.

Помоги, Саша, нашим путешественникам.

Начни игру, кликая левой кнопкой мышки.

На экране появляются картинки: «носки, «капуста», «шкаф», «страус».

Задание № 2.

Назови картинки. Определи, какая картинка лишняя и объясни почему?

Ребенок

Это носки, капуста, шкаф, страус.

Шкаф - лишний, потому что в слове «шкаф» нет звука «С».

Логопед

Хорошо. Проверь свой ответ. Кликни левой кнопкой мышки на «шкаф».

Ребенок

Кликает левой клавишей мышки и картинка с изображением «шкафа» исчезает.

Появляются новые картинки: «груша», «носки», «шуба», «кошка»

Ребёнок

Это - груша, носки, шуба, кошка; лишние – носки, потому что в слове «носки» нет звука [ш].

Логопед

Проверь свой ответ.

(Ребенок кликает левой кнопкой мышки и картинка с изображением «носков» исчезает)

По аналогии ребенок называет следующие картинки, определяет лишнюю, объясняя свой выбор.

Логопед

Молодец, ты справился с заданием. Правильно определил лишние слова.

Логопед

  • Ушли звуки «С», «Ш» путешествовать и стали слова без этих звуков непонятные.

Задание № 3.

Помоги нам, Саша, отгадать слова.

Игра с перекидыванием мяча «Отгадай слово» (пропущены звуки «С» или «Ш»)


…апка

…умка

…оль

…анки

…лем

…ок

…уба

…ова

…умит

…ом

…айба

…уп



III. Динамическая пауза

Упражнение выполняется сидя на фитболе.

Логопед

  • Долго путешествовали звуки «С», «Ш». Решили отдохнуть. И мы отдохнем вместе с ними.

Я подую высоко, с-с-с.

Руки поднять вверх ладонями вниз, ноги поставить на носки, подуть

Я подую низко, ш-ш-ш.

Руки опустить вниз перед собой, ладонями вверх, подуть, ноги поставить на пятки.

Я подую далеко, с-с-с.

Руки вытянуть перед собой ладонями вверх, наклон вперед, подуть на ладони, ноги на носки.

Я подую близко, ш-ш-ш.

Руки на колени ладонями вверх и подуть на них, ноги на пятки.



IV. Продолжение основной части

Логопед.

  • Встретили звуки «С», «Ш» на своем пути грустную девочку. И решили развеселить ее. Каждый стал предлагать девочке свои игрушки.

Задание № 4.

Определи, какие игрушки предложил девочке звук «С», а какие звук «Ш».

Ребенок

Звук «С» предложил девочке: скакалку, собаку, самокат, самолет, маску, слона, сачок, саблю.

Звук «Ш» предложил девочке: матрешку, мишку, лошадку, петрушку, погремушку, машинку, шарик, клюшку.

Логопед.

  • Решили звуки «С», «Ш» закончить на этом свои приключения и вернуться в детский сад. Очень уж им хотелось научиться работать на компьютере. А мальчику Саше как раз логопед предложил сыграть в компьютерную игру «Угадай, где звук?» Сели звуки «С», «Ш» на стул и стали внимательно следить за тем, как выполняет задание логопеда Саша.

Логопед.

Начни игру, кликая левой кнопкой мышки. (Появляется картинка «лиса»). Задание № 5

Назови, пожалуйста, картинку. Определи позицию заданного звука в слове.

Ребёнок

На картинке нарисована лиса. В слове лиса звук [С] в середине слова.

Логопед.

Хорошо, теперь проверь свой ответ. Кликни левой кнопкой мышки.

Ребенок кликает левой кнопкой мышки и картинка передвигается на середину

Логопед.

Молодец! Правильный ответ. Продолжай игру.

По аналогии на экране появляются картинки с разной позицией заданного звука, ребенок называет картинки, определяет позицию звука в словах и проверяет правильность ответов, кликая левой кнопкой мышки.

V. Итог занятия.

Логопед.

  • Подведем итог занятию. Вспомни тему занятия.

Ребенок

- Звуки «С», «Ш»

Логопед.

Чему ты сегодня научился?

Ребенок

Я научился правильно произносить слова со звуками «С», «Ш».

Не путать эти звуки в словах. Определять, где находятся звуки в слове: в начале, середине или в конце.

Логопед.

Придумай одно слово со звуком «С» и одно со звуком «Ш»

Ребенок

Санки, шпага.

Логопед.

Молодец, Саша!!! Справился со всеми заданиями. Мне было приятно работать с тобой. Спасибо за общение. На следующей встрече мы будем работать со звуками «С», «Ш» в составе одном слове. В твоем имени есть оба этих звука. До свидания, до встречи на следующем занятии.