Главная страница

А. М. Горький. Пьеса «На дне» (1902 г.)


Скачать 28.57 Kb.
Название А. М. Горький. Пьеса «На дне» (1902 г.)
Дата 05.04.2016
Размер 28.57 Kb.
Тип Урок




Тема урока: А.М.Горький. Пьеса «На дне» (1902 г.)

Один день среди обитателей ночлежки.

«Погружение» в текст.
Цели урока:

  1. Проанализировать содержание пьесы.

  2. Отметить в ней особенности социально-философской драмы.

  3. Выявить ее современное звучание.


Эпиграфы:
«Братия вы моя несчастная, никудышная, пропащая…» (Костылев)

«А все – люди!» (Лука)
…русский босяк – явление более страшное, чем удалось сказать, страшен человек этот прежде всего отчаянием своим, тем, что сам себя отрицает, извергает из жизни. ( М.Горький)

ПЛАН

Слово учителя.

Представьте, что вы оказались на сцене театра, где разыгрывается эта пьеса, или в том времени и месте, которые выведены в пьесе.

Проявите свое знание текста, его понимание и осмысление.

Работаем в группах: 4 акта – 4 группы.
ПЛАН ОТВЕТА

1.Время года, дня

2.Место действия

3.Действующие лица

4.Возвращение в прошлое

5.Происходящие события

6.Монологи и диалоги: темы, интонация, лексика, афоризмы (выразительное чтении текста)

7.Общее настроение

8.Вынесенное вами впечатление о ночлежке и ее обитателях
- Работа по содержанию пьесы

Выводы, комментарии

- Слово учителя:

Посмотрев пьесу на сцене театра, писатель Л.Андреев (1902 г.) заметил:
«Берёт Горький всё тех же своих босяков и бывших людей, но есть нечто совершенно новое в сильно изменившемся, … просветлённом взгляде автора. Он из романтика… словно превратился в философа, настойчиво и мучительно ищущего смысла бытия. Он нагромоздил гору жесточайших страданий, бросил в одну кучу десятки разнохарактерных лиц – и все объединил жгучим стремлением к правде и справедливости»

(Л.Андреев, 1902)
- Сделаем вывод:

Какие признаки социально-философской драмы вы увидели (отметили) в пьесе?

Ответ:

- Автор поднимает в пьесе социальные вопросы:

взаимоотношение классов,

несправедливое устройство общества,

унижение и бесправие человеческой личности,

человек оказывается лишним в сообществе людей
- Ставятся философские вопросы:

о смысле жизни,

о добре и зле,

о назначении человека,

о смерти
- Теперь нетрудно ответить на последний вопрос:

Что привлекает современных режиссеров разных театров во многих странах мира в этой драме М.Горького?
- Конечно, желание понять человека, его сущность, тайну его бытия. В чем сила и слабость человека? Можно ли постичь истину? Нужна ли человеку правда? Во что верить? Как повлиять на свою судьбу?
На следующем уроке разговор будет продолжен уже по конкретной теме, которая постоянно звучит в репликах героев пьесы: спор о человек, об истине и сострадании, о правде и лжи. Что думают и говорят герои пьесы? Каково ваше мнение?

Домашнее задание:

Спор о человеке (заполнить таблицу).


КТО ГОВОРИТ

ТЕМА ВЫСКАЗЫВАНИЯ

ЦИТАТА

ВЫВОД