|
Основные типы уроков: Урок изучения нового
Основные типы уроков:
1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Классификация уроков нетрадиционной формы
Т и п ы у р о к о в
|
|
Уроки формирования новых знаний
|
Уроки обучения умениям и навыкам
|
Уроки повторения и обобщения знаний
|
Уроки проверки и учета ЗУН учащихся
|
Комбини-
рованные
уроки
|
Уроки лекционной формы, уроки-экспедиции
(путешествия),
уроки-исследования,
уроки-инсце-
нировки,
учебные конференции
(пресс-конференции),
интегрированные
|
Практикумы,
сочинения,
уроки-диалоги,
уроки с роле-
вой, деловой игрой
|
Семинары внеклассного чтения,
повторительно-
обобщающие,
диспуты,
игровые: КВН,
«Что? Где?
Когда?», «Поле
чудес» и др.
Интегрированные
театрализованные
(урок-суд),
уроки-консуль_
тации, уроки-
конкурсы,
уроки-соревно-
вания.
|
Зачетные,
викторины,
конкурсы,
смотр знаний,
защита
творческих работ,
проектов, творческие отчеты.
|
|
Структурные элементы учебного занятия
ЭТАПЫ. Дидактические задачи. Показатели реального результата решения задачи.
1. Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
2. Проверка выполнения домашнего задания. Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
3. Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
4. Усвоение новых знаний и способов действий.Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
5. Первичная проверка понимания.Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
6. Закрепление знаний и способов действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
7. Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных имежкурсовых связей.
8. Контроль и самопроверка знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
9. Подведение итогов занятий. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информациио реальных результатах учения.
10. Рефлексия. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
11. Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
Этапы комбинированного урока:
Организация начала урока
Проверка выполнения домашнего задания
Всесторонняя проверка знаний
Подготовка к усвоению нового учебного материала.
Усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
Закрепление новых знаний.
Подведение итогов урока.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.
Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
рефлексия настроения и эмоционального состояния
рефлексия деятельности
рефлексия содержания учебного материала
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость»
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.
Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах (индивидуальный, групповой, коллективный) Коллективная учебная деятельность создает условия для овладения иноязычным общением. Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:
Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
- делало её более эффективной
- тормозило выполнение задания
- не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе
На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
обмен информацией
взаимодействие
взаимопонимание
были равномерно задействованы все уровни
Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?
недостаток информации
недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)
трудности в общении
Какой стиль общения преобладал в работе?
ориентированный на человека
ориентированный на выполнение задания
Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
в группе сохранилось единство и партнерские отношения
единство группы в ходе работы было нарушено
Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
лидер, выдвинувшийся в ходе работы
нежелание наладить контакт большинства участников группы
непонимание задачи, поставленной для совместной работы
сама задача оказалась неинтересной, трудной
Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Памятка для самоанализа занятия.
А. Каков был замысел, план проведения занятия и почему?
1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
1.1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?
1.2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?
1.3. Как урок работает на последующие уроки темы, разделы (в том числе других предметов)?
1.4. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегии развития данной школы?
1.5. В чем видится специфика этого урока, его особое предназначение?
1.6. Как и почему была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?
2. Какие особенности учащихся класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?
3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?
4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?
5. Чем обосновывается конкретный ход урока? характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?
6. Какие условия (социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные, эстетические) были созданы для проведения урока и почему?
Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с первоначальным планом в ходе урока? какие? почему? К чему они привели?
В. Удалось ли:
решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;
избежать перегрузки и переутомления учащихся;
сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия? Какова общая самооценка урока?
Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?
Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?
СХЕМА АНАЛИЗА (САМОАНАЛИЗА)
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА
Психолого-дидактические характеристики урока
|
Признаки конкретной психолого-дидактической характеристики (технологические показатели)
|
Данный признак на уроке был
выражен ярко
|
Данный признак на уроке был
выражен слабо
|
Данный признак на уроке отсутствовал
|
1. Организационно – деятельностные аспекты ориентированного урока
|
1. Ориентация на
формирование
деятельности
(а не на передачу
информации)
|
Раскрытие и обсуждение способов учебной работы, которыми пользовались ученики
|
|
|
|
Знакомство учеников с рациональными способами усвоения материала
|
|
|
|
Постановка на уроке учебных задач
|
|
|
|
Освоение на уроке учебных действий
|
|
|
|
Обучение учеников рефлексии, оценке действий, усилий, результатов, контролю за процессом деятельности
|
|
|
|
2. Организация
развивающего
пространства
(обеспечение
развивающего
потенциала
урока)
|
Использование сюжетно-ролевых игр, элементов тренинга, анализа ситуаций и/или их моделей
|
|
|
|
Преобладание на уроке учебных заданий продуктивного (творческого) характера (а не репродуктивного)
|
|
|
|
Постановка и организация разрешения проблемных ситуаций
|
|
|
|
Использование диагностических заданий, приемов, процедур, ориентированных на изучение личностного развития учеников
|
|
|
|
Использование нетрадиционных форм урока (семинар, экскурсия, состязание, диспут, деловая игра и др.)
|
|
|
|
3. Реализация
индивидуального
подхода
|
Использование приемов внешней и внутренней дифференциации
|
|
|
|
Обеспечение дозированной помощи взрослого ученикам (в соответствии с зоной ближайшего развития)
|
|
|
|
Создание ситуаций, позволяющих ученикам проявлять свои способности, возможности, интересы (то есть индивидуальность)
|
|
|
|
Обеспечение вариативности (свободный выбор средств и форм самовыражения на основе предложенных альтернатив)
|
|
|
|
Создание ситуаций успеха (акцентирование внимания на достижениях и успехах учеников)
|
|
|
|
2. Создание условий для развития субъектной позиции учеников
|
1. Актуализация
и обогащение субъектного опыта учеников
|
Обращение к ранее накопленным знаниям и умениям учеников
|
|
|
|
Стимулирование учеников к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения задания
|
|
|
|
Создание ситуаций нравственного выбора
|
|
|
|
Обращение к версиям учеников при поиске вариантов решения познавательной задачи (проблемы)
|
|
|
|
Организация познания через переживание, актуализацию чувственного опыта
|
|
|
|
2. Развитие
активности
учащихся в
учебной
деятельности
|
Организация исследовательской деятельности на уроке (порученных исследовательских заданий на дом)
|
|
|
|
Создание ситуации самостоятельного поиска ответа на поставленный учителем вопрос
|
|
|
|
Выявление мнения учащихся об уроке, о характере взаимодействия на уроке
|
|
|
|
Поощрение вопросов учеников, обеспечение возможности задавать вопросы
|
|
|
|
Поощрение инициативы, самостоятельности в учебном процессе
|
|
|
|
3. Создание условий для развития готовности ученика к самоопределению (в т.ч. личной ответственности за результаты учебной деятельности)
|
Побуждение учеников к самооценке, самоконтролю, самоанализу деятельности
|
|
|
|
Создание ситуаций самостоятельного планирования своей деятельности, выбора действий
|
|
|
|
Помощь в осознании мотивов собственных действий, поведения,деятельности
|
|
|
|
Обучение целеполаганию (приемам, последовательности, классификации)
|
|
|
|
Создание ситуаций, обеспечивающих самопознание учащихся
|
|
|
|
3. Проявление личностно ориентированной (ЛИЧНОСТНО-ГУМАННОЙ) ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА
|
1.Проявление
ценностного
отношения
к личности
учащихся
|
Заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания, замечания(мнение) каждого ученика
|
|
|
|
«Считывание» учителем эмоционального состояния отдельных учеников и реагирование на него
|
|
|
|
Отделение оценки действий ученика от личного отношения к нему педагога
|
|
|
|
Акцентирование учителем важности мнения и участия каждого в урочной деятельности
|
|
|
|
Акцентирование внимания на позитивных личностных качествах учащихся, их поощрение
|
|
|
|
2. Реализация
учителем новых педагогических функций(ролей)
|
Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки)
|
|
|
|
Учитель как человек, создающий условия для учения (фасилитаторская функция)
|
|
|
|
Учитель как исследователь (исследовательская функция)
|
|
|
|
Учитель как психотерапевт (функция педагогической поддержки)
|
|
|
|
Учитель как эксперт (консультативная, рекомендательная)
|
|
|
|
IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИИ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
|
1. Организация
равноправного
партнерского
общения в ходе
учебного
взаимодействия
|
Приоритет диалогических форм общения
|
|
|
|
Организация сотрудничества учеников между собой
|
|
|
|
Обращение учителя к ученикам по имени
|
|
|
|
Свободное и открытое выражение учениками своего мнения без опасения критики
|
|
|
|
Учитель стремится постоянно получать от учащихся «обратную связь»
|
|
|
|
2. Создание
благоприятного
психологического
климата на уроке,
атмосферы доброжелательности и
комфорта
|
Доброжелательность, спокойствие, уравновешенность учителя
|
|
|
|
Внимательность к ученику и его проблемам
|
|
|
|
Отсутствие демонстрации своего превосходства над учащимися
|
|
|
|
Свободное и легкое вступление учеников в диалог с учителем и друг с другом
|
|
|
|
Стимулирование положительных эмоций во время урока
|
|
|
|
3. Создание атмосферы взаимной
заинтересованности
в работе друг друга,
сотрудничества
|
Организация ситуаций взаимопомощи между учениками
|
|
|
|
Использование таких учебных заданий, где сильна взаимозависимость результатов индивидуальной и групповой работы
|
|
|
|
Организация работы учащихся в парах
|
|
|
|
Организация групповой работы учащихся
|
|
|
|
Подчеркивание значимости достижений (успеха) каждого в решении общей учебной задачи
|
|
|
|
|
|
|