Главная страница

Основные типы уроков: Урок изучения нового


Скачать 1.11 Mb.
Название Основные типы уроков: Урок изучения нового
страница 1/6
Дата 05.04.2016
Размер 1.11 Mb.
Тип Урок
  1   2   3   4   5   6

Основные типы уроков:

1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Классификация уроков нетрадиционной формы

Т и п ы у р о к о в




Уроки формирования новых знаний

Уроки обучения умениям и навыкам

Уроки повторения и обобщения знаний

Уроки проверки и учета ЗУН учащихся

Комбини-

рованные

уроки

Уроки лекционной формы, уроки-экспедиции

(путешествия),

уроки-исследования,

уроки-инсце-

нировки,

учебные конференции

(пресс-конференции),

интегрированные

Практикумы,

сочинения,

уроки-диалоги,

уроки с роле-

вой, деловой игрой

Семинары внеклассного чтения,

повторительно-

обобщающие,

диспуты,

игровые: КВН,

«Что? Где?

Когда?», «Поле

чудес» и др.

Интегрированные

театрализованные

(урок-суд),

уроки-консуль_

тации, уроки-

конкурсы,

уроки-соревно-

вания.

Зачетные,

викторины,

конкурсы,

смотр знаний,

защита

творческих работ,

проектов, творческие отчеты.




Структурные элементы учебного занятия

ЭТАПЫ. Дидактические задачи. Показатели реального результата решения задачи.

1. Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2. Проверка выполнения домашнего задания. Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3. Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4. Усвоение новых знаний и способов действий.Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

5. Первичная проверка понимания.Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

6. Закрепление знаний и способов действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

7. Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных имежкурсовых связей.

8. Контроль и самопроверка знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

9. Подведение итогов занятий. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информациио реальных результатах учения.

10. Рефлексия. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

11. Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Этапы комбинированного урока:

Организация начала урока

Проверка выполнения домашнего задания

Всесторонняя проверка знаний

Подготовка к усвоению нового учебного материала.

Усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания учащимися нового материала.

Закрепление новых знаний.

Подведение итогов урока.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

рефлексия настроения и эмоционального состояния

рефлексия деятельности

рефлексия содержания учебного материала

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость»

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересно / не интересно

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный

«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный

«0» - не ответил.

Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах (индивидуальный, групповой, коллективный) Коллективная учебная деятельность создает условия для овладения иноязычным общением. Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:

Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?

- делало её более эффективной

- тормозило выполнение задания

- не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе

На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?

обмен информацией

взаимодействие

взаимопонимание

были равномерно задействованы все уровни

Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?

недостаток информации

недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)

трудности в общении

Какой стиль общения преобладал в работе?

ориентированный на человека

ориентированный на выполнение задания

Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

в группе сохранилось единство и партнерские отношения

единство группы в ходе работы было нарушено

Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?

лидер, выдвинувшийся в ходе работы

нежелание наладить контакт большинства участников группы

непонимание задачи, поставленной для совместной работы

сама задача оказалась неинтересной, трудной

Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Памятка для самоанализа занятия.

А. Каков был замысел, план проведения занятия и почему?

1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?

1.1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?

1.2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?

1.3. Как урок работает на последующие уроки темы, разделы (в том числе других предметов)?

1.4. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегии развития данной школы?

1.5. В чем видится специфика этого урока, его особое предназначение?

1.6. Как и почему была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?

2. Какие особенности учащихся класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?

3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?

4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?

5. Чем обосновывается конкретный ход урока? характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?

6. Какие условия (социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные, эстетические) были созданы для проведения урока и почему?

Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с первоначальным планом в ходе урока? какие? почему? К чему они привели?

В. Удалось ли:

  • решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;

  • избежать перегрузки и переутомления учащихся;

  • сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия? Какова общая самооценка урока?

Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?

Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?

СХЕМА АНАЛИЗА (САМОАНАЛИЗА)

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА

Психолого-дидактические характеристики урока

Признаки конкретной пси­холого-дидактической ха­рактеристики (технологиче­ские показатели)

Данный признак на уроке был

выражен ярко

Данный признак на уроке был

выражен слабо

Данный при­знак на уроке отсутствовал

1. Организационно – деятельностные аспекты ориентированного урока

1. Ориентация на

формирова­ние

деятель­ности

(а не на передачу

информации)


Раскрытие и обсуждение спо­собов учебной работы, кото­рыми пользовались ученики










Знакомство учеников с ра­циональными способами ус­воения материала










Постановка на уроке учебных задач










Освоение на уроке учебных действий










Обучение учеников рефлек­сии, оценке действий, усилий, результатов, контролю за процессом деятельности










2. Организация

развивающего

пространства

(обеспечение

развивающего

потенциала

урока)


Использование сюжетно-ролевых игр, элементов тре­нинга, анализа ситуаций и/или их моделей










Преобладание на уроке учеб­ных заданий продуктивного (творческого) характера (а не репродуктивного)










Постановка и организация разрешения проблемных си­туаций










Использование диагно­стических заданий, приемов, процедур, ориентированных на изучение личностного раз­вития учеников










Использование нетра­диционных форм урока (се­минар, экскурсия, состязание, диспут, деловая игра и др.)










3. Реализация

индивидуаль­ного

подхода


Использование приемов внешней и внутренней диф­ференциации










Обеспечение дозированной помощи взрослого ученикам (в соответствии с зоной бли­жайшего развития)










Создание ситуаций, позво­ляющих ученикам проявлять свои способности, возможно­сти, интересы (то есть индивидуальность)










Обеспечение вариативности (свободный выбор средств и форм самовыражения на ос­нове предложенных альтер­натив)










Создание ситуаций успеха (ак­центирование внимания на дос­тижениях и успехах учеников)










2. Создание условий для развития субъектной позиции учеников

1. Актуализация

и обогащение субъектного опыта учеников


Обращение к ранее накоп­ленным знаниям и умениям учеников










Стимулирование учеников к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения зада­ния










Создание ситуаций нравст­венного выбора










Обращение к версиям учени­ков при поиске вариантов ре­шения познавательной зада­чи (проблемы)










Организация познания через переживание, актуализацию чувственного опыта










2. Развитие

ак­тивности

уча­щихся в

учеб­ной

деятель­ности


Организация исследо­вательской деятельности на уроке (порученных исследо­вательских заданий на дом)










Создание ситуации самостоя­тельного поиска ответа на поставленный учителем во­прос










Выявление мнения учащихся об уроке, о характере взаи­модействия на уроке










Поощрение вопросов учени­ков, обеспечение возможно­сти задавать вопросы










Поощрение инициативы, са­мостоятельности в учебном процессе











3. Создание ус­ловий для раз­вития готовно­сти ученика к самоопреде­лению (в т.ч. личной ответ­ственности за результаты учебной дея­тельности)

Побуждение учеников к само­оценке, самоконтролю, само­анализу деятельности










Создание ситуаций самостоя­тельного планирования своей деятельности, выбора действий










Помощь в осознании моти­вов собственных действий, поведения,деятельности










Обучение целеполаганию (приемам, последовательно­сти, классификации)










Создание ситуаций, обеспе­чивающих самопознание учащихся










3. Проявление личностно ориентированной (ЛИЧНОСТНО-ГУМАННОЙ) ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА

1.Проявление

ценностного

от­ношения

к лич­ности

учащихся


Заинтересованная реакция учителя на предложения, по­желания, замечания(мнение) каждого ученика










«Считывание» учителем эмоционального состояния отдельных учеников и реаги­рование на него










Отделение оценки действий ученика от личного отноше­ния к нему педагога










Акцентирование учителем важности мнения и участия ка­ждого в урочной деятельности










Акцентирование внимания на позитивных личностных каче­ствах учащихся, их поощрение










2. Реализация

учителем новых педагогических функций(ролей)


Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки)










Учитель как человек, соз­дающий условия для учения (фасилитаторская функция)










Учитель как исследователь (исследовательская функция)










Учитель как психотерапевт (функция педагогической поддержки)










Учитель как эксперт (консуль­тативная, рекомендательная)










IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИИ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1. Организация

равноправного

партнерского

общения в ходе

учебного

взаи­модействия


Приоритет диалогических форм общения










Организация сотрудничества учеников между собой










Обращение учителя к учени­кам по имени










Свободное и открытое выра­жение учениками своего мне­ния без опасения критики










Учитель стремится постоянно получать от учащихся «об­ратную связь»










2. Создание

бла­гоприятного

психологи­ческого

климата на уроке,

атмо­сферы добро­желательности и

комфорта

Доброжелательность, спокой­ствие, уравновешенность учи­теля










Внимательность к ученику и его проблемам










Отсутствие демонстрации своего превосходства над учащимися










Свободное и легкое вступле­ние учеников в диалог с учите­лем и друг с другом










Стимулирование положи­тельных эмоций во время урока










3. Создание атмосферы взаимной

заин­тересованно­сти

в работе друг друга,

сотрудничества

Организация ситуаций взаи­мопомощи между учениками










Использование таких учебных заданий, где сильна взаимо­зависимость результатов ин­дивидуальной и групповой работы










Организация работы учащих­ся в парах










Организация групповой рабо­ты учащихся










Подчеркивание значимости достижений (успеха) каждого в решении общей учебной задачи









  1   2   3   4   5   6