|
Снятие мерок для построения чертежа фартука
Тема урока: Снятие мерок для построения чертежа фартука.
Тип урока: урок приобретения новых знаний и умений, урок закрепления знаний и умений.
Практическая работа: Снятие мерок, их запись.
Цели:
Обучающая:
Научить учащихся правильно снимать мерки с фигуры и записывать их.
Систематизировать и расширить знания об измерениях фигуры человека.
Развивающая:
Формирование устойчивого интереса к предмету;
Творческого отношения к труду;
Интеллектуальных способностей учащихся;
Развитие внимания;
Логического мышления.
Воспитательная:
Формирование у учащихся навыков совместной деятельности, умение работать в группах;
Формировать у учащихся умение хорошо выглядеть.
Задачи урока:
- повторить и обобщить знания учащихся по фартуку;
- приобщать учащихся к работе в коллективе.
Учебно-материальное оснащение урока:
Вид используемых на уроке средств ИКТ
Необходимое аппаратное и программное обеспечение - компьютер и проектор, интерактивная доска, ноутбук (Модем – Интернет). Сантиметровая лента, тесьма. Манекен, образцы фартуков. Бланки заказов
Межпредметные связи: История, информатика, анатомия, математика, изобразительное искусство.
Формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Методы обучения: объяснение с презентацией, демонстрация наглядного материала, инструктаж, самостоятельная - практическая работа, закрепление материала в форме игры.
Ход урока
I.Организационная часть урока
Приветствие учащихся.
II. Вводный инструктаж:
Сообщить тему урока;
сообщить цели урока;
III. Текущий инструктаж:
Вступительное слово учителя: (СЛАЙД 2)
Первым этапом в изготовлении изделия является снятие мерок с фигуры человека. Сегодня этим мы и займемся. Мне будут помогать подружки – Маша и Саша. Тема сегодняшнего урока: «Снятие мерок для построения чертежа фартука».
Беседа с учащимися по пройденному материалу.
Индивидуальное задание учащихся (доклад) (СЛАЙД 3)
Ученица: Фартук— предмет домашней одежды и спецодежды, предназначенный защищать от попадания грязи на основную одежду.
Назначение фартуков бывает весьма разнообразным.
Фартук для мытья посуды и ручной стирки должен быть из непромокаемого материала.
Фартук для уборки должен из плотной, немаркой расцветки ткани.
Фартук для приготовления пищи должен переносить частые стирки.
Разумеется, в отделке всех этих рабочих фартуков совершенно неуместны оборки, кружева, вышивки. Они только усложняют стирку и утюжку.
Другое дело — фартук для подготовки праздничного стола. Маленький и элегантный, он защитит вашу нарядную одежду, пока вы подаете на стол угощения.
Учитель: Получается, нужен целый гардероб фартуков?
Ученица: Что такое гардероб?
Учитель: Нам встретилось новое слово ГАРДЕРОБ. Обратимся к справочнику.(учащиеся ищет слово в Интернете) Что такое гардероб? (ГАРДЕРОБ – Коллекция одежды) (СЛАЙД 4)
Учитель: Как видите фартуки бывают разные, но строение у них одинаковое. Строение фартука нам расскажет --------
Ученица: Фартук состоит из бретелей, нагрудника ,пояса, нижней части фартука, кармана (один или два).(СЛАЙД 5).
Учитель: Давайте повторим строение фартука (СЛАЙД 6)
(Собрать слова из кубиков: строение фартука.) (СЛАЙД 7,8,9)
Учитель: Тема сегодняшнего урока: «Снятие мерок для построения чертежа фартука».
А нужно ли нам снимать мерки и зачем?
Выходит ученица к доске для примерки фартук. Учащиеся видят, что на девочке фартук велик, а на учителе он мал. (делают вывод).
Учитель: Для того, чтобы одежда была удобна и красива, надо шить ее по определенному размеру. Мерки снимают по условным линиям на фигуре человека. (СЛАЙД 10)
Для того чтобы точно определить условные линии на фигуре человека, представим себе озеро с гладкой поверхностью воды. Из воды на берег выходит девочка – линия воды находится на линии шеи (точки пересечения основания шеи и линии плеча); девочка остановилась, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин. По линии воды будет расположена линия груди. Потом вода дошла до самого узкого места фигуры – это будет линия талии. На 12 – 14 см. ниже линии талии будет располагаться линия бедер. На уровне середины колена проходит линия колен.
Давайте повторим: к основным линиям относятся: линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линия колен. (СЛАЙД 11)
Нарисуйте условные линии. (СЛАЙД 12)
Учитель: При снятии мерок нужно помнить правила . Я буду показывать на МАНЕКЕНЕ. Нам встретилось новое слово МАНЕКЕН. Обратимся к справочнику.(учащиеся ищет слово в Интернете) Что такое манекен? (МАНЕКЕН - фигура в форме человеческого туловища для примерки или показа одежды). (СЛАЙД 13).
Правила снятия мерок: (СЛАЙД 14).
Мерки снимаются сантиметровой лентой. (Изобрел ее в 1810 г. французский портной). При измерении, сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.
Мерки снимают по правой стороне фигуры.
Талию предварительно опоясывают шнурком.
При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения.
Мерки длин записываются полностью. Мерки ширины и обхватов записываются в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры. (С)
Для построения чертежа фартука нам необходимы следующие мерки: СТ, СБ, ДИ, ДН. (Учитель демонстрирует правильность снятия мерок) (СЛАЙД 15)
Обозна
чение мерок
|
Название мерок
|
Как снимать мерки
|
СТ
|
ПОЛУОБХВАТ ТАЛИИ
|
ИЗМЕРЯЕТСЯ ПО САМОМУ УЗКОМУ МЕСТУ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА
|
СБ
|
ПОЛУОБХВАТ БЕДЕР
|
ИЗМЕРЯЕТСЯ ПО ЛИНИИ БЕДЕР ГОРИЗОНТАЛЬНО
|
ДН
|
ДЛИНА НАГРУДНИКА
|
ИЗМЕРЯЕТСЯ ОТ ЛИНИИ ТАЛИИ ВВЕРХ ДО ЖЕЛАЕМОЙ ДЛИНЫ
|
ДИ
|
ДЛИНА ИЗДЕЛИЯ
|
ИЗМЕРЯЕТСЯ ОТ ЛИНИИ ТАЛИИ ВНИЗ ДО ЖЕЛАЕМОЙ ДЛИНЫ
|
Проверка знаний:
Запишите обозначения согласно названиям мерок (СЛАЙД 16,17)
Подставьте обозначение мерок (СЛАЙД 18)
Закрепление темы:
Учитель: Практическая работа. Измерение фигуры человека и запись результатов проводим в виде игры "Ателье". В ателье работают следующие специалисты: закройщица, она снимет мерки с клиента.
Нам встретилось новое слово ЗАКРОЙЩИК. Обратимся к справочнику.(учащиеся ищет слово в Интернете) Что такое закройщик?( Закройщики работают в ателье по пошиву одежды. В его обязанности входит первое общение с клиентом, уточнение всех его пожеланий по поводу заказа. Затем, закройщик снимает мерки, изготавливает лекала, проводит раскрой). (СЛАЙД 19).
Записи мерок производятся на заранее заготовленных бланках. (СЛАЙД 20).
. VI.Заключительный инструктаж:
Домашнее задание.(СЛАЙД 21)
Нарисовать на девочке фартук.
Подведение итогов работы учащихся.
Сообщение о достижении цели.
Учитель: Вам с нами было интересно? Урок закончен. (СЛАЙД 22).
Бланк заказа
Ф И О ___________________________________
Вид изделия фартук
Обозначение мерок
|
Название мерок
|
Мои мерки
|
1.Ст
|
Полуобхват талии
|
|
2. Сб
|
Полуобхват бедер
|
|
3. Дн
|
Длина нагрудника
|
|
4. Ди
|
Длина нижней части фартука
|
|
|
|
|