|
Опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 26
поселка Октябрьского муниципального образования Северский район
Опыт работы
по развитию связной речи
у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр
Учитель-логопед МБДОУ ДСОВ № 26
пос. Октябрьского МО Северский район
Заиченко Александра Геннадьевна
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Информационный блок стр. 3
1.1. Название темы представляемого педагогического опыта стр. 3
1.2. Актуальность опыта стр. 4
1.3. Научность опыта стр. 4
1.4. Цель и задачи опытной работы стр. 7
2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников,
являющихся базой для формирования представляемого
педагогического опыта стр. 7
3. Описание опытной работы стр. 8
3.1. Описание сути опыта стр. 8
3.2. Описание технологии и этапов опыта стр. 9
3.3. Результативность опытной работы стр. 18
3.4. Новизна представляемого педагогического опыта стр. 19
3.5. Возможность творческого применения предоставляемого педагогического опыта стр. 20
4. Основные элементы представляемого опыта стр. 21
5. Выводы стр. 21
6. Используемая литература стр. 22
Приложения
1. Информационный блок
1.1. Название темы представляемого педагогического опыта
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр.
1.2. Актуальность опыта
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования целью современного дошкольного образования является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
В настоящее время наблюдается усиление неоднородности состава детей преддошкольного возраста по уровню их умственного, речевого и в целом психического развития, следовательно, дошкольники с речевыми нарушениями должны привлекать особое внимание специалистов.
Отклонения в развитии речи - одна из причин недостаточной умственной активности и познавательной деятельности детей, что влечет за собой появление интеллектуально пассивных, «молчаливых» детей.
Проблема развития, коррекции и совершенствования связной речи дошкольников с ОНР одна из важнейших в современной логопедической и психолого-педагогической практике. Справедливо считается, что главный путь ее решения - рациональная организация всего коррекционно-развивающего процесса, в котором в качестве основы может рассматриваться специально организуемая детская игровая деятельность, как своеобразный тренинг словесно-логического мышления.
Исследование проблемы использования дидактических игр в логопедической практике показало, что дидактические игры можно рассматривать не только как средство реализации занимательности в обучении, но и в качестве фактора, повышающего уровень речевого развития дошкольников.
Однако в логопедической практике не разработана система применения дидактических игр, направленных на развитие словесно-логического мышления и, как следствие, связной речи. Преимущественно, игровые материалы логопеды составляют сами или подбирают из разных источников. Недостаточно разработана и методика использования дидактических игр для разных категории детей.
1.3. Научность опыта
В своей опытной работе я опиралась на теоретические положения В.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, и других, которые считали, что одной из основных задач воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира.
Словесно-логическое мышление - это вид мышления, помогающий ребенку анализировать, сравнивать явления, предметы, ситуации, оценивая предмет, ситуацию, явление. Все операции словесно-логического мышления тесно взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе. Только взаимообусловленное их развитие способствует развитию словесно-логического мышления в целом. Приёмы логического анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации необходимы как детям с отставанием в развитии, так и нормально развивающимся дошкольникам, без овладения ими не происходит полноценного развития ребенка .
Имеющиеся у детей представления не могут стихийно превратиться в понятия. Их можно только использовать при формировании понятий. Сами же понятия и основанные на их применении логические формы мышления дети усваивают в ходе приобретения основ научных знаний.
Непосредственная зависимость развития мышления ребенка от обучения позволяет управлять этим развитием, строить обучение таким образом, чтобы оно способствовало формированию определенного типа мыслительных действий.
Необходимо отметить, что развитие словесно-логического и абстрактного мышления, как считают многие педагоги, у детей происходит в возрасте 6-7 лет (с поступлением в школу), но этот тип мышления свойственен и многим старшим дошкольникам. Это связано с происходящими в мире, в том числе и в нашей стране, процессами акселерации.
Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами. Упражнения по развитие этого вида мышления направлены на формирования у ребенка умения систематизировать слова по определенному признаку, способности выделять родовые и видовые понятия, развитие индуктивного речевого мышления, функции обобщения и способности к абстракции. Надо отметить, что, чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию.
Чтобы приучить ребенка к умственному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит дидактическая игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра - вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат. В зависимости от образовательной задачи дефектолог может сам варьировать условия игры.
Руководство игрой требует глубоких знаний теории игровой деятельности. А.Н. Леонтьев подчеркивает, что без знаний внутренних законов игры как деятельности попытки управлять игрой могут превратиться в ее ломку.
В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их. Развитие элементарных форм речевого отвлеченного мышления происходит за счет усвоения детьми более сложных способов игровых действий, смысла их.
Дидактическое направление использования игры характерно и для современной английской педагогики. В детских учреждениях, работающих по системе М. Монтессори или Ф. Фребеля, по-прежнему основное место отводится дидактическим играм и упражнениям с различными материальными, самостоятельными творческими играми детей не придается значения.
Игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. Лишь незначительная часть игр направлена на развитие мыслительной способности детей.
В старшем же дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление, необходимо больше использовать словесные игры именно с целью развития самостоятельности мышления, формирования мыслительной деятельности.
1.4. Цель опыта повышение уровня развития связной речи детей с нарушениями речи посредством обучения их специально подобранным дидактическим играм
Задачи опыта:
- активизировать познавательный интерес детей
- научить детей играть в обучающие и развивающие игры
- повысить эффективность усвоения детьми материала по развитию речи.
2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта
Разновозрастная группа компенсирующей направленности детского сада №26, в котором я работаю учителем-логопедом, работает по «Примерной адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 4 до 7 лет» (автор Н.В. Нищева).
Наблюдения за играми показали, что у детей недостаточно развиты воображение, концентрация внимания, они забывают правила игры, не стремятся довести игру до конца. Это объясняется рядом причин и прежде всего общими возрастными психическими особенностями: относительной неустойчивостью внимания, чувств, мотивов и потребностей личности ребёнка дошкольного возраста, недостаточной устремлённостью поведения. Ограниченный запас знаний о предметах и явлениях окружающего мира, отсутствие ярких жизненных впечатлений также обедняет качество игр. Поэтому я поставила одной из задач опыта - углубить интересы воспитанников к дидактическим играм, расширить социализацию личности каждого ребёнка через знакомство с окружающем миром.
С каждым годом дети меньше играют вместе с родителями, в том числе, в дидактические игры. Результаты анкетирования родителей показали, что все родители считают, что играть с детьми нужно, но не знают дидактических игр дошкольного возраста, играть с ребенком умеют только 40% опрошенных. Родители считают, что организовывать игру нужно, но умеют организовать игру только 50% опрошенных.
3. Описание опытно-экспериментальной работы
3.1. Описание сути опыта
В основу моего опыта была положена гипотеза: если логопед и воспитатель в процессе развития речи детей будут уделять должное внимание словесным дидактическим играм, при этом побуждая детей к речевой деятельности и используя эффективные, целесообразные, интересные, занимательные для детей методические методы, приёмы, средства, то развитие связной речи дошкольников будет наиболее успешным.
Анализ педагогической и методической литературы по развитию умственных способностей дошкольников с ОНР позволил мне подобрать систему дидактических игр, игровых упражнений и заданий, которые наиболее эффективно будут способствовать развитию словесно-логического мышления воспитанников, что, в свою очередь, приведет к повышению уровня связной речи. Игры проводились на подгрупповых логопедических занятиях и в домашних условиях. Для этого родителям было предложено индивидуальное расписание и содержание наиболее простых в использовании дидактических игр, допустимых для проведения в домашних условиях.
Для раскрытия эффективность использования дидактических игр в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи мной была проведена проверка результативности разработанной системы.
3.2. Описание технологии и этапов опыта
На I этапе опытной работы с помощью психолого-педагогических методик (См. Табл.1) я провела исследование исходного.
Таблица 1
№
|
Название методики
|
Цель методики
|
1.
|
Методика «Исключение понятий»
|
Исследование способности к классификации и анализу.
|
2.
|
Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах
|
Определить степень развитости у ребенка интеллектуальных процессов. Уровень развития логического мышления.
|
3.
|
«Последовательность событий»
|
Определить способность к логическому мышлению, обобщению.
|
Рассмотрим данные методики более подробно.
Так, методика «Исключение понятий» В.А. Калягина позволяет определить уровень развития операций классификации и анализа на вербальном уровне Перед проведением исследования детям дается инструкция: «Слушай внимательно. Я буду называть тебе по пять слов, а ты одно из них, которое является лишним. А как назвать все это общим словом».
Примерные группы слов:
Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.
Тигр, пингвин, лев, кот, леопард.
Хоккей, футбол, теннис, игра, баскетбол.
При анализе результатов оценивается правильность обобщения и наличие, либо отсутствие классификации (называние обобщающего слова). Каждое правильно выполненное задание оценивается в баллах: обобщение по существенному признаку - 2 балла, употребление обобщающего признака - 1 балл. Максимальное число баллов - 30. С помощью данной методики выделяется 3 уровня развития операции обобщения: высокий - 30-24 балла, средний - 24-15, низкий - 15 и менее.
Вторая методика «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» оценивает степень развитости у ребенка интеллектуальных процессов. Ребенку задаются вопросы и по правильности ответов ребенка устанавливаются данные особенности мышления.
1. Какое из животных больше: лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером?
3. Днем на улице светало, а ночью?
4. Небо голубое, а трава?
5. Черешня, груша, слива и яблоко – это…?
6. Почему когда идет поезд, опускают шлагбаум?
7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск?
8. Который сейчас час (Ребенку показывают часы и просят назвать время), (Правильный ответ такой, в котором указаны часы и минуты).
9. Молодую корову называют телка. А как называют молодую собаку и молодую овцу?
10. На кого больше похоже собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни, почему ты так считаешь.
11. Для чего нужны автомобилю тормоза? (Правильным считается любой разумный ответ, указывающий на необходимость гасить скорость автомобиля)
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (Правильный ответ указывают, что это инструменты, выполняющие в чем-то похожие функции).
13. Что есть общего между белкой и кошкой? (В правильном ответе должны быть указаны как минимум два объясняющих признака).
14. Чем отличается гвоздь, винт и шуруп друг от друга. (Правильный ответ: гвоздь гладкий по поверхностям, а винт и шуруп – нарезные, гвоздь забивают молотком, а винт и шуруп вкручивают).
15. Что такое футбол, прыжки в длину и в высоту, теннис, плавание.
16. Какие ты знаешь виды транспорта (в правильном ответе как минимум 2 вида транспорта).
17. Чем отличается старый человек от молодого? (правильный ответ должен содержать в себе хотя бы два существенных признака).
18. Для чего люди занимаются физкультурой и спортом?
19. Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать?
20. Для чего на письмо необходимо наклеивать марку? (Правильный ответ: марка - это знак уплаты отправителем стоимости пересылки почтового отправления).
При обработке результатов каждый правильный ответ на каждый из вопросов оценивается в 0,5 балла, так что максимальное количество баллов, которое можно получить в этой методике, равно 10. Причем, правильным могут считаться не только те ответы, которые соответствуют приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса. Если у педагога, проводящего исследование, нет полной уверенности в том, что ответ ребенка абсолютно правильный, и в то же самое время нельзя определенно сказать что он не верный, то допускается ставить ребенку промежуточную оценку - 0,25 баллов.
Соответствие количества баллов уровню развития интеллектуальных процессов: 8-10 баллов - высокий уровень, 4-7 баллов - средний; 3-0 балла – низкий.
Для определения способности к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий, строить последовательные умозаключения нами выбрана методика «Последовательность событий» Н.А. Бернштейна
Исследование предполагает использование серии из 4-х картинок, на которых изображены этапы какого-либо события. В нашем случае по теме «Как зайчишка строил дом». Ребенку показывают беспорядочно разложенные картинки и дают следующую инструкцию: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых изображено какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, что бы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай и переложи картинки, как считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено». Если ребенок правильно установил последовательность картинок, но не смог составить связного рассказа, необходимо задать ему несколько вопросов, чтобы уточнить причину затруднения. Но если ребенок, даже с помощью наводящих вопросов не смог справиться с заданием, то такое выполнение задания рассматривается как неудовлетворительное. Распределение уровней сформированности логического мышления, операций обобщения, умения понимать связь событий, строить последовательные умозаключения проводился в соответствие со следующими показателями: ребенок смог найти последовательность событий и составил логический рассказ – высокий уровень; ребенок смог найти последовательность событий, но не смог составить связного понятного рассказа, или смог но с помощью наводящих вопросов - средний уровень; ребенок не смог найти последовательность событий и составить рассказ - низкий уровень.
Методики адаптированы для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, в методиках 2, 3 инструкции были упрощены. Исследование проводилось в первой половине дня после подгрупповых занятий, индивидуально, последовательно от № 1 к № 3.
В ходе проведения первой методики «Исключение понятий» удалось выявить, что из 10 детей – 6 выполнили задание правильно (высокий и средний уровень), т.е. способны к классификации и анализу, 4 человека показали низкий уровень (40%).
Дети, которые правильно выполнили задание, обладают надлежащим уровнем классификации и анализа. Дети со средним уровнем самостоятельно смогли только назвать лишнее, Дети с низкими показателями справились только с наиболее простыми вариантами – большинство результатов менее 10 баллов.
Таким образом, результаты исходного исследования показали уровень развития способностей у воспитанников: 30% - высокий уровень, 30% - средний, 40% - низкий уровень.
В ходе проведения методики «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» выяснилось, что из 10 детей – 6 выполнили задание правильно (высокий и средний уровень), т.е. обладают такими операциями мышления, как определение понятий, выяснение причин, выявления сходства и различий в объектах, 4 человека показали низкий уровень развития данных мыслительных операций. Из результатов данной методики мы можем судить о степени развитости интеллектуальных процессов у учащихся: высокий уровень имеют 20% детей, средний – 40%, низкий 40%.
На I этапе при проведении методики «Последовательность событий» удалось выявить, что высокий уровень имеют – 30%: эти дети, без труда восстановили последовательность картинок и составили полный рассказ, показали строгую целенаправленность деятельности. Дети со средним уровнем – 50% составляли рассказ при помощи наводящих вопросов педагога: «Как ты думаешь, для того чтобы построить дом, с чего нужно начать? Посмотри внимательно на картинки». Дети с низким уровнем составили 20% от общего количества. Они не смогли самостоятельно восстановить правильную последовательность, составление рассказа осуществлялось при помощи подробных вопросов, ответы дети давали не полные, им была свойственна импульсивность и негативное отношением к трудностям. Этим детям требовалось гораздо больше помощи.
Таким образом, исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что дошкольники, показавшие высокий и средний уровень, обладают более развитым словарем существительных, глаголов и прилагательных, способны к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения. Наименьшие трудности у детей вызвала методика «Последовательность событий», наибольшие затруднения возникли при выполнении заданий методик «Исключение понятий» и «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах».
На II этапе опытной работы я подобрала систему дидактических игр, отвечающих требованиям организации работы с детьми, имеющими ОНР (См. Табл. 2).
Таблица 2
Программа коррекционно-логопедической работы с применением дидактических игр на развитие связной речи
Месяц, неделя
|
Лексическая тема
|
Дидактическая игра в группе
|
Задание на дом
|
Февраль
1 неделя
|
«Птицы зимой»
|
Визуальная «данетка» с карточками перелетных птиц
|
Игра «Подбери слова»
|
2 неделя
|
«Космическое путешествие»
|
Игра «Что без чего не бывает?»
Игра «Хлопуша»
|
Игра «Я луна, а ты звезда»
|
3 неделя
|
«Транспорт (наземный, подземный, водный, воздушный). Правила дорожного движения. Профессии»
|
Ситуативная «данетка»
Игра «Перепутались слова»
|
Игра «Отгадай предмет по описанию»
|
4 неделя
|
«Зима (обобщение) Изменения в природе зимой. Труд людей зимой»
|
Игра «Сделаем книжку»
Рассказ-загадка
|
Игра «Раздели на группы»
|
Март
1 неделя
|
«Моя страна»
|
Игра «Пословицы»
Игра «Хлопуша»
|
Игра «Найди общее слово»
|
2 неделя
|
«Лес весенний»
|
Игра «Черный ящик»
|
Игра «Какое что бывает?»
|
3 неделя
|
«Насекомые»
|
Игра «Кто кем (чем) будет?»
Игра «Картинки-загадки» (насекомые)
|
Игра «Мяч-слово»
Игра «Узнай предмет»
|
4 неделя
|
«Орудия труда. Инструменты. Профессии»
|
Игра «Необычное домино»
Игра «Третий лишний»
|
Игра «Отгадай предмет по его частям»
Загадки по теме
|
Апрель
1 неделя
|
«Перелетные птицы»
|
Визуальная «данетка» с карточками перелетных птиц
|
Игра "Подбери слова"
|
2 неделя
|
«День космонавтики»
|
Игра «Что без чего не бывает?»
Игра «Хлопуша»
|
Игра "Я луна, а ты звезда"
|
3 неделя
|
«Транспорт (наземный, подземный, водный, воздушный). Правила дорожного движения. Профессии»
|
Ситуативная «данетка»
Игра «Перепутались слова»
|
Игра «Отгадай предмет по описанию»
|
4 неделя
|
«Орудия труда. Инструменты. Профессии»
|
Игра «Сделаем книжку»
Рассказ-загадка
|
Игра "Раздели на группы".
|
Май
1 неделя
|
«Моя страна. День Победы»
|
Игра «Пословицы»
Игра «Хлопуша»
|
Игра "Найди общее слово"
|
2 неделя
|
«Сад, парк, луг. Лес - наше богатство»
|
Игра "Черный ящик"
|
Игра "Какое что бывает?"
|
3 неделя
|
«Домашние животные»
|
Игра "Кто кем (чем) будет?"
Игра "Картинки-загадки" (животные)
|
Игра «Мяч-слово»
Игра «Узнай предмет»
|
4 неделя
|
«Весна (обобщение) Изменения в природе летом. Труд людей весной и летом»
|
Игра «Необычное домино»
Игра "Третий лишний"
|
Игра «Отгадай предмет по его частям»
Загадки по теме
|
В разработанную систему включены обучающие игры, направленные на развитие у детей словарного запаса, логического мышления и установление отношений между предметами, гибкости мыслительных процессов; на формирование процессов анализа, синтеза, обобщения и отвлечения, способности выделять существенные признаки предметов и явлений, умения классифицировать предметы и явления по заданным признакам, дифференцирования существенных признаков от второстепенных; развитие любознательности, познавательного интереса; расширение кругозора; закрепление знаний об окружающем мире.
В процессе логопедических занятий детям были предложены следующие виды игр: настольные игры (игры с карточками, логическое лото, игры с картинками), словесные дидактические игры, логические загадки, рассказы-загадки, игры с предметами.
Игры проводились в течение четырех месяцев, на подгрупповых логопедических занятиях и в домашних условиях. Для этого с каждым родителем была проведена предварительная работа по вопросам развития умственных способностей его ребенка, было предложено индивидуальное расписание и содержание наиболее простых в использовании дидактических игр, допустимых для проведения в домашних условиях.
В логопедической группе дидактические игры проводились на разных этапах занятия: при объяснении нового учебного материала, при усвоении и закреплении учебного материала, при повторении пройденного материала.
На III этапе опытной работы с целью подтверждения выдвинутой гипотезы я провела итоговое определение уровня развития связной речи детей, аналогичное проведенному на I этапе (См. Табл.1).
Анализ результатов методики 1 «Исключение понятий» в начале и в конце опытной работы показал, что средние показатели в группе улучшились на 0,8 баллов. Рост количества детей с высоким уровнем развития операций классификации и анализа на вербальном уровне более наглядно можно представить в виде диаграммы
Анализ результатов методики 2 «Определение понятий, выяснение причин, выявления сходства и различий в объектах» в начале и в конце опытно-экспериментальной работы показал, что средние показатели в группе улучшились на 0,6 балла.
Анализ результатов методики 3 «Последовательность событий» в начале и в конце опытно-экспериментальной работы показал рост средних показатели на 0,6 балла.
Таким образом, повторное прохождение методик показало качественное улучшение в развитии словесно-логического мышления воспитанников, следовательно, и связной речи в целом.
3.3. Результативность педагогического опыта
Моя опытной работы показала реальное существование устойчивой положительной динамики способностей старших дошкольников с ОНР к классификации и анализу, к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения в специально созданных условиях. На основании этого мы делаем вывод о наличии процесса развития словесно-логического мышления, что дает нам право говорить о развитии связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня на основе использования дидактических игр.
То есть, условия логопедической коррекции с применением специально подобранных дидактических игр являются наиболее благоприятными для развития словесно-логического мышления детей. Данные положения являются доказательством выдвинутой гипотезы о том, что специально разработанный комплекс дидактических игр, используемый на логопедических занятиях, способствует развитию связной речи дошкольников с ОНР III уровня.
В ходе формирующего эксперимента я увидела положительную динамику реакции детей, их суждений, увлечения, заинтересованности в занятиях. Слабые дети стали более активными, лучше воспринимали материал, чаще поднимали руки. В экспериментальной группе установилась атмосфера сотрудничества, доброжелательности, здорового соперничества. Неоднократно были отмечены случаи, когда более сильные воспитанники по собственной инициативе помогали слабым и неуверенным.
Положительным является и то, что мне удалось достигнуть лучших результатов в развитии речи детей при наименьшей затрате своих сил и времени, при этом данный опыт не стал помехой для решения других учебно-воспитательных задач.
3.4. Новизна представляемого педагогического опыта
Новизна мой опытной работы заключается в эффективном применение на практике известных научных положений и совершенствовании на этой основе учебно-воспитательного процесса. В работе с детьми я использую собственную программу коррекционно-логопедической работы с применением дидактических игр на развитие связной речи, авторские дидактические пособия: самодельные "книжки-малышки", разработанные мной рекомендации для родителей по организации игр на развитие речи в домашних условиях.
3.5. Возможность творческого применения предоставляемого педагогического опыта
Результаты, полученные в работе, могут быть использованы в массовой практике работы дошкольных учреждений разных типов, а также в подготовке и повышении квалификации специалистов дошкольного профиля в педагогических вузах, колледжах и институтах повышения квалификации.
4. Основные элементы представляемого педагогического опыта
- Конспекты занятий по развитию речи с использованием дидактических игр.
Они проводятся в занимательной игровой форме, что способствует устойчивой мотивации и творческой активности детей. Неотъемлемой частью некоторых занятий является сотворчество воспитателя и ребенка, что позволяет сделать игру более выразительной и вселяет в ребенке уверенность в своих способностях, а так же приносит удовлетворение, как педагогу, так и ребенку от совместной игры. (см. Приложение № 1)
- Материалы для педагогов: консультации, семинар-практикум, картотека дидактических игр для развития связной речи в средней группе (см. Приложение 2)
-Комплекс дидактических игр на развитие связной речи старших дошкольников с ОНР 3 уровня (см. Приложение № 3)
-Материалы для родителей. Консультация, анкетирование, комплекс дидактических игр на развития связной речи для выполнения с родителями (см. Приложение 4)
-Фотоматериал (см.Приложение № 5)
5. Выводы
В рамках настоящей работы описан опыт использования дидактической игры как средства развития и коррекции речевого развития детей с ОНР. Описана система дидактических игр, отвечающих требованиям организации работы с детьми, имеющими ОНР, представлены доказательства результативности данного педагогического опыта.
Полученные результаты подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что специально разработанный комплекс дидактических игр, используемый на логопедических занятиях, способствует развитию связной речи дошкольников с ОНР.
Используемая литература
Антипова Ж.В. Формирование словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. // Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление./ Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. — М.: Изд-во МПСИ, 2003. – С. 78 – 84.
|
Статья из сборника
|
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детских садах. — М.: Просвещение, 2001. — 160 с.
|
Книга с 1 автором
|
Бородич А.Н. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М.: Профессиональное образование, 2004. — 202с.
|
Книга с 1 автором
|
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М.: Просвещение, 2001. — 160 с.
|
Книга с 1 автором
|
Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: — М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 2007. — 97 с.
|
Книга с 1 автором
|
Волкова Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. СПб.: «Детство – Пресс», 2003. — 144 с.
|
Книга с 1 автором
|
|
|
Выготский Л.С. Основы дефектологии. — СПб, 1999. — 504 с.
|
Книга с 1 автором
|
Геллер Е.М. Наш друг – игра. – Минск: Народна асвета, 1979. – 283с.
|
Книга с 1 автором
|
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: АРКТИ, 2004. — 168 с.
|
Книга с 1 автором
|
Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие. — М.: ЦГЛ, 2002. — 80 с.
|
Книга с 1 автором
|
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 2001. — 112с.
|
Книга с 1 автором
|
Игры в логопедической работе с детьми. / Под ред. В.И. Селиверстова. — М.: Просвещение, 1987. — 144 с.
|
Книга с 1 автором
|
Игры и упражнения по развитию интеллектуальных способностей у детей: Кн. для воспитателя дет. сада. / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.
|
Книга с 2 авторами
|
Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: 2009. — 280 с.
|
Книга с 2 авторами
|
Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Под ред. Л.Г. Нисканен. — М.: Академия, 2002. — 208 с.
|
Книга с 2 авторами
|
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: 1985. — 237 с.
|
Книга с 1 автором
|
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1975. — 359 с.
|
Книга с 1 автором
|
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2005. — 680 с.
|
Книга с 2 авторами
|
Лопухина И. Логопедия: 550 занимательных упражнений для развития речи. — М., 1998. — 270 с.
|
Книга с 1 автором
|
Мастюкова Е.М. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи. // Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска». / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. — М.: Институт практической психологии, 1996. — С. 114—143.
|
Статья из сборника
|
Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. — М.: АПО, 1993. — 57 с.
|
Книга с 1 автором
|
Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. — М.: Просвещение, 1991. — 208 с.
|
Книга с 1 автором
|
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — М.: Академия, 2003. — 456 с.
|
Книга с 1 автором
|
Мышление дошкольника. / Под ред. Н.Н. Поддьякова. — М.: Педагогика, 1997. — 295 с.
|
Книга с 1 автором
|
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М.: Просвещение: Владос, 2003. — 467 с.
|
Книга с 1 автором
|
Никитин Б.П. Развивающие игры. — М.: Педагогика, 1990. — 120 с.
|
Книга с 1 автором
|
Пиаже Ж. Теория Пиаже. // История зарубежной психологии в 30-60-е годы XX в. Тексты. / Под ред. П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. - М., 1986. —. С. 232—163.
|
Статья из сборника
|
Поваляева М.А. Справочник логопеда — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. — 448 с.
|
Книга с 1 автором
|
Психология и педагогика игры дошкольника. / Под ред. А.В. Запорожца. — М.: Просвещение, 1996. — 351 с.
|
Книга с 1 автором
|
Преснова О.В. Особенности словесно-логического мышления у детей 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи // Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. — М. — Воронеж, 2001. — С. 104—111.
|
Статья из сборника
|
Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с.
|
Книга с 1 автором
|
Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. — М.: Педагогика 1985. — 200 с.
|
Книга с 2 авторами
|
Сохин Ф.А. Развитие речи у детей дошкольного возраста - М.: 1995. — 218 с.
|
Книга с 1 автором
|
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: ВЛАДОС, 1994. — 344 с.
|
Книга с 1 автором
|
Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 256 с.
Ушакова Т.Н. Современные модели психологии речи и психолингвистики. — М., 2003. — 244 с.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с.
|
Книга с 1 автором
Книга с 1 автором
|
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. — М.: Профессиональное образование, 1993. — 232 с.
|
Книга с 3 авторами
|
Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. / Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. — М.: Просвещение, 2010. — 64 с.
|
Книга с 2 авторами
|
Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1999. — 304 с.
|
Книга с 1 автором
|
|
|
|