Главная страница

«Использование дидактических игр для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр»


Скачать 378.84 Kb.
Название «Использование дидактических игр для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр»
страница 1/2
Дата 24.03.2016
Размер 378.84 Kb.
Тип Документы
  1   2

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей «Родничок»

«Использование дидактических игр

для развития связной речи

у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Яровая Татьяна Александровна

Учитель - логопед

г. Советский

2012 г.

Использование дидактических игр для развития связной речи

у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В логопедической практической деятельности для развития речевой деятельности детей дошкольного возраста с ОНР III необходимо использовать различные игровые приемы.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается педагогом специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.

Дидактическая игра имеет определенную структуру независимо от вида, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Структуру дидактической игры образуют:

1) основные компоненты – дидактические и игровые задачи, игровые действия;

2) дополнительные компоненты – сюжет, роль.

Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры

 1) предметные игры – это игры с народной игрушкой (деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др.) Дидактической игрой, мозаикой, различными природными материалами (листья, семена и т. Д.). Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

2) настольно-печатные – направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).

Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:

- парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.

-  Лото. Они строятся по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «игрушки», «посуда», «одежда», «растения» и т.д. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.

- домино. Принцип парности реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. В игре развиваются память, сообразительность и т.д.

- разрезанные картинки и складные кубики. Игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью.

- игры типа «лабиринт» развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.

3) словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «краски», «черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Важное значение имеет содержание дидактических игр. В дошкольных учреждениях имеются большие возможности в разработке, создании новых, варьировании старых игр. Структура дидактических игр, включающая в себя, кроме дидактической задачи, игровые правила и действия, позволяет усложнять их по мере развития у детей психических процессов: воли, памяти, произвольного внимания и др.

Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым логопед в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом. 

   Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

  Детям, которые посещают дошкольное учреждение, в основном логопед ставит диагноз: общее недоразвитие речи III уровня. Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

   Характерным является:

  • Недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной близкой фонетической группы.

  • Отмечаются не стойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному.

  • Правильно повторяя вслед за логопедом трех - четырехсложные слова, дети нередко искажают их в речи, сокращая количество слогов.

Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Весь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, овладением правильным звукопроизношением.

Невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитие ребенка.

   Особое внимание я уделяю дидактической игре, так как она имеет большое значение для воспитания детей с ОНР. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

   Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение.

   Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Наиболее характерны для старшего дошкольного возраста является активное освоение ребёнком речевых конструкций разного типа. Ребёнок активно осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Параллельно с развитием речи происходит совершенствование грамматического строя, освоение смысловой стороны слова.

Таким образом, роль дидактических игр в речевом развитии дошкольников имеет огромное значение. С их помощью они получают необходимые знания. Играя в дидактические игры, я способствую раскрытию интеллектуального и творческого потенциала и активности. Создаю доброжелательную обстановку на занятии, учу детей общаться друг с другом, ищу новые пути усвоения знаний, помогаю реализовать личностные способности каждого ребёнка.

   Цель данной работы заключается в том, чтобы повысить речевой уровень детей с помощью дидактической игры.

  

Использование дидактических игр способствует решению следующих задач: 

  • Побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий.

  • Способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью.

  • Совершенствовать разговорную речь.

  • Обогащать словарь.

  • Формировать грамматический строй языка.

  Для решения этих задач были подобраны ряд дидактических игр, которые проводились в три этапа.

   Первый этап можно охарактеризовать, как подготовительный.

   Цель работы данного этапа заключалась в формировании и развитии фонематического  восприятия, а также в развитии лексико-грамматических категорий и связной речи.

     Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных игр: на прогулке, перед завтраком, вечерних коррекционных часах, а также на занятиях, построенных в игровой форме.

     Систематическое проведение игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, т.к. совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.

 Второй этап можно охарактеризовать как развивающий.

   Цель 2-го этапа: повысить речевую активность и произвольность внимания, т.е. развивать навыки звукового анализа, сократить количество лексико-грамматических ошибок.

Третий этап работы состоял непосредственно из проведения дидактических игр, которые помогли закрепить полученные знания и навыки детей.

Актуальность: игра развивает речь, а речь организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение.

Новизна: рекомендуемое планирование дидактических игр позволяет обеспечивать повышение качества работы в соответствии с задачами программы по грамматическому разделу образовательной области «коммуникация»

Адресат перспективное планирование рассчитано на два года обучения 5-7 лет (старшая и подготовительная к школе группа).


Этапы проведения дидактических игр

   

Этапы работы

 

Дидактические игры для речевого развития детей

Фонетическая сторона речи

Лексическая сторона речи

Грамматический строй речи

Связная речь

 

 

 

 

 

1

П

о

д

г

о

т

о

в

и

т

е

л

ь

н

ы

й

 

 

«Японская печатная машинка»

«Испорченный телефон»

«Светофор»

 

«Переезжаем на новую квартиру»

«Вершки-корешки»

«Фрукты-овощи»

«Новоселье»

Лото «В мире растений»

«Летает, а не птица»

 

«Размытое письмо»

«Живые слова»

«Дополни предложение»

«Придумай предложение»

 

«Кто больше заметит небылиц»

«Где начало рассказа»

«Исправь ошибку»

«Какая картинка не нужна?»

 

 

 

2

Р

а

з

в

и

в

а

ю

щ

и

й

«Повтори»

«Похоже-непоже»

«Поймай звук»

Лото «Назови картинку и найди гласный звук»

«Кто найдет 20 предметов названия которых содержит звук С»

«Назови картинку и найди первый звук»

«Замкни цепочку»

«Найди фишке место»

«Пройди вокруг и не заблудись»

Лото «Паронимы»

«Каждому звуку -свою комнату»

«Кого позовут в гости»

«Разгадай ребус»

 

 

«Собери шесть»

«Кто как голос подает»

«Эстафета»

«Наоборот»

«Кто больше знает»

«Скажи по- другому»

«Подбери слово»

«Первоклассник»

«Кузовок»

«Найди лишнюю картинку»

«Назови три предмета»

 

 

«Напишем кукле письмо»

«Доскажи словечко»

«Кого я вижу, что я вижу»

«Прятки»

«Объясните, почему…»

«Один и много»

«Добавь слова»

«Распутай слова»

«Найди ошибку»

«Правильно или нет?»

 

«Отгадай-ка»

«Нарисуй сказку»

«Фотограф»

«Чего на свете не бывает»

«Как ты узнал?»

«А я бы…»

 

 

 

 

3

З

а

к

р

е

п

л

я

ю

щ

и

й

«Составь слово»

«Разгадай ребус»

«Из слогов – предложение»

«Четвертый лишний»

«Верно ли это?»

«Найди лишнее слово»

 

«Подними цифру»

«Зачем нам эти вещи»

«Составь фразу»

 

«Составь два рассказа»

«Поиск пропавших деталей»

 Обследование речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня проводится с соблюдением определенной последовательности этапов и включает анализ основных составляющих речевую систему компонентов. К каждому заданию дается инструкция, в которой детям показывают примерный результат предстоящей им речевой деятельности и способ достижения этого результата, то есть дается образец. Это обеспечивает расширение ориентировочной части, что важно для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. При затруднении ребенку оказывается помощь в виде побуждающих или уточняющих вопросов, контекстной подсказки, повторения инструкции, разбора образца.

Оценка уровня речевого развития представлена по балльной системе. Результаты выполнения заданий предлагается оценивать по 3-балльной системе. Каждое задание оценивается отдельно и может быть представлено графически. Это дает возможность выяснить сильные и слабые стороны речевой деятельности ребенка, сравнить его результаты с результатами других детей.

Учитывая особенности речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, были использованы разнообразные методы, побуждающие познавательную активность: дидактические игры, упражнения, наглядный материал (картины, игрушки, схемы). Подходящий картинный материал можно найти в известных дидактических пособиях (Т.Б. Филичева, А.В. Соболева и др.).

Речевой материал подобран с учетом возрастных показателей развития речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Сами задания доступны по сложности и по объему для ребенка 5-го года жизни с общим недоразвитием речи, предполагают наличие у него развернутой фразовой речи.

При этом для выполнения большинства заданий от ребенка не требуется развернутых речевых объяснений.

Для оценки динамики логопедической работы предлагается обследовать ребенка в начале и в конце учебного года.

При более развернутом рассмотрении уровня развития речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня после первичной диагностики можно обозначить следующее.

В контакт дети вступают плохо, требуется значительная активизация, побуждение. На вопросы отвечают односложно, нехотя, «сквозь зубы»,или вообще игнорируют вопрос, скованы. Интонация речи невыразительна, у некоторых детей голос с незначительным носовым оттенком. Задания на изучение коммуникативно-речевых умений в основном понимают, но свою инициативу, необходимую для выполнения этих заданий не проявляют.

Лексический запас ниже возрастной нормы. Объем предметного словаря средний. В пассивном словаре отмечены все из предложенных слов, в активном - 17 из предложенных слов. Задания на сформированность глагольного словаря и словаря наречий выполняют неохотно, чаще с трудом, а в некоторых случаях отказываются выполнять. Словарь притяжательных местоимений, определений, задания на подбор синонимов выполняют с трудом. Антонимы подбирают чаще всего с помощью в виде контекстной подсказки.

Дифференциация близких по смыслу понятий у детей нарушена. Все задания из этой серии выполняет с подсказкой.

Уровень обобщений был оценен в ниже возрастной нормы.Некоторые задания детям недоступны («овощи», «фрукты» - «еда»; «посуда» - «из этого едят», «транспорт» - «ездят на них»).

Задания по проверке общего уровня языковой компетенции выполняются плохо. При этом испытуемым требуется значительная помощь (расширение инструкции, разбор образца), некоторые задания недоступны.

Грамматический строй ниже возрастной нормы. Дети допускают ошибки в следующих грамматических формах: множественное число существительных (вместо «глаза» - «глазы», вместо «окна» - «окны», вместо «уши» -«ухи», вместо «гусята» - «гусенки»); родительный падеж множественного числа существительных (вместо «карандашей» - «карандашов», вместо «глаз» - «глазов» и т.д.) Большие затруднения вызвали задания по усвоению предложно-падежных форм существительных. В основном были даны ответы типа:

-  Откуда я достаю игрушку?

-  Оттуда.

-  Куда я поставила коробку?

-  Туда.

Помощь не используют, однако эти задания на невербальном уровне (с использованием картинок) выполняют.

Навыки словообразования у детей сформированы недостаточно. Образование названий детенышей животных, существительных в уменьшительно-ласкательной форме, относительных прилагательных (неадекватные ответы, например: «баба из снега» -«невкусная»); притяжательных прилагательных, образование приставочных глаголов ниже возрастной нормы

Анализируя результаты первичной диагностики, у детей старшего дошкольного возраста с III уровня, можно сказать, что уровень развития речевой деятельности был оценен ниже возрастной нормы. Некоторые задания детям труднодоступны, навыки словообразования у детей сформированы недостаточно, хотя строения артикуляционного аппарата показало, что грубых нарушений в строении нет. В основе среди нарушений произношения можно отметить шипящие, свистящие и сонорные звуки…

Для развития речи детей были использованы игры на обогащение активного и пассивного словаря детей по разным темам на формирование грамматических понятий, связной речи.

Думаю, для получения наиболее эффективного результата необходимо совмещать логопедическую работу, проводимую в детском саду, с индивидуальной работой в семье (в домашних условиях), т.е. необходима преемственность в работе детского сада и семьи.

Тем более, что использование дидактических игр в семье не требует особой подготовки для этого родителей.

По данным исследования словаря и навыков словообразования у детей данной группы, после проведенной системы дидактических игр, подобные задания не вызывали затруднений и они меньше ошибались при их выполнении. Что свидетельствует о значительно высоком уровне сформированности словаря и навыков словообразования. В общем, за время исследования у детей повысились показатели по всем параметрам речевой деятельности.

Данные мониторинга доказывают, что дидактическая игра является эффективным средством развития речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Может повсеместно применяться на занятиях, в разных видах деятельности, в режимных моментах логопедом, воспитателем и родителями дома и при систематической организации с детьми данных игр значительно повышается уровень развития речевой деятельности детей.

Перспективное тематическое планирование дидактических игр

(старшая группа)

Сентябрь.

недели, название лексической темы.

Содержание работы

1 неделя

Мониторинг

2 неделя

Мониторинг

3 неделя - Игрушки

1.Д- и «4 лишний» - учить детей отличать игрушки от других предметов и объяснять их отличие.

2. Отгадывание загадок об игрушках – обучение узнаванию объекта на основе описания отдельных признаков.

3. Д- и «Найди и назови» - развитие дифференцированности восприятия, умения отличать объекты по форме, цвету и размеру, находить их по заданным признакам.

4. Д- и «Волшебные кляксы» - развитие воображения и речи ребенка.

5. Составление загадок об игрушках.

6. Составление сравнительно – описательных рассказов.

  1. неделя - Осень

1.Д- и «Что изменилось?» - сравнение картин с изображением лета и осени.

2. Д- и «Ящик ощущений» - расширять словарный запас, характеризуя предметы, их качества и свойства.

3. Д- и «Художественный салон» - развивать умение устно описывать выбранный предмет; сосредотачиваться на чем-либо.

4. Д- и «Угадай, что получится» - развивать творческое мышление, обучая детей видеть необычное в обычном, находить творческое решение проблемных заданий.

5. Д- упр. «Осень в городе» - подбор признаков.

6. Д- упр. – Докажи, что на картине осень – узнавании е явления природы по характерным признакам.

7.Экспериментально-исследовательская деятельность «Сравнение летних и осенних листьев».

Проблемный вопрос: «Одинаковые ли листья с одного и того же дерева? Что случилось с ними? Почему?»

Октябрь.

недели, название лексической темы.

Содержание работы

1 неделя – Овощи

1.Д/И «Подбери пару» - научить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету и назначению.

2. Д/И «Что сажают в огороде?» - научить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению

3.Д/И «Найди о чем расскажу» - научить узнавать предметы по перечисленным признакам.

2 неделя – Фрукты

1.Д/И «Опиши, мы отгадаем» - научить описывать предметы и находить их по описанию.

2.Д/И «Узнай и назови фрукты» - научить детей узнавать и называть фрукты.

3.Д/И «Магазин» - закрепить у детей умение выделять характерные признаки фруктов.

4.Д/И «Чудесный мешочек» - развивать умение узнавать предметы на ощупь.

3 неделя – Грибы

1.Д/И «Съедобные и несъедобные грибы» - знать названия съедобных и несъедобных грибов, их отличительные особенности.

2.Д/И «Что изменилось?» - развивать внимание, закрепить названия грибов.

3.Д/И «Назови ласково»-образовывать уменьшительно – ласкательную форму предложенных существительных по теме.

4 неделя – Ягоды

1.Д/И «Какой, какое?» - компот из клубники –какой? (Клубничный компот). Варенье из малины – какое? - …

Ноябрь.

недели, название лексической темы.

Содержание работы

1 неделя – Деревья

1.Д/И «Угадай, с какого дерева лист и плод»-закрепить названия и внешний вид деревьев, развивать внимание.

2.Д/И «Один – много» - практическое употребление единственного и множественного числа существительных в составе простого предложения.

3.Д/И «Дерево – куст» - знать названия наиболее распространенных в данной местности деревьев и кустарников, различать их по особенностям строения.

4.Д/И «Найди пару» - закрепить умение устанавливать равенство групп предметов при условии различных интервалов между предметами в каждой из них.

2 неделя – Мебель

1.Д/И «Для чего это нужно? – закрепить название предметов мебели и их назначение;

2.Д/И «Назови части предмета» - закрепить название предметов мебели, из каких частей состоит.

3.Д/И «Найди общее» - сравнивать предметы мебели.

4.Д/И «Что лишнее?» - развитие логического мышления, внимания.

5.Д/И «Опиши предмет»-учить описывать предметы мебели, узнавать их по описанию.

6.Д/И «Отвечай быстро» - развитие гибкости и быстроты мышления, расширение понятийного аппарата, развитие творческих способностей, речи.

3 неделя – Посуда

1.Д/И «К какому виду относится?» - сахарница – чайная посуда, салатница – столовая, …;

2.Д/И «Из чего сделана?» - закрепить предметы посуды, из какого материала сделана.

3.Д/И «Как называется?» - посуда для сахара – сахарница, …;

4.Д/И «Отбери правильно» - классифицировать посуду на чайную и столовую.

5.Д/И «Кто больше назовет действий» - активизировать глаголы, образовывать различные глагольные формы (инфинитив, третье лицо и т.д.).

4 неделя – Семья

1.Д/И «Кто больше назовет действий» - активизировать глаголы, образовывать различные глагольные формы (инфинитив, третье лицо и т.д.).

Декабрь.

недели, название лексической темы.

Содержание работы

1 неделя – Зима

1.Д/И «Скажи наоборот» - подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы – антонимы;

2.Д/И «Когда это бывает?» - закрепить зимние приметы;

3.Д/И «Снаружи, внутри, около, между» - закрепить понятия «внутри», «снаружи», «около», «между»;

4.Д/И «Найди спрятанную игрушку» - учить ориентироваться в пространстве.

5.Д/И «Похож- не похож» - учить сравнивать предметы; развивать наблюдательность, мышление, речь.

2 неделя – Зимующие птицы

1.Д/И «Назови птицу» - узнавать и называть зимующих птиц.

2.Д/И «Угадай птицу по описанию» - учить составлять описательный рассказ, развивать связную речь.

3.Д/И «Назови одним словом» - активизировать в речи обобщающие слова.

4.Д/И «Загадай, мы отгадаем» - закрепить знания детей о зимующих и домашних птицах, назвать их признаки.

5.Д/И «Кто больше?» - упражнять в подборе определений к существительным

3 неделя – Зимние забавы

1.Д/И «Кто больше назовет действий» - активизировать глаголы, образовывать различные глагольные формы (инфинитив, третье лицо).

2.Д/И «Четыре времени года» - знать признаки характеризующие каждое время года.

3.Д/И «Назови действие» - знать зимние явления; меть заканчивать предложение педагога, подбирая по смыслу соответствующий глагол

4 неделя – Новый год

1.Д/И «Правила безопасности зимой» - знать правила безопасности зимой; уметь по картинкам определять опасную ситуацию.

2.Д/И «Закончи мое предложение» - учить устанавливать причинно-следственные связи; логически завершать предложения, поясняя причину события.

3.Д/И «Когда это бывает?» - дается описательный рассказ одного из времен года, дети его называют. Развивать связную речь.

Январь.

недели, название лексической темы.

Содержание работы

1 неделя –

Каникулы

2 неделя – Домашние животные

1.Д/И «Семья животных» - знать как называют членов «семьи» домашних животных; меть группировать их в свою «семью».

2.Д/И «Найди свою маму» - знать названия детенышей домашних животных; уметь соотносить детенышей домашних животных с их мамами.

3.Д/И «Кто как кричит?» - знать какие звуки издают домашние животные.

4.Д/И «Кто чем питается?» - знать чем питается то или иное домашнее животное.

5.Д/И «Ассоциации» - развитие гибкости и быстроты мышления, расширение понятийного аппарата.

3 неделя – Домашние птицы

1.Д/И «Назови ласково» - образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

2.Д/И «Отгадай – ка» - учить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существительные признаки, по описанию знавать предмет.

3. Д/И «Что бывает короткое, длинное» - уточнить представление детей о величине предметов, развить быстроту мышления.

4 неделя – Дикие животные

1.Д/И «У кого какое жилище?» - знать особенность жилищ разных диких животных.

2.Д/И «Доскажи фразу» - учить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.

3.Д/И «Что сначала, что потом?» - закрепить знания о временах года.

4.Д/И «Слова – родственники» - упражнять в подборе однокоренных слов.

5.Д/И «Чьи следы?» - образование притяжательных прилагательных.

6.Д/И «Что, где?» - упражнять в ориентировке в пространстве, использовать слова: «над», «перед», «под».

Февраль.

недели, название лексической темы.

Содержание работы

1 неделя – Одежда

1.Д/И «Назови какие предметы одежды знаешь» - с мячом.

2.Д/И «Назови части одежды» - закрепить названия предметов одежды, ее части.

3.Д/И «Магазин «Одежда» - называть материал, цвет, размер, рост, фасон.

4.Д/И «Раздели» - группировать одежду: одежда, обувь, головные уборы.

5.Д/И «Выбери правильно» - уметь различать зимнюю, летнюю одежду.

6.Д/И «Подбери слово» - развивать сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

2 неделя – Обувь

1.Д/И «Что стало не так?» - развивать внимание, выдержку.

32Д/И «Кто больше назовет действий?» - расширить словарный запас подбором глаголов.

3.Д/И «Угадай по описанию» - научить детей составлять описательный рассказ.

4.Д/И «Слова – родственники» - упражнять в подборе однокоренных слов.

5.Д/И «Назови ласково» - образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

6.Д/И «Что за предмет?» - формировать умение назвать предмет и описывать, обращая внимание на последов.изложения, использование сравнений.

3 неделя – Головные уборы

1.Д/И «Назови одним словом» - закрепить обобщающие слова.

2.Д/И «Ласковые слова» - образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

3.Д/И «Наоборот» - научить подбирать антонимы к словам.

4.Д/И «Доскажи фразу» - научить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.

5.Д/И «Найди спрятанную игрушку» - закрепить умение ориентироваться в пространстве.

4 неделя – Профессии

1.Д/И «Найди спрятанную игрушку» - закрепить умение ориентироваться в пространстве.

2.Д/И «Назови одним словом» - закрепить обобщающие слова.

3.Д/И «Кому что нужно для работы?» - закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи – орудия труда.

4.Д/И «Слова – родственники» - упражнять в подборе однокоренных слов.

5.Д/И «Чего не стало?» - упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Март.

недели, название лексической темы.

Содержание работы

1 неделя – Весна

1.Д/И «Отгадывание загадок о весне» - знать признаки весны; уметь отгадывать загадки, объясняя, по каким признакам угадан объект.

2.Д/И «Назови действия, которые происходят весной» - знать признаки весны; уметь заканчивать предложение, называя соответствующее действие.

3.Д/И «Слова – родственники» - упражнять в проборе однокоренных слов.

2 неделя – Перелетные птицы

1.Д/И «Угадай птицу по описанию» - учить составлять описательный рассказ, развивать связную речь.

2.Д/И «Назови одним словом» - активизировать в речи обобщающие слова.

3.Д/И «Скажи ласково» - учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

4.Д/И «Хорошо –плохо» - развивать связную речь, умение высказываться сложноподчиненными предложениями, видеть в одном явлении положительные и отрицательные качества.

5.Д/И «Закончи предложение» - употреблять понимание причинных связей между явлениями.

3 неделя – Наземный транспорт

1.Д/И «Из чего сделано?» - воспитание умения сравнивать, группировать предметы; активизация словаря; развитие речи, внимания.

2.Д/И «Найди такую же» - развитие умения сравнивать предметы, находить сходство и различие; воспитание смекалистости, связной речи.

3.Д/И «Парные картинки» - воспитание наблюдательности, умения замечать сходство и различие в предметах; активизация словаря, речи.

5.Д/И «Найди спрятанную игрушку» - закрепить умение ориентироваться в пространстве.

6.Д/И «Назови транспорт» - закрепить название и внешний вид наземного транспорта.

4 неделя – Воздушный транспорт

1.Д/И «Какой вид транспорта?» - закрепить название внешний вид и к какой группе принадлежит данный вид транспорта.

2.Д/И «Что кому?» - воспитание интереса к труду взрослых; закрепление знаний о профессиях и орудиях труда.

3.Д/И «Что игрушка рассказывает о себе?» - воспитание умения выделять наиболее характерные признаки предмета; развитие связной речи, внимания, воображения.

Апрель.

недели, название лексической темы.

Содержание работы

1 неделя – Водный транспорт

1.Д/И «Добавь слово» - упражнение в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе; развитие ориентировки в пространстве.

2.Д/И «Узнай по описанию» - воспитание умения описывать предмет по представлению; развитие внимания, связной речи, сообразительности.

3.Д/И «А что потом?» - закрепление знаний о частях суток, о деятельности детей в разное время дня; развитие припоминания, связной речи.

2 неделя – Части тела

1.Д/И «Когда это бывает?» - углубление знание о временах года; развитие связной речи; активизация словаря.

2.Д/И «Так бывает или нет?» - развитие логического мышления; воспитание замечать последовательность в суждениях; формирование чувства юмора.

3.Д/И «Что лишнее?» - воспитание наблюдательности, умения доказать правильность своего суждения.

4.Д/И «Волшебные кляксы» - развитие воображения и речи ребенка.

3 неделя – Электроприборы




4 неделя – Город

1.Д/И «Подумай и ответь» - формировать представления о том, чего у каждого человека по два и по одному.

2.Д/И «Назови одним словом» - закрепить обобщающие слова.

3.Д/И «Угадай по описанию» - учить детей составлять описательный рассказ.

4.Д/И «Доскажи фразу» - учить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.

5.Д/И «Что сначала, что потом» - закрепить знания о временах года.

6.Д-И «Подбери слово» - развивать сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

7.Д/И «Скажи по-другому» - развивать умение подбирать синонимы.

Май.

недели, название лексической темы.

Содержание работы

1 неделя – Рыбы

1.Д/И «Найди предмет по описанию» - воспитание произвольного внимания, правильной, связной речи, сообразительности.

2.Д/И «Большие и маленькие» - закрепление знаний о величине предметов; воспитание умения сравнивать предметы.

3.Д/И «Добавь слово» - развивать умение подбирать глаголы, обозначающие окончание названного действия.

2 неделя – Насекомые

1.Д/И «Узнай насекомое» - закрепить название и внешний вид насекомых.

2. Д/И «Какой предмет?» - упражнение в классификации предметов по определенному признаку; развитие мышления, речи, смекалки.

3.Д/И «Кто в домике живет?» - закрепление знаний о животных; упражнение в правильном звукопроизношении.

4.Д/И «Что сажают в огороде?» - классификация растений по месту произрастания; воспитание внимания, сообразительности, речи.

3 неделя – Цветы

1.Д/И «Что, где?» - упражнять в ориентировке в пространстве , использовать слова «над», «перед», «под».

2.Д/И «А что потом?» - закрепление знаний о частях суток, о деятельности детей в разное время дня; развитие припоминания, связной речи.

3.Д/И «Что игрушка рассказывает о себе?» - воспитание умения выделять наиболее характерные признаки предмета; развитие связной речи, внимания, воображения.

4.Д/И «Парные картинки» - воспитание наблюдательности, умения замечать сходство и различие в предметах; активизация словаря.







  1   2