|
Театрализованные игры, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Театрализованные игры, как средство развития связной речи
у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, социальной значимостью и ролью её в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого.
Ею занимались такие авторы как, Н.С.Карпинская, А.С. Выготский [3], А.Н.Леонтьев[4], и другие исследователи. Особенно хочется отметить работу Л.А Венгера [1 ;с.77-79]. Психическое развитие в игре и подготовка детей к школе, в которой автор раскрывает значение сюжетно-ролевой игры для умственного развития ребенка, роль игры для овладения новыми формами мышления необходимыми при обучении в школе.
Основной вид деятельности дошкольника - это игра и общение.
«Дошкольное образования в этих условиях призвано обеспечить создание основного базисного фундамента развития личности ребенка, что дает ему возможность успешно овладевать разными видами деятельности и основными способами «добывания» знаний.
Средствами развития ребенка для реализации этой важной цели являются педагогические технологии, которые в обязательном порядке должны включать в себя такие показатели как: развитие любознательности – основы познавательной активности дошкольника; развития способности самостоятельно решать творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющим быть успешным в разных видах деятельности; развитие творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка; развитие коммуникативности – способности общаться со взрослыми и сверстниками.» – Д.И. Воробьева [2 ; с. 5].
Тема развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в наши дни является актуальной, поэтому овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.
***
Часто мы общаемся с ребенком, не замечая, как он говорит, нам важнее, что сказал малыш. Бытовая ситуация не требует развернутого текста. Очень часто при общении взрослый не только спрашивает, но и отвечает за ребенка. Даже когда ребенок о чем-то рассказывает, вспоминает какие-то события, речь его состоит, в основном, из коротких предложений. Он не заботится об «удобстве» слушателей.
Однако школа с ее классно-урочной системой и действующими программами предъявит к речи ребенка совсем другие требования. Формировать, а затем и тренировать навыки связной речи необходимо еще в дошкольном возрасте ребенка, занимаясь этим специально. Даже незначительные недостатки в развитии речи могут привести в дальнейшем к трудностям в обучении.
Театрализованные игры влияют на формирование словарного запаса и развитие связной речи у детей. Добровольность участия в играх создает эмоциональный комфорт. Заинтересовавшись происходящим, ребенок приходит к желанию активно действовать, говорить, играть. Овладение родной речью прямо связано с развитием личности ребенка, его активности, инициативности, свободы поведения. В связи с этими личностными проявлениями формируется коммуникативная компетенция: осваивается фонетическая, лексическая, грамматическая стороны родного языка, развивается и совершенствуется связная речь, формируется элементарная текстовая деятельность.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.
Над выразительностью речи, с помощью ТРИз.
Основное жизненное правило, которое заключено в текстах сказок с явно выраженным конфликтом, это необходимость творчески решать задачи по обеспечению равновесия объектов. Если же конфликт все-таки происходит, то его надо решать таким образом, чтобы наименьшим образом разрушался окружающий мир.
Цель: научить детей понимать тексты сказочного содержания, основанные на ярко выраженном противодействии добра и зла.
Добро и зло всегда борются между собой, используя дополнительные свойства, взятые у помощников или волшебных предметов. Победа приносит удовлетворение только тогда, когда устанавливается равновесие и наименьшим образом страдает противоположная сторона.
Базовый алгоритм
На доске обозначается треугольник и выбирается место, в котором происходят события:
Выбирается положительный герой (Элли) и отрицательный герой (Бастинда).
Обозначаются свойства и действия этих героев.
ПР: Элли всем помогала, а Бастинда была злой и коварной.
Объявляется Волшебство. ПР: Волшебные туфельки.
Описывается взаимодействие отрицательного и положительного героя за обладание волшебным предметом для реализации своих целей.
ПР: Бастинде нужны были Волшебные туфельки
чтобы стать самой могущественной волшебницей, а Элли чтобы помочь своим друзьям.
Конфликт разрешается средствами самих героев.
Методические рекомендации
Конфликтный тип сказки дети начинают осваивать через разбор ситуаций, описанных в знакомых сказках.
ПР: Элли, Бастинда Волшебные туфельки («Волшебник Изумрудного города»). С детьми следует обсуждать, каким образом происходило разрешение конфликтов в этих сказках.
Побуждать детей выбирать разные варианты Волшебства: Волшебное слово, Волшебный предмет и др.
При составлении текстов сказочного содержания важно использовать различные мотивы, которые позволили бы героям начать свои действия. Этими мотивами могут руководствоваться как положительные герои, так и отрицательные. В качестве рекомендаций использовались предложения А.А. Нестеренко.
Мотивы
Цель действий
Тайна
Узнать, найти спрятанное, установить истину
Общение
Восстановить справедливость, договориться, доказать, объяснить, разрешить спор
Помощь
Помочь, спасти, защитить, освободить, вылечить
Красота и польза
Привести в порядок, построить, вырастить, сохранить, починить
Самоутверждение
Дойти, добраться, куда-то попасть, победить, одолеть, освободиться, получить удовольствие
Список Литература
-
Л.А. Венгер., Психология: [Текст] Л.А. Венгер, Л.А.Мухина – М.: Просвещение, 1988. – 336с
-
Д.И. Воробьева, Гармония развития [Текст] / Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. 3-е изд., – С.Пб: Детство-Пресс,2006. – 144с
-
А. С. Выготский, Воображение и творчество в детском возрасте [текст] – 3-е изд., М.: Просвещение, 1991. – 93с
-
А.Н. Леонтьев Психологические основы дошкольной игры [текст] /Избранные психологические произведения 1 том – М.,1983. –323с
|
|
|