|
7 класс
№ п/п
|
Направление
|
Тематика
|
1
|
Аналитико-диагностическая деятельность
|
Методика «Творческий потенциал»
|
2
|
Методика «Выявление ценностных ориентиров»
|
3
|
Тестирование на выявление скрытых возможностей
|
4
|
Анкетирование «Что мешает дружбе в нашем классном коллективе?»
|
5
|
Патриотическое воспитание
|
«Символы 21 века»
|
6
|
ЧАР «Защитники земли русской»
|
7
|
«Герои живут рядом»
|
8
|
Профориентация, трудовая деятельность
|
Операция «Школьный двор»
|
9
|
«Беседа по профориентации»
|
10
|
Спортивно-оздоровительная деятельность
|
ЧАР «Поведение в экстремальных ситуациях»
|
11
|
«Роль физической культуры и спорта в жизни»
|
12
|
«Факторы, разрушающие здоровье»
|
13
|
Художественно-эстетическая деятельность
|
«День святого Валентина»
|
14
|
«Я ль на свете всех милее?»
|
15
|
«Фестиваль «Большая перемена»
|
16
|
«Наши успехи»
|
8 класс
№ п/п
|
Направление
|
Тематика
|
1
|
Аналитико-диагностическая деятельность
|
Методика по определению индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма
|
2
|
Методика по анализу мотивов учебной деятельности
|
3
|
Ценностно-ориентационная деятельность
|
«Конвенция о правах ребенка»
|
4
|
«Поступок и ответственность»
|
5
|
«Самое ценное – это наши родители!»
|
6
|
«Есть такое чувство –дружба»
|
7
|
Патриотическое воспитание
|
Посещение исторических мест города
|
8
|
«Рассказы о песнях военных лет»
|
9
|
«Земля, исхоженная с детства». Зарница
|
10
|
Спортивно-оздоровительная деятельность
|
«Курильщик – сам себе могильщик!»
|
11
|
«Можно ли купить здоровье?»
|
12
|
ЧАР «Как вести себя, если вас захватили заложники»
|
13
|
«Поведение в экстремальных ситуациях»
|
9 класс
№ п/п
|
Направление
|
Тематика
|
1
|
Аналитико-диагностическая деятельность
|
Анкетирование по изучению профессиональной направленности
|
2
|
Тестирование по выявлению интересов учащихся
|
3
|
Диагностика учащихся по определению уровня депрессии (автор В.А.Жмуров).
|
4
|
Ценностно-ориентационная деятельность
|
«Семь чудес России. Собор Василия Блаженного»
|
5
|
«Секреты Ромео и Джульетты»
|
6
|
«Почему важно воспитывать в себе вкус»
|
7
|
«Нужно ли любить природу»
|
8
|
Интеллектуально-познавательная деятельность
|
«Мы – активные, креативные!»
|
9
|
«Сила ума»
|
10
|
Профориентация, трудовая деятельность
|
«Профессия –хороший человек»
|
11
|
«Как научиться сдавать экзамены?»
|
12
|
«Как найти себя»
|
13
|
Спортивно-оздоровительная деятельность
|
«Как сохранить свое здоровье»
|
14
|
«О вреде алкоголя на организм»
|
Инструментарий мониторинга
Методика А.И. Липкиной «Три оценки».
Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружочком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:
1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?
2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?
3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?
Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:
— совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;
— характер аргументации самооценки:
а) аргументация, направленная на качество выполненной работы,
б) любая другая аргументация;
— устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.
ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ Айзенка (подростковый вариант) модификация Т.В.Матолиной
Цель: исследование свойств личности
Материал: опросник Айзенка, бланки для ответов.
Ход: в основе разработки данной методики лежит факт повторений набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кэттел, Леонгард, Айзенк, Личко и др.).
Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (подростковый вариант), классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа.
В качестве основного используется текст Айзенка (подростковый вариант), шкала градации результатов и разработанные типологические характеристики и рекомендации по коррекции.
Этапы работы:
Проведение теста Айзенка.
Обсчет результатов.
Градация результатов по таблице типов.
Отбор данных, где балл по шкале «Ложь» больше 5.
.
Обработка результатов:
Ключ
I. Экстраверсия (Э):
«Да»: 1,3,9,11,14,17,19,22,25,27,30,35,38,41,43,46,49,53,57. «Нет»: 6,33,51,55,59.
II. Нейротизм (Н):
«Да»: 2,5,7,10,13,15,18,21,23,26,29,31,34,37,39,42,45,47,50,52,54,56,58,60.
III. «Ложь»:
«Да»: 8,16,24,28,36,44. «Нет»: 4,12,20,32,40,48.
Нормативы для подростков 12-17 лет: экстраверсия (Э) - 11-14 баллов, «ложь» - 4-5 баллов, неротизм (Н) - 10-15 баллов.
МЕТОДИКА «ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ»
Инструкция: На предлагаемые вопросы вы должны отвечать «да» или «нет», не раздумывая. Ответ заносится на опросный лист по соответствующим номером.
ОПРОСНИК АИЗЕНКА
Любишь ли ты шум и суету возле себя?
Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?
Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь просят?
Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь?
Часто ли у тебя меняется настроение?
Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?
Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?
Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?
Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?
Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек?
Ты когдаОнибудь нарушал правила поведения в школе?
Верно ли, что ты часто раздражен чем-нибудь?
Нравится ли тебе все делать в быстром темпе (если же, наоборот, склонен к неторопливости,
ответь «нет»).
-
Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя
все кончилось хорошо?
Тебе можно доверить любую тайну?
Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?
Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физические нагрузки) сильно бьется сердце?
Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?
Ты когда-нибудь говорил неправду?
Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?
Ты часто чувствуешь себя усталым?
Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?
Ты обычно весел и всем доволен?
Обидчив ли ты?
Ты очень любишь общаться с другими ребятами?
Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
У тебя бывает головокружение?
Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?
Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?
Любишь ли ты иногда похвастаться?
Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?
Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
Ты обычно быстро принимаешь решения?
Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?
Тебе часто снятся страшные сны?
Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?
Тебя легко огорчить?
Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на
обдумывание?
-
Если оказываешь в глупом положении, то потом долго переживаешь?
Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?
Ты всегда ешь то, что тебе подают?
Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят?
Ты любишь часто ходить в гости?
Бывают ли такие моменты, когда тебя о чем-нибудь просят?
Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?
Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?
Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?
Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?
Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?
Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми?
Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-нибудь исправить?
Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже-кричишь в ответ?
Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?
Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании
сверстников?
-
Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?
Методика "Выход из трудных жизненных ситуаций"
Люди по-разному выходят из затруднительных жизненных ситуаций, в том числе таких, которые связаны с педагогической работой. Одни мирятся с проблемами, неприятностями, приспосабливаются к ним, предпочитают «плыть по течению». Другие проклинают судьбу, эмоционально разряжаются и, в конечном счете, также успокаиваются, фактически не решая никаких проблем. Третьи замыкаются в себе и предпочитают «не видеть» проблем. Четвертые поступают как-то по-другому. Следующий опросник позволяет выявить доминирующий у данного человека способ решения жизненных проблем. Ознакомившись с ним, необходимо на каждое суждение выбрать один из возможных вариантов ответов.
1. Рассказываете ли вы другим людям о своих проблемах и неприятностях:
а) нет, так как считаю, что это не поможет;
б) да, если для этого есть подходящий собеседник;
в) не всегда, так как иной раз самому тяжело думать о них, не то, что рассказывать другим.
2. Насколько сильно вы переживаете неприятности:
а) всегда и очень тяжело;
б) это зависит от обстоятельств;
в) стараюсь терпеть и не сомневаюсь, что любой неприятности, в конечном счете, придет конец.
3. Что вы делаете, если что-то вас глубоко ранит:
а) позволяете себе расслабиться и делаете то, что давно себе не позволяли;
б) идете в гости к друзьям;
в) сидите дома и жалеете самого себя.
4. Когда близкий человек обижает вас, то вы:
а) замыкаетесь в себе и ни с кем не общаетесь;
б) требуете от него объяснений;
в) рассказываете об этом каждому, кто готов вас выслушать.
5. В минуту счастья вы:
а) не думаете о перенесенном несчастье;
б) боитесь, что эта минута слишком быстро пройдет;
в) не забываете о том, что в жизни есть немало неприятного.
Диагностика уровня удовлетворенности классной жизнью
Анкета «Мое мнение о классе»
Цель: выявление уровня удовлетворенности учащихся 7 «А» своим классом.
Учащимся предлагается прослушать утверждения и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
- 4 – совершенно согласен;
- 3 – согласен;
- 2 – трудно сказать;
- 1 – не согласен;
- 0 – совершенно не согласен.
1. Я иду в школу с радостью.
2. В классе у меня обычно хорошее настроение, мне комфортно.
3. Мне нравится наш классный руководитель.
4. К нашим учителям можно обратиться за помощью и советом.
5. У меня есть любимый учитель.
6. У меня есть любимый предмет.
7. В классе я всегда могу свободно высказать свое мнение.
8. Я считаю, что в нашем классе и школе созданы условия для развития моих способностей.
9. Я считаю, что школа готовит меня для самостоятельной жизни.
10. На летних каникулах я скучал по одноклассникам.
Обработка полученных данных.
В качестве показателя удовлетворенности учащихся классной жизнью может рассматриваться частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если этот показатель больше 3, то можно сделать вывод о высокой степени удовлетворенности, если показатель больше 2, но меньше 3 – о средней удовлетворенности, если показатель меньше 2 – это свидетельствует о низкой удовлетворенности учащихся классной жизнью.
Результат представлен в виде диаграммы.
Результативность воспитательной работы
Результаты, полученные по методике А.И. Липкиной «Три оценки» представлены в виде диаграммы
Результаты диагностики характерологических особенностей Айзенк (подростковый вариант)
Методика «Выход из трудной ситуации»
Способ перевода ответов, выбранных испытуемым по данной методике, в баллы
Выбранный ответ
|
Порядковый номер суждения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
А
|
3
|
4
|
5
|
0
|
3
|
Б
|
1
|
0
|
3
|
2
|
0
|
В
|
2
|
2
|
1
|
4
|
1
|
На основании общей суммы баллов, набранных испытуемым, судят о типичных для него способах выхода из затруднительных ситуаций.
При сумме баллов от 3 до 7 делают вывод о том, что данный человек легко примиряется с неприятностями, правильно оценивая случившееся и сохраняя душевное равновесие.
При сумме набранных баллов от 8 до 11 приходят к заключению, что не всегда данный человек с достоинством выдерживает удары судьбы. Часто он срывается, проклинает ее, т.е. расстраивается при возникновении проблем и расстраивает других.
Если сумма баллов оказалась в пределах от 12 до 16, то это дает основание сделать вывод о том, что данный человек не может нормально переживать неприятности и обычно реагирует на них психологически неадекватно.
Уровень удовлетворенностью классной жизнью
Список литературы
Степанов Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе класса. -М.: Центр “Педагогический поиск”, 2009.-160с.
2. Угольникова Е.Ю. Качество, эффективность, результат воспитательного процесса. Критерии и инструментарий оценки (лекции с курсов ПК), Оханск, апрель, 2010.
3. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 2007 .
4. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. 4-ое изд., дополн. -М.:ЦГЛ,2008.
5. Тыртышная М.А. Все лучшее - впереди. Социально ориентированные формы работы со школьниками. –М.: Просвещение, 2009.
Приложение
|
|
|