Главная страница

«Научите свое сердце добру»


Скачать 0.61 Mb.
Название «Научите свое сердце добру»
страница 5/5
Попова Марина Владимировна
Дата 06.03.2016
Размер 0.61 Mb.
Тип Краткое содержание
1   2   3   4   5

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №39»



Классный час
Попова Марина Владимировна




классный руководитель 7а класса, учитель второй квалификационной категории


Троицк, 2012

Мои права.
Цели: формировать систему правовых знаний.

Задачи: познакомить с основными статьями Конвенции о правах ребенка;

учить применять их в жизни;

развивать творческие способности детей.
Ход мероприятия.

  1. Стадия вызова. Беседа по теме классного часа.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появи­лись люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Игра «Закончи фразу»

«Я имею право…» «Я не имею право…»

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращается в сплошной кошмар и неразбериху.

И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обыч­ных беседах между собой, с помощью различных религий, пу­тем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках...

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

Но ведь ребенок тоже человек, и решили люди составить специальный документ, который защищал бы детей. Так в 1989 году представители разных государств разработали Конвенцию о правах ребенка.

И конечно же поиск ответов на Главные Вопросы не мог оставить в стороне искусство и литературу.

Буратино и Царевна-лягушка, Гулливер и Дон Кихот, князь Гвидон и Том Сойер занялись решением вопросов о Правах ребенка.

Заверяем вас — нет ни одной книги на свете, ни одного ху­дожественного произведения, в которых так или иначе не зат­рагивались бы права человека! После того как вы ее прочитаете, советуем взять любую сказ­ку, любой рассказ, роман или повесть, посмотреть любой фильм или спектакль и поразмышлять, о нарушении или торжестве каких Прав Человека в них идет речь.

А теперь ознакомьтесь с нашим вариантом прочтения Конвенции о правах ребенка.


  1. Смысловая стадия. Представление презентации «Мои права»


Групповая работа.

  1. Карабас-Барабас наблюдал за Буратино, которого он сам повесил на крючок. Он чувствовал себя хозяином, ведь все его куклы раболепно прислуживали ему. Вдруг Буратино заявил, что он нарушает статью Конвенции.

О какой статье говорит Буратино?

  1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и за­бавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы наруше­на, если бы подобное происходило в наши дни?

(Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)

  1. Имеет ли право такой мальчик, как Том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекльберри Финн?

(Во времена Марка Твена такая дружба была вопиющим нарушением общественной морали, но сейчас Конвенцией признаются все права за каждым ребенком, независимо от социального происхождения. Статья 2.)

  1. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные права?

(Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое суще­ство до достижения 18-летнего возраста. Статья 1.)

  1. Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей, звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запе­реть его в клетке и обращаться с ним, как с животными?

(Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но, согласно Конвенции, каждый неполноценный ребенок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Статья 23.)

  1. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватыва­ет и читает письма, адресованные мальчику. Какую ста­тью Конвенции он нарушает?

Статью Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилиища или тайну корреспонденции, или незаконного по­сягательства на его честь и репутацию».)

  1. Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленуш­ки за тридевять земель в тридесятое царство.

(Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и ст. 36.


  1. Стадия рефлексии

Дискуссия

Учитель. «Я имею на это право!», «Почему вы нарушаете мои права?» - эти слова, к сожалению, часто произносятся не­впопад, в ситуациях, когда человек явно не прав. Очень часто заявление о своих правах служит оправданием пассивности, иждивенчества, стремления что-либо получать, ничего не отдавая взамен. Сейчас перед вами будут разыграны ситуации, когда ребенок заявляет о своих правах не к месту. Ваша задача - со­ставить грамотный ответ взрослого на капризы ребенка или подискуссировать на затронутую тему.

Ситуация 1

Мать. Сколько раз тебе говорить, что после 11 часов вече­ра ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!

Сын. Но мама! Ты же все равно в одиннадцать еще не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?

Учитель. О чем нужно знать маме, чтобы грамотно отве­тить на вопрос, поставленный ее непослушным сыном?

(Статья 15 Конвенции, утверждающая право на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением общественного порядка.)
Ситуация 2

Ученик. Марья Ивановна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами вы истории не знаете, путаетесь часто, уроки у вас неинтересные. Пусть нам другого учителя истории найдут, который поумнее вас.

Учитель. Как ты смеешь, Иванов, со мной так разгова­ривать?

Ученик. Смею, Марья Ивановна! У меня есть право сво­бодно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касаю­щимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал: меня за вашу двойку наказали и не разрешили в кино сходить. Так что слушайте: преподаватель вы плохой, неумелый.
Ведущий. Конечно, все мы понимаем, каково быть нака­занным. Часто сердимся на учителя - он виноват во всех наших бедах. Однако в данной ситуации закон на стороне Марии Ива­новны. Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах?

(Чтобы пострадала репутация других людей. Статья 13.)
Ситуация 3

Ведущий. Сидоров разбил окно в школе. Это видели его одноклассники и сообщили классной руководительнице.

Учитель. Сидоров, ах ты негодяй! Это ты разбил окно! Теперь ты у меня не отвертишься!

Сидоров. А что Сидоров? Чуть что, сразу Сидоров! Вы сами-то видели?

Учитель. А мне и видеть не надо. Весь класс подтвердит. Пойдем-ка, голубчик, к директору.

Сидоров. А вы сначала докажите, а потом и к директо­ру пойдем. Но вы же еще и виноватой окажетесь, потому что нарушили уважение моей личности и презумпцию невиновно­сти - основные гарантии международного права!
Ведущий. Разъясните, пожалуйста, ситуацию.

(В ст. 28 сказано, что школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого дос­тоинства ребенка. Что же касается презумпции невиновности, то о ней говориться лишь в связи с нарушениями уголовного законодательства (ст. 40), что к данному конкретному факту отношения не имеет. Налицо чистая случайность, которую еще как-то можно связать с нарушением школьной дисциплины, в том случае, если окно было разбито преднамеренно.)
Ситуация 4

Мама. Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя по­суду, сходи в магазин.

Сын. Мама, у меня завтра контрольная.

Мама. Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак!

Сын. Конвенцией по правам ребенка я защищен от выпол­нения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

Ведущий. Как вы разрешите подобную ситуацию?

(Са­мообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В статье 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях работы.)


  1. Стадия анализа. Подведение итогов.




  1. Игра «Разброс мнений»

«Мне кажется здесь главное…»

«Я с этой проблемой встретился, когда…»

«Меня смущает в этом вопросе…»

«Я раньше думал, что…»

«Я думаю, что мне это …»
2.Составление памятки.




  1. «Выбор моего настроения»

«Море радости» « Остров невезения»

. Степанов Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе класса. -М.: Центр “Педагогический поиск”, 2001.-160с.

2. Угольникова Е.Ю. Качество, эффективность, результат воспитательного процесса. Критерии и инструментарий оценки (лекции с курсов ПК), Оханск, апрель, 2005 .

3. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1998 .

4. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. 4-ое изд., дополн. -М.:ЦГЛ,2002.
1   2   3   4   5