|
Добрые сердца это сады, добрые мысли это корни,
добрые слова это цветы, добрые дела это фрукты,
позаботьтесь о своём саде и берегите его от сорняков,
заполните его светом добрых слов и добрых дел.
Генри Уодсворт Лонгфелло.
Пояснительная записка
Воспитание – целенаправленное восхождение ребенка к культуре современного общества, развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь. Следовательно, цель построения воспитательной системы – создание благоприятной среды для саморазвития и самовыражения ребенка.
Цель воспитательной работы в школе - создание условий для развития ценностных ориентиров учащихся на основе разнообразной, творческой, эмоционально-насыщенной деятельности.
Главные воспитательные задачи, поставленные перед педагогическим коллективом школы в 2011- 2012 учебном году, должны быть направлены на:
формирование у детей гражданско-патриотического сознания,
духовно-нравственных ценностей гражданина России;
совершенствование оздоровительной работы с учащимися и привитие навыков здорового образа жизни, развитие коммуникативных навыков и формирование методов бесконфликтного общения;
-
поддержка творческой активности учащихся во всех сферах деятельности, организация ученического самоуправления, для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого учащегося, создание условий для развития общешкольного коллектива через систему КТД;
совершенствование системы воспитательной работы в классных коллективах;
воспитание дружеских взаимоотношений между детьми разных возрастов;
совершенствование системы семейного воспитания, повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей, правовая и экономическая защита личности ребенка.
Основная цель моей деятельности – личность, способная вести созидательный образ жизни, имеющая активную гражданскую позицию, обладающая экологической и экономической грамотностью, духовной культурой, умеющая определиться и адаптироваться в условиях современного информационного общества.
Основные задачи моей деятельности:
- осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием воспитанника;
- создание оптимальных условий для развития личности;
- изучение склонностей, интересов, сфер дарований ребенка с целью подбора для него определенного вида деятельности, где его может ожидать успех;
- организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей воспитанников в общественно-ценностные отношения;
- формирование у воспитанников культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- формирование классного коллектива, как воспитывающей сферы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;
- организация взаимодействия и сотрудничества воспитательных сил общеобразовательного учреждения и социума;
- вовлечение семьи в жизнедеятельность классного коллектива.
Актуальность программы: проблемы духовно-нравственного воспитания стоят сегодня особенно остро, и это обусловлено в первую очередь рядом факторов, возникших и действующих в настоящее время. Происходящие в нашем обществе перемены проявляются в следующем:
1.Изменилось отношение между государством и личностью. Принцип демократического государства «разрешено всё, что не запрещено», основан на вере в правовую грамотность населения. К, сожалению, сознание большинства граждан России отторгает эти качества.
2.Рыночные отношения требуют таких личностных качеств, как инициативность, обязательность, деловитость, патриотизм, толерантность, законопослушность, уважение прав других. Отсутствие таких личностных качеств тормозит реформы в стране.
3.Социологические исследования дают поразительные результаты: в правовом сознании молодёжи преобладают правовой нигилизм и цинизм, сопровождающийся ростом правонарушений, разрушений материальных и духовных основ общества.
4. Нравственно-правовой уровень граждан России, как и народов других стран, должен способствовать, как никогда ранее, выживанию человечества на основе безусловного признания прав человека, как высшей цивилизованной ценности.
5. Анализ сложившейся ситуации показывает, что у современной молодёжи существует проблема, связанная с отсутствием нравственных критериев оценки поступков человека по отношению к самому себе и обществу, в котором он живёт.
6.В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. Особое значение имеет возвращение к традиционной системе нравственности, сформированной Православием (уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим, умение признавать свои ошибки, послушание, целомудрие, милосердие и т.д.)
Итак, девальвация духовных ценностей, снижение духовно-нравственного потенциала страны, агрессивное воздействие современной массовой культуры, культурно-религиозная эмансипация нетрадиционных религиозных объединений и культов деструктивной направленности. Всё это тем более опасно потому, что у большинства населения, и в первую очередь детей и подростков, отсутствует иммунитет к вышеназванным факторам.
Концепция модернизации российского образования подчёркивает исключительную важность духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, поэтому решение задач по формированию нравственной культуры и правового образования молодёжи следует начинать немедленно, учитывая опыт отечественных и зарубежных коллег, отвечающих за разработку научно-обоснованных программ, учебников нового поколения и новых методик.
Не случайно ещё Аристотель подчеркнул, что все члены общества должны участвовать в воспитании молодёжи, опираясь при этом на закон и придерживаясь трёх правил: «Держаться середины, возможного и пристойного».
Классный руководитель сегодня…
Воспитание успешно, если оно системно. Создание гуманистических воспитательных систем – наиболее эффективный и верный путь в воспитании. Воспитание понимается при этом как личностно ориентированная деятельность, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности.
Классный руководитель сегодня – это педагог профессионал, являющийся для ребёнка:
Посредником между обществом и растущей личностью в усвоении основ культуры, выработанной человечеством на протяжении многих столетий;
Архитектором отношений сотрудничества со всеми субъектами образовательного пространства школы;
Создателем оптимальной развивающейся микросреды и благоприятного морально-психологического климата в классе;
Координатором совместных действий педагогов, семьи и социума;
Творцом повседневной жизнедеятельности детей, незаменимым помощником индивидуального развития каждого ребёнка.
Сотрудничество класса с другими организациями
Основные направления программы деятельности классного руководителя:
Формирование образа достойного Человека как феномена мира (5-6 класс).
Формирование отношения к Обществу как ценности каждого человека (7 класс).
Отношение к Жизни как таковой и формирование образа жизни, достойной человека (8 класс).
Развитие «Я-концепции» и формирование отношения к своему «Я» как субъекту собственной жизни (9 класс).
Данная программа рассчитана на 5 лет. Возраст детей на начало работы с программой – 10-11 лет, на окончание – 15-16 лет.
Содержание программы
Данная воспитательная программа призвана стать своеобразным посредником между подростком и миром, помощником в организации жизнедеятельности, в осмыслении своего я, создателем благоприятной развивающей среды в классе, координатором усилий педагогов, семьи, социума — всех воспитывающих сил, влияющих на становление и развитие личности воспитанника.
Воспитательная система является перспективной и рассчитана на 5 лет.
Возраст детей на начало работы с программой – 10-11 лет, на окончание – 15-16 лет.
Сроки и этапы реализации воспитательной программы:
1 этап – 5 класс – этап проектирования системы;
2 этап – 6 класс – этап становления системы;
3 этап - 7 класс – этап стабильного функционирования системы;
4 этап - 8 класс – этап стабильного функционирования системы;
5 этап - 9 класс – этап завершения функционирования системы.
Восхождение ребенка, его движение от одной ступеньки к другой успешно проходит только благодаря «сопровождению», умелому руководству педагогическим процессом.
Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руководителя при переходе учащихся из начальной школы в 5-й класс было увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы.
Свою деятельность я ориентировала на следующие направления:
Первое направление - «формирование образа достойного Человека как феномена мира» (5-6 класс).
5 класс. Начальный этап - диагностика класса. Целью, которой является изучение индивидуальных особенностей каждого ученика, проникновение в мир индивидуальной духовно-нравственной жизни, изучение межличностных отношений в классе.
Диагностику осуществляю по трём направлениям:
1.Изучение личности учащегося;
2.Изучение классного коллектива;
3.Изучение взаимоотношений в семье.
В 5 классе для изучения личности использую методику «Три оценки», вместе со школьным психологом проводим тест на определение школьной тревожности, «Диагностику характерологических особенностей личности» Айзенка.
Классный коллектив и взаимоотношения в семье диагностирую с помощью микроисследования «Атмосфера в классе», теста-анкеты «домашнее задание», провожу исследование «Рисунок семьи».
Второй этап- работа по формированию духовно-нравственных ценностей (стремлюсь создать условия для стимулирования учащихся к ценностному осмыслению жизни человека, его предназначения):
Классные часы: «Русский народ и его истоки»;
Классный час «День Матери: история и традиции праздника»;
Проведение развлекательной программы « Осенние забавы» после окончания первой четверти, участие в спортивных состязаниях за честь класса, однодневный поход в лес в конце учебного года;
Акция « Школьный двор»;
Тематическая неделя « Мы-Россияне»;
ЧАР «Поговорим о нравственности»;
День Здоровья «Безопасное колесо»;
ЧАР « Я выбираю здоровый образ жизни» и т.д.
Третий этап – тематические родительские собрания: «Психология пятиклассника», «Страхи ребёнка».
6 класс. В 6 классе я продолжаю работу над избранным направлением-доминантой. Но мои питомцы повзрослели, поэтому я начинаю формирование новых ценностных установок в сердце воспитанников, оцениваю и закрепляю результаты работы в 5классе, меняю приоритеты в этапах своей воспитательной системы.
Первый этап – формирование духовно-нравственных ценностей (нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения- представление о человек как наивысшей ценности на Земле):
1.Толерантность – цикл классных часов « Учимся быть терпимыми»
2. Нравственный выбор – готовим цикл рисунков в рамках дня отказа от курения.
3.Патриотизм – классные часы «Подвиг городов – героев в годы Великой Отечественной войны», «День космонавтики», посещение школьного музея.
Второй этап – диагностические методики:
При изучении личности учащихся провожу исследование ценностных ориентиров. Мне помогают методики: «Нарисуй человека», «Выход из трудных жизненных ситуаций», «Шкала самооценки, или как достичь успеха…». С целью изучения состояния эмоционально-психологических отношений в классе и в семье провожу социометрические исследования, анкету« Отношение родителей к духовно-нравственному направлению в воспитательной системе».
Данный этап помогает анализировать и корректировать замысел воспитательной системы.
Третий этап – работа с родителями. Провожу родительское собрание «Проблема использования нецензурной лексики».
В 7 классе я начинаю работу по второму направлению воспитательной программы - «формирование отношения к Обществу как ценности каждого человека». На этой ступени учащиеся должны обрести ценностное отношение к социальному устройству человеческой жизни, и я продолжаю работу над формированием ценностных установок.
Первый этап – формирование духовно-нравственных ценностей, сопровождающих учащихся в социальный мир, в мир отношений людей.
1. Гражданственность, правовое государство - классные часы беседы, с элементами дискуссии «Конвенция о правах ребёнка», « Что такое СНГ»
2. Любовь к родному краю, своему народу – посещение историко-краеведческого музея г. Троицка, экскурсия в школьный музей.
3. Жизнь, смысл жизни – классные часы: « Мой любимый учитель», «Великие личности в истории - мать Тереза».
4. Международное сотрудничество- цикл бесед, обсуждений с использованием презентаций ». «Терроризм: его истоки и последствия»
5. Стремление к здоровому образу жизни, служению Отечеству.
Второй этап – диагностика классного коллектива.
Для изучения особенностей, самооценки, способностей и ценностных ориентиров учащихся провожу методики: «Творческий потенциал», «Выявление ценностных ориентиров», «Несуществующее животное», со школьным психологом проводим методику «Профиль», тест Сонди для выявления скрытых возможностей, а также мотивов и потребностей личности.
Для изучения взаимоотношений в классе и семье: методику удовлетворённости учащихся школьной жизнью, «Определение психологического климата в коллективе», «Список личностных черт».
Третий этап – работа с родителями учащихся.
Родительские собрания «Ваш ребенок взрослеет», «Ненасильственные методы воспитания
3 направление программы - «Отношение к Жизни как таковой и формирование образа жизни, достойной человека» (8 класс).
На этой ступени учащиеся должны расширить представления о социальном устройстве жизни.
Воспитательные задачи: формирование познавательной потребности, гражданской позиции, готовности к профессиональному самоопределению.
1. Гражданственность, правовое государство - классные часы беседы, с элементами дискуссии «Конвенция о правах человека», «Поступок и ответственность»
2. Любовь к родному краю, своему народу – посещение исторических мест г. Троицка, экскурсии по храмам города.
3. Жизнь, смысл жизни – классные часы: «Самое ценное – это наши родители!», «Есть такое чувство - дружба».
4. Стремление к здоровому образу жизни, служению Отечеству: «Курильщик – сам себе могильщик!», «Можно ли купить здоровье?»
Второй этап – диагностика классного коллектива по методике анализа мотивов учебной деятельности; по определению индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма; тестирование по выявлению способности к общению; по выявлению мотивов выбора профессии.
«Развитие «Я-концепции» и формирование отношения к своему «Я» как субъект собственной жизни» (9 класс) – это заключительный этап работы с программой.
Первый этап. Воспитательные задачи данного направления:
формирование экологической потребности;
формирование эстетического отношения к действительности;
формирование готовности к личностному и мировоззренческому самоопределению.
Тематика работы с классным коллективом:
«Как сохранить свое здоровье»;
«О вреде алкоголя на организм»;
«Почему важно воспитывать в себе вкус»;
«Нужно ли любить природу»
«Семь чудес России. Собор Василия Блаженного»
«Как научиться сдавать экзамены?»
«Секреты Ромео и Джульетты»
«Профессия – хороший человек»
Второй этап – диагностика класса. Анкетирование по изучению профессиональной направленности; тестирование по выявлению интересов учащихся; диагностика учащихся по определению уровня депрессии (автор В.А.Жмуров).
Основополагающие идеи-принципы моей воспитательной системы:
Принцип «понимания вместо осуждения»
2.Принцип «добровольность вместо контроля»
3. Принцип «активность вместо пассивности»
4. Принцип «скрытность, конфиденциальность»
5. Принцип «открытость (искренность), доверие»
6. Принцип «семейная ориентация»
7. Принцип « объединённая помощь-комплексная помощь».
План реализации программы
5 класс
№ п/п
|
Направление
|
Тематика
|
1
|
Духовно – нравственное
воспитание
|
«Русский народ и его истоки»
|
2
|
«День Матери: история и традиции праздника»
|
3
|
Беседа «Символы Родины»
|
4
|
ЧАР «Поговорим о нравственности»
|
5
|
Художественно – эстетическое воспитание
|
«Осенние забавы»
|
6
|
«Поклон старикам!»
|
7
|
Участие в Минуте Славы. Школьный конкурс
|
8
|
Аналитико-диагностическая деятельность
|
Тестирование «Три оценки»
|
9
|
Тестирование «Вредные привычки»
|
10
|
Патриотическое воспитание
|
ЧАР «Имею право, но обязан»
|
11
|
Акция «Школьный двор»
|
12
|
«Мы- Россияне»
|
13
|
Трудовая деятельность
|
КТД «Защита профессии»
|
14
|
Рудовой школьный десант
|
15
|
КТД «Профи»
|
16
|
Спортивно-оздоровительная деятельность
|
День здоровья «Безопасное колесо»
|
17
|
«Безопасность дорожного движения»
|
18
|
ЧАР «Я выбираю ЗОЖ»
|
6 класс
№ п/п
|
Направление
|
Тематика
|
1
|
Аналитико- диагностическая деятельность
|
Методика «Шкала самооценки, или как достичь успеха…»
|
2
|
Методика «Выход из трудных жизненных ситуаций»
|
3
|
Интеллектуально-познавательная деятельность, работа с одаренными детьми
|
Круглый стол «Интеллектуальный потенциал России»
|
4
|
Ценностно-ориентированная деятельность
|
Осенний марафон по предметам
|
5
|
«Да здравствуй вежливость»
|
6
|
«Учимся быть терпимыми»
|
7
|
Патриотическое воспитание
|
ЧАР «Конституция – основной закон» страны»
|
8
|
«Подвиг городов – героев в годы Великой Отечественной войны»
|
9
|
«День космонавтики»
|
10
|
Художественно-эстетическая деятельность
|
Конкурс чтецов «Души прекрасные порывы»
|
11
|
Тематический конкурс «Признание»
|
12
|
«Культура общения»
|
|
|
|