Главная страница

Доклад по теме: «Влияние сказки на социально-нравственное развитие детей четвертого года жизни»


Скачать 76.4 Kb.
Название Доклад по теме: «Влияние сказки на социально-нравственное развитие детей четвертого года жизни»
Дата 24.03.2016
Размер 76.4 Kb.
Тип Доклад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №1»

ДОКЛАД
по теме: «Влияние сказки на социально-нравственное развитие детей четвертого года жизни»


Подготовила:

воспитатель

Амосова М.Н.

г. Усолье-Сибирское, 2014г.

Воспитание ребенка это ежедневный труд, в процессе которого мы - взрослые формируем личность ребенка. Одним из качественных показателей сторон личности, является нравственное развитие ребенка, под которым понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам.

Особо важным будет являться то, если главными двигателями нормативного поведения ребенка станут не мотивы, основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому человеку,  эмпатия, ценность совместной деятельности со сверстником и взрослым.

Социально-нравственное развитие ребенка младшего дошкольного возраста пронизывает все сферы его деятельности: когда он играет и общается со сверстниками, во время приема пищи, когда участвует в беседах, праздниках, наблюдает за поведением взрослых и т.д., а так как у ребенка не накоплен жизненный опыт, то он не всегда может сориентироваться в вопросах правильного поведения и понимания «что такое хорошо» и «что такое плохо».

Поэтому нам - взрослым, необходимо при помощи различных форм, приемов, средств методов работы обогащать жизненный опыт и влиять на социально-нравственное развитие ребенка. Организуя воспитательно-образовательный процесс с детьми 4-го года жизни, мы должны решать следующие задачи:

  1. Способствовать установлению доброжелательных отношений между детьми.

  2. Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям.

  3. Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей на состояние близких людей.

  4. Развивать умение передавать эмоциональное состояние в имитационно-образных играх, сопереживать настроению сверстников, в общественных делах, играх, совместных праздниках.

  5. Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности.

  6. Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду

  7. Формировать представление детей о людях, об особенностях их внешнего вида, об отдельных ярко выраженных эмоциональных состояниях, о делах и добрых поступков детей, о семье и родственных отношениях.

  8. Расшироить представление детей о детском саде и его ближайшем окружении.

Главное в решении этих задач состоит в организации воспитателем личного опыта ребенка, в постоянном приучении его к положительным поступкам. Неоценимую помощь в этом вопросе оказывает сказка, где отличительной особенностью является то, что основная её мысль, идея выражена с помощью метода «активной наглядности», то есть  путем развёртывания конкретных фактов, событий, что позволяет ребенку четвертого года жизни делать обобщения и выводы, так как в отличие от старшего дошкольника, который может оперировать отвлеченными понятиями, ребенок младшего дошкольного возраста мыслит наглядными  образами и конкретными представлениями, ему присущи образность и конкретность мышления.

Герои сказок являются  выразителями идеи и представляют собой живые фигуры, взятые из реальной  действительности. Как правило, их отличает ярко выраженная  черта характера - доброта, трусость, смелость - сказка выявляет эту черту в  полной мере. Все поступки, поведение героя подчинены характеризующей его  особенности. Такая ясная, несложная характеристика положительных и отрицательных героев  вызывает богатые эмоции у детской  аудитории, тем самым, усиливает свое воспитательное влияние, так как интенсивность  переживаний детей находится в тесной зависимости от содержания сказки,  разнообразия приключений, которые испытывают её герои - это помогает детям разобраться в сущности происходящего между персонажами  конфликта, определить своё отношение к ним, дать правильную оценку их  поведению, таким образом, эмоции позволяют ребенку понять идею сказки, а именно то, чему она учит. Постепенно, в процессе накопления читательского опыта, бесед, которые организует воспитатель после прочтения сказки, у малышей формируется первоначальное понимание нравственных норм, появляются моральные суждения и оценки, которые в дальнейшем выражаются в симпатии (антипатии), эмпатии, сочувствии и сопереживании другому человеку, нежности, любви к близким, в чувстве вины и стыда при нарушении нравственных норм поведения, ребенок способен объяснить, почему кого-то можно назвать жадным, злым, добрым, невежливым, одним словом, ребенок благодаря сказке учится следовать моральным нормам и самостоятельно делать моральный выбор.

Хотелось бы отметить, что для детей четвертого года жизни наиболее доступны для понимания сказки о животных, так как их композиция отличается простотой построения. Как правило, в каждой  из них неоднократно описываются встречи сказочных персонажей друг с  другом, сопровождающиеся повторяющимися словесными выражениями. Так,  колобок каждый раз поёт одну и ту же песенку; в сказке, «Теремок» каждый  персонаж задает один и тот же вопрос: «Терем, теремок, кто в тереме живет?», подобное построение сказок облегчает малышам их восприятие. Герои в сказках о животных преподносятся в интересных, выразительных  поэтических образах. Например: петух в сказке « Лиса, заяц и петух» изображен героем в  прямом значение этого слова: он выполнил то, чего не смогли сделать звери  сильнее его - выгнал лису из домика зайца, который она не справедливо у него  отняла. Первое появление петуха в сказке сразу привлекает внимание малышей: он  идёт с косой на плечах, в красных сапогах, его называют «петушок - золотой  гребешок», он не боится лисы и смело вступает в единоборство с ней, из  которого выходит победителем. Понятен и убедителен для детей образ кота в сказке «Кот, петух и лиса». Он  трудолюбив, рассудителен, не оставляет товарища в несчастье.

Сказка для ребенка это не просто вымысел и фантазия - это особая реальность,  реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни,  только в сказочной форме, дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими  явлениями и чувства ми как: жизнь и смерть, любовь и независимость, гнев и  сострадание, измена и коварство и тому подобное. Форма изображения этих  явлений, особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота  проявлений, нравственный смысл остаются подлинными «взрослыми». Те  уроки, которые дает сказка - это уроки на всю жизнь для больших и  маленьких. Для детей это не с чем несравнимые уроки нравственности, для  взрослых это уроки, в которых сказка обнаруживает своё порой неожиданное  для взрослых воздействие на ребенка. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей»,  «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании  всегда заложен урок, который малышам удается уловить, а затем перенести в свой жизненный опыт. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными,  трудолюбивыми, сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес, на улицу, одним ходить  нельзя - можно попасть в беду, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» - учат  дружить. Наказ слушаться родителей и старших звучит в сказках «Гуси-лебеди»,  «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Страх и трусость высмеивается в  сказке «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавель», «Лиса  и тетерев».

Одним из признаков настоящей сказки является – хороший конец. Это дает ребенку чувство  психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все  заканчивается хорошо. Ребенок приходит к выводу, что все испытания, которые выполи на  долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и  мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой  поступок, обязательно получит по заслугам, а герой, который проходит через  все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается.  В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе! Эмоционально заряжаясь, сбрасывая зажимы, открывая спрятанные  глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети  становятся мягче, добрее увереннее в себе, восприимчивее к людям, к  окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела,  принятия себя таким, какой ты есть.

Читая малышу сказки, мы формируем у него естественный и стойкий интерес к  книге, представления о правильной, красивой литературной речи, вкус к  родному языку, который позже назовут врожденной грамотностью. Упустить  этот момент - и понадобятся годы, специальные методики и прочие  педагогические премудрости, чтобы достичь того, что сейчас создается так  легко - достаточно просто читать ребёнку сказки.

Малыши, узнавая сказочных персонажей, примеряют к себе тот или иной образ, выбирают модель поведения понравившегося героя (как показывает практика у мальчиков это чаще всего положительный персонаж, который совершает героические поступки, у девочек прекрасные принцессы). Нам - взрослым остается только направить энтузиазм ребенка в правильном направлении и можно организовывать любой из моментов образовательного процесса.

Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом — вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».
Список литературы:

  1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. - М.: Высшая школа, 2001.

  2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 1998.

  3. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. // Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. и др. ; под. ред. Ветлугиной Н. А.

  4. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996.

  5. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. С. 361.

  6. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. - М.- 1972. - 144 с.

  7. Ушинский К.Д. Соч., т. 9. -М, - 1950. - 775 с.

  8. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение?. -М.- 1986.

  9. Бархатова "Воспитание культуры поведения". // Д/в №11 - 1989.

  10. "Беседы на этические темы". // Д/в №4 - 1988.

  11. Болотина Л.Р. ,Комарова Т. С. , Баранов С. П. "Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.". - М: Издательский центр "Академия", 1997.

  12. Буре Р. С., Островская Л.Ф. "Воспитатель и дети". - М., 1985.

  13. Возрастная и педагогическая психология. // М.В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Прокина Н.Ф. и др.; Под. ред. Гамезо М.В. и др. - М. , 1984.

  14. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / Т.И. Бабаева и др. - М.: Детство-Пресс, 2011

  15. Зернова "Воспитание любви и уважения к книге". // Д/в №6 - 1989.

  16. Каирова И.А. Азбука нравственного воспитания. - М.: Просвещение, 1979.