Подпункт 4. Исследование кинестетической основы артикуляционных движений.
Ребенку предлагалось выполнить задания на выполнение отдельных артикуляционных движений языка и губ в процессе произношения фонем. После этого он должен был из 3-х нарисованных на карточке вариантов выбрать верный.
а) произнести звук [о], из 3-х карточек выбрать соответствующее изображение губ (округленно, улыбка, хоботок);
б) произнести звук [и], то же самое;
в) произнести звук [у], то же самое;
г) произнести [т], [д], [н], из трех карточек выбрать соответственную положению языка (за верхними зубами, за нижними зубами, между зубов);
д) произнести [з], [с], то же самое.
Подпункт 5. Исследование кинетической основы артикуляционных движений.
Инструктаж – повторяй за мной.
а) вытянуть щеки, надуть.
б) положить язык на нижнюю губу, поднять за верхнюю;
в) язык сделать широким – узким;
г) закусить нижними зубами верхнюю губу;
д) широким языком пошлепать верхнюю губу (индюшата болабочут);
Подпункт 6. Исследование орального праксиса.
Здесь II этапа исследования:
наблюдение за мимикой в покое;
состояние мимической мускулатуры в динамике.
Норма оценивалась в 1 балл.
1 этап.
а) состояние мимической мускулатуры (лицо живое или амимичное);
б) выраженность и симметричность носогубных складок;
в) рот открыт или закрыт;
г) характер линии губ и плотность их смыкания;
д) наличие гиперкинезов мимической мускулатуры.
2 этап. Ребенку нужно было мимикой изобразить, выразить то же состояние, что и на картинке.
а) у девочки «5» в дневнике – радость;
б) мальчик упал, стукнулся – боль;
в) девочка увидела большого кота – удивление;
г) кошка, пролила чернила на тетрадь девочки – девочка сердится;
д) у мальчика болеет мама – печаль, сочувствие.
ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ
3 БЛОК
Данное исследование включало в себя 7 пунктов, внутри каждого пункта своя балльная шкала.
I пункт. Фонетическая сторона речи.
В связи со слуховой особенностью детей и тесной комплексаторной взаимосвязи речевой и двигательных функций диагностирование изолированного, в слогах и словах произношения звуков проводилось в 5 вариантах.
-
Самостоятельное считывания с карточки звуков и слогов, называние слов по картинке.
Произношение с помощью фонетической ритмики.
Произношение с одновременным дактилированием.
Произношение сопряжено с логопедом.
произношение отражено за логопедом.
Это позволило выявить лучшую способность произношения при том или ином варианте, определить взаимосвязь между соотношением речи и моторных функций.
Бальная шкала:
3 балла – Ребенок в точности, правильно воспроизводит звуки, слоги, слова.
2 балла – Антропофонические дефекты звукопроизношения, отсутствия, искажения.
1 балл – Фонологические дефекты, замены.
0 баллов – Фонологические дефекты, смешивания.
Речевой материал исследования произношения звука в слогах и словах был подобран с учетом программных требований, знаний, умений и навыков учащихся 3-го класса школы для глухих детей по развитию речи, произношению, слуховой работе. Материал для проверки слухового восприятия ведет из списка Неймана Л.В.
Исследование звука в слогах и словах проводились в комплексе произношение прямых, обратных слогов, со стечением, между гласными, а также слоговая структура слова фиксировались по оптическому и акустическому раздражителям, различающимися между собой набором слов, что позволило так же определить уровень слухового восприятия и отметить, что легче выполнить ребенку. При предъявлении раздражителей так же отмечалось; состоят ли слова, слоговая структура которых искажается из усвоенных звуков или неосвоенных, произношение каких слоговых структур у ребенка сформировано, а каких нет. Самостоятельный рассказ по картинке позволил определить сформированность активного словаря, употребление звука в собственной речи. Чтение текста к картинке позволило отметить навыки чтения, произношение звука в речи при самоконтроле. (В начале предлагалась картинка, а после рассказа ребенка текст к ней).
Балльная шкала исследования слоговой структуры слова и самостоятельного произношения
Балл
|
Слоговая структура
|
Слуховое восприятие
|
Самостоятельное произношение
|
3 балла
|
Слоговая структура слова не имеет искажений
|
Точное безошибочное воспроизведение слухового материала
|
Лексико-грамматически правильно построенное высказывание
|
2 балла
|
Сокращение, упрощение, опускание слогов и звуков
|
Воспроизведение слова с допустимыми ошибками, сходство по звуковому и акустическим признакам
|
Агромматизмы, неполнота высказывания, ограниченность, неточность в употреблении слов
|
1 балл
|
Уподобление слогов, добавление звуков
|
Ошибочное воспроизведение слова, доступность воспроизведение с 3,4 попытки
|
Примитивное, узкое высказывание со множеством аграмматизмов. Нарушение согласования и управления
|
0 балл
|
Перестановка звуков и слогов
|
Невозможность воспроизведения слухового материала
|
Рассказ не доступен, отказ.
|
Исследование фонетической стороны речи
Звук
|
Оптический раздражитель
|
Акустический раздражитель
|
Сюжетная картинка
|
Самостоятельный рассказ
|
Чтение текста по картинке
|
А
|
мак, арбуз
|
рак
|
А – алфавита голова, А – она заглавная, первая и главная
|
У
|
стул, клубок, ухо
|
утка
|
Утка по клумбе ищет улитку
|
О
|
кошелек, колесо, очки
|
|
Образ круглый словно О,
озеро круглое тоже как О
|
Ы
|
грибы, дым
|
мыло
|
Мылом мыла мишка сына
|
Э
|
Эскимо экран
|
эхо
|
У Эллы эскимо
|
И
|
тигр, игра, пироги
|
ива
|
Изгородь нам изломали
Исправлять изъян мы стали
Изгородь мы вмиг исправим
Две доски мы рядом ставим
|
З
|
гнездо, замок, ваза
|
коза, зонт, змея
|
Зоя купила зонт, звезду, розу.
|
Зь
|
газета, земляника, корзина
|
зима
|
Резиновую Зину купили в магазине
Упала из корзины резиновая Зина
|
Л
|
лодка, кукла,
мел, булавка
|
луна, волк, пол, пила
|
Владимир метлою пол подметал,
он очень старался и очень устал
|
Ль
|
туфли, пулемет, бинокль, листок
|
лиса, моль
|
Зеленеют поля, зеленеет листва, но до лета еще далеко
|
Б
|
бревно, бант, труба, губа
|
банан, зубы
|
На обед сегодня есть
борщ, блины, грибы, бананы, кабачки и баклажаны
|
Бь
|
бинт, дубина, кубик, бинокль
|
белка
|
Белым бинтом забинтовали белке лапу
|
К
|
корабль, свекла, бантик, рука
|
книга, ком
|
Какаду кричит: каркас, корзинка, корка, конура, картинка!
|
Кь
|
кнопка, носки
|
тапки
|
У киски в миске сливки скисли
|
С
|
сом, мост, нос, колесо
|
коса, сани стол
|
На санках Саня с Соней
Санки скок, Саню в бок,
Соню бух в сугроб
|
Сь
|
письмо, лось
|
гусь, семь
|
У гусей – гусята,
У лося – лосята,
У свинки – поросята,
У рыся - рысята
|
Ц
|
цветы, курица, огурец
|
цепь, яйцо
|
Цапля птица – как царица
|
Ш
|
шапка, шкаф, мышь
|
шуба, шишка
|
Шалунишка наш Павлушка!
Тормошит малыш подушку!
И рубашка, и штанишки –
все в пушинках у малышки!
|
Ж
|
жаба, ножницы, ножи, флажок
|
жук, лыжи
|
Лежебока рыжий кот,
отлежал себе живот
|
Ч
|
чемодан, врач, значок, мячик
|
чай, мяч, очки
|
Врач в очках лечил черепаху
|
Щ
|
плащ, щетка, ящик
|
щетка, овощи
|
Два щенка к щека к щеке
Щиплют щетку в уголке
|
Р
|
корона, топор, трактор, рыба
|
рука, вор, метро
|
Ждут воробьи у кормушки кормешки
Рома принес им, хлебные крошки
|
Рь
|
дверь, редиска, шарик
|
море, репка
|
Приготовила Марина, для Бориса суп из риса
|
Г
|
тигр, рога, гусь
|
груша, нога
|
По берегу гордые бродят фламинго
Гуляют гагары, газели, пингвины,
Галки летают, галдят попугаи,
Гуси гогочут, грачи гогочут
|
Гь
|
гитара
|
гиря
|
У нас в зоопарке гиббоны, гепарды
У нас бегемоты, тигры, миноги,
Гиены и гибкие леопарды
Гориллы и строгие носороги
|
Д
|
дверь, подушка, карандаш, душ
|
дом, дудочка
|
В будке спят дворняжка Дашка и бульдог по кличке Дошка
|
Дь
|
медведь, дождик
|
дедушка
|
Бездельники ходят
Бездельники бродят,
Без дела, без цели...
Все ходят и бродят
|
Т
|
торт, цветок, трава, букет
|
ток, кот , пальто
|
Тук-тук- в лесу топор стучит
Тр-тр- так трактор тарахтит
|
Ть
|
картина, телефон
|
кость, утюг
|
К Насте пришел в гости
С котенком мальчик Костя
|
П
|
паутина, платок, сноп, лапа
|
панама, плот, укроп
|
П,п,п! – паровоз пары пускает
П,п,п! – пускает пар
Полный чая самовар
|
Пь
|
печка, цепи, пингвин
|
пила
|
В печке пекарь печет пироги
|
Х
|
петух, храм
|
хлеб, муха, халат
|
Хватит хмурых разговоров
Хохотать давайте хором:
Ха-ха-ха! хэ-хэ-хэ! хы-хы-хы!
|
Хь
|
хирург, орехи
|
петухи
|
|
М
|
маска, лампа, дом, мухомор
|
мост, ком
|
Много малины у маленькой Марины
|
Мь
|
меч, миска
|
мел, мяч
|
Мелкая миска у Митиной киски
|
Н
|
нога, гном, лимон, корона
|
зонт, нож, конфеты, ворона
|
гномик из окна высунул свой нос
Любит гномик Гоша задавать вопросы
|
Нь
|
нитки
|
книга
|
Нина книгу прочитала,
Николаю рассказала
|
В
|
самовар, волны, овраг, ива
|
вода, повар, враги
|
«В»- буква очень важная
Воображала – страшная;
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут!
|
Вь
|
велосипед, виноград
|
ветка, вино, ветер
|
У Вили – велик
У Вени – веник
У Верочки – веточки
У Валеньки - валенки
|
Ф
|
фонарь, кофта, шарф, кафе
|
фонтан, кофе, флаг, шкаф
|
Фантазирует Фома – фруктовый запустить фонтан
|
Фь
|
филин, буфет
|
кефир, фен
|
Федя из буфета стащил 3 конфеты
|
Й
|
ручей, муравей, йод, лейка
|
попугай, тройка, чайка, майка
|
краткий «Й» не путай с «И»
правильно в словах пиши
йод, линейка, урожай, лейка, гайка, попугай
|
ЬЯ
|
ягода, змея, мяч
|
яблоко, якорь, рябина
|
Еду, еду на коне,
напеваю: -иэ-иэ-иэ!
Если еду побыстрей,
коротко кричу йэ-йэ!
|
ЬЕ
|
еж, ружье
|
ёлка, самолет
|
|
ЬО
|
енот, лес
|
ель, мель
|
|
ЬЮ
|
юнга
|
юбка
|
Чашки мою, вытираю,
расставляю, разбиваю –
все я быстро делаю до чего умелая
|
II пункт. Исследование состояния просодики.
Здесь внимание обращалось на 4 основных параметра и их возможные нарушения внутри каждого параметра.
Голос – тихий, крикливый, сиплый, немодулированный, назализованный, затухающий, звонкий, модулированный, слабый.
Темп речи – быстрый, ускоренный, замедленный, медленный, спокойный, умеренный, равномерный.
Медико-интонационная окраска – выразительная, маловыразительная, монотонная.
Дыхание – прерывистое, верхнее, нижнедиафрагмальное, грудное, шумное, смешанное, ритмичное, поверхностное, спокойное; выдох продолжительный, плавный, укороченный, слабый, сильный, короткий, толчкообразный; речь организует на выдохе, на вдохе.
Бальная шкала:
3 балла – Все 4 параметра в сохранности, без нарушений.
2 балла – Нарушен один из параметров.
1 балл – Нарушены 2-3 параметра, в сохранности 1-2.
0 баллов – Страдают все 4 параметра.
III пункт. Исследование фонематического слуха.
Здесь 10 приемов, внутри каждого приема несколько вариантов. Каждый вариант индивидуально оценивается по 3-х бальной шкале.
Бальная шкала:
3 балла – Выполняет предложенное задание верно, без ошибок.
2 балла – Допущено 1-2 ошибки.
1 балл – Допущено 3-4 ошибки.
0 баллов – Правильно задание ребенок не выполняет, более 5 ошибок.
Опознавание фонем.
а) Подними руку, если услышишь гласный звук «о» среди других гласных. (а, у, ы, о, у, а, о, ы, и).
б) Хлопни в ладоши, если услышишь согласный звук «к» среди других согласных. (п, н, м, к, т, р).
Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам.
а) Звонких и глухих (п – б, д – т, к – г, ж – ш, з – с, в - ф).
б) Шипящих и свистящих (с, з, щ, ш, ж, ч).
в) Соноров (р, л, м, н).
Повторение за логопедом слогового ряда.
а) со звонкими и глухими звуками (да – та, та – да – та, да – та – да, ба – па, па – ба – па, ба – па – ба, ша – жа, жа – ша – жа, са – за – са, за – са - за).
б) с шипящими и свистящими (са – ша – са, шо – су – са; са – ша – шу, са – за – па; ша – ша – ча, за – жа – за; жа – за - жа).
в) с сонорами (ра – ла – ла, ла – ра - ла).
|