Главная страница

Методика логопедического обследования глухих детей


Скачать 449.5 Kb.
Название Методика логопедического обследования глухих детей
страница 2/4
Дата 10.03.2016
Размер 449.5 Kb.
Тип Документы
1   2   3   4

Подпункт 4. Исследование кинестетической основы артикуляционных движений.

Ребенку предлагалось выполнить задания на выполнение отдельных артикуляционных движений языка и губ в процессе произношения фонем. После этого он должен был из 3-х нарисованных на карточке вариантов выбрать верный.

а) произнести звук [о], из 3-х карточек выбрать соответствующее изображение губ (округленно, улыбка, хоботок);

б) произнести звук [и], то же самое;

в) произнести звук [у], то же самое;

г) произнести [т], [д], [н], из трех карточек выбрать соответственную положению языка (за верхними зубами, за нижними зубами, между зубов);

д) произнести [з], [с], то же самое.

Подпункт 5. Исследование кинетической основы артикуляционных движений.

Инструктаж – повторяй за мной.

а) вытянуть щеки, надуть.

б) положить язык на нижнюю губу, поднять за верхнюю;

в) язык сделать широким – узким;

г) закусить нижними зубами верхнюю губу;

д) широким языком пошлепать верхнюю губу (индюшата болабочут);

Подпункт 6. Исследование орального праксиса.

Здесь II этапа исследования:

      1. наблюдение за мимикой в покое;

      2. состояние мимической мускулатуры в динамике.

Норма оценивалась в 1 балл.

1 этап.

а) состояние мимической мускулатуры (лицо живое или амимичное);

б) выраженность и симметричность носогубных складок;

в) рот открыт или закрыт;

г) характер линии губ и плотность их смыкания;

д) наличие гиперкинезов мимической мускулатуры.

2 этап. Ребенку нужно было мимикой изобразить, выразить то же состояние, что и на картинке.

а) у девочки «5» в дневнике – радость;

б) мальчик упал, стукнулся – боль;

в) девочка увидела большого кота – удивление;

г) кошка, пролила чернила на тетрадь девочки – девочка сердится;

д) у мальчика болеет мама – печаль, сочувствие.
ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ

3 БЛОК

Данное исследование включало в себя 7 пунктов, внутри каждого пункта своя балльная шкала.

I пункт. Фонетическая сторона речи.

В связи со слуховой особенностью детей и тесной комплексаторной взаимосвязи речевой и двигательных функций диагностирование изолированного, в слогах и словах произношения звуков проводилось в 5 вариантах.

  1. Самостоятельное считывания с карточки звуков и слогов, называние слов по картинке.

  2. Произношение с помощью фонетической ритмики.

  3. Произношение с одновременным дактилированием.

  4. Произношение сопряжено с логопедом.

  5. произношение отражено за логопедом.

Это позволило выявить лучшую способность произношения при том или ином варианте, определить взаимосвязь между соотношением речи и моторных функций.

Бальная шкала:

3 балла – Ребенок в точности, правильно воспроизводит звуки, слоги, слова.

2 балла – Антропофонические дефекты звукопроизношения, отсутствия, искажения.

1 балл – Фонологические дефекты, замены.

0 баллов – Фонологические дефекты, смешивания.

Речевой материал исследования произношения звука в слогах и словах был подобран с учетом программных требований, знаний, умений и навыков учащихся 3-го класса школы для глухих детей по развитию речи, произношению, слуховой работе. Материал для проверки слухового восприятия ведет из списка Неймана Л.В.

Исследование звука в слогах и словах проводились в комплексе произношение прямых, обратных слогов, со стечением, между гласными, а также слоговая структура слова фиксировались по оптическому и акустическому раздражителям, различающимися между собой набором слов, что позволило так же определить уровень слухового восприятия и отметить, что легче выполнить ребенку. При предъявлении раздражителей так же отмечалось; состоят ли слова, слоговая структура которых искажается из усвоенных звуков или неосвоенных, произношение каких слоговых структур у ребенка сформировано, а каких нет. Самостоятельный рассказ по картинке позволил определить сформированность активного словаря, употребление звука в собственной речи. Чтение текста к картинке позволило отметить навыки чтения, произношение звука в речи при самоконтроле. (В начале предлагалась картинка, а после рассказа ребенка текст к ней).

Балльная шкала исследования слоговой структуры слова и самостоятельного произношения

Балл

Слоговая структура

Слуховое восприятие

Самостоятельное произношение

3 балла

Слоговая структура слова не имеет искажений

Точное безошибочное воспроизведение слухового материала

Лексико-грамматически правильно построенное высказывание

2 балла

Сокращение, упрощение, опускание слогов и звуков

Воспроизведение слова с допустимыми ошибками, сходство по звуковому и акустическим признакам

Агромматизмы, неполнота высказывания, ограниченность, неточность в употреблении слов

1 балл

Уподобление слогов, добавление звуков

Ошибочное воспроизведение слова, доступность воспроизведение с 3,4 попытки

Примитивное, узкое высказывание со множеством аграмматизмов. Нарушение согласования и управления

0 балл

Перестановка звуков и слогов

Невозможность воспроизведения слухового материала

Рассказ не доступен, отказ.


Исследование фонетической стороны речи


Звук

Оптический раздражитель

Акустический раздражитель

Сюжетная картинка

Самостоятельный рассказ

Чтение текста по картинке

А

мак, арбуз

рак

А – алфавита голова, А – она заглавная, первая и главная

У

стул, клубок, ухо

утка

Утка по клумбе ищет улитку

О

кошелек, колесо, очки




Образ круглый словно О,

озеро круглое тоже как О

Ы

грибы, дым

мыло

Мылом мыла мишка сына

Э

Эскимо экран

эхо

У Эллы эскимо

И

тигр, игра, пироги

ива

Изгородь нам изломали

Исправлять изъян мы стали

Изгородь мы вмиг исправим

Две доски мы рядом ставим

З

гнездо, замок, ваза

коза, зонт, змея

Зоя купила зонт, звезду, розу.

Зь

газета, земляника, корзина

зима

Резиновую Зину купили в магазине

Упала из корзины резиновая Зина

Л

лодка, кукла,

мел, булавка

луна, волк, пол, пила

Владимир метлою пол подметал,

он очень старался и очень устал

Ль

туфли, пулемет, бинокль, листок

лиса, моль

Зеленеют поля, зеленеет листва, но до лета еще далеко

Б

бревно, бант, труба, губа

банан, зубы

На обед сегодня есть

борщ, блины, грибы, бананы, кабачки и баклажаны

Бь

бинт, дубина, кубик, бинокль

белка

Белым бинтом забинтовали белке лапу

К

корабль, свекла, бантик, рука

книга, ком

Какаду кричит: каркас, корзинка, корка, конура, картинка!

Кь

кнопка, носки

тапки

У киски в миске сливки скисли

С

сом, мост, нос, колесо

коса, сани стол

На санках Саня с Соней

Санки скок, Саню в бок,

Соню бух в сугроб

Сь

письмо, лось

гусь, семь

У гусей – гусята,

У лося – лосята,

У свинки – поросята,

У рыся - рысята

Ц

цветы, курица, огурец

цепь, яйцо

Цапля птица – как царица

Ш

шапка, шкаф, мышь

шуба, шишка

Шалунишка наш Павлушка!

Тормошит малыш подушку!

И рубашка, и штанишки –

все в пушинках у малышки!

Ж

жаба, ножницы, ножи, флажок

жук, лыжи

Лежебока рыжий кот,

отлежал себе живот

Ч

чемодан, врач, значок, мячик

чай, мяч, очки

Врач в очках лечил черепаху

Щ

плащ, щетка, ящик

щетка, овощи

Два щенка к щека к щеке

Щиплют щетку в уголке

Р

корона, топор, трактор, рыба

рука, вор, метро

Ждут воробьи у кормушки кормешки

Рома принес им, хлебные крошки

Рь

дверь, редиска, шарик

море, репка

Приготовила Марина, для Бориса суп из риса

Г

тигр, рога, гусь

груша, нога

По берегу гордые бродят фламинго

Гуляют гагары, газели, пингвины,

Галки летают, галдят попугаи,

Гуси гогочут, грачи гогочут

Гь

гитара

гиря

У нас в зоопарке гиббоны, гепарды

У нас бегемоты, тигры, миноги,

Гиены и гибкие леопарды

Гориллы и строгие носороги

Д

дверь, подушка, карандаш, душ

дом, дудочка

В будке спят дворняжка Дашка и бульдог по кличке Дошка

Дь

медведь, дождик

дедушка

Бездельники ходят

Бездельники бродят,

Без дела, без цели...

Все ходят и бродят

Т

торт, цветок, трава, букет

ток, кот , пальто

Тук-тук- в лесу топор стучит

Тр-тр- так трактор тарахтит

Ть

картина, телефон

кость, утюг

К Насте пришел в гости

С котенком мальчик Костя

П

паутина, платок, сноп, лапа

панама, плот, укроп

П,п,п! – паровоз пары пускает

П,п,п! – пускает пар

Полный чая самовар

Пь

печка, цепи, пингвин

пила

В печке пекарь печет пироги

Х

петух, храм

хлеб, муха, халат

Хватит хмурых разговоров

Хохотать давайте хором:

Ха-ха-ха! хэ-хэ-хэ! хы-хы-хы!

Хь

хирург, орехи

петухи




М

маска, лампа, дом, мухомор

мост, ком

Много малины у маленькой Марины

Мь

меч, миска

мел, мяч

Мелкая миска у Митиной киски

Н

нога, гном, лимон, корона

зонт, нож, конфеты, ворона

гномик из окна высунул свой нос

Любит гномик Гоша задавать вопросы

Нь

нитки

книга

Нина книгу прочитала,

Николаю рассказала

В

самовар, волны, овраг, ива

вода, повар, враги

«В»- буква очень важная

Воображала – страшная;

Грудь колесом, живот надут,

Как будто нет важнее тут!

Вь

велосипед, виноград

ветка, вино, ветер

У Вили – велик

У Вени – веник

У Верочки – веточки

У Валеньки - валенки


Ф

фонарь, кофта, шарф, кафе

фонтан, кофе, флаг, шкаф

Фантазирует Фома – фруктовый запустить фонтан

Фь

филин, буфет

кефир, фен

Федя из буфета стащил 3 конфеты

Й

ручей, муравей, йод, лейка

попугай, тройка, чайка, майка

краткий «Й» не путай с «И»

правильно в словах пиши

йод, линейка, урожай, лейка, гайка, попугай

ЬЯ

ягода, змея, мяч

яблоко, якорь, рябина

Еду, еду на коне,

напеваю: -иэ-иэ-иэ!

Если еду побыстрей,

коротко кричу йэ-йэ!

ЬЕ

еж, ружье

ёлка, самолет




ЬО

енот, лес

ель, мель




ЬЮ

юнга

юбка

Чашки мою, вытираю,

расставляю, разбиваю –

все я быстро делаю до чего умелая


II пункт. Исследование состояния просодики.

Здесь внимание обращалось на 4 основных параметра и их возможные нарушения внутри каждого параметра.

Голос – тихий, крикливый, сиплый, немодулированный, назализованный, затухающий, звонкий, модулированный, слабый.

Темп речи – быстрый, ускоренный, замедленный, медленный, спокойный, умеренный, равномерный.

Медико-интонационная окраска – выразительная, маловыразительная, монотонная.

Дыхание – прерывистое, верхнее, нижнедиафрагмальное, грудное, шумное, смешанное, ритмичное, поверхностное, спокойное; выдох продолжительный, плавный, укороченный, слабый, сильный, короткий, толчкообразный; речь организует на выдохе, на вдохе.

Бальная шкала:

3 балла – Все 4 параметра в сохранности, без нарушений.

2 балла – Нарушен один из параметров.

1 балл – Нарушены 2-3 параметра, в сохранности 1-2.

0 баллов – Страдают все 4 параметра.

III пункт. Исследование фонематического слуха.

Здесь 10 приемов, внутри каждого приема несколько вариантов. Каждый вариант индивидуально оценивается по 3-х бальной шкале.

Бальная шкала:

3 балла – Выполняет предложенное задание верно, без ошибок.

2 балла – Допущено 1-2 ошибки.

1 балл – Допущено 3-4 ошибки.

0 баллов – Правильно задание ребенок не выполняет, более 5 ошибок.

  1. Опознавание фонем.

а) Подними руку, если услышишь гласный звук «о» среди других гласных. (а, у, ы, о, у, а, о, ы, и).

б) Хлопни в ладоши, если услышишь согласный звук «к» среди других согласных. (п, н, м, к, т, р).

  1. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам.

а) Звонких и глухих (п – б, д – т, к – г, ж – ш, з – с, в - ф).

б) Шипящих и свистящих (с, з, щ, ш, ж, ч).

в) Соноров (р, л, м, н).

  1. Повторение за логопедом слогового ряда.

а) со звонкими и глухими звуками (да – та, та – да – та, да – та – да, ба – па, па – ба – па, ба – па – ба, ша – жа, жа – ша – жа, са – за – са, за – са - за).

б) с шипящими и свистящими (са – ша – са, шо – су – са; са – ша – шу, са – за – па; ша – ша – ча, за – жа – за; жа – за - жа).

в) с сонорами (ра – ла – ла, ла – ра - ла).
1   2   3   4