Главная страница

Бюджетное учреждение социального обслуживания Ханты Мансийского автономного округа Югры «Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних «Зина»


Скачать 401.52 Kb.
Название Бюджетное учреждение социального обслуживания Ханты Мансийского автономного округа Югры «Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних «Зина»
Дата 05.04.2016
Размер 401.52 Kb.
Тип Анализ

Бюджетное учреждение социального обслуживания Ханты - Мансийского автономного округа - Югры «Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних «Зина»


Тема самообразования

«Пути повышения познавательной активности у детей младшего

школьного возраста»


Воспитатель дневного

отделения: Наумова И.Н.

г.Урай 2010г.

Содержание
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста. 3

    Психолого-педагогические основы познавательного развития детей

младшего школьного возраста. 3

    Формы и методы развития познавательной активности

учащихся. 7

    Особенности организации познавательной деятельности

младших школьников. 10

    Значение игр в повышении познавательной активности. 12

Глава 2. Некоторые аспекты практической деятельности воспитателя дневного отделения «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Зина»

    Практическая деятельность воспитателя дневного

отделения. 14

    Анализ-результат практической работы воспитателя. 16

    Заключение.17

Литература. 18

Введение

Проблема познавательного развития - одна из центральных проблем педагогики, поэтому решение проблемы познавательного развития детей является актуальной. Стремление к познанию окружающего мира заложено у ребенка самой природой. Развить это стремление, закрепить его, дать ему возможность перерасти в привычку, а затем в потребность - вот цель воспитания. Взрослые часто не поддерживают стремление ребенка к познанию нового. Возможность сформировать познавательную мотивацию гасится на корню. Упускается из виду главное: познавательная мотивация - это предпосылка успешной учебы. Она должна быть выработана заранее, до поступления ребенка в школу. Эти ошибки взрослых ведут к угасанию естественной тяги детей к познанию. Вытекает необходимость получить представление о том, что надо делать для ее поддержания.

По данным педагогических наблюдений в группы дневного пребывания «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» поступает около 45% детей неуверенных в своих возможностях. Более 70% из числа поступивших никогда не посещали детские объединения города и школ. Большая часть ребят имела низкую самооценку, а 30% детей не имели навыков эффективного общения - были напряжены, испытывали недоверие к взрослым, отказываясь от участия в предлагаемой деятельности. По данным психологов у большинства ребят не сформирована школьная мотивация, а это значит, что у несовершеннолетних снижена познавательная активность.

Это определило выбор темы исследования: «Пути повышения познавательной активности у детей младшего школьного возраста». Работая с детьми, заметила, что у многих недостаточно выражены познавательные интересы. Это связано с нарушениями внимания, памяти, недостаточностью восприятия, замедленностью мышления. И неудивительно, ведь дети в центр поступают из неблагополучных семей и семей зоны риска, где нет условий для развития и воспитания детей.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире, несформированности практических навыков.

Для успешного обучения и воспитания детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность.

Цель: рассмотреть формы и методы работы, побуждающие к различной степени повышения познавательной активности у детей младшего школьного возраста.

Объект: познавательная активность детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: выявление закономерных связей между педагогической деятельностью и уровнем познавательного развития детей младшего школьного возраста.

В соответствии с темой, целью и предметом исследования поставлены следующие задачи:

  • Изучить и обобщить теоретический материал по познавательному развитию детей младшего школьного возраста.

  • Составить перспективный план мероприятий по повышению познавательной активности детей и реализовать его в условиях дневного пребывания в социально-реабилитационном центре.

  • Рассмотреть динамику познавательного развития детей младшего школьного возраста.

В работе использовались следующие методы:

  • изучение психолого - педагогической литературы;

  • обследование знаний детей;

  • наблюдение за детьми в повседневной, жизни;

  • беседы с детьми;

  • развивающие игры и упражнения.

Структура работы состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и приложений.
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста

    Психолого-педагогические основы познавательного развития детей младшего школьного возраста

Все сферы жизнедеятельности человека несут в себе познавательный компонент. Любое направление в развитии ребенка подразумевает передачу определенных представлений, обязательное участие познавательных процессов, эмоциональный отклик на события, поступки, объекты и прочее. Представления, процессы, эмоции являются составляющими познавательной сферы, которая рассматривается как сложное образование, обеспечивающее человеку нормальное и полноценное (интеллектуальное и эмоциональное) существование в нашем мире.

Цель познавательного развития - развитие познавательных интересов, потребностей и способностей детей, их самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Для достижений поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

а) расширять кругозор ребёнка;

б) создавать условия для развития познавательных процессов и мыслительных операций. Использовать возможности детей для развития их познавательных способностей и самостоятельной поисковой активности. (Наблюдениям, экспериментированию, решению проблемных ситуаций);

в) формировать позитивное (оптимистическое) отношение к миру;

г) показать пример бережного отношения к природе, другим людям;

д) поощрять позитивный интерес ребёнка к окружающему миру.

Познавательное развитие осуществляется под воздействием

окружающих людей, и в первую очередь родителей. Именно от их внимательного отношения к познавательному развитию ребенка зависит конечный результат.

Прежде всего, необходимо создать в семье соответствующую обстановку, в которой тяга к познанию получает поддержку взрослых. Далее играет роль общение с взрослыми. Необходимо, чтобы оно было полноценным и в плане количественном, когда ребенку уделяется достаточно времени, и в плане его эмоционального и интеллектуального содержания. Большое значение имеет и круг интересов, которыми живет семья. Очень хороший результат в плане развития познавательной потребности дают усилия, направленные на то, чтобы пробудить любознательность, вызвать чувство удивления, особенно перед каким - то знакомым явлением, показать в нем неизвестную строну. Все названное составляет необходимый фон для успешного развития познавательной потребности.

Функция мотивации учебной деятельности состоит в том, что она побуждает поведение, придаёт ему личностный смысл и значимость. В исследованиях, проведённых под руководством JI. И. Божович обнаружено, что у детей 6-7 лет возникает тяга к школе, желание учиться. При этом желание учиться - основной мотив, а поступление в школу выступает как условие его реализации. У первоклассников занимают:

первое место - широкие социальные мотивы;

второе - узколичные;

третье - учебно-познавательные.

К середине, а у некоторых к концу начального обучения в школе, ведущее место у большинства учащихся начинают занимать учебнопознавательные.

От уровня развития познавательных процессов зависит качество усваиваемых знаний. Систематическое усвоение детьми знаний на занятиях в школе составляет основу овладения навыками учебной деятельности. Важно отметить, что подготовка к этим сдвигам происходит главным образом внутри видов деятельности, в системе имеющихся в этом возрасте взаимоотношений младшеклассника с взрослыми и соответствующих форм воспитания и обучения.

Интерес к школьно-учебному содержанию занятий - важнейший, центральный, но не единственный показатель внутренней позиции школьника. Как показывают исследования, среди первоклассников есть дети, которые обладают большим запасом знаний и навыков, и относительно высоким уровнем развития мышления, тем не менее, учатся плохо. Там, где уроки вызывают у этих детей непосредственный интерес, они быстро усваивают учебный материал, сравнительно легко решают учебные задачи, проявляют творческую инициативу.

К моменту поступления в школу, знания ребёнка уже в определённой мере упорядочены и систематизированы. Он приобретает ряд умственных, познавательных умений, обладает способностью целенаправленно осуществлять интеллектуально-практическую деятельность.

Большое место в формировании мотивационной готовности к школьному обучению уделяется развитию познавательной потребности. Формирование любознательности, познавательной активности непосредственно связано с выполнением задач, которые первоначально не выступают для ребёнка как самостоятельные.

Важным эмоциональным проявлением познавательных потребностей ребёнка являются интересы. Удовлетворение их способствует восполнению пробелов в знаниях. Роль интересов в процессах деятельности исключительно велика, так как они опережают побудительную силу значимых объектов деятельности, отвечающей познавательной потребности, и тем заставляет личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у него жажды знания и понимания.

Удовлетворение интереса, обладающего устойчивой значимостью, как правило, не приводит к погасанию интереса, наоборот, внутренне настраивая, обогащая и углубляя его, вызывает возникновение новых интересов, отвечающих более высокому уровню познавательной деятельности. Таким образом, интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.

Познавательный интерес представляется нам как важнейшее образование индивидуума, формируется в социальных условиях его существования и не является имманентно присущим человеку от рождения. Интерес выступает как стимулятор деятельности, реальных, предметных, учебных творческих, творческих действий жизнедеятельности в целом.

Интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности. Он становится устойчивым образованием самой личности, мощной побудительной силой её деятельности и отдельных действий. В отличие от неясных и неосознанных влечений, желаний - познавательный интерес всегда имеет свой предмет, в нём выражена направленность на определённую предметную область. Как мотив учения, познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами, которые могут существовать вместе и наряду с ним (мотив самоутверждения, стремления быть в коллективе т. д.).

Познавательный интерес бывает двух видов.

    Ситуативный интерес, побуждаемый занимательностью, который очень подвержен внешней ситуации, изменчив, нестоек.

Устойчивый познавательный интерес в большей мере обусловлен внутренней мотивацией и вовсе не зависит от подкрепления.

Учебная деятельность под влиянием познавательного интереса может вызывать у школьника глубочайшее удовлетворение. Будучи сильным мотивом учения, познавательный интерес, создавая «внутреннюю среду» развития, существенно меняет саму деятельность, влияет на её характер, протекание и результаты.

Интерес как важный стимул успешного обучения - сильное средство возбуждения детской активности, развития мышления и творческих сил ребёнка. Интерес возбуждается активной работой мысли, сопряжённой с решением сложных задач. Удовлетворение учебной деятельностью служит стимулом дальнейшего познавательного движения. В обучении необходимо

сочетать интерес и усилия. Формируя способность к волевому усилию, интерес возбуждает нравственные силы ребёнка, является, таким образом, не только средством успешного обучения, но и важным стимулом нравственного роста личности.

На развитие познавательных интересов оказывает влияние возрастной аспект, поскольку приобретённые знания содействуют переводу интереса на более высокий уровень. Следует особенно подчеркнуть и то обстоятельство, что индивидуальное своеобразие познавательного интереса чрезвычайно велико.

Широкий круг психологических исследований познавательных мотивов позволил сделать вывод, что важнейшее личностное образование в школьные годы может служить диктатором общего развития детей. Оснований для этого немало:

познавательный интерес связан с основой фундаментальной деятельности - учением, познавательной деятельностью, влияние которой на развитие человека очень трудно переоценить;

  • познавательный интерес взаимодействует с такими личностными качествами человека, как активность, самостоятельность, под влиянием которых он сам развивается и способствует развитию этих качеств;

  • познавательный интерес выражает достаточно ясно отношение ребёнка к содержанию избираемой предметной области деятельности, связанной с её изучением.

По этим проявлениям можно судить не только об уровне актуального развития личности ребенка, но и о его перспективах, о зоне ближайшего развития, обнаруживающей себя в предпочитаемой предметной области знаний особенно ярко.

Перспективы развития позволяют ребёнку целенаправленно использовать своё свободное время, свой досуг и различные виды деятельности для удовлетворения своих интересов. Активный характер учебной деятельности и свободной деятельности в избранной области (увлечённость выполнением задания, стремление к более глубокому изучению предмета, желание передать свои познания товарищам, использовать их во фронтальной работе педагога с детьми) позволяет установить уровень познавательных возможностей и их связь с развитием интереса.

Познавательный интерес и его становление — показатель общего развития ребёнка.

Изучение теоретического материала по проблеме позволило определить три линии возможной последующей работы с детьми.

Первая из них - поддержка возникающего у ребенка желания задавать вопросы. Поддержка тем, что ребенок всегда встречает благожелательное отношение к нему и готовность старших разъяснить то, о чем ребенок спрашивает.

Вторая линия состоит в том, чтобы стимулировать проявление познавательного интереса. Отчасти это достигается:

  • благожелательным отношением к его вопросам;

*отчасти раскрытия нового в обыденных вещах;

  • немалое место принадлежит рассказам взрослых.

Очень важно при этом понимать, какая тема может заинтересовать ребенка, а какая нет. Понять это можно по вопросам, возникающим у ребенка.

Третья линия поддержания познавательной потребности у ребенка заключается в использовании для этого игры.

    Формы и методы развития познавательной активности


Обучение и воспитание неотделимы друг от друга. В обучении и воспитании интеллектуально-развитого ребенка большое значение имеет познавательная активность, научение ребенка умению выделять, понимать и решать умственные задачи.

Выводы психологических исследований дают основания педагогам широко использовать решение умственных задач в целях пробуждения у детей интереса к учению, формирования осознанного мотива учения, как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

Обучение детей умению учиться имеет два принципиально важных аспекта: во-первых, умение учиться необходимо в плане подготовки ребенка к школе (обучение в школе требует от детей умения учиться, чтобы усвоить определенный объем систематизированных знаний и навыков, предусмотренных школьной программой); во-вторых, умение учиться значительно повышает интерес к обучению.

Желание научиться решать умственные задачи является стимулом познавательной активности. Для того чтобы использовать умственную задачу как средство формирования познавательной активности и мотива учебной деятельности, взрослый должен четко определить те знания, которые он будет передавать детям на каждом занятии. Он должен научить детей самих видеть и понимать умственную задачу, иначе им будут непонятны многие требования педагога, и они неизбежно попадут в число интеллектуально пассивных детей.

Обучение детей умению видеть и понимать умственную задачу, использование разных способов, побуждающих к творческому выполнению ее, выделение предмета познания - все это способствует повышению познавательной активности ребенка и выступает сильным побудительным мотивом учебной деятельности.

Основополагающим принципом работы любого учителя или воспитателя должна стать «теория действий», в соответствии с которой только деятельность ребенка способна стать отправной точкой для его всестороннего развития. Находится ли ребенок на уроке или в повседневной бытовой ситуации, он всегда совершает определенные действия, направленные на достижение кратковременных или долговременных целей. Эти действия должны быть не только логичны, но и целенаправленны.

Современный урок, занятие должен стать маленьким театром, где взрослый выступает в роли режиссера и актера одновременно, а дети - в роли актеров, для которых «ситуация успеха» порой важнее всего. Педагог на современном уроке или занятии должен быть скорее организатором, нежели главным действующим лицом. Задачей взрослого является не только научить детей своему предмету, но и сформировать социальные компетенции, которые позволяют детям безболезненно войти во взрослую жизнь. Очень часто в педагогике поднимается вопрос о социоигровых методах обучения и воспитания.

Вся деятельность педагога строится по одному и тому же алгоритму: эстетика - этика - техника. Три эти элемента театрального искусства наиболее применимы в педагогической практике. Эквивалентом эстетики театрального искусства можно считать общее дидактическое представление о ходе образовательного процесса; эквивалентом актерской этики - моральные и нравственные принципы педагога; эквивалентом техники актерского мастерства - предметная методика. Освоение элементов театрального мастерства и применение их в повседневной практике позволит через систему педагогических воздействий повысить мотивацию учения. Через воздействие на поступки педагог формирует у ученика или воспитанника активную жизненную позицию, что является одной из целей современного обучения и воспитания.

Учёт индивидуальных особенностей ребенка

С целью повышения мотивации педагог должен создавать ситуацию, при которой у ребенка будет формироваться ощущение успешности деятельности. Лозунг такой работы - «От каждого по силам, к всеобщей грамотности и раскрытию индивидуальных особенностей». Гуманность отношений должна быть выдвинута на первое место. Каждый ребенок индивидуален по-своему, и важно не производить искусственный отбор детей, а контролировать и корректировать ход образовательного процесса и психологического развития личности с целью формирования и принятия ребенком общечеловеческих ценностей, формирования у него социальной компетентности.

Нельзя сравнивать ребенка с кем-либо (только с собой относительно пошлых успехов и неудач). Любое достижение ребенка необходимо отмечать и поощрять, тем самым у детей формируется устойчивая мотивация и уверенность в себе. Особую тревогу вызывают у педагога дети пассивные, недисциплинированные, отстающие в овладении умениями, усвоении знаний. Именно они нуждаются в индивидуальном подходе, глубоком изучении причин, вызвавших отставание в знаниях, умениях, пассивность или недисциплинированность. Чаще всего здесь имеют место две взаимосвязанные причины:

  1. слабо развитые познавательные интересы, препятствующие возникновению желания заниматься;

  2. неспособность ребёнка включиться в общую работу из-за того, что учебное задание превышает его возможности.

Чтобы чем-либо занять себя, дети начинают отвлекаться, нарушают дисциплину. Замечания педагога приводят лишь к тому, что ребёнок внешне успокаивается, но участия в работе группы не принимает, а его знания и умения остаются на прежнем уровне. Более того, от занятия к занятию у ребёнка могут расти неуверенность в себе, отрицательное отношение к учению; а сверстники начинают смотреть на него как на неумейку. Задачей педагога становится воспитание у таких детей, прежде всего уверенности в своих возможностях, а также повышение их авторитета в глазах сверстников. Постоянное внимание к робким, стеснительным детям на уроках или занятиях, и в повседневной жизни оказывает влияние на развитие общительности, смелости. Формирование мотивации - это не закладка готовых мотивов и целей в голову учащихся, а помещение его в такие условия и ситуации развертывания активности, где мотивация и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта самого ребенка.

Приемы социоигровой педагогики позволяют при сохранении должного уровня обученности повысить заинтересованность ребенка в конечном результате. Дифференциация и гибкость подхода к процессу обучения, личностно ориентированное обучение, игровые методики приведут к повышению заинтересованности и качества учения.

Работа учащихся в группах

Деятельность ребёнка на уроках проходит в окружении сверстников. «Это создаёт возможности, - указывала А.П.У сова, - для активного влияния детей друг на друга, и если эти возможности правильно использовать, то обучающий детей взрослый приобретает серьёзную поддержку своим усилиям; эффект получается гораздо больший, чем тогда, когда взрослый работает с одним ребёнком. Но это может быть только при том условии, если перед детским коллективом ставятся задачи, объединяющие силы детей, вызывающие общие переживания и тем самым побуждающие детей к активности».

При коллективных формах работы на уроке или занятии дети самостоятельно распределяют обязанности в соответствии с уровнем учебной осведомленности, приоритетом видов деятельности и степенью развития навыков общения. Роль педагога в этом случае сводится к координации деятельности между рабочими группами, а также, отчасти, к коррекции результата деятельности (при активизации учащихся его подчас невозможно предсказать, т. к. возрастает база знаний при широком выборе средств решения задачи). Мотивация при подобном проведении урока возрастает из-за отсутствия давления со стороны педагога, а также из-за ориентированности при общении на равного.

Работа в группах позволяет также сформировать стойкое умение переносить трудности учения и способствует повышению активности и любознательности. При данной форме работы дети социально адаптируются к будущей взрослой жизни, учатся работать в трудовом коллективе, т. е. занятие или урок становится важен не только предметно, но и социально. Групповые занятия учат общительности, уважению к собеседнику, умению слушать и слышать.

Формы познавательной деятельности многообразны.

Чтобы быть привлекательными и интересными для детей данного возраста, они должны отвечать следующим требованиям.

Во-первых, формы познавательной деятельности должны быть достаточно разнообразными, чтобы постоянно вызывать интерес детей. Для этого можно вести картотеку различных форм воспитывающей деятельности, в том числе познавательных игр, мероприятий, коллективных творческих дел. Картотека помогает не повторяться, она стимулирует поиск, разработку, накопление новых нестандартных форм воспитательной работы с детьми.

Во-вторых, формы воспитывающей деятельности должны учитывать желание ребят померяться силами, поэтому элементы состязательности можно включать в любые игры и дела, особенно такие, как смотры знаний, конкурсы эрудитов, знатоков, аукционы знаний, викторины и другие.

В-третьих, необходимы наглядность, яркость, красочность оформления всех форм познавательной деятельности. Можно использовать и сказочных героев, которые приходят к детям, и необычные элементы: специальные шапочки с кисточками, гонг, наглядно оформленные для «продажи» вещи на аукционе знаний; Мойдодыр со своими помощниками - Мылом, Щеткой, Зубной пастой (каждый в соответствующем костюме) на празднике «В гостях у Мойдодыра», сказочные рисунки, соответствующая музыка, таинственные знаки, вещи, принадлежащие героям разных сказок в «Сказочной шкатулке» и т. п.

Использование нестандартных методов работы

Простой пример. Тридцать - сорок Минут интеллектуального труда- небольшой отрезок времени. Но дети различны по тонусу, и некоторым из них высидеть это время сложно. Предотвратить возникающую напряженность можно, разрешив детям свободно перемещаться по помещению в процессе проведения урока или мероприятия, однако при традиционной методике преподавания или ведения занятия движение будет только мешать. Значит надо так организовать мероприятие, чтобы совместить движение с процессом обучения: сформулировать и предложить детям такие задания, которые предусматривали бы движение.

Нельзя ограничивать познавательную активность ребенка. Если кому- либо недостаточно учебника для решения учебной задачи, то необходимо предложить ему дополнительные источники информации. Даже предложение взять с полки книгу можно использовать для увеличения двигательной активности.

Несколько шагов позволят снять статическое напряжение у ребенка и создадут атмосферу непринужденности процесса обучения, что повысит мотивацию в целом.

Нельзя ребенка ограничивать в выборе путей и средств решения учебной задачи. Самостоятельность ученика в школе или воспитанника в центре, раскрепощенность, отсутствие страха за допущенную ошибку, принятие взрослым мнения ученика или воспитанника открывают для ребенка пути к общению и повышают заинтересованность в учении.

Эмоциональная наполненность мероприятия J1.C. Выготский отмечал: «Через других мы становимся самими собой. Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет для других» Проще говоря, человек становится для себя тем, чем он является для других. Это явление представляется как формула внушения. Чтобы сделать человека таким, каким хочешь его видеть, надо с ним общаться, так, как будто он уже такой. Человек человеку - педагог. Если человек осознает психические механизмы своего поведения, то он способен не подчиняться им, следовательно, существует свобода воли (сознательная деятельность). Примером может служить контроль над эмоциями для предотвращения конфликта.

Работа в малых группах позволяет педагогу контролировать взаимоотношения между детьми, повышает уровень общности их интересов и представлений. В ежедневной работе нельзя забывать, что отстранение от

эмоциональной сферы ребенка может привести к спаду деловой и мотивационной активности. Поэтому инициативность и открытость общения со стороны взрослого должны стать проявлением дружелюбия окружающих в целом. В общении с ребенком педагогу проще подчиниться желанию отстоять свою позицию авторитарно, нежели придерживаться делового подхода. Представьте ситуацию, когда ответ учащегося выходит за рамки стандартного, привычного, а такое встречается постоянно, если работа идет в группах. В таких ситуациях педагогу следует:

  • отойти от стереотипов мышления, выслушать доказательную базу при ответе;

*понять логику мышления ребенка и своим мнением или оценкой поощрить детей для дальнейшей творческой активности, тем самым

стимулировать мотивацию приобретения новых знаний.

В процессе обучения порой важнее воспитать, нежели научить. Временная смена ориентиров приведет только к положительному результату. Для поддержания дружественного настроя при общении на уроке или занятии, педагогу, владеющему инициативой, для достижения поставленных целей без позиционирования себя в роли главного действующего лица, необходимы терпение, выдержка, а также представление об общности интересов своих и воспитанников.

Дети младшего школьного возраста эмоциональны, динамичны, чувствительны, и красочные элементы познавательных дел больше привлекут их на первых порах, чем само содержание, но постепенно появится вкус к познанию, к поиску познавательного материала.

Вовлекая детей в активную деятельность, взрослый может добиваться высоких результатов в приобретении новых знаний.


    Особенности организации познавательной деятельности младших школьников

Познавательная деятельность является одним из видов воспитывающей деятельности.

Её цель - формирование отношения к познанию, науке, книге, учению. Можно без преувеличения сказать, что познавательная деятельность открывает ребенку окно в мир знаний, мир книг, мир удивительных открытий.

Познавательная деятельность требует интеллектуальных усилий, анализа размышления. В ней развиваются мыслительные способности детей, расширяется круг знаний. Поэтому задача учителя - увлечь всех детей познавательной деятельностью, наполнив ее интересным содержанием. В процессе решения этой задачи педагог использует разнообразные методы и приёмы: объяснение, показ, вопросы, оценка и другое.

Если педагог при объяснении не опирается на знания детей, не привлекает их личный опыт, не организует наблюдения, то он не вызывает у детей настойчивого стремления к самостоятельному поиску ответа, и усвоение нового происходит механически, формально.

Воспитание у ребёнка активности во многом зависит от того, насколько заинтересовывает его содержание предлагаемых заданий и занятий, а используемые методы вовлекают в процесс деятельности. В свою очередь, активное участие в учебном процессе ведёт к развитию нравственно-волевых качеств: настойчивости, старательности, целеустремлённости.

Познавательная деятельность выполняет в воспитании важную роль. Она способствует развитию потребности к книге, как к источнику знаний, интересной информации. Для этого необходимо: иметь в классе книги с познавательным содержанием. Желательно, чтобы эти книги были красочными, с яркими иллюстрациями, а информация в них передавалась небольшими объёмами.

Поскольку предметом (содержанием) познавательной деятельности являются научные знания, в ней закладываются основы мировоззрения ребенка, его отношение к реальному миру. И, наконец, в процессе познавательной деятельности происходит формирование духовной культуры, так как в знаниях о мире сконцентрирован опыт человечества, который и становится объектом освоения для ребенка.

Нельзя забывать и о том, что в познавательной деятельности имеет значение не только содержание, но и способы осуществления, благодаря которым происходит приобщение детей к культуре умственного труда. Участвуя в познавательной деятельности, дети учатся работать со словарями, справочниками, энциклопедиями, у них формируются навыки активного чтения, благодаря которому они учатся открывать и добывать знания, а не просто усваивать их в готовом виде.

Содержание познавательной деятельности младших школьников многообразно. Оно включает сообщения о фактах окружающей жизни:

*сведения о событиях в мире: политических, общественных, спортивных, культурных и многих других;

  • организацию чтения книг, журналов, газет и их обсуждение,

  • изучение природных объектов и явлений,

*знакомит с жизнью и деятельностью замечательных людей.

Подбирая то или иное содержание познавательной деятельности, необходимо помнить о психологических особенностях младших школьников. Поэтому оно должно быть эмоционально окрашенным, доступным по изложению, красочно оформленным, имеющим элементы занимательности, содержащим сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ [4].

Эффективность познавательной деятельности зависит от соблюдения ряда методических условий. Как было сказано выше, содержанием познавательной деятельности является информация о событиях, фактах, явлениях, людях и т. п. Чтобы обеспечить постоянный интерес детей к процессу познания, необходимо постепенно увеличивать объем информации, которую получают дети. Сначала это только сведения о некоторых фактах, явлениях, событиях, которые дети слышат от учителя или других взрослых. Но по мере накопления опыта познавательной деятельности, а также практических умений (умение работать с книгой, придумывать вопросы и искать ответы на них, отбирать нужную информацию, а главное - участие детей в ее добывании) растет их самостоятельность и активность, появляется увлеченность самим процессом познания.

Поэтому важным условием успешности познавательной деятельности можно назвать включение каждого ребенка в ее осуществление при разнообразии его ролей в этой работе. Ребенок должен ощутить свою причастность к познавательным делам. И если на первых порах он чаще выступает в роли слушателя, зрителя, исполнителя, то по мере использования различных форм и активизирующей коммунарской методики ребенок пробует себя в разнообразных ролях: участника планирования, обсуждения; организатора какого-либо этапа общего дела, игры; члена совета дела, жюри; именинника, строгого судьи. То есть речь идет не только об увеличении объема информации, но и о возрастании степени участия детей в познавательной деятельности: от пассивной к активной, от менее самостоятельной к более самостоятельной, от исполнительской к организаторской, от репродуктивной к творческой.

Таким образом, очень важным условием является обращение к занимательным формам познавательной деятельности.

В этом возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребёнка. Поэтому, чтобы увлечь детей, приохотить к сложной интеллектуальной деятельности, необходимо начинать с игровых, занимательных форм.

Значение игр в повышении познавательной активности

Важное место в повышении познавательной активности и познавательного интереса занимает игровой метод. Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей. В условиях

игры воспитателю легче активизировать внимание детей, удерживать его на предлагаемом содержании, формировать интерес к занятиям, в работе в условиях коллектива. Когда интерес будет сформирован, и удовольствие будет доставлять сам процесс познания, можно переходить к более серьёзным формам.

Использование занимательных форм создаёт радостный психологический настрой, способствующий появлению желания заниматься свободной познавательной деятельностью за пределами класса, школы, центра. В младшем школьном возрасте игровая деятельность не теряет своей роли, меняется содержание и направленность игры.

В это время большое место занимают игры с правилами и дидактические. В них ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Играя, младшие школьники стремятся брать на себя роли, которые привлекают их в реальной жизни: как правило, связанные с проявлением смелости, мужества и т.д. Чем старше дети, тем всё большее место занимает в игре соревнование. Оно развивает у детей умение действовать в коллективе. В младшем школьном возрасте происходит так же переход от игр внешних действий - к играм в плане воображения.

А.И.Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры- путешествия, игры-поручения, игры-загадки, игры-беседы и т.д. Охарактеризуем кратко каждый вид.

*Игры-конкурсы.

Ценность этих игр состоит в том, что младшие дети вместе, в составе команд, учатся думать, обсуждать вопрос, готовить ответ. Игры-конкурсы построены на соревновательности, состязательности в области познания. Они требуют смекалки, интеллектуальных знаний, выходящих за пределы школьной программы. В них есть победители и побеждённые. В любом случае выигрыш или проигрыш в игре стимулирует познавательную активность ребёнка.

  • Игры-путешествия.

Они отличаются интересным сюжетом: это исследование какого-либо объекта, явления, области знаний, построенных на «передвижении» детей во времени и пространстве. Такие игровые занятия требуют самостоятельности и активности детей.

Готовясь к ним, дети больше работают с книгой, научно-познавательной литературой, ищут нужный материал, формулируют вопросы.

Главное в игре-путешествии - познание, а не соревнование.

  • Игры-предположения.

Перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей. Они учатся слушать друг друга.

  • Игры-загадки.

В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому, точному и образному слову. Особое место занимает загадка по развитию мышления детей.

Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления.

  • Игры-беседы.

В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.

Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объёме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра, в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свёртывания игровых действий.

  • Игры-читателей.

Подготовительная работа заключается в предварительном прочтении сказок, рисовании иллюстраций, посещении библиотеки.

  • Настольные игры.

Они основаны на принципе наглядности, но в этих играх даётся не сам предмет, а его изображение. Настольная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.

  • Словесные-игры.

Эти игры наиболее сложные, так как в них дети должны оперировать представлениями. В работе используют для развития логического мышления, остроты ума, сообразительности. Дети учатся делать выводы, высказывать самостоятельные суждения.

Когда дети принимают активное участие в игре, связи в мозге становятся прочнее. И если у них всё получается, то мотивация к обучению возрастает.

Через игру ребёнок усваивает богатство культуры, духовные ценности, накопленные в обществе.

Выводы:

Практика показала, что для педагогов школ и детских садов издаётся много психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме; имеются различные программы для усовершенствования учебно- воспитательного процесса с детьми, чего не хватает для учреждений интернатного типа и социально-коррекционных центров.

Поэтому, воспитатели в данных учреждениях, используют за основу воспитания и познавательного развития детей теоретический материал, опыт педагогов образовательных учреждений и непосредственно свой.
Глава 2. Некоторые аспекты практической деятельности воспитателя дневного отделения «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Зина»

Практическая деятельность воспитателя дневного отделения.

Первым шагом на пути формирования учебных навыков и познавательных интересов является изучение индивидуально-психологических особенностей детей, находящихся в трудной жизненной ситуации с помощью диагностических методов: изучение личных дел воспитанников при

поступлении, наблюдения, беседы, тестирование, практическое моделирование, анализ - обобщение полученных данных. Первичные результаты диагностических данных важны для того, чтобы оценить знания ребенка и определить уровень способностей, узнать нормы развития детей. А так же подобрать специальные игры и упражнения для развития ребенка с учетом его интересов, особенностей познавательной деятельности. Диагностические срезы проводятся дважды: в середине работы (для подтверждения результатов наблюдений на момент поступления на наличие проблемы) и в конце (для выявления эффективности коррекционной работы).

Основной задачей воспитательной работы на момент поступления детей является создание условий для успешной адаптации в Центре.

Совместно с психологами провели анкетирование: «Чем бы ты хотел заниматься?» 100% ребят изъявили желание посещать 2-3-4 кружка. Мною был составлен график работы в кружках с учетом интересов детей: «Творческая мастерская», «Изостудия», «Швейных цех», «Спортзал», «Столярный цех», «Музыкальная гостиная», «Кукольный театр».Были выявлены следующие проблемы детей: у большинства недостаточно развита познавательная активность, слабо развита учебная мотивация, не сформированы психические процессы: мышление, речь, память, внимание, восприятие.

Поэтому, следующий этап работы - это подбор комплекса упражнений и заданий и игр для развития психических процессов с целью формирования адекватных мотивов учебной деятельности.

Прежде всего, использую познавательные и развивающие игры, которые должны давать новые знания и заставить ребёнка мыслить: «Существительное, прилагательное, глагол», «Волшебный мешочек», «Поле чудес с предлогами», игра-задание «Помоги карандашу», «Заверши поговорку», «Из жизни слов», «Откуда азбука пошла?» (приложение)

С целью повышения интеллекта, расширения кругозора, обогащения словаря, представлений и знаний об окружающем мире совместно с другими воспитателями провожу с детьми следующие мероприятия: экскурс в историю «Поговорим о войне», занятие-практикум «Путешествие в зелёную аптеку», викторины «Приметы весны», «Загадки природы», «Домашние животные» и другие, (приложение).

Чтобы познакомить детей с трудом людей и различными профессиями провели ряд экскурсий:

  • на почту, где нам рассказали о работе почтальона и оператора;

-в музей, тема экскурсии «Профессия нефтяник»;

-на стройку, экскурсия: «Что строится вокруг нас». Наблюдали за работой грузоподъемного крана, за отношением рабочих к своему труду.

В неблагополучных семьях не уделяется должного внимания для воспитания у детей доброты, отзывчивости, чуткости.

Педагоги дневного отделения имеют большую возможность формировать и развивать нравственные качества детей.

Чтобы научить ребят понимать природу, видеть, ценить любить и беречь её красоту, необходимо проводить экскурсии, такие как:

  • «Лес - природное сообщество»

  • «Учимся радоваться природе»

  • «Встреча весны», «Осень пришла» и т.д.

Учитывая, что группу дневного отделения посещают дети дошкольного возраста, во время прогулок проводятся наблюдения за сосульками, за цветами на клумбах, за прохожими и т.д. После проведения экскурсии или прогулки проводились беседы, где дети обсуждали результаты наблюдений.

Проводя такую работу, заметила, что дети стали наблюдательнее, стараются давать ответы на вопросы и делать выводы, исходя из личных наблюдений. Пополняется их словарный запас и лучше становится связная речь.

Общение с природой вызывает радость у детей и доброе отношение к животному и растительному миру.

При планировании беседы, обязательно включаю рассматривание картин или иллюстрации картин из книг, демонстрирую наблюдаемые предметы или их изображения.

Во время проведения бесед дети начинают понимать и осознавать различные закономерности нашего мира, получают новую информацию.

Одной из ведущих форм получения новой информации остаются познавательные рассказы взрослых.

Содержание познавательных рассказов воспитатель черпает из своего опыта и конечно из книг. Отобранное содержание передаю через сказки, приключенческие рассказы.

Провожу час художественного чтения. Для этого использую стихи:

«Поёт зима, аукает», «Берёза» (Есенин), «Весна» (Тютчев);

рассказы:

«Жил - был ёжик» (Акимушкин), «Рассказы о русском лесе» (Морозов), «Муравей Красная точка» (Н.Романова);

Экологические сказки:

«Проказы старухи-зимы», «Ветер, солнце и мороз», «Круговорот воды в природе» и другие.

Используя данный материал, формирую у детей представления о явлениях природы в разное время года, развиваю познавательный интерес к

природе, интерес к художественному слову, воспитываю бережное отношение к книге.

Большинство детей, посещающих дневное отделение, не проявляют интереса к книгам. Книги берут с целью посмотреть картинки. Дети читают очень медленно. Многие не понимают до конца содержание прочитанного. С целью развития интереса к книгам, в игровой форме можно отправиться в гости к Корнею Чуковскому, сходить в страну сказок и приключений, посмотреть на хоровод сказок.

Подготовительная работа заключается в предварительном посещении библиотеки, прочтении сказок, рисовании иллюстраций.

Работая с детьми, убедилась, что младшие школьники любят отгадывать загадки. Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Наши дети часто затрудняются найти правильное решение, так как не понимают содержание загадки, не умеют находить пути решения логической задачи. Поэтому мы сначала стараемся воспитать умение наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, а затем только загадывать. Стараюсь отбирать загадки о тех предметах и явлениях, которые посильны детям для наблюдений, расширяют кругозор, углубляют представления о жизни.

Также не исключаю из практики игры природоведческого характера, проводимые как в природе, так и в помещении. Они развивают образную память, мышление, наблюдательность. Эти игры учат ориентироваться в окружающей среде, замечать изменения, происходящие в ней, анализировать поведение человека и других живых существ. Например, игры: «Сова и мышь», «Найди дерево» и другие.

Понять природу игры, её потенциал - значит понять природу счастливого детства. Процесс игровых занятий - это пространство самореализации, раскрытие проблем человека. Через игру ребёнок усваивает богатство культуры, духовные ценности, накопленные в обществе.

Игра обладает предсказательностью: индивид ведёт себя в игре на максимуме проявлений, познавательных и творческих.

Итак: главное, что все мероприятия дают детям возможность активно работать, выполнять практические задания, конкурсы.

Когда активность детей на занятии высока, педагогу необходимо выразить своё удовлетворение, подчеркнуть их успехи как общий успех всего коллектива.

Практика показала, что наибольшие возможности для организации коллективной деятельности создаются на основе заданий по рисованию, лепке, подвижных игр, музыкальных занятий.

Объединяя детей для выполнения ими совместных заданий, педагог должен учитывать уровень умений каждого ребёнка, самостоятельности, волевых качеств, характер взаимоотношений, сложившихся у него со сверстниками.

Наличие доброжелательности позволит умелому - научить неумелого, активному - поддержать неуверенного, дисциплинированному, исполнительному остановить того, кто проявляет небрежность, поспешность.

2.2 . Анализ-результат практической деятельности воспитателя

Анализируя собственную деятельность на протяжении всей работы с детьми групп дневного пребывания, ещё раз убедилась, что необходимо развивать и закреплять у детей стремление к познанию окружающего мира.

Целью было пробудить интерес к занятиям, увлечь и активизировать детей. В связи с этим рассмотрела формы и методы работы, побуждающие ребят к активности в познании окружающей действительности.

Перспективный план мероприятий с воспитанниками составила, опираясь на программу работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Все мероприятия ориентированы на расширение и углубление знаний детей об окружающем мире и нравственно-эстетическое воспитание младших

школьников. Все они разнообразны по форме - это беседы, викторины, конкурсы, экскурсии и игры. Содержание занятий посвящены народным традициям, родной природе в разные времена года, общечеловеческим понятиям доброты, вежливости.

Для достижения поставленной цели создавала условия для развития познавательных процессов и мыслительных операций. Так же использовала возможности детей для развития их познавательных способностей и самостоятельной поисковой активности через наблюдения, решение проблемных ситуаций.

Подбирая содержание познавательной деятельности, учитывала и психологические особенности детей. Старалась, чтобы оно было эмоционально окрашенным, доступным по изложению, использовала наглядность, сказочных героев.

На своих занятиях учила детей проявлять настойчивость, справляться с трудностями; развивала интерес к учебной деятельности, формировала у детей положительное отношение к сверстникам.

На индивидуальных и групповых занятиях дети учились сравнивать, анализировать, развивать логическое мышление и связную речь.

Как писал известный русский учёный А.М. Пешковский, «там, где дети усиленно учатся говорить,...там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга».

Ежедневно веду работу по развитию коммуникативных способностей детей. Мы не принуждаем детей к заучиванию этикетных выражений, а беседуем и играем с ними. Обучая ребёнка культуре речевого общения, мы благотворно влияем на развитие его характера, его отношений с окружающими.

В процессе взаимодействия у ребят - Бедашёва Миши, Шибанова Олега, Давыдова Лёни и других возникло состояние психологического комфорта, защищённости, уверенности в себе и окружающих.

По данным диагностических срезов, целью которых является выявление эффективности коррекционно-развивающей работы, у детей наблюдается положительная динамика в повышении познавательной активности и в развитии в целом.

Таня Муромцева стала более активной в досуговой и познавательной деятельности. Стала более самостоятельной при самоподготовке.

При выполнении домашнего задания, функция воспитания заключалась в том, чтобы закрепить у воспитанников приобретённые в школе знания.

У Горохова Никиты улучшились навыки чтения (скорость чтения, понимание текста, выразительность), научился правильно ставить ударение в словах. Никита проявляет стремление к постоянному общению с книгой.

У дошкольников: Тахтыбаева Рината, Березиной Оксаны, Кирш Полины, Котовой Насти пополнился словарный запас, лучше стали произносить звуки. Научились определять геометрические фигуры, вести счёт до 10, сравнивать предметы по форме, цвету и величине. Всё это изучалось, развивалось и закреплялось на занятиях по подготовке детей к школе.

Благодаря проводимой работе, дети начали меняться на глазах: активно принимают участие во всех мероприятиях группы, дневного отделения и центра. Стали спокойнее, дисциплинированнее, старательнее, а главное твердая ориентация на игру как форму организации деятельности младших школьников, помогли сделать мой труд радостным.

Следует, что познавательные задачи соединяются с задачами формирования нравственно-волевых качеств, и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи: познавательный интерес побуждает ребёнка к активности, способствует развитию любознательности, а умение проявлять настойчивость, прилежание, оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего школьники достаточно прочно усваивают учебный материал.

Заключение

Изучение теоретических основ педагогической деятельности по развитию познавательной активности выявило, что интерес школьника к учебной деятельности является эмоциональным проявлением познавательных потребностей человека, важнейшим мотивом учения.

Удовлетворение познавательного интереса способствует восполнению пробелов в знаниях учащегося. Ребёнок, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, не будет активно работать на уроке или занятии, мобилизовывать усилия, волю для выполнения заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении.

Задачи умственного воспитания ребёнка должны решаться в тесной связи с задачами воспитания нравственно-волевых качеств личности: настойчивости, прилежания, старательности ответственности, стремления достигать качественного результата, а также доброжелательного и уважительного отношения к сверстникам.

На своих занятиях педагог должен стараться вырабатывать у детей активное поведение (тщательное выполнение заданий, внимание к тому, что говорит педагог). Чтобы дети были более самостоятельными в выборе занятий, игр, деятельности по интересам, необходимо формировать у них навыки организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Практика показала, что для реализации учебных и воспитательных задач надо создать на занятиях положительно-эмоциональную обстановку. В такой обстановке дети охотнее выполняют указания педагога, активнее участвуют в предложенной работе, увереннее отвечают. Не боятся допустить ошибку, так как неудача не влечёт за собой отрицательной оценки педагога.

Чтобы добиться от детей активности, нужно оценивать самые незначительные успехи ребёнка. Так же поддерживать активность у детей инициативных. Невнимание к ним может привести к тому, что они начнут отвлекаться и терять интерес к происходящему. Воспитателю следует заметить активность ребёнка и оценить её как ответственное отношение к заданию.

Работая с детьми, заметила, что на активность детей влияет и реакция сверстников. Активность снижается в случае отрицательных проявлений в ответ на допущенную ошибку. В этом случае воспитатель должен разъяснить детям недопустимость бестактных поступков, обидных замечаний. Внушить, что это проявление неуважения к сверстнику. Поощрять тех, кто проявляет внимание, доброжелательность по отношению к товарищу.

Изучение теоретического материала по проблеме познавательного развития еще раз убедило, что основная часть детей, поступающих в центр с низким уровнем познавательной активности и в целом, соответственно, со сниженным интеллектом. Родители этих детей не уделяют должного внимания к познавательному развитию своего ребёнка.

Следовательно, необходимо развивать познавательные процессы.

Исходя из этого работа строится в следующих направлениях:

  • организация целенаправленной познавательной деятельности в условиях социально - реабилитационного центра;

  • проведение специальных мероприятий в зависимости от индивидуальных потребностей ребёнка.



    Литература

  1. Агапова И., Давыдова М.- «Развивающие игры со словами для детей» /2007/.

  2. Бардин К.В.- «Подготовка ребёнка к школе» /2003/.

  3. Барышникова Г.Б.-«Наша зелёная планета» /2006/.

  4. Бесова М.А.- «В школе и на отдыхе»/1997/.

  5. (познавательные игры от 6 до 10 лет)

  6. Буковская Г.В.- «Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников» /2004/.

  7. Буре Р.С.- «Готовим детей к школе» /1987/.

  8. Вакуленко Ю.А.- «Трудовое воспитание в начальной школе» /2006/.

  9. Дик Н.Ф.- «Развивающие классные часы и праздники в 1-2-х классах» /2006/. Жиренко О.Е., Киселёва Т.В., Лапина Е.В.- «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию» /2007/.

  10. Илларионова Ю.Г.- «Учите детей отгадывать загадки» /1985/.

  11. Карпов Е.В.- «Дидактические игры в начальный период обучения» /1997/.

  12. Касицина Н,- «Как разбудить собственную активность ученика».

  13. Молчанова Л.- «Познавательная мотивация в учебной деятельности младших школьников» /Учитель №1 2005/.

  14. Подовикова Д.- «Формирование познавательной активности» /Дошкольное воспитание №1 1986/.

  15. Чистякова Г,Д,- «Потенциал познавательного развития в младшем школьном возрасте» /Начальная школа №10 2006/.

  16. Щербакова Е.И., Голицын В.К.-«К вопросу о развитии познавательной активности» /Дошкольное воспитание № 10 1991/.