Исследование мышления проводилось по экспериментальной методике Р. Амтхауэра тестирующей мышление как структуру интеллекта.
При оценке результатов обследования мышления анализируется состояние всех структурных компонентов его мыслительной деятельности:
Описание методики. Методика состоит из 4-х субтестов, предназначена для детей 7-9 лет, включает в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов.
В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемых дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого.
Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения «пятого лишнего». Данные, полученные при исследовании этой методикой, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов и явлений.
Третий субтест – задания на умозаключение по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями.
Четвертый субтест направлен на выявление умения обобщать (ребенок должен назвать понятие, объединяющие два слова, входящее в каждое задание субтеста).
Перед предъявлением контрольных заданий к каждому субтесту необходимо давать по 2-3 тренировочных упражнений, которые позволили довести детей к полному пониманию предлагаемых заданий.
-
1 субтест
|
1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица)
|
1,9
|
2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень)
|
2,8
|
3. В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев)
|
2,7
|
4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март)
|
2,3
|
5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец)
|
2,6
|
6. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда)
|
2,2
|
7. Время суток (год, месяц, неделя, лень, понедельник)
|
2,8
|
8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная)
|
3.4
|
9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень)
|
2,8
|
10.Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София)
|
2,6
|
-
2 субтест
|
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка
|
2,6
|
2. Река, озеро, море, мост, болото
|
2.3
|
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата
|
2.7
|
4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса
|
2,6
|
5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник
|
2,4
|
6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат
|
2,5
|
7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей
|
2,3
|
8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк
|
2,5
|
9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение
|
3,0
|
10.Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный
|
2,7
|
-
3 субтест
|
1. Огурец георгин
овощ сорняк, роса, садик, цветок, земля
|
2,0
|
2. Учитель сад
ученик забор, грибы, яблоня,
колодец, скамейка
|
2,4
|
3. Огород врач
морковь очки, больные, палата,
больной термометр
|
2,2
|
4. Цветок птица
ваза клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья
|
2,6
|
5. Перчатка сапог
рука чулки, подошва, кожа, нога, щетка
|
2,4
|
6. Темный мокрый
светлый солнечный, скользкий, сухой,
теплый, холодный
|
2,1
|
7. Часы термометр
время стекло, температура, кровать,
больной, врач
|
2,5
|
8. Машина лодка
мотор река, моряк, болото, парус, волна
|
2,2
|
9. Стул игла
деревянный острая, тонкая, блестящая,
короткая, стальная
|
2,2
|
10.Стол пол
скатерть мебель, ковер, пыль, доска, гвозди
|
2,2
|
-
4 субтест
|
1. Метла, лопата…
|
2,6
|
2. Окунь, карась…
|
3,0
|
3. лето, зима…
|
2,1
|
4. Огурец, помидор…
|
2,2
|
5. Сирень, шиповник…
|
2,6
|
6. Шкаф, диван…
|
3.0
|
7. день, ночь…
|
2,8
|
8. Слон, муравей…
|
2,2
|
9. Июнь, июль…
|
2,4
|
10.Дерево, цветок…
|
2,2
|
Обработка результатов.
-
Каждый ответ оценивается баллами, проставленными справа от задания, максимальная сумма баллов при правильном выполнении всех заданий – 100 баллов.
Максимальная сумма баллов распределена по субтестам:
1, 2 субтеста – по 26 баллов
3 субтеста – 23 балла
4 субтест – 25 баллов
По сумме набранных баллов выделяются три группы детей:
1 группа – 75-100 баллов (высший уровень умственного развития).
2 группа – 50-74 балла (средний уровень умственного развития).
3 группа – 25-49 баллов (низкий уровень умственного развития).
Исследования памяти.
Найди среди других.
Испытуемому предлагается для запоминания 3-4 геометрические фигуры, предоставленные на одной карточке. Затем его просят отыскать данные фигуры среди прочих изображенных на другой карточке.
Инструкция: запомни фигуры и найди их на другой карточке.
Запоминание серии букв.
Перед ребенком кладем карточку с серией букв на 15 секунд, затем убирают и просят воспроизвести запомненное:
В Н О Л
Р Б Я Ц
Т К Л И
Инструкция: Посмотри. Запомни. Напиши.
Отмечаем: правильность выполнения, количество запомненных букв их последовательность при воспроизведении, объем памяти.
Исследование двигательной памяти.
Инструкция: Повторяй за мной.
Делай как я.
Сначала правой, затем левой рукой.
Кулак – ребро –ладонь.
Ребенок усваивает.
Затем дается новая серия движений
Кулак – кольцо – мизинец
Правой рукой
Левой рукой
После заучивания ребенок должен воспроизводить правой рукой первую серию, с левой - вторую серию, одновременно, т. е. включается интерференция пробой на рецепродуктивную координацию.
Оценивается:
непосредственное воспроизведение;
-
отсроченное воспроизведение, после интерференции;
объем кратковременной памяти
опосредованное запоминание.
|