Главная страница

Методика логопедического обследования глухих детей


Скачать 449.5 Kb.
Название Методика логопедического обследования глухих детей
страница 4/4
Дата 10.03.2016
Размер 449.5 Kb.
Тип Документы
1   2   3   4

Исследование мышления проводилось по экспериментальной методике Р. Амтхауэра тестирующей мышление как структуру интеллекта.

При оценке результатов обследования мышления анализируется состояние всех структурных компонентов его мыслительной деятельности:

Описание методики. Методика состоит из 4-х субтестов, предназначена для детей 7-9 лет, включает в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов.

В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемых дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого.

Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения «пятого лишнего». Данные, полученные при исследовании этой методикой, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов и явлений.

Третий субтест – задания на умозаключение по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями.

Четвертый субтест направлен на выявление умения обобщать (ребенок должен назвать понятие, объединяющие два слова, входящее в каждое задание субтеста).

Перед предъявлением контрольных заданий к каждому субтесту необходимо давать по 2-3 тренировочных упражнений, которые позволили довести детей к полному пониманию предлагаемых заданий.

1 субтест

1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица)

1,9

2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень)

2,8

3. В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев)

2,7

4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март)

2,3

5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец)

2,6

6. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда)

2,2

7. Время суток (год, месяц, неделя, лень, понедельник)

2,8

8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная)

3.4

9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень)

2,8

10.Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София)

2,6




2 субтест

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка

2,6

2. Река, озеро, море, мост, болото

2.3

3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата

2.7

4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса

2,6

5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник

2,4

6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат


2,5

7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей

2,3

8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк

2,5

9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение


3,0

10.Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный


2,7




3 субтест

1. Огурец георгин

овощ сорняк, роса, садик, цветок, земля


2,0

2. Учитель сад

ученик забор, грибы, яблоня,

колодец, скамейка



2,4

3. Огород врач

морковь очки, больные, палата,

больной термометр



2,2

4. Цветок птица

ваза клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья


2,6

5. Перчатка сапог

рука чулки, подошва, кожа, нога, щетка


2,4

6. Темный мокрый

светлый солнечный, скользкий, сухой,

теплый, холодный



2,1

7. Часы термометр

время стекло, температура, кровать,

больной, врач



2,5

8. Машина лодка

мотор река, моряк, болото, парус, волна


2,2

9. Стул игла

деревянный острая, тонкая, блестящая,

короткая, стальная



2,2

10.Стол пол

скатерть мебель, ковер, пыль, доска, гвозди


2,2




4 субтест

1. Метла, лопата…

2,6

2. Окунь, карась…

3,0

3. лето, зима…

2,1

4. Огурец, помидор…

2,2

5. Сирень, шиповник…

2,6

6. Шкаф, диван…

3.0

7. день, ночь…

2,8

8. Слон, муравей…

2,2

9. Июнь, июль…

2,4

10.Дерево, цветок…

2,2


Обработка результатов.

  1. Каждый ответ оценивается баллами, проставленными справа от задания, максимальная сумма баллов при правильном выполнении всех заданий – 100 баллов.

  2. Максимальная сумма баллов распределена по субтестам:

1, 2 субтеста – по 26 баллов

3 субтеста – 23 балла

4 субтест – 25 баллов

  1. По сумме набранных баллов выделяются три группы детей:

1 группа – 75-100 баллов (высший уровень умственного развития).

2 группа – 50-74 балла (средний уровень умственного развития).

3 группа – 25-49 баллов (низкий уровень умственного развития).

Исследования памяти.

  1. Найди среди других.

Испытуемому предлагается для запоминания 3-4 геометрические фигуры, предоставленные на одной карточке. Затем его просят отыскать данные фигуры среди прочих изображенных на другой карточке.

Инструкция: запомни фигуры и найди их на другой карточке.

  1. Запоминание серии букв.

Перед ребенком кладем карточку с серией букв на 15 секунд, затем убирают и просят воспроизвести запомненное:

В Н О Л

Р Б Я Ц

Т К Л И

Инструкция: Посмотри. Запомни. Напиши.

Отмечаем: правильность выполнения, количество запомненных букв их последовательность при воспроизведении, объем памяти.

  1. Исследование двигательной памяти.

Инструкция: Повторяй за мной.

Делай как я.

Сначала правой, затем левой рукой.

Кулак – ребро –ладонь.

Ребенок усваивает.

Затем дается новая серия движений

Кулак – кольцо – мизинец

Правой рукой

Левой рукой

После заучивания ребенок должен воспроизводить правой рукой первую серию, с левой - вторую серию, одновременно, т. е. включается интерференция пробой на рецепродуктивную координацию.

Оценивается:

  • непосредственное воспроизведение;

  • отсроченное воспроизведение, после интерференции;

  • объем кратковременной памяти

  • опосредованное запоминание.
1   2   3   4