Выделение исследуемого звука среди слогов.
Подними руку, если услышишь слог со звуком «с».
(ла, ка, ша, со, ны, ма, су, жу, сы, га, си).
Выделение исследуемого звука среди слов.
Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «ж».
(лужа, рука, дорога, живот, молоток, жук, кровать, нижницы).
Название слов со звуком.
Показываю букву – «з». Назови слова с этим звуком.
5 слов и более – 3 балла, 3-4 слова – 2 балла, 1-2 слова – 1 балл.
Определение наличия звука «ш» в названии картинок.
Выбрать картинку со звуком «ш».
(колесо, ящик, сумка, шапка, машина, чайник, лыжи, цапля, звезда).
Название картинок и определение отличий в названиях.
(дом – том, бочка – почка, коза – коса, дом – дым, дочка - точка).
Определение места звука «ч» в словах (начало, середина, конец).
(чайник, ручка, мяч, печь, бочка).
Дифференсация звуков.
Раскладывание картинок в 2 ряда: в первый со звуком «с», во второй со звуком «ш».
(сом, шапка, машина, коса, автобус, кошка, пылесос, карандаш).
IV пункт. Исследование фонетического и фонематического восприятия.
В этом пункте 16 вариантов заданий, каждый вариант оценивается по 3-х бальной шкале.
Бальная шкала.
3 балла – Выполняет задание самостоятельно, без помощи, верно.
2 балла – Выполняет задание верно, но с помощью схем, фишек, интонационного выделения и т.д.
1 балл – Выполняет задания не верно, допускает ошибки даже при помощи опоры на схеме.
0 баллов – Выполнение задания не доступно, не выполняет ни при каких условиях.
Звуковой анализ слова.
Содержание задания. Варианты
|
Используемый речевой и наглядный материал
|
1. Определить количество звуков в словах
|
ус, дом, баран, ромашка
|
2. Выделить последовательно каждый звук в словах
|
мак, зонт, крыша, танкист, самолет
|
3. Назвать первый ударный гласный звук
|
Оля, Юра, Аня, уши, осы, Яша
|
4. Определить последний согласный звук в словах
|
ус, кот, сыр, стакан, щенок, стол
|
5. Выделить согласный звук из начала слова
|
сок, шуба, магазин, щука, чай
|
6. Назвать ударный гласный звук в конце слова
|
ведро, грибы, рука, чулки
|
7. Определить третий звук в слове и придумать слова, в которых бы этот звук стоял в начале, середине и конце
|
сосна
|
8. Подобрать слова, состоящие из 3-4-5 звуков
|
|
9. Назвать слова с 1 слогом, 2,3,4 слогами
|
|
10. Определить количество гласных и согласных в названиях слова
|
|
11. Назвать второй, третий, пятый звуки в этих словах
|
|
12. Сравнить слова по звуковому составу. Отобрать картинки, названия которых отличаются лишь по 1 звуку
|
мак, бак, бык, рак, дом, стул, лук, сук, машина, корзина
|
13. Сказать, в чем отличие этих слов
|
Оля – Коля, крыша – крыса
|
14. Переставить, заменить, добавить звуки или слоги, чтобы получилось новое слово
|
сук (сок), стол (стул), марки (рамки), ложа (жало), сосна (насос)
|
15. Закончить слова
|
бара..., пету..., само...
|
16. объяснить смысл предложений
|
На грядке лук. За рекой зеленый луг.
|
V пункт. Исследование активного словаря.
Баллы определяются по общему выводу.
3 балла - Активный словарь соответствует возрасту.
2 балла – Активный словарь отстает от нормы, ограничен.
1 балл – Активный словарь крайне ограничен.
0 баллов – Экспрессивная речь не сформирована.
Здесь 7 приемов заданий.
Обследование слов, обозначающих предметы:
а) название предметов, изображенных на предъявляемых картинках; б) самостоятельное дополнение данного тематического ряда: тетрадь, ручка, учебник;
в) название предмета по его описанию. Ребенку предлагаются вопросы, характеризующие предметы: «Как называется помещение, где читают, выдают и получают книги?», «Кто косой, слабый, трусливый?» (по признакам), «Что светит, сияет, греет?» (по действиям);
г) название детенышей кошки, собаки, коровы, козы, лошади, курицы, утки, волка, лисы, медведя;
д) нахождение общих названий: стол – мебель, а чашка.. (что?), сапоги – обувь, а шуба... (что?), земляника – ягода, а боровик (что?), комар – насекомое, а щука... (кто?);
е) название обобщенных слов по группе однородных предметов.
Название признаков предмета:
а) морковь сладкая, а редька.. (какая?), ручей узенький, а река... (какая?), трава низкая, а дерево... (какое?) и т.д.
б) подобрать признаки к предметам: елка какая? (например, зеленая, пушистая, высокая, стройная), небо какое?, туча какая?, лимон какой?, часы какие? и т.д.
Название действий людей и животных:
а) повар (почтальон, сапожник, художник, учитель) что делает?
б) кто как передвигается: ласточка летает, а лягушка,... (кузнечик, щука, змея, воробей, еж);
в) кто как кричит: петух кукарекает, а ворона... (воробей, голубь, сорока);
г) обиходные действия (например, входит, выходит, заходит, переходит, подходит, отходит);
Название времен года, их последовательности, признаков.
Подбор слов с противоположным значением к словам:
(большой, холодный, чистый, твердый, тупой, мокрый, широкий, светлый, высокий, старший);
Подбор синонимов к словам:
(боец, радость, врач, ненависть, верный, громкий, тайна, быстрый, сильный, умный);
Подбор однокоренных слов к словам:
(бачок, бочок, лиса, леса, коза, коса, земля, красить)
VI пункт. Исследование пассивного словаря.
Балльное оценивание по общему выводу.
3 балла – Импрессивная речь сформирована полностью.
2 балла – Импрессивная речь сформирована недостаточно.
1 балл – Грубые, ярко выраженные недостатки в формировании импрессивной речи.
0 баллов – Импрессивная речь не сформирована.
Обследование понимания номинативной стороны речи
Показ называемых предметов, называются окружающие ребенка предметы.
Узнавание предметов по описанию: «Покажи, чем чистят зубы». (ложка, очки, ключ, зубная щетка, гребешок).
Предъявление «конфликтных» картинок (слов с близким фонематическим звучанием). Ребенка просят показать картинку с изображением вороны среди 2 картинок. Картинки (например, ворона и ворота).
Понимание действий, изображенных на картинках. Ребенок должен показать ту картинку, о которой говорит логопед. Подбираются сюжетные картинки, изображающие действия: девочка ест, шьет, стирает, спит, читает и т.д.
Понимание слов, обозначающих признаки: а) логопед предлагает сравнить предметные картинки и показать: где большой медведь, а где маленький, где длинный карандаш, а где короткий, тонкий – толстый (карандаш), узкая – широкая (лента), высокий – низкий (забор). б) игра «Пирамидка». Надень красное кольцо, желтое, синее, зеленое и т.д. в) покажи, где круглый стол, а где прямоугольный; где треугольный флажок, а где прямоугольный. Подбираются соответствующие предметные картинки.
Понимание пространственных наречий. Подними руки вверх, отведи в стороны и т.д.; повернись вправо, влево и т.д.
Обследование понимания предложений
Выполнение действий (2 - 3) в одной просьбе, предъявленной на слух в предложениях различной сложности. Даются предложения: «Закрой, пожалуйста, дверь и выключи свет в комнате», «Достань книгу из шкафа, положи ее на стол, а сам садись на стул».
Понимание инверсионных конструкций типа: а) ребенок должен определить, что сделано раньше. Карточка с предложением: «Я умывался после того, как сделал зарядку»; б) прочитать предложение и ответить на вопрос: «Кто приехал?». «Петю встретил Мишу».
Выбрать из слов, приведенных в скобках, наиболее подходящие по смыслу. Карточка с предложением: «Утром к дому прилетела (стая, стайка, стадо) воробьев».
Исправить предложение. Карточка с предложением: «Коза принесла корм девочке».
Понимание сравнительных конструкций: какое из 2 предложений правильное. Карточки с предложениями: «Слон больше мухи», «Муха больше слона».
Выбрать правильное предложение. Карточки с предложениями: «Взошло солнце, потому что стало тепло», «стало тепло, потому что взошло солнце».
-
Закончить предложение. Карточка с незаконченным предложением: «Перелетные птицы улетели в теплые края, потому что...».
Обследование понимания грамматических форм
Понимание логически-грамматических отношений. Ребенка просят показать, где хозяйка собаки, где владелец мотоцикла. Картинки, изображающие женщину с собакой и собаку; мужчину с мотоциклом и мотоцикл.
Понимание отношений, выраженных предлогами, например: птичка сидит на клетке, под клеткой, около клетки, перед клеткой, за клеткой, в клетке (ребенок должен показать соответствующую картинку). Специально подобранные сюжетные картинки.
Понимание падежных окончаний существительных. Предлагают показать: линейку ручкой, карандашом ручку и карандаш линейкой. Перед ребенком кладут ручку, линейку, карандаш.
Понимание форм единственного и множественного числа существительного. Ребенок должен показать, на какой картине нарисован шар (шары). Картинки с изображением одного предмета и множества этого же предмета.
Понимание числа прилагательных. Показать, о какой картинке говорят: зеленый – (что?), зеленые - ?. Предметные картинки с изображением 1 зеленого флажка и нескольких зеленых флажков.
-
Понимание рода прилагательных. Предлагается закончить фразу, указывая при этом на соответствующую картинку: «На картинке красное...», «На картинке красный...», «На картинке красная...». Предметные картинки (яблоко, шар, морковка).
Понимание единственного и множественного числа глаголов. Ребенку говорится о картинке, а он должен показать ее («На скамейке сидит...»). 2 картинки, на которых одно и то же действие совершается то одним, то несколькими лицами.
Понимание формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени. Ребенку объясняется, что мальчика и девочку могут звать одинаково (Валя, Женя, Шура). Картинки с изображением одного и того же действия, выполняемого мальчиком и девочкой.
Понимание префиксальных изменений глагольных форм. Ребенок должен показать: где мальчик входит, а где выходит; где девочка наливает воду, а где выливает; какая дверь открыта, а какая закрыта и т.д.
-
Понимание глаголов совершенного и несовершенного вида. Ребенку предлагается показать, где девочка моет руки, а где вымыла (снимает – снял, льет - разлил). Пары картинок с изображением совершенных и несовершаемых действий.
Понимание залоговых отношений. Ребенок должен показать, где мальчик одевается сам, а где его одевает мама, где девочка причесывается, а где ее причесывают и т.д. Пары картинок с изображением соотвествющих действий.
Пункт VII. Исследование грамматического строя речи.
Бальное оценивание по общему выводу.
3 балла – Нарушений согласования и управления не отмечается.
2 балла – Незначительные нарушения в управлении, не большое количество аграммтизмов.
1 балл – Значительные нарушения в управлении и согласовании.
0 баллов – Управление и согласование не доступно.
Составление предложений по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок. Задаются вопросы, требующие ответов сложными предложениями (почему?, зачем? и т.д.). Сюжетная картинка и серия картинок.
Составление предложений по опорным словам. Карточка с опорными словами: дети, лес, корзины, земляника, цветы, спелая, сладкая.
Составление предложений по отдельным словам, расположенным в беспорядке. Карточка со словами: на, катается, лыжах, Саша.
Подстановка недостающего предлога в предложении.
Пересказ текста после прослушивания:
а) знакомый текст;
б) незнакомый текст.
Рассказ из собственного опыта (о любимых игрушке, книге, животном, празднике и т.д.).
Словоизменение.
а) употребление существительного единственного и множественного числа в различных падежах. Исследование ведется по картинкам: «Чем покрыт стол? Чем мальчик режет хлеб? Кого кормит девочка? На кого смотрят дети? Зачем дети идут в лес?».
б) образование форм родительного падежа множественного числа существительных. Задают вопросы: «Чего много в лесу? (деревьев, кустов, ягод, листьев)», «Чего много в саду?», «Чего много в этой комнате?».
в) преобразование единственного числа имен существительных во множественное число по инструкции: «Я буду говорить про один предмет, а ты про много» (рука - руки). Существительные: коза, глаз, стул, отряд, лоб, ухо, дерево, рот, билет, перо, окно, рукав, воробей, доктор, болото, лев, рог, хлеб, сторож, завод.
г) употребление предлогов. Предлагается ответить примерно на такие вопросы: «Где лежит карандаш?» (в коробке), «А теперь?» (вынуть из коробки и положить на стол), «Откуда я взял карандаш?» (из коробки), «Откуда упал карандаш?» (со стола), «Откуда ты достал карандаш?» (из-под стола), «Где лежит карандаш?» (за коробкой), «Откуда ты достал карандаш?» (из-за коробки, из-под коробки).
Словообразование.
а) образование уменьшительной формы существительного. Задание может быть таким: «Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие» (стол - столик). Слова: ковер, гнездо, голова, сумка, ведро, птица, трава, ухо, лоб, воробей, стул, дерево.
б) образование прилагательных от существительных. Предлагается ответить на вопросы: «Из чего сделан стул (шкаф)?». Существительные: снег, бумага, стекло, пластмасса, мех, шерсть, пух.
в) образование сложных слов (из 2 слов образовать одно). Камень дробить (камнедробилка), землю черпать (землечерпалка), сено косить (сенокосилка).
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕЧИ
4 БЛОК
Исследование психологической базы речи включает в себя изучение:
внимания
восприятия различной модальности
памяти
мышления.
Исследование внимания проводилось по следующим методикам. Учащимся прилагалась инструкция ко всем методикам в письменном виде.
Корректурная проба
1 2 3 3 1 2 1 3 3 1 2
2 1 3 3 2 1 1 3 3 2 1…
Выявляет способность к концентрации и его устойчивость.
Инструкция: зачеркнуть цифру 3 и обвести в кружок цифру 2.
Таблица Шульте
-
-
-
-
-
7
|
21
|
13
|
25
|
4
|
19
|
10
|
23
|
2
|
8
|
5
|
18
|
15
|
20
|
16
|
24
|
1
|
22
|
11
|
14
|
9
|
12
|
3
|
17
|
6
|
Инструкция: отсчитать цифры от 1 до 25 по порядку в строгой последовательности, показывая их.
Позволяет исследовать темп сенсомоторных реакций и особенностей внимания.
Изучение полей зрения с предъявлением 2-х стимулов
Инструкция: смотри внимательно на точку.
После того как ученик сконцентрирует внимание на центральной точке, предъявляются одновременно 2 стимула с левой и правой стороны, быстро убираются.
Инструкция: Что ты увидел?
Отметить: сколько стимулов увидел ученик, с какой стороны. При нарушении зрительного внимания испытуемый видит только один стимул.
(С.В. Бабенкова, Е.П. Хок, А.Р. Лурия)
Слуховое внимание
Инструкция: Я буду за тобой, звенеть в колокольчик, а ты определишь возле какого уха он звенит.
Лево, право, право, право, лево, лево
право, лево, с двух сторон.
Пациенты с локальным поражением коры Г.М. и слуха трудно определяют направленность звука. При восприятии звука с 2-х сторон, воспринимают звучание односторонне, как правило на лучше слышащее ухо, полностью игнорируют звучание поступающие в другое ухо. По ходу отдаления звучания можно так же определить диапазон слышимости.
(Г.В. Семерицкая).
Тактильное внимание
Инструкция: закрой глаза, определи, до какой руки я дотронулась и сколько раз.
При нарушении тактильного внимания испытуемый игнорирует двухстороннее прикосновения, называя одну руку, чаще всего игнорируют левую руку.
Двигательное внимание.
Инструкция: повторяй за мной.
Ребенку предлагаются различные двигательные пробы для рук:
правой
левой
вместе, одновременно.
Определяется правильность выполнения.
Исследования восприятия.
Зрительное восприятие.
Инструкция: назови фигуры, которые ты видишь
Усложненная проба Поппельриттера
Инструкция: назови предметы
Ребенку предлагаются контурные перечеркнутые изображения, в которых он должен узнать реальные изображения и назвать их.
Пробы Ревена.
Инструкция: подбери нужную заплатку к одеялу
Исследуется предметно зрительный гнозис. Этой же цели хорошо отвечает методика.
«Найди отличия»
Ребенку предлагается две похожие картинки на которых нужно найти отличия.
Инструкция: найди отличия.
Количество найденных отличий.
Оценивается правильность выполнения.
Исследования цвета.
Инструкция: назови цвет.
Экспериментатор кладет перед исследуемым учеником белые шаблоны овощей и фруктов.
Инструкция: подбери к овощам и фруктам нужный цвет.
Исследование лицевого гнозиса.
Перед ребенком кладем фотографию его класса.
Инструкция: назови всех по именам.
Исследование пространственного гнозиса.
Инструкция: назови фигуру, которая расположена в левом верхнем углу.
Назови фигуру, которая расположена в нижнем правом углу.
Назови фигуру, которая расположена по середине листа.
Ориентировка в собственном теле.
Инструкция: Подними правую руку.
Подними левую ногу.
Возьми правой рукой левое ухо.
Наступи левой ногой на правую.
Покажи левой рукой левый глаз.
Отмечается: правильность выполнения инструкции, допускаемые ошибки, их частоту.
Слуховое восприятие, опознание фонем, исследование фонематического слуха смотри во II блоке логопедического исследования.
|