Главная страница

Методика логопедического обследования глухих детей


Скачать 449.5 Kb.
Название Методика логопедического обследования глухих детей
страница 3/4
Дата 10.03.2016
Размер 449.5 Kb.
Тип Документы
1   2   3   4

Выделение исследуемого звука среди слогов.

Подними руку, если услышишь слог со звуком «с».

(ла, ка, ша, со, ны, ма, су, жу, сы, га, си).

  1. Выделение исследуемого звука среди слов.

Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «ж».

(лужа, рука, дорога, живот, молоток, жук, кровать, нижницы).

  1. Название слов со звуком.

Показываю букву – «з». Назови слова с этим звуком.

5 слов и более – 3 балла, 3-4 слова – 2 балла, 1-2 слова – 1 балл.

  1. Определение наличия звука «ш» в названии картинок.

Выбрать картинку со звуком «ш».

(колесо, ящик, сумка, шапка, машина, чайник, лыжи, цапля, звезда).

  1. Название картинок и определение отличий в названиях.

(дом – том, бочка – почка, коза – коса, дом – дым, дочка - точка).

  1. Определение места звука «ч» в словах (начало, середина, конец).

(чайник, ручка, мяч, печь, бочка).

  1. Дифференсация звуков.

Раскладывание картинок в 2 ряда: в первый со звуком «с», во второй со звуком «ш».

(сом, шапка, машина, коса, автобус, кошка, пылесос, карандаш).
IV пункт. Исследование фонетического и фонематического восприятия.

В этом пункте 16 вариантов заданий, каждый вариант оценивается по 3-х бальной шкале.

Бальная шкала.

3 балла – Выполняет задание самостоятельно, без помощи, верно.

2 балла – Выполняет задание верно, но с помощью схем, фишек, интонационного выделения и т.д.

1 балл – Выполняет задания не верно, допускает ошибки даже при помощи опоры на схеме.

0 баллов – Выполнение задания не доступно, не выполняет ни при каких условиях.

Звуковой анализ слова.

Содержание задания. Варианты

Используемый речевой и наглядный материал

1. Определить количество звуков в словах

ус, дом, баран, ромашка


2. Выделить последовательно каждый звук в словах

мак, зонт, крыша, танкист, самолет

3. Назвать первый ударный гласный звук

Оля, Юра, Аня, уши, осы, Яша

4. Определить последний согласный звук в словах

ус, кот, сыр, стакан, щенок, стол

5. Выделить согласный звук из начала слова

сок, шуба, магазин, щука, чай

6. Назвать ударный гласный звук в конце слова

ведро, грибы, рука, чулки

7. Определить третий звук в слове и придумать слова, в которых бы этот звук стоял в начале, середине и конце

сосна

8. Подобрать слова, состоящие из 3-4-5 звуков




9. Назвать слова с 1 слогом, 2,3,4 слогами




10. Определить количество гласных и согласных в названиях слова




11. Назвать второй, третий, пятый звуки в этих словах




12. Сравнить слова по звуковому составу. Отобрать картинки, названия которых отличаются лишь по 1 звуку

мак, бак, бык, рак, дом, стул, лук, сук, машина, корзина

13. Сказать, в чем отличие этих слов

Оля – Коля, крыша – крыса

14. Переставить, заменить, добавить звуки или слоги, чтобы получилось новое слово

сук (сок), стол (стул), марки (рамки), ложа (жало), сосна (насос)

15. Закончить слова

бара..., пету..., само...

16. объяснить смысл предложений

На грядке лук. За рекой зеленый луг.


V пункт. Исследование активного словаря.

Баллы определяются по общему выводу.

3 балла - Активный словарь соответствует возрасту.

2 балла – Активный словарь отстает от нормы, ограничен.

1 балл – Активный словарь крайне ограничен.

0 баллов – Экспрессивная речь не сформирована.

Здесь 7 приемов заданий.

  1. Обследование слов, обозначающих предметы:

а) название предметов, изображенных на предъявляемых картинках; б) самостоятельное дополнение данного тематического ряда: тетрадь, ручка, учебник;

в) название предмета по его описанию. Ребенку предлагаются вопросы, характеризующие предметы: «Как называется помещение, где читают, выдают и получают книги?», «Кто косой, слабый, трусливый?» (по признакам), «Что светит, сияет, греет?» (по действиям);

г) название детенышей кошки, собаки, коровы, козы, лошади, курицы, утки, волка, лисы, медведя;

д) нахождение общих названий: стол – мебель, а чашка.. (что?), сапоги – обувь, а шуба... (что?), земляника – ягода, а боровик (что?), комар – насекомое, а щука... (кто?);

е) название обобщенных слов по группе однородных предметов.

  1. Название признаков предмета:

а) морковь сладкая, а редька.. (какая?), ручей узенький, а река... (какая?), трава низкая, а дерево... (какое?) и т.д.

б) подобрать признаки к предметам: елка какая? (например, зеленая, пушистая, высокая, стройная), небо какое?, туча какая?, лимон какой?, часы какие? и т.д.

  1. Название действий людей и животных:

а) повар (почтальон, сапожник, художник, учитель) что делает?

б) кто как передвигается: ласточка летает, а лягушка,... (кузнечик, щука, змея, воробей, еж);

в) кто как кричит: петух кукарекает, а ворона... (воробей, голубь, сорока);

г) обиходные действия (например, входит, выходит, заходит, переходит, подходит, отходит);

  1. Название времен года, их последовательности, признаков.

  2. Подбор слов с противоположным значением к словам:

(большой, холодный, чистый, твердый, тупой, мокрый, широкий, светлый, высокий, старший);

  1. Подбор синонимов к словам:

(боец, радость, врач, ненависть, верный, громкий, тайна, быстрый, сильный, умный);

  1. Подбор однокоренных слов к словам:

(бачок, бочок, лиса, леса, коза, коса, земля, красить)

VI пункт. Исследование пассивного словаря.

Балльное оценивание по общему выводу.

3 балла – Импрессивная речь сформирована полностью.

2 балла – Импрессивная речь сформирована недостаточно.

1 балл – Грубые, ярко выраженные недостатки в формировании импрессивной речи.

0 баллов – Импрессивная речь не сформирована.
Обследование понимания номинативной стороны речи

  1. Показ называемых предметов, называются окружающие ребенка предметы.

  2. Узнавание предметов по описанию: «Покажи, чем чистят зубы». (ложка, очки, ключ, зубная щетка, гребешок).

  3. Предъявление «конфликтных» картинок (слов с близким фонематическим звучанием). Ребенка просят показать картинку с изображением вороны среди 2 картинок. Картинки (например, ворона и ворота).

  4. Понимание действий, изображенных на картинках. Ребенок должен показать ту картинку, о которой говорит логопед. Подбираются сюжетные картинки, изображающие действия: девочка ест, шьет, стирает, спит, читает и т.д.

  5. Понимание слов, обозначающих признаки: а) логопед предлагает сравнить предметные картинки и показать: где большой медведь, а где маленький, где длинный карандаш, а где короткий, тонкий – толстый (карандаш), узкая – широкая (лента), высокий – низкий (забор). б) игра «Пирамидка». Надень красное кольцо, желтое, синее, зеленое и т.д. в) покажи, где круглый стол, а где прямоугольный; где треугольный флажок, а где прямоугольный. Подбираются соответствующие предметные картинки.

  6. Понимание пространственных наречий. Подними руки вверх, отведи в стороны и т.д.; повернись вправо, влево и т.д.

Обследование понимания предложений

  1. Выполнение действий (2 - 3) в одной просьбе, предъявленной на слух в предложениях различной сложности. Даются предложения: «Закрой, пожалуйста, дверь и выключи свет в комнате», «Достань книгу из шкафа, положи ее на стол, а сам садись на стул».

  2. Понимание инверсионных конструкций типа: а) ребенок должен определить, что сделано раньше. Карточка с предложением: «Я умывался после того, как сделал зарядку»; б) прочитать предложение и ответить на вопрос: «Кто приехал?». «Петю встретил Мишу».

  3. Выбрать из слов, приведенных в скобках, наиболее подходящие по смыслу. Карточка с предложением: «Утром к дому прилетела (стая, стайка, стадо) воробьев».

  4. Исправить предложение. Карточка с предложением: «Коза принесла корм девочке».

  5. Понимание сравнительных конструкций: какое из 2 предложений правильное. Карточки с предложениями: «Слон больше мухи», «Муха больше слона».

  6. Выбрать правильное предложение. Карточки с предложениями: «Взошло солнце, потому что стало тепло», «стало тепло, потому что взошло солнце».

  7. Закончить предложение. Карточка с незаконченным предложением: «Перелетные птицы улетели в теплые края, потому что...».

Обследование понимания грамматических форм

  1. Понимание логически-грамматических отношений. Ребенка просят показать, где хозяйка собаки, где владелец мотоцикла. Картинки, изображающие женщину с собакой и собаку; мужчину с мотоциклом и мотоцикл.

  2. Понимание отношений, выраженных предлогами, например: птичка сидит на клетке, под клеткой, около клетки, перед клеткой, за клеткой, в клетке (ребенок должен показать соответствующую картинку). Специально подобранные сюжетные картинки.

  3. Понимание падежных окончаний существительных. Предлагают показать: линейку ручкой, карандашом ручку и карандаш линейкой. Перед ребенком кладут ручку, линейку, карандаш.

  4. Понимание форм единственного и множественного числа существительного. Ребенок должен показать, на какой картине нарисован шар (шары). Картинки с изображением одного предмета и множества этого же предмета.

  5. Понимание числа прилагательных. Показать, о какой картинке говорят: зеленый – (что?), зеленые - ?. Предметные картинки с изображением 1 зеленого флажка и нескольких зеленых флажков.

  6. Понимание рода прилагательных. Предлагается закончить фразу, указывая при этом на соответствующую картинку: «На картинке красное...», «На картинке красный...», «На картинке красная...». Предметные картинки (яблоко, шар, морковка).

  7. Понимание единственного и множественного числа глаголов. Ребенку говорится о картинке, а он должен показать ее («На скамейке сидит...»). 2 картинки, на которых одно и то же действие совершается то одним, то несколькими лицами.

  8. Понимание формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени. Ребенку объясняется, что мальчика и девочку могут звать одинаково (Валя, Женя, Шура). Картинки с изображением одного и того же действия, выполняемого мальчиком и девочкой.

  9. Понимание префиксальных изменений глагольных форм. Ребенок должен показать: где мальчик входит, а где выходит; где девочка наливает воду, а где выливает; какая дверь открыта, а какая закрыта и т.д.

  10. Понимание глаголов совершенного и несовершенного вида. Ребенку предлагается показать, где девочка моет руки, а где вымыла (снимает – снял, льет - разлил). Пары картинок с изображением совершенных и несовершаемых действий.

  11. Понимание залоговых отношений. Ребенок должен показать, где мальчик одевается сам, а где его одевает мама, где девочка причесывается, а где ее причесывают и т.д. Пары картинок с изображением соотвествющих действий.

Пункт VII. Исследование грамматического строя речи.

Бальное оценивание по общему выводу.

3 балла – Нарушений согласования и управления не отмечается.

2 балла – Незначительные нарушения в управлении, не большое количество аграммтизмов.

1 балл – Значительные нарушения в управлении и согласовании.

0 баллов – Управление и согласование не доступно.

    1. Составление предложений по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок. Задаются вопросы, требующие ответов сложными предложениями (почему?, зачем? и т.д.). Сюжетная картинка и серия картинок.

    2. Составление предложений по опорным словам. Карточка с опорными словами: дети, лес, корзины, земляника, цветы, спелая, сладкая.

    3. Составление предложений по отдельным словам, расположенным в беспорядке. Карточка со словами: на, катается, лыжах, Саша.

    4. Подстановка недостающего предлога в предложении.

    5. Пересказ текста после прослушивания:

а) знакомый текст;

б) незнакомый текст.

    1. Рассказ из собственного опыта (о любимых игрушке, книге, животном, празднике и т.д.).

    2. Словоизменение.

а) употребление существительного единственного и множественного числа в различных падежах. Исследование ведется по картинкам: «Чем покрыт стол? Чем мальчик режет хлеб? Кого кормит девочка? На кого смотрят дети? Зачем дети идут в лес?».

б) образование форм родительного падежа множественного числа существительных. Задают вопросы: «Чего много в лесу? (деревьев, кустов, ягод, листьев)», «Чего много в саду?», «Чего много в этой комнате?».

в) преобразование единственного числа имен существительных во множественное число по инструкции: «Я буду говорить про один предмет, а ты про много» (рука - руки). Существительные: коза, глаз, стул, отряд, лоб, ухо, дерево, рот, билет, перо, окно, рукав, воробей, доктор, болото, лев, рог, хлеб, сторож, завод.

г) употребление предлогов. Предлагается ответить примерно на такие вопросы: «Где лежит карандаш?» (в коробке), «А теперь?» (вынуть из коробки и положить на стол), «Откуда я взял карандаш?» (из коробки), «Откуда упал карандаш?» (со стола), «Откуда ты достал карандаш?» (из-под стола), «Где лежит карандаш?» (за коробкой), «Откуда ты достал карандаш?» (из-за коробки, из-под коробки).

  1. Словообразование.

а) образование уменьшительной формы существительного. Задание может быть таким: «Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие» (стол - столик). Слова: ковер, гнездо, голова, сумка, ведро, птица, трава, ухо, лоб, воробей, стул, дерево.

б) образование прилагательных от существительных. Предлагается ответить на вопросы: «Из чего сделан стул (шкаф)?». Существительные: снег, бумага, стекло, пластмасса, мех, шерсть, пух.

в) образование сложных слов (из 2 слов образовать одно). Камень дробить (камнедробилка), землю черпать (землечерпалка), сено косить (сенокосилка).

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕЧИ

4 БЛОК

Исследование психологической базы речи включает в себя изучение:

  • внимания

  • восприятия различной модальности

  • памяти

  • мышления.

Исследование внимания проводилось по следующим методикам. Учащимся прилагалась инструкция ко всем методикам в письменном виде.

  1. Корректурная проба

1 2 3 3 1 2 1 3 3 1 2

2 1 3 3 2 1 1 3 3 2 1…

Выявляет способность к концентрации и его устойчивость.

Инструкция: зачеркнуть цифру 3 и обвести в кружок цифру 2.

Таблица Шульте

7

21

13

25

4

19

10

23

2

8

5

18

15

20

16

24

1

22

11

14

9

12

3

17

6


Инструкция: отсчитать цифры от 1 до 25 по порядку в строгой последовательности, показывая их.

Позволяет исследовать темп сенсомоторных реакций и особенностей внимания.

Изучение полей зрения с предъявлением 2-х стимулов

Инструкция: смотри внимательно на точку.

После того как ученик сконцентрирует внимание на центральной точке, предъявляются одновременно 2 стимула с левой и правой стороны, быстро убираются.

Инструкция: Что ты увидел?

Отметить: сколько стимулов увидел ученик, с какой стороны. При нарушении зрительного внимания испытуемый видит только один стимул.

(С.В. Бабенкова, Е.П. Хок, А.Р. Лурия)

  1. Слуховое внимание

Инструкция: Я буду за тобой, звенеть в колокольчик, а ты определишь возле какого уха он звенит.

Лево, право, право, право, лево, лево

право, лево, с двух сторон.

Пациенты с локальным поражением коры Г.М. и слуха трудно определяют направленность звука. При восприятии звука с 2-х сторон, воспринимают звучание односторонне, как правило на лучше слышащее ухо, полностью игнорируют звучание поступающие в другое ухо. По ходу отдаления звучания можно так же определить диапазон слышимости.

(Г.В. Семерицкая).

  1. Тактильное внимание

Инструкция: закрой глаза, определи, до какой руки я дотронулась и сколько раз.

При нарушении тактильного внимания испытуемый игнорирует двухстороннее прикосновения, называя одну руку, чаще всего игнорируют левую руку.

  1. Двигательное внимание.

Инструкция: повторяй за мной.

Ребенку предлагаются различные двигательные пробы для рук:

  • правой

  • левой

  • вместе, одновременно.

Определяется правильность выполнения.

Исследования восприятия.

  1. Зрительное восприятие.

Инструкция: назови фигуры, которые ты видишь







  1. Усложненная проба Поппельриттера

Инструкция: назови предметы

Ребенку предлагаются контурные перечеркнутые изображения, в которых он должен узнать реальные изображения и назвать их.

  1. Пробы Ревена.

Инструкция: подбери нужную заплатку к одеялу






Исследуется предметно зрительный гнозис. Этой же цели хорошо отвечает методика.

  1. «Найди отличия»

Ребенку предлагается две похожие картинки на которых нужно найти отличия.

Инструкция: найди отличия.

Количество найденных отличий.

Оценивается правильность выполнения.

  1. Исследования цвета.

Инструкция: назови цвет.

  • Экспериментатор кладет перед исследуемым учеником белые шаблоны овощей и фруктов.

Инструкция: подбери к овощам и фруктам нужный цвет.

  1. Исследование лицевого гнозиса.

Перед ребенком кладем фотографию его класса.

Инструкция: назови всех по именам.

  1. Исследование пространственного гнозиса.




Инструкция: назови фигуру, которая расположена в левом верхнем углу.

Назови фигуру, которая расположена в нижнем правом углу.

Назови фигуру, которая расположена по середине листа.

  1. Ориентировка в собственном теле.

Инструкция: Подними правую руку.

Подними левую ногу.

Возьми правой рукой левое ухо.

Наступи левой ногой на правую.

Покажи левой рукой левый глаз.

Отмечается: правильность выполнения инструкции, допускаемые ошибки, их частоту.

  1. Слуховое восприятие, опознание фонем, исследование фонематического слуха смотри во II блоке логопедического исследования.
1   2   3   4