|
Методика логопедического обследования глухих детей
МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
ГЛУХИХ ДЕТЕЙ
1 БЛОК
Клиническое обследование каждого ребенка должно начинаться со сбора общих сведений и анамнестических данных.
Общие сведения:
Фамилия, имя, отчество.
Дата рождения.
Домашний адрес.
Заключение психиатра, невропатолога, отоларинголога, окулиста.
Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений (устойчивость внимания, работоспособность, навыки самообслуживания, отношение ребенка к своему дефекту).
Жалобы родственников.
Сведения о родителях (возраст, здоровье, профессия, социальные условия).
Общий анамнез:
а) от какой беременности ребенок;
б) характер протекания беременности (болезни, травмы, токсикозы, воздействие вредных факторов, обусловленных профессиональной деятельностью, экологической ситуацией и т.п.);
в) особенности родов (долгосрочные или срочные, применялось ли стимулирование родов с использованием наложения щипцов, вакуум экстракции и др., была ли асфиксия, проводилось ли кесарево сечение и т.д.);
г) вес и рост при рождении;
д) на какие сутки выписан из роддома;
е) вскармливание (искусственное, грудное);
ж) особенности питания (сосал активно или вяло; не было ли поперхивания, при каком положении головы кормление протекало свободно, а при каком было затруднено; уставал ли во время кормления, как жевал и глотал твердую и жидкую пищу);
з) перенесенные ребенком заболевания, травмы, интоксикации.
Раннее психомоторное развитие:
а) когда стал держать голову;
б) когда начал различать слуховые и зрительные раздражители, тянуться за игрушками;
в) когда стал самостоятельно садиться, ходить;
г) когда появились зубы;
д) каким было поведение ребенка до года (спокойно или беспокойно бодрствовал, спал);
е) когда появились навыки самообслуживания.
Речевой анамнез:
а) время появления и характеристика гуления;
б) время появления и характеристика лепета;
в) когда появились первые слова, фразы, ка их можно охарактеризовать;
г) особенности развития (скачкообразный или постепенный характер развития, когда и по какой причине началось отклонение в развитии);
д) с какого времени замечено отставание в речи;
е) характеристика речевой среды;
ж) проводились ли занятия с логопедом (с какого возраста, сколько времени, результаты занятий);
з) характеристика речи в настоящее время.
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ
2 БЛОК
Данное исследование включало в себя 3 пункта.
определение состояния общей моторики;
определение состояния произвольной моторики пальцев рук;
определение состояния артикуляционного праксиса.
Балльная шкала исследования моторных функций
Состояние общей моторики
|
баллы
приемы
|
двигательная память, переключаем ость, самоконтроль
|
произвольное торможение движений
|
статическая координация движений
|
диагностическая координация движений
|
пространственная организация движений
|
ритмическое чувство
|
темп движений
|
3
|
Хорошее качество выполнения задания, правильность. Хорошая переключаемость с одного движения на другое.
наличие самоконтроля.
|
Плавное и точное выполнения задания. Соответствие двигательной реакции сигналу.
|
Свободное удержание позы.
|
Выполняет верно, с первого раза, хорошо чередует хлопок и шаг. Может приседать на носочках.
|
хорошее знание сторон тела, ошибок в пространственной координации нет.
|
нет ошибок в воспроизведении ритмического рисунка, темп сохвенный.
|
нормальный
|
2
|
Выполнение задания с легкими отклонениями и искажениями, исправляющиеся с помощью повышения самоконтроля. Замедленная переключаемость. Слабый самоконтроль.
|
Не точное выполнение задания. Отсутствие плавности при маршировке запаздывающая реакция на сигнал.
|
Позу удерживает с напряжением.
|
Верно, выполняет задание со 2-3-ого раза, наблюдаются напряжения. Приседание, как на пятки, так и на носочки.
|
Неуверенность выполнения задания, замедленный темп, но ошибок нет.
|
Количество элементов ритмического рисунка сохранено, но нарушен темп.
|
Замедленный.
|
1
|
Выполнение задания с грубыми нарушениями двигательной памяти, переключаемости, гиперкинезы. Постоянные сбивы с последовательности.
|
Маршировка с напряжением, не в полном объеме. Выраженная замедленная реакция на сигнал.
|
Раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, но позу держит.
|
Постоянный сбив в чередовании хлопка и шага. При приседании касается пола пятками.
|
Ошибки в пространственной координации, слабое знание сторон тела.
|
Нарушены и темп, и количество элементов ритмического рисунка.
|
Ускоренный.
|
0
|
Отсутствие самоконтроля двигательной реакции. Невыполнение задания, отказ.
|
Полное неподчинение сигналу, отсутствия реакции на сигнал. Отказ от задания, невозможность его выполнения.
|
Сходит с места, делает рывок в стороны, касается пола другой ногой, падает. Открывает глаза. Отказывается выполнять.
|
Недоступность чередования шага и хлопка. Отказ от приседаний.
|
Незнание сторон тела, ведущей руки.
|
Отказ, невыполнение задания.
|
Не соблюдается совсем.
|
Состояние мелкой моторики
|
Статистическая координация движений
|
Динамическая координация движений
|
3
|
Плавное, точное, одновременное выполнение проб. Хорошее удержание позы.
|
Хорошая переключаемость, качественное выполнение.
|
2
|
Скованность движений, нарушение темпа выполнения задания. Трудности удержания позы. Сложность одновременного выполнения.
|
Не качественность выполнения, напряженность, скованность движений, сложность переключения.
|
1
|
Наличие синкенезий гиперкинезов. Позу почти не удерживает.
|
Нарушение темпа, переключения с одного движения на другое. Наличие гиперкинезом синкенезии.
|
0
|
Невозможность удержания созданной позы, невыполнения движения. Отказ.
|
Неспособность выполнения движений.
|
Состояние артикуляционного праксиса
прием
балл
|
Двигательные функции
|
губ
|
челюсти
|
языка
|
дыхания и мягкого неба
|
сила выдоха
|
3
|
Выполнение правильное, диапазон движений в норме, движение достаточного объема, не наблюдается отклонений, подвижность хорошая, сила и продолжительность выдоха соответствует возрасту, 3 балла ставится при безупречном выполнении всех пяти приемов.
|
2
|
Наблюдается неполнота объема выполнения движения, выраженность периода включения в движения, истощаемость движений, слабая способность удерживать заданную позу. Диапазон движений не велик, укороченный выдох, слабая сила и продолжительность выдоха.
|
1
|
Появление содружественных движений, тремора, гиперкинезов, саливации, чрезмерное напряжение мышц, ускоренный темп выполнения. Язык движется неуклюже всей массой. Выраженные нарушения силы и продолжительность выдоха.
|
0
|
Движения не удаются, отказ.
|
прием
балл
|
Динамическая организация движений губ, челюсти, языка, выдоха
|
Кинестетическая основа
|
Кинетическая основа
|
Оральный праксис
|
3
|
Точная последовательность выполнения движений, хорошая переключаемость с одного движения на другое. Хорошая переключаемость артикуляционных поз. 3 балла ставится при безупречном выполнении всех приемов.
|
Хорошая способность кинестетически ощущать положение губ и языка при произношении звуков, дифференцировать и воспроизводить звуки близкие по способу и месту образования.
|
Соблюдается последовательность выполнения артикуляционных движений, легкость переключения с одного движения на другое.
|
Правильное выполнения всех приемов, выраженность мимики, хорошая динамика. Понимание эмоции выраженной мимики.
|
2
|
Проявляется нарушение плавности, напряженность языка, замедленный поиск артикуляции, инертность движения. Переключаемость замедлена. 2 балла ставится при не более 2-3 диагностических нарушений.
|
Слабо ощущает положение артикуляции, дифференцирует и воспроизводит звуки с допустимыми ошибками. При ответах не более 3 ошибок. Доступно самоисправление.
|
Ребенок понимает инструкцию, пытается ее выполнить, но выполнение не качественное, малый объем, нарушена плавность и т.п.
|
Удаются не все мимические позы, не соотносит их с эмоциональным состоянием. Мимика слабовыражена.
|
1
|
Недифференцированность движения, застревания, замена одного движения другим, подергивание языка. Сложность переключения артикуляционных поз, фонем звукового ряда.
|
Ощущение органов артикуляционного аппарата почти отсутствуют. Более 5 неверных ответов. Самоисправление и самоконтроль почти не доступны.
|
Отмечаются персеверации, застревание на каком-то одном движении.
|
Содружественные движения. Низкое качество выполнения задания, симптомы быстрой истощаемости, синкенезии, гиперкенезии, наличие ассиметрии иннервации мышечной мускулатуры.
|
0
|
Движения не удаются, отказ.
|
Отсутствие кинестетической основы.
|
Отсутствие кинетической основы.
|
Лицо амимично. Неспособность выполнения. Отказ.
|
I пункт. Определение состояния общей моторики.
Данный пункт включает в себя 7 приемов, внутри которых имеется несколько вариантов заданий (проб), выполнение каждого приема оценивается по вышеописанной 3-х бальной системе.
Прием 1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб.
а) Логопед показывает 4 движения для рук и предлагает повторить: руки вперед, вверх, в стороны, на пояс.
б) Ребенок должен повторить за логопедом все движения за исключением одного, заранее обусловленного «запретного» движения.
в) Руки на поясе. Левая рука на правое плечо, правая рука на левое плечо, левая рука вверх, правая рука вверх, руки на поясе.
г) Два прыжка вперед, один назад, два в сторону.
д) Поворот головы влево, вправо, наклон вперед, назад.
Прием 2. Исследование произвольного торможения движений:
а) Маршировать и резко остановиться по сигналу.
б) Махать руками над головой и резко остановиться по сигналу.
в) Игра «Море волнуется раз ...».
г) Завести «мотор» правой рукой, остановиться по сигналу.
д) Проделать то же правой рукой.
Прием 3. Исследование статической координации движений:
а) Стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Задание выполняется по 2 раза для каждой ноги по 5 секунд.
б) Стоять с закрытыми глазами, руки вытянуты вперед, пальцы расставлены, рот широко открыт. Время выполнения задания 5 секунд.
в) Стоять с закрытыми глазами на правой а затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения 5 секунд.
Прием 4. Исследование динамической координации движений:
а) Маршировать чередуя шаг и хлопок ладонями.
б) Выполнить подряд 3-5 приседаний. пола пятками не касаться, выполнять на носках.
в) Проскакать на правой ноге.
г) Проскакать на левой ноге.
д) Поймать мяч.
Прием 5. Исследование пространственной организации движений:
а) Правой рукой коснуться левого уха, правой рукой левой ноги.
б) Повернуться кругом на месте.
в) Сделать шаг в сторону левой ногой, приставить правую, сделать правой ногой шаг назад, приставить левую.
г) Повторить за логопедом движения на ходьбу по кругу, в обратном направлении через круг, от центра на право, через центр по диагонали в угол, обойти кабинет вокруг и вернутся в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла.
д) Это же задание выполнить по словесной инструкции.
Прием 6. Исследование темпа движений:
а) В течении определенного времени удерживать заданный темп движений рук, выполняемых вслед за логопедом (руки вперед, вверх, в стороны, опустить).
б) Эти же движения выполнять мысленно, а по сигналу показать на каком движении остановился.
в) Письменная проба; чертить на бумаге палочки в течении 15 секунд в произвольном темпе; следующие 15 секунд чертить как можно быстрее, затем еще 15 секунд чертить в первоначальном темпе.
Прием 7. Исследование ритмического чувства:
а) Простучать вслед за логопедом карандашом ритмический рисунок: I II, II III, I II III, II III II, I II III I, I II I III.
б) Музыкальное ухо: логопед ударяет в определенном ритме по бубну, ребенку предлагается повторить услышанное.
II Пункт. определение состояния произвольной моторики пальцев рук.
Данный пункт, включает в себя 2 приема исследования, в каждом из них 10 вариантов двигательных проб. Каждый прием так же оценивается по вышепредложенной 3-х бальной системе.
Прием 1. Исследование статической координации движений.
а) Распрямить ладонь правой руки, пальцы вместе и удержать в этом положении, считая от 1 до 15.
б) То же выполнить левой рукой.
в) Выполнить это же задание обеими руками одновременно.
г) Те же упражнения проделать ладонью с разведенными пальцами.
д) Показать второй и третий пальцы на обеих руках одновременно (5 – 8 раз).
е) Выставить первый и пятый пальцы на обеих руках одновременно (5 – 8раз).
ж) Сложить первый и второй пальцы в кольцо на обеих руках одновременно (5 – 8 раз).
з) Положить вторые пальцы на третьи на обеих руках (5 – 8 раз).
и) Положить третьи пальцы на вторые на обеих руках (5 – 8 раз).
к) Сложить первый и последний пальцы в кольцо на обеих руках одновременно (5 – 8 раз).
Прием 2. Исследование динамической координации движений:
а) Под счет сжимать – разжимать кулак (5 – 8 раз).
б) Держать ладони на поверхности стола разъединять и соединять пальцы (5 – 8 раз).
в) Распрямляя одну ладонь, сжимать в кулак другую (5 – 8 раз).
г) Сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь (5 – 6 раз).
д) Поочередно соединять все пальцы правой руки с большим пальцем (5 – 7 раз).
е) То же выполнять левой рукой.
ж) Выполнить это же задание обеими руками одновременно.
з) Сжать кулак правой руки, большой палец отвести так, чтобы он находился под углом 900 градусов к остальным пальцам руки (5 – 8 раз).
и) То же выполнить левой рукой.
к) Ритмично отводить – прижимать большой палец другим пальцем под счет до 30 раз.
Пункт III. Исследование состояния артикуляционного праксиса.
Данное исследование включало в себя 6 подпунктов, в каждом из которых имелось несколько приемов с определенным количеством заданий в них. Каждое задание 2 – 6 подпунктов, оценивалось по 3-х бальной системе (см. балльную шкалу в начале II блока).
Подпункт 1. Анатомическое состояние органов артикуляционного аппарата.
Губы – толстые, тонкие.
Зубы – норма, открытый передний прикус, боковой прикус, прогения, прогнатия, отсутствие зубов.
Язык – норма, приросший (короткая или укороченная уздечка), тремор языка, язык толстый, неповоротливый; умеет ли высунуть язык; повернуть вправо-влево, вверх-вниз, может ли пощелкать языком, может ли удержать язык в заданной позе.
Небо – норма, высокое и узкое (готическое), плоское и низкое, нет ли закрытой расщелины.
Лицо – выраженное: осмысленное, выразительное, с живой мимикой, тупое, безучастное, симметричное, асимметричное.
Подпункт 2. Двигательные функции артикуляционного аппарата.
Прием 1. Исследование двигательной функции губ.
Ребенку предлагались следующие задания на удержание позы;
а) сомкнуть губы;
б) открыть губы; [о]
в) вытянуть губы в трубочку; [у]
г) «хоботок» - вытянуть и сомкнуть губы;
д) «улыбка» (зубы не видно);
е) «оскал»;
ж) приподнять верхнюю губу так, чтобы были видны верхние зубы;
з) отпустить нижнюю губу так, чтобы были видны нижние зубы;
и) одновременно поднять верхнюю губу и отпустить нижнюю;
к) многократно произносить губные звуки: б-б-б, п-п-п.
Прием 2. Исследование двигательной функции челюсти.
а) широко раскрыть рот, закрыть, [а];
б) сделать движение нижней челюстью вправо;
в) сделать движение нижней челюстью влево;
г) сделать движение нижней челюстью вперед;
д) имитация жевания.
Прием 3. Исследование двигательной функции языка.
а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;
б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать от 1 до 5;
в) «часики» - переводить кончик языка поочередно с правого угла в левый угол не касаясь губ;
г) высунуть язык «лопаткой»;
д) высунуть язык «иголочкой»;
е) сделать желобок;
ж) почистить верхние зубы;
з) почистить нижние зубы;
и) сделать движение языка вперед-назад;
к) оттопырить правую а затем левую щеку языком.
Прием 4. Исследование двигательной функции мягкого неба и продолжительности силы выдоха.
а) широко открыть рот и четко произнести звук [а];
б) провести шпателем, зондом по мягкому небу (должен появиться рвотный рефлекс);
в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть;
г) сдуть ручку, поддуванием покатать ее по столу;
д) сдуть ватку с носа.
Подпункт 3. Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата.
Прием 1. Исследование динамической организации движений кончика языка вне рта.
а) тянуть язык к подбородку, затем к носу;
б) тянуть язык к подбородку, затем к верхней губе;
в) тянуть язык к подбородку, затем облизнуть верхнюю губу;
г) производить движения языком вверх, вниз;
д) имитация облизывания губ по часовой стрелке и против.
Прием 2. Исследование динамической организации движений кончика языка внутри рта.
Исходное положение – рот широко открыт.
а) дотронуться кончиком языка до нижних резцов, затем до верхних;
б) дотронуться кончиком языка до нижних резцов, затем до альвеол;
в) дотронуться кончиком языка до верхних резцов, затем до твердого неба;
г) дотронуться кончиком языка до нижних резцов, затем до правой и левой щеки;
д) до альвеол, затем провести языком до мягкого неба.
Прием 3. Исследование динамической организации движений языка и челюсти.
а) зафиксировать кончик языка у нижних резцов и широко открыть рот;
б) зафиксировать кончик языка у нижних резцов и широко позевать;
в) дотронуться кончиком языка до верхних десен и широко открыть рот;
г) дотронуться кончиком языка до альвеол и широко открыть рот;
д) поцокать.
Прием 4. Исследование динамической организации движений языка и губ.
Исходное положение – кончик языка у нижних резцов.
а) округлить губы [а];
б) растянуть в улыбке [и];
в) вытянуть хоботком [у];
г) растянуть и округлить губы [ы];
д) проделать это же упражнение кончик языка у альвеол.
Прием 5. Исследование координации движений языка, челюсти и выдоха.
Проделать варианты заданий третьего приема при длительном выдохе.
Прием 6. Исследование координации движений языка, губ, выдоха.
Проделать варианты заданий четвертого приема с последующим длительным выдохом.
|
|
|