Домашние задания
для детей с ЗПР (подготовительная группа )
Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя – дефектолога, логопеда, воспитателей и родителей.
1. У ребенка с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал в детском саду и дома.
Для этого задаются домашние задания на повторение изученной темы .
2. Первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.
3. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.
4. Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданию дефектолога.
5. Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
6. Занятия должны носить занимательный характер.
7. При получении задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам все понятно.
8. В затруднительных случаях консультироваться у педагога.
9. Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует учитель – дефектолог.
10. Занятия должны быть регулярными.
11. Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
12. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.
13.Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления…
14.Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку.
15. У ребенка с ЗПР практически всегда нарушено речевое развитие, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребенка в выполнении артикуляционной гимнастики.
16. Упражнения обязательно выполняются перед зеркалом.
17. Особое внимание уделяется не скорости, а качеству и точности выполнения артикуляционных упражнений.
18. Важно следить за чистотой выполнения движений: без сопутствующих движений, плавно, без излишнего напряжения или вялости, следить за полным объемом движений, за точностью, темпом упражнений, часто – под счет взрослого….
19. Каждое артикуляционное упражнение рекомендуется выполнять сначала медленно, затем темп ускорять.
20. Упражнение выполняется 6 – 8 раз по 10 сек. (можно больше). Для лучшей наглядности упражнения делаются совместно с ребенком, старательно показывая и объясняя каждое движение.
21. Для закрепления звука в слоге, слове необходимо повторять речевой материал не менее 3- х раз.
22. При произнесении нужного звука следует произносить звук в слоге или слове утрированно (намеренно выделяя голосом).
23. Тетрадь для закрепления материала необходимо содержать в аккуратном виде.
24. Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны.
25. Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.
26. Обязательно посещайте консультации педагога и открытые занятия педагогов.
27. Своевременно консультируйтесь и проводите лечение детей у врачей, к которым направляет учитель – дефектолог.
Домашние задания разработаны в соответствии с утверждёнными ФГОС лексическими темами на каждую неделю месяца.
Тема: «Овощи»
Вспомнить и назвать 8 – 10 названий овощей.
Назвать овощи: красные, жёлтые, зелёные.
Про какие овощи можно сказать: длинный, круглый, овальный?
«Назови соки» Сок из моркови - …морковный; сок из огурца - …огуречный; сок из чеснока - …чесночный; сок из помидора - …томатный; сок из свеклы - …свекольный; сок из тыквы -… тыквенный.
«Что лишнее и почему?»: Морковь, груша, лук, чеснок. Капуста, помидор, белый гриб, огурец. Свекла, морковь, кабачок, икра.
«Исправь предложение»: Морковка вымыла Петю. Из салата сделали вкусные овощи. Из сока сделали полезную морковь.
Брат сестру свою зовёт На прополку в огород. Кто зовёт? Кого зовёт? Зачем зовёт?
«Один – много» 1 луковица – много… луковиц; 1 морковка - много… морковок; 1 свёкла- много…свёкол и т.д.
Предложите ребёнку назвать дни недели по порядку. Назвать рабочие дни. Назвать выходные.
Назвать 3.5,4.7дни недели. Какой по счёту вторник, пятница, четверг?
10. Пропиши в тетради (по одной строчке):
-
-
Тема: «Фрукты
Вспомнить 8 – 10 названий фруктов.
« Расскажи какие?» (величин, форма, цвет)
Яблоко, груша, абрикос, апельсин, банан, лимон, слива.
« Назови соки»:
Сок из лимона - … лимонный; из апельсина - …апельсиновый; из яблока - … яблочный, из персика - …персиковый, из сливы - …сливовый, из груши - …грушевый, из абрикоса – …абрикосовый.
« Что лишнее и почему?»
Яблоко, слива, сад, абрикос.
Груша, яблоко, персик, компот.
Варенье, банан, яблоко, слива.
Груша, ананас, арбуз, абрикос.
Банан, клубника, абрикос, лимон.
«Исправь предложение»:
Варенье сварило вкусную маму.
Стол поставили на вазу с фруктами.
На яблоке созрели яблони.
«Отгадай загадку – нарисуй отгадку»:
Вкусное, румяное с дерева упало
К Маше в рот попало.
(яблоко)
Чего в саду больше - яблок или яблонь, - бананов или банановых деревьев – пальм?
Выучите с ребёнком стихотворение:
Вот один, иль единица
Очень тонкая, как спица.
Предложите ребёнку выделить из множества 1 предмет. Например: взять из вазы 1 яблоко; съесть 1 банан, угостить подругу (друга) 1 грушей.
Пропиши в тетради (по одной строчке):
-
Тема: «Краски осени», «Деревья и кустарники осенью».
1.Вспомни не менее 10 названий деревьев.
2.Назови листья:
у клёна – кленовые, у берёзы – берёзовые, у дуба - …, у ивы - …, у рябины - …, у тополя - …, у осины - …
3.Подбери нужное слово:
Льёт, моросит, крапает – дождь.
Краснеют, опадают, желтеют – …
4. Что лишнее и почему?
Осень, зима, холод, весна.
Дуб, рябина, осень, берёза.
5.Чего в лесу больше – деревьев или листьев?
- ёлок или деревьев?
6. Выучи стихотворение:
«Дуб» Токмакова
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться.
Ведь до поздней осени
Дуб стоит зелёный.
Значит он выносливый,
Значит закалённый.
7. Посчитай до «10» в прямом и обратном порядке.
8.Соотнеси количество, число и цифру, в пределе «2».
Взрослый называет и показывает цифру – ребёнок находит в
окружающем нужное количество предметов.
9.Найди и покажи в окружающем «большие» и «маленькие»
предметы.
10. Пропиши в тетради (по одной строчке):
Тема «Краски осени». «В лес по грибы, по ягоды»
Назови 3 -5 съедобных и 1 -2 несъедобных гриба.
Сосчитай до «5»:
Боровик: один боровик; два боровика; три боровика; четыре боровика; пять боровиков;
Опёнок, волнушка, груздь, сыроежка.
Что лишнее и почему?
Поганка, сыроежка, шишка, мухомор.
Подосиновик, маслёнок, мухомор, белый гриб.
Отгадай загадку:
Он в лесу стоял, Бусы красные горят,
Никто его не брал. Из кустов на нас глядят.
В красной шапке модной, Очень любят бусы эти
Для еды негодный. Люди, птицы и медведи
(мухомор) (ягоды)
Выучи стихотворение:
«Осень»
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льётся,
Это время года – осенью зовётся.
Повтори и назови месяцы осени: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Посчитай от заданного до заданного числа (в прямом и обратном порядке в пределе «10»).
Соотнеси число, количество и цифру, в пределе «3».
(Взрослый предлагает количество предметов, а ребёнок показывает и называет соответствующую цифру)
9. Сравните группы предметов по количеству (больше, меньше, одинаково), по цвету, форме, величине.
10. Пропиши в тетради (по одной строчке):
-
|