|
9 класс I тур «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Внесите свои ответы в таблицу
Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2009-2010 учебного года
9 класс
I тур
1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.
1. Проблему ограниченности ресурсов может решить только рыночная экономика.
Инфляция всегда ведёт к снижению покупательной способности денег, независимо от того, является она ожидаемой или нет.
3. Правом выпуска акций обладают только акционерные общества.
4. Все экономические ресурсы являются экономическими благами, но не все экономические блага являются ресурсами.
5. Средства, удовлетворяющие первичные потребности, называются экономическими благами.
6. Наличие циклической безработицы свидетельствует об углублении кризисных процессов в экономике.
7. Прибыль фирмы больше выручки фирмы.
2. Прочитайте текст. Это предложения из реферата, раскрывающего суть различных типов экономических систем. Автор, к сожалению, не сумел провести грань между тремя типами этих систем.
Выполните это самостоятельно. Для этого:
1) подпишите колонки, приведённой ниже таблицы, определив названия соответствующих типов экономических систем;
2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность.
1. Материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством. 2. Форма экономической организации, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей. 3. Экономическая система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования ограниченных ресурсов. 4. Многообразие форм собственности на средства производства. 5. Товарные отношения либо вообще отсутствуют, либо ориентированы на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя социальной элиты. 6. Правительство обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планированием. 7. Что производить определяется группами профессионалов. 8. Договорные отношения между хозяйствующими субъектами. 9. Высокий уровень централизации функций руководства экономикой и применение директивных методов управления. 10. Ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. 11. В основном производятся продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства.
Абитуриент готовился к экзамену. В учебнике обществознания приводились текстовые фрагменты, иллюстрирующие некоторые социальные явления. К сожалению, страница, где объяснялось, что именно они иллюстрируют, и схема к ним, оказалась испорчена. Помогите абитуриенту и восстановите подписи в схеме, где указывается общее для всех явлений понятие, а также, на какие группы можно разделить его проявления. Проставьте в составленной схеме порядковые номера текстовых фрагментов, относящихся к каждой определенной вами группе.
«…дороже денег».
Самая древняя форма; дипломатический этикет.
Сакральные тексты.
Они похожи на патриархальную семью прошлого, в которой главой был отец, подчиняющий своей воле других членов семьи.
Правило «State daisies». В переводе с латинского «предшествующий».
С древнерусского «предел, граница».
Делалась ссылка на положения Ульпиана, Гая, Павла и др. в Древнем Риме.
Публикуются в газете «Российские ведомости».
Из перечисленного ниже выберите позиции, относящиеся к моральным нормам, и позиции, характеризующие правовые нормы. Внесите порядковые номера выбранных вами позиций в таблицу. Некоторые из предложенных позиций останутся неиспользованными.
1. Отражают представления о прекрасном и безобразном.
|
5. Предусматривают такую санкцию, как анафема.
|
9. Обеспечиваются силой общественного воздействия.
|
2. Выражают государственную волю.
|
6. Опираются на категории добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного.
|
10. Существуют в основном в сознании людей.
|
3. Зафиксированы в официальных документах.
|
7. Создаются всем обществом и не нуждаются в признании государством.
|
11. Оперируют понятиями прав и обязанностей, законного – незаконного, наказуемого – ненаказуемого.
|
4. Заключаются в символических действиях.
|
8. Предполагают подчинение воле Бога.
|
12. Обеспечиваются государственным принуждением.
|
Моральные нормы
|
Правовые нормы
|
|
|
5. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:
5.1. В орган ЗАГС обратился молодой мужчина с заявлением о расторжении брака. Работники ЗАГС, выяснив, что у гражданина есть несовершеннолетняя дочка, отказались принять у него заявление. Гражданин заявил, что тем самым они нарушили его права.
Правы ли работники ЗАГС? Свой ответ обоснуйте.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.2. Ребенка покусала соседская собака. Он вернулся домой в порванной куртке и с серьезной травмой руки. Когда родители решили предъявить претензии соседу, тот сообщил, что не виноват, т.к. их ребенок слишком сильно размахивал руками, вот собака и среагировала на резкие движения. Прав ли сосед? Что могут сделать родители, чтобы компенсировать расходы на лечение травмы?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
«…Это любой вид безвозмездной деятельности (1), направленной на пользу людей, как отдельных личностей (2), так и социальных групп (3), не являющихся близкими родственниками, а также деятельности, направленной на защиту окружающей среды. Люди сами решают, сколько времени они могут посветить общественной деятельности. Желательно составить чёткий договор (4) между человеком, желающим выполнять такую работу и организацией, основанный на обоюдном согласии и чётком понимании обязанностей гражданина и потребностей (5) организации. Часто целые семьи (6) участвуют, например, в оказании помощи семьям детей-инвалидов» (http://www.dobroedelo.ru).
6.1. Дайте определение всем подчеркнутым и пронумерованным терминам.
1._____________________________________________________________________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________________________________________________________________________
4._____________________________________________________________________________________________________________________________________
5._________________________________________________________________ ___________________________________________________________________
6. ______________________________________________________________________________________________________________________________________
6.2. Как называется безвозмездная работа, о которой идёт речь в данном тексте? ____________________________________________________
7. Прочитайте текст, раскрывающий суть 2-х мировых религий. Заполните, приведённую ниже таблицу:
1) подпишите колонки таблицы, определив названия соответствующих религий;
2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих то или иное религиозное мировоззрение.
«С точки зрения приверженцев данного вероисповедания, основателем был Иисус Христос (1). Согласно этому религиозному вероучению, человек создан по образу и подобию Божьему (2). Карма, т.е. сумма всех поступков и мыслей человека в течение его жизни – одно из важнейших понятий в этой религии (3). Эта религия поддерживает традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека (4). В основе религиозного мировоззрения лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания (5). Основателем учения был Будда Шакьямуни (6). Бесконечная цепь перерождений определяется в этой религии как сансара (7). Крещение и причащение являются важнейшими из таинств, признаваемыми в данной религии (8)».
Название религии
|
|
|
Предложения, относящиеся к данной религии
|
|
|
Перед вами таблица. В первой её колонке помещен дословный перевод латинских или греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, укажите его значение по отношению к тому общественному явлению, которое дано в таблице.
Перевод латинского и греческого термина
|
Общественные явления
|
Термины и их значения
|
«Священная власть»
|
Социальная структура
|
|
«Противопоставление»
|
Власть
|
|
«Власть немногих»
|
Формы правления
|
|
«Святыня, благочестие, набожность»
|
Духовная сфера
|
|
«Искусственно сделанное»
|
Культура
|
|
9. Ниже приведен текст, который содержит ошибки. Ваша задача обнаружить эти ошибки, и вписать номер предложений, в которых они содержатся в левую часть таблицы. Затем попытайтесь исправить эти ошибки, заменив их на правильные суждения. Правильные суждения расположите в правой части таблицы напротив неправильных под соответствующими номерами.
1. «Древнегреческий философ Платон был учеником Аристотеля. 2. Платон был воспитателем Александра Македонского. 3. Платону принадлежало учение об идеальном государстве, в котором должны были править наиболее мудрые люди – философы. 4. Философами в Древней Греции могли быть только мужчины. 5. Причем для философов вводился имущественный ценз – они должны были обладать солидной частной собственностью. 6. Философам было запрещено создавать семью.
Ошибки
|
Правильные суждения
|
|
|
|
|
|