|
Методическая разработка формирование практических умений и навыков на уроках технологии в условиях школьной мастерской
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ
ШКОЛЬНОЙ МАСТЕРСКОЙ
Выполнила: Пак Марина Васильевна
учитель технологии
МОУ СОШ № 2 г. Невельcка
2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение стр.3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования
умений и навыков при обучении технологии стр.5
Психолого-педагогический анализ понятий «умение» и «навык» стр.5
Процесс формирования умений и навыков на уроках технологии стр.7
Глава 2. Формирование умений и навыков в процессе практической
деятельности учащихся на уроках технологии стр.10
Характеристика практических методов обучения применяемых
для организации практической деятельности учащихся стр.10
Организация и этапы практической деятельности учащихся по
формированию умений и навыков стр.12
Контроль и оценка качества знаний, умений и навыков учащихся стр.17
Заключение стр.20
Список используемой литературы стр.22
Приложения стр.23
Введение
Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к работникам народного хозяйства. Из этого, в частности, вытекает необходимость улучшения трудовой подготовки школьной молодежи. Между тем производство, по крайней мере, в нынешний период, не может оказывать школе, как это было раньше, материально-техническую поддержку. Общеобразовательной школе остается рассчитывать на свои внутренние ресурсы, главным образом на более полное, активное и целее направленное использование только педагогических средств – пересмотр и модернизацию содержания, совершенствование и создание новых методов и форм организации обучения.
Успех занятий трудового обучения во многом определяет их материально-техническое обеспечение. В современных условиях это – один из наиболее болезненных факторов организации обучения технологии. Учебно-материальная база трудового обучения общеобразовательной школы представляет собой совокупность материальных средств и условий, необходимых для эффективной организации трудового обучения учащихся, является органической частью системы более высокого порядка учебно-материальной базы школы.
Актуальность выбранной темы работы заключается в решении проблемы формирования практических умений и навыков учащихся согласно требованиям общеобразовательного стандарта по технологии в условиях недостаточной комплектации мастерских оборудованием, инструментами и материалом.
Цель работы – разработать методические приемы организации практической деятельности по формированию умений и навыков учащихся в условиях недостаточной материальной базы мастерских на примере изучения разделов программы деревообработка и металлообработка.
Задачи работы: проанализировать педагогическую и учебно-методическую литературу; изучить опыт работы учителей.
Объект работы – учебно-воспитательный процесс в активном методе обучения технологии.
Предмет работы – методика организации практической деятельности по формированию умении и навыков учащихся на уроках технологии.
Гипотеза состоит в следующем: приемы разделения трудовых операций практической деятельности учащихся обеспечат формирование практических умений и навыков в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования.
В соответствии с целью и для осуществления поставленных задач использовались следующие методы работы: анализ содержания программ, учебников, методических пособий по педагогике и технологии; наблюдение за практической деятельностью учащихся во время проведения практических работ.
Этапы работы: 1- изучение теоретических основ организации практической деятельности учащихся; 2 – разработка конспектов и тематического планирования практических занятий; 3- контроль и оценка практических умений и навыков учащихся.
Теоретическая значимость работы заключается в обосновании видов практической деятельности, направленных на формирование умений и навыков.
Практическая значимость определяется возможностью применения разработанных дидактических материалов.
ГЛАВА I.
Психолого-педагогические основы формирования умений
и навыков при обучении технологии
Психолого-педагогический анализ понятий «умение» и «навык»
Проблемой формирования умений занимались такие известные психологи и педагоги как Рубинштейн С.Л., Талызина Н.Ф., Хуторской А.В., Фридман Л.М. и другие.
Фридман Л.М. определяет умение как способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно. Климов Е.А. определяет умение как системные образования, устойчивые целостности в структуре деятельности субъекта, включающие тактики и стратегии ориентировки во внешней и внутренней обстановке деятельности, знания, навыки исполнения и гибкой перестройки деятельности в зависимости от меняющихся условий.
Психологи выделяют несколько типов умений:
Двигательные: разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешне моторные аспекты деятельности.
Познавательные: способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Это умение, посредством которых человек приобретает самостоятельные знания.
Теоретические: связь с абстрактным мышлением, способности анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод из одной знаковой системы в другую.
Практические: выполнение заданий и упражнений с элементами самоконтроля.
Интеллектуальные: умение выделять главное, сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать, проводить аналоги.
Исследовательские: умение формировать цель исследования, устанавливать предмет и объект исследования, выдвигать и проверять гипотезу, планировать эксперимент и его проведение, определять сферы и границы применения результатов исследования.
Коммуникативные: умение слушать и слышать другого.
Наряду с понятие «умение», Рубинштейн С.Л., Фридман Л.М. и другие рассматривают понятие «навык», так как они неразрывно связаны между собой. Фридман отмечает, что способность выполнять действие формируется сначала как умение. По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, процесс выполнения действия свертывается, промежуточные шаги этого процесса перестают осознаваться, действие выполняется полностью и автоматизировано, у ученика образуется навык в выполнении этого действия [12]. Рубинштейн рассматривает навыки как полностью автоматизированные, инстинкта подобные компоненты умений, реализуемые на уроке бессознательного контроля [5].
Одно из основных качеств, относящихся к умениям, заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений-навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. Фридман считает, что умение всегда опирается на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включает в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умение от навыков. Активация интеллектуальной деятельности в умениях проходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений. Управление умениями на уровне центральной нервной системы осуществляется более высокими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, т.е. на уровне коры головного мозга [12].
Талызина Н.Ф. отмечает, что все умения, формируемые при обучении, можно разделить на две категории:
- общие: формируются у учащегося при изучении предмета и имеющие применение во многих учебных предметах и в повседневной жизненной практике.
- специфические: узко предметные - формируются у учащихся только в процессе обучения данному учебному предмету и имеющие применение главным образом в этом предмете и отчасти в смежных предметах.
Процесс формирования умений и навыков на уроках технологии
Процесс формировании учебных умений и навыков является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие формируются и совершенствуются в течении всей жизни человека.
Фридман Л.М. выделяет следующие уровни овладения учащимися действиями, соответствующими учебным умениям и навыкам:
0 уровень
|
- учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения)
|
1 уровень
|
- учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников
|
2 уровень
|
- учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого)
|
3 уровень
|
- учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действие, осознавая каждый шаг
|
4 уровень
|
- учащиеся автоматизировано, свернуто и безошибочно выполняют
действия [12]
|
Далеко не все учебные умения достигают уровня автоматизации и становятся навыками. Одни учебные умения формируются в школе обычно до 3-го уровня, другие, главным образом общие, до 4-го уровня, после чего они в последующем обучении совершенствуются.
Формирование умений и навыков – специальная педагогическая задача. В своей деятельности учащиеся перерабатывают и трансформируют те способы учебной работы, которые ему задает учитель. Отметим два главных момента деятельности учителя по формированию необходимых умений: первый - постановка цели; второй - организация практической деятельности. Давая то или иное задание, учитель указывает ту учебную задачу, которую должен решить ученик, выполняя это задание. Постепенно ученики приобретают умение, способность и привычку видеть за любой выполняемой работой те знания, умения и навыки, которые они должны приобрести в результате данной работы.
Чтобы поставить перед учеником четкую цель, учителю нужно сначала самому иметь соответствующую программу формирования умений. При планово-тематической системе организации учебного процесса эта программа представлена в каждом учебном минимуме – перечне основных знаний, умений и навыков, которые должны усвоить учащиеся при изучении учебной темы.
Помимо осознания цели, ученику нужно осознание ее отношения к мотиву своей деятельности. Учебная мотивация всегда индивидуальна: каждый ученик имеет свою систему мотивов, побуждающих его учиться и придающих смысл учению. Освоение высших интеллектуальных умений возможно только при познавательной мотивации. Совместно с познавательной мотивацией у учащихся присутствуют и другие мотивы – достижение успеха, избегание наказания и другие. Учителю приходится ориентироваться на весь спектр мотивов. Ставя цель обучить данному умению, учитель дает возможность каждому ученику понять, какой личностный смысл будет заключен в этой работе, зачем ему нужно это умение. Например: овладев им, он сможет выполнять сложные задания, которые гораздо интереснее тех, что он выполняет сейчас; сможет быстро и правильно решать задачи определенного типа; получать при этом высокие оценки и т.д.
После мотивационного формирования умения следует этап организации совместной с учителем деятельность. В этой совместной деятельности ученик должен, прежде всего, получить образец, правило, алгоритм работы. Желательно, чтобы, получая готовый образец, ученики сами разрабатывали систему правил, по которой они будут действовать. Это можно добиться, сравнивая выполняемое задание с данным образцом. Совместная с учителем деятельность по выработке совместного умения всегда внешне развернута. У учащихся обычно недостаточно развита способность внутренне и теоретически действовать, имея познавательную задачу.
После осознания учеником правил, по которым нужно действовать, выполняются упражнения в использовании полученного умения. Ученику недостаточно знать рациональные правила учебной работы, он должен еще научиться применять их в собственной практике. Выполнение упражнений имеет большое значение в формировании всех типов умений и навыков. Благодаря упражнениям происходит автоматизация навыков, совершенствование умений и деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.
Основным условием успешного формирования умений является система ориентиров и указаний, пользуясь которой учащиеся выполняют усваиваемое действие. П.Я. Гальперин выделил три типа ориентировочной основы.
Первый тип учения – учащимся дается в готовом виде неполная система ориентиров и указаний по сравнению с той, которую необходимо знать, чтобы правильно выполнять действия. Такой тип характерен для обычного способа обучения, когда объяснение того или иного действия сводится к его однократной демонстрации, показу образца и к очень неполному словесному описанию по ходу показа. Это приводит к тому, что учащийся учится выполнять это действие методом «проб и ошибок».
Второй тип учения – учащимся в готовом виде дается полная ориентировочная основа действия. Здесь нет «слепых проб», ошибки чаще возникают лишь по невнимательности, становятся случайными и несущественными. Возникает большая экономия времени, сил и материальных средств.
Третий тип учения – ориентировочная основа имеет полный состав, ориентиры представлены в общем виде, характерном для целого класса явлений. В каждом конкретном случае ориентировочная основа действия составляется субъектом самостоятельно с помощью общего метода, который ему дается [1].
ГЛАВА II.
Формирование умений и навыков в ходе практической деятельности
на уроках технологии
2.1. Характеристика практических методов обучения применяемых при организации практической деятельности учащихся
В технологии под методом обучения понимается способ работы учителя и руководимых им учащихся, в процессе которой достигается усвоение учащимися технологических, трудовых знаний, умений и навыков, формирование нравственных качеств, развитие мировоззрения.
Ведущую роль на занятиях по технологии играют практические методы обучения – упражнения, лабораторный опыт, лабораторно-практическая работа, учебно-практическая работа, обеспечивающие познавательно-трудовую деятельность учащихся.
Для проведения занятий по технологии я применяю следующие практические методы обучения:
Упражнение. Это повторение каких-либо действий или последовательности действий с целью достижения необходимой точности и скорости их выполнения. В технологии упражнения чаще всего применяются при формировании двигательных навыков, без наличия которых учащиеся не смогут точно осуществить технологический процесс и получить качественный результат труда. В процессе упражнений у учащихся формируется динамический стереотип. Он представляет систему привычных условно-рефлекторных ответов на характер, Порядок и время предъявления определенной стимулирующей информации. Упражнения не должны сводиться к бездумному повторению действия. Ученик по указанию учителя должен отслеживать возникающие отклонения и фиксировать их причины. Эффективным стимулирующим средством в упражнениях является взаимоконтроль учащихся: один учащийся выполняет упражнения, другой фиксирует его ошибки. Затем они меняются ролями.
Очень важно в упражнениях не критиковать ученика за не правильные действия и не представлять эти действия в комическом варианте. Указав на отклонения, обязательно надо отметить, что в основном получилось правильно и хорошо. Поощрения в упражнениях позволяют быстрее достичь хороших результатов.
Для отработки в упражнениях навыков работы с ручными инструментами у учащихся пятых - шестых классов используются различные приспособления. Например, при пилении заготовок ножовкой по металлу применяется своеобразное стусло, которое позволяет ученику вертикально удерживать станок ножовки. Для отработки точности нанесения ударов при правке металла применяю условную разметку для нанесения ударов молотком (приложение 1).
Учебно-практическая или практическая работа. Этот метод применяется для обучения учащихся выполнять последовательность операций по изготовлению изделия или целостный технологический процесс. По своей методической сущности практическая работа есть не что иное, как комплекс упражнений, подчиненных единой цели. В зависимости от уровня подготовки учащихся задание на выполнение практической работы может быть дано в общем виде (постановка задачи и конечный результат), в форме последовательных указаний на выполнение необходимых операций с заданным перечнем оборудования, детально с указанием характера операции, приемов ее выполнения и необходимого инструмента для каждой операции. В последнем варианте задание носит характер технологической карты (приложение 2).
Лабораторный опыт. Это непродолжительное по времени, однократное экспериментальное исследование, позволяющее зафиксировать количественные или качественные характеристики изучаемого объекта, процесса или явления. Лабораторный опыт служит доказательством сделанного мною (учителем) утверждения о характеристиках и свойствах какого-то объекта. Например, изучая породы древесины, учащиеся проводят опыт по определению твердости пород и делают вывод об их технологичности при механической обработке. При изучении темы «сверление отверстий» учащиеся определяют диаметр сверла у различных его видов, в ходе выполнения работы делают вывод о соответствии маркировки на хвостовике сверла, с диаметром просверленного отверстия (приложение 3).
Лабораторно-практическая работа. По своим целям и методической форме этот метод полностью совпадает с методом лабораторной работы. Принципиальное отличие составляет лишь характер используемого оборудования. Лабораторно-практическая работа рассчитана на достаточно продолжительное время и, поскольку требует целой серии измерений, проводится по специально подготовленным для учащихся инструкционным картам. В этих картах дается название и цель работы, перечисляется оборудование, которое должны использовать учащиеся, указывается последовательность выполнения заданий. При необходимости приводятся формы таблиц, которые должны заполнить учащиеся в ходе измерений. Работа проводится фронтально, т.е. все учащиеся одновременно выполняют одни и те же задания. Например, изучая тонколистовой металл и проволоку, учащиеся рассматривают предложенные образцы, измеряют толщину, определяют материал и свойства образцов, область применения (приложение 4).
Основой практических методов является практическая деятельность учащихся, в процессе этой деятельности формируются практические умения и навыки.
Организация и этапы практической деятельности учащихся
по формированию умений и навыков
Программой по технологии для каждого класса определен объем знаний, умений и навыков (приложение 5). Руководствуясь программой, составляется календарно-тематическое планирование, в котором указываются темы занятия, объекты труда учащихся и материальное обеспечение учебного процесса. Календарно-тематическое планирование имеет большое значение в обеспечении ритмичности практической деятельности учащихся.
Наиболее приемлемым для занятий в мастерской является комбинированный урок, который включает в себя следующие элементы: организационный момент, изложение нового материала, инструктаж, практическая работа учащихся, подведение итогов, уборка рабочих мест. На занятиях в мастерской используются различные формы организации практической работы учащихся: фронтальная, бригадная, индивидуальная. Каждая из них имеет свою область эффективного применения. Например, в начале изучения трудовой операции, когда необходимо обеспечить одновременное руководство всеми учащимися, наилучшей формой оказывается фронтальная. Приступая к изготовлению изделий, учащиеся часто выполняют разные задания и в зависимости от этого объединяются в бригады. Учащиеся, которые в силу различных причин опережают одноклассников или отстают от них, получают индивидуальные задания. С точки зрения задач трудового воспитания и в соответствии с материальной базой мастерских бригадная форма наиболее предпочтительна. Также используется еще одна форма организации практической деятельности – распределение обязанностей, когда практическая деятельность делится на части и каждую из них выполняют различные учащиеся. Эта форма стимулирует добросовестное отношение всех учащихся к своей работе.
Перед началом практической работы проводится инструктаж в форме беседы, повторение и закрепление новых знаний не выделяется в самостоятельный элемент урока, а органически сочетается с практической деятельностью учащихся. Последней уделяется основное внимание, причем помогая учащимся в овладении трудовыми приемами и операциями, учащиеся вооружаются критериями самоконтроля, позволяющими обучаться с достаточной степенью самостоятельности.
Особое внимание уделяется соблюдению учащимися правил безопасности труда. Эти вопросы освещаются в ходе вводного инструктажа. В учебной мастерской имеются плакаты и инструкции по правилам безопасности при работе ручными инструментами и на станках. Все используемые инструменты и приспособления отвечают требованиям безопасности труда.
Основное место на уроках технологии занимает практическая деятельность учащихся, которая опирается на умения и навыки. Практической деятельности на уроках технологии отводится не менее 70% всего учебного времени.
Формирование умений и навыков начинается с установки так называемого образца действия. Учащиеся четко представляют, что им следует делать и как. Такое представление создается прежде всего на основании объяснения и демонстрации трудовых действий. Существуют основные причины, которые приводят к тому, что между образом трудового действия и фактически выполненным трудовым действием на первых порах, как правило, наблюдается расхождение:
-
это ограниченные возможности учащихся по координации своих действий. Например, учащиеся, приступая к изучению опиливания, не могут держать напильник точно в горизонтальной плоскости, а допускают некоторые отклонения, хотя образно эту плоскость представляют себе очень хорошо;
это наличие факторов, влияющих на точность выполнения трудовых действий, которые учитель не может отразить при объяснении и демонстрации того или иного приема. Например, учитель может предупредить учащихся, что при выполнении пиления надо учитывать сопротивление резанию обрабатываемого материала, инерцию массы инструмента и т.д., но выработать это «противодействие» учащиеся смогут только в процессе практической деятельности.
Создание образца действия является необходимым, но недостаточным условием формирования практических умений и навыков. Сформировав образ действия, переходим к выполнению упражнений. Учебные упражнения – непродолжительные (15-20 минут) и посвящаются овладению трудовыми приемами. В зависимости от сложности трудового действия упражнение может охватывать его целиком или отдельные части. Например, откусывание проволоки – простое трудовое действие. Поэтому упражнение состоит в выполнении этого действия целиком. Строгание древесины – действие значительно более сложное. Вначале проводятся упражнения на хватку инструмента, выработку стойки, а затем – на строгание. Тренировочные упражнения – упражнения в отработке трудовых действий (изготовление изделий), они не носят учебного характера. К требованию правильно выполнять трудовые действия добавляются требования изготавливать продукцию заданной точности и за отведенное время. Выдвижение последних требований способствует росту интереса учащихся к практической деятельности, повышению уровня их трудовой дисциплины.
Большую роль в формировании практических умений и навыков отвожу самоконтролю трудовых действий учащихся. Самоконтроль достигается с помощью определенных критериев. Например, чтобы ось отверстия была перпендикулярна к поверхности заготовки, необходимо обеспечить во время работы ручной дрелью прямой угол между осью сверла и этой поверхностью заготовки. Следовательно, прямой угол является в данном примере критерием для самоконтроля, он позволяет учащимся осуществлять саморегуляцию действий.
При формировании практических умений и навыков соблюдается режим работы деятельности учащихся, так как многие операции по обработке древесины и металла являются весьма трудоемкими для учащихся, а однообразная работа, нагружающая все время одни и те же группы мышц, приводит к быстрому утомлению. Поэтому подбираются такие изделия, технологический процесс изготовления которых предусматривает действия, в осуществлении которых участвуют различные группы мышц. Поэтому при практической деятельности учащихся через каждые 15-20 минут предусматриваются паузы для отдыха на 2-3 минуты, это инструктаж учителя, необходимые измерения заготовки или смена учащихся друг другом.
Для эффективности практической деятельности учащихся учитываю ряд условий:
- содержание задания должно быть посильным для учащихся в физическом и умственном аспектах. Задания разрабатываются с учетом физических и умственных возможностей учащихся, побуждающих к применению полученных знании и умений, творческому поиску, преодолению трудностей. Например, при разрезании жести учащимся 5 класса трудно удерживать ножницы в одной руке. Поэтому ножницы закрепляются за одну рукоятку в тисках и в таком положении производится резание. Также пятиклассник не могут выполнить разметку сложного контура с точностью больше чем «+» или «-» 0,5 мм, такие детали они размечают только по шаблону.
- сознательность выполнения. Учащимся должны быть ясны цели задания, осознавая полезность своего труда, учащийся работает старательно.
- ясность содержания задания, как делать, почему именно так, а не иначе. Такой подход формирует у учащихся правильное понимание значения технологической дисциплины, уменьшается количество ошибок, допускаемых учащимися.
Важное место занимает демонстрация – показ учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении учащимся определенных явлений или процессов с объяснением существенных признаков. Для эффективности демонстрации использую следующие моменты показа:
Информирую учащихся о том, что они будут наблюдать и с какой целью;
Организовываю наблюдение так, чтобы все учащиеся хорошо видели демонстрируемый предмет;
Позволяю учащимся воспринимать предмет разными органами чувств, а не только зрением;
Позволяю учащимся увидеть предметы и процессы в присущих им движениях и изменениях.
Демонстрацию трудовых приемов провожу по следующим этапам:
показ трудового процесса;
показ его в замедленном темпе;
показ в замедленном темпе с остановкой после каждого приема, при
необходимости, изолированный показ отдельных сложных движениях;
заключительный показ трудового процесса в рабочем ритме;
проверка (пробное выполнение) уяснения учащимися показанного трудового
процесса.
Сегодня без полной комплектации школьной мастерской учителю затруднительно полноценно проводить уроки. В значительной степени зависимость учебного процесса от материальной обеспеченности снижается за счет тщательного планирования практической деятельности учащихся. В своей работе я использую следующие варианты организации практической деятельности учащихся:
|
|
|