|
Профессиональный стандарт
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от «18» октября 2013 г. № 544н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)
(воспитатель, учитель)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
I. Общие сведения
Дошкольное образование
Начальное общее образование
Основное общее образование
Среднее общее образование
|
|
01.001
|
(наименование вида профессиональной деятельности)
|
Код
|
Основная цель вида профессиональной деятельности:
|
Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)
|
Группа занятий:
|
2320
|
Преподаватели в средней школе
|
3320
|
Персонал дошкольного воспитания и образования
|
2340
|
Преподаватели в системе специального образования
|
3330
|
Преподавательский персонал специального обучения
|
3310
|
Преподавательский персонал начального образования
|
|
|
(код ОКЗ1)
|
(наименование)
|
(код ОКЗ)
|
(наименование)
|
Отнесение к видам экономической деятельности:
|
80.10.1.
|
Услуги в области дошкольного и начального общего образования
|
80.21.1.
|
Услуги в области основного общего и среднего (полного) общего образования
|
(код КВЭД2)
|
(наименование вида экономической деятельности)
|
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
|
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
A
|
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации
образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
|
6
|
Общепедагогическая функция. Обучение
|
A/01.6
|
6
|
Воспитательная деятельность
|
A/02.6
|
6
|
Развивающая деятельность
|
A/03.6
|
6
|
B
|
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации
основных общеобразовательных программ
|
5-6
|
Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования
|
B/01.5
|
5
|
Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования
|
B/02.6
|
6
|
Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования
|
B/03.6
|
6
|
Модуль «Предметное обучение. Математика»
|
B/04.6
|
6
|
Модуль «Предметное обучение. Русский язык»
|
B/05.6
|
6
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
|
3.1. Обобщенная трудовая функция
|
Наименование
|
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации
образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
|
Код
|
А
|
Уровень квалификации
|
6
|
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
|
Возможные наименования должностей
|
Учитель,
Воспитатель
|
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации
|
Требования к опыту практической работы
|
Требования к опыту практической работы не предъявляются
|
Особые условия допуска к работе
|
К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем
|
Дополнительные характеристики
|
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
2320
|
Преподаватели в средней школе
|
2340
|
Преподаватели в системе специального образования
|
3310
|
Преподавательский персонал начального образования
|
3320
|
Персонал дошкольного воспитания и образования
|
3330
|
Преподавательский персонал специального обучения
|
ЕКС3
|
-
|
Учитель
Воспитатель
|
ОКСО4
|
050000
|
Образование и педагогика
|
3.1.1. Трудовая функция
|
Наименование
|
Общепедагогическая функция. Обучение
|
Код
|
A/01.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Регистрационный номер
профессионального стандарта
|
|
|
Трудовые действия
|
Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы
|
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
|
Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды
|
Планирование и проведение учебных занятий
|
Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению
|
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися
|
Формирование универсальных учебных действий
|
Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ)
|
Формирование мотивации к обучению
|
Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
|
Необходимые умения
|
Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
|
Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
|
Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде
|
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
|
Владеть ИКТ-компетентностями:
общепользовательская ИКТ-компетентность;
общепедагогическая ИКТ-компетентность;
предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)
|
Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона
|
Необходимые знания
|
Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке
|
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества
|
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики
|
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях
|
Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения
|
Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
|
Рабочая программа и методика обучения по данному предмету
|
Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства
|
Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи
|
Конвенция о правах ребенка
|
Трудовое законодательство
|
Другие характеристики
|
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
|
3.1.2. Трудовая функция
|
Наименование
|
Воспитательная деятельность
|
Код
|
A/02.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Регистрационный номер
профессионального стандарта
|
|
|
Трудовые действия
|
Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды
|
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности
|
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера
|
Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации
|
Проектирование и реализация воспитательных программ
|
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)
|
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)
|
Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления
|
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации
|
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
|
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде
|
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
|
Необходимые умения
|
Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей
|
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их
|
Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников
|
Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность
|
Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу
|
Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях
|
Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися
|
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.
|
Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач
|
Необходимые знания
|
Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
|
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества
|
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях
|
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики
|
Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки
|
Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
|
Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)
|
Другие характеристики
|
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
|
|
|
|