|  | 
          Проектная деятельность как один из видов обучения, способствующий самореализации школьников
            
              | 
 Проектная деятельность как один из видов обучения,
 
 способствующий самореализации школьников
 
 «Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения
 
 в готовом виде, можно и притупить его природные творческие
 
 способности – разучить думать самостоятельно»
 А. Дистервег
 С введением ФГОС в школу больше внимания стало уделяться развитию различных видов универсальных учебных действий. Особенно повезло в данном случае учителям иностранного языка, ведь у нас есть возможность развивать не только познавательные, но и коммуникативные универсальные учебные действия на своих уроках.
 
 Дело в том, что воспитание и обучение посредством иностранного языка располагает, с одной стороны, к непосредственному сотрудничеству, учебному общению и активной творческой деятельности учеников на уроке. А, с другой стороны, учитель «включает» своих учеников в настоящий процесс языковой коммуникации, и что немало важно в рамках ФГОС - в информационный обмен, при этом, даже не покидая учебный класс, они совместно могут смоделировать на уроке, через какую–либо учебную деятельность, реальный процесс «прикосновения» к другой культуре.
 
 То есть, другими словами, во время урока иностранного языка в связи с новыми стандартами образования ученик должен получить возможность изучить на практике жизнь другой страны, используя знакомые ему средства и универсальные учебные действия для получения требуемой информации. Всему этому может непосредственно способствовать метод проектов. Применение метода проектов на уроках иностранного языка предполагает самостоятельную работу с информационными источниками.
 
 Особенностью нового образовательного стандарта является то, что учитель должен творчески подходить к процессу обучения и воспитания, при этом применяя как можно больше на своих уроках существующую информационную базу. Поэтому одной из основных технологий, обеспечивающей системно– деятельностный подход к воспитанию и обучению, считается метод проектов, который практически вбирает в себя и элементы многих других современных технологий, к примеру, обучение в сотрудничестве.
 
 Метод проектов – это технология достижения требуемой дидактической цели через подробную проработку конкретного вопроса, которая в результате должна иметь какой-либо оформленный вид.
 
 Данный метод был разработан для того, чтобы найти различные способы и пути активного самостоятельного развития мышления у ребенка с целью не просто обучить его запоминать и воспроизводить знания, получаемые им в школе, а уметь употреблять их на практике.
 
 Важно и то, что отличительной особенностью от других технологий, применяемых учителем на учебных занятиях, проектная методика помогает ввести учащихся в иноязычное общение с опорой на исследовательскую деятельность, и получить реальные, а не только увиденные, к примеру, в процессе игры итоги своей деятельности.
 
 Я уже 4-й год работаю над темой самообразования «Проектирование в изучении иностранного языка», изучила разную методическую литературу и материал из СМИ и интернет ресурсов. Безусловно, существуют всевозможные классификации проектов, разные взгляды и мнения на эту тему, определены и плюсы, и минусы применения данной технологии в учебном процессе на разных ступенях обучения. Я хочу предложить один из вариантов, который считаю наиболее приемлемым для практики.
 Из истории проекта:
 
 В начале XX века американцы Дж. Дьюи и В. Х. Килпатрик предложили метод проблем.
 
 Суть метода:
 
 - стимулировать интерес учащихся к определённым проблемам, на основе владения ими определённой суммой знаний
 
 - решение этих проблем
 
 - умение практически применять полученные знания
 
 - развитие рефлекторного (творческого) мышления
 
 Идеи проектного обучения в России в начале XX в были предложены С. Т. Шацким.
 
 Но внедрение такого обучения в советскую школу вызвало осуждение в 1930 г.
 
 «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
 Что мы понимаем под методом проектов?
 
 В основе метода проекта заложено:
 
 - развитие познавательных навыков
 
 - умение самостоятельно конструировать свои знания
 
 - умение ориентироваться в информационном пространстве
 
 - развитие критического и творческого мышления
 
 Основные требования к использованию метода проекта:
 
 - наличие проблемы /задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска
 
 - практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
 
 - самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность
 
 - структурирование содержательной части проекта
 
 - использование исследовательских методов
 Алгоритм работы над проектом:
 
 
                  Создать мотивацию
 
Создать образовательную среду
 
                    Определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы
 
Уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений
 
Представлять возможные способы презентации ситуаций для осмысления проблемы исследования
 
Организовать работу в группах, индивидуально
 
Владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, выдвижения гипотез, аргументирование выводов
 
Консультировать
 
Иметь критерии объективной оценки
 
 
 Проектные задания, предложенные на выбор учителем:
 
 - должны обязательно предусматривать использование школьниками хо-рошо знакомых им знаний в сочетании с новыми- теми, что предстоит приобрести.
 
 Знакомое создаёт чувство уверенности в своих силах, а неизвестное ведёт вперёд , к новым знаниям
 
 - темы должны быть посильны пониманию ребёнка
 
 - ученик должен отчётливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и пути решения
 
 - уметь составлять план работы по проекту
 
 - начинать с одного простого действия
 Методы проектирования:
 
 Творческие методы проектирования:
 
 аналогия-метод решения поставленной задачи, при котором используются уже существующие решения в других областях
 
 интерпретация творческого источника и превращение его путём трансформации в проектное решение собственной задачи
 
 ассоциация-метод формирования идей
 
 неология-метод использования чужих идей(без изменений –плагиат)
 
 эвристическое комбинирование- метод перестановки, предполагающий изменение элементов или их замену.
 
 -метод, предполагающий привязку свойств проектируемого объекта к удобству человека
 Методы, дающие новые парадоксальные решения-
 
 Инверсия(от лат. inversion“ перестановка“)-проек-тирование от противного
 
 Мозговая атака (штурм)- метод интуитивного мышления,коллективное генерирование идей в очень сжатые сроки
 
 Мозговая осада
 
 Карикатура
 Методы, связанные с пересмотром постановки задач
 
 Наводящая формулировка задачи-расширяет границы поиска решений
 
 ( поиск чужих идей и тщательном анализе их достоинств и недостатков)
 
 Наводящие вопросы-помогают уменьшить психологическую инерцию, упорядочить поиск вариантов
 
 Перчень недостатков
 
 Свободное выражение функции-основное внимание уделяется назначению объекта
 Использование исследовательских методов:
 1) Определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования:
 
 - «мозговая атака»
 
 - «круглый стол»
 2) Выдвижение гипотез, обсуждение методов исследования:
 
 - статистические
 
 - наблюдения
 
 - эксперимент
 3) Обсуждение способов оформления конечных результатов:
 
 - презентации
 
 - научная статья
 
 - творческиеотчёты
 
 - просмотр
 
 - устныйдоклад
 
 4) Сбор, систематизация и анализ полученных знаний
 
 5) Подведение итогов, оформление результатов, их презентация
 
 6) Выводы, выдвижение новых проблем исследования
 Типологические признаки проекта:
 
 Доминирующая в проекте деятельность:
 
 - Ознакомительно-ориентировочная
 
 - Прикладная ( практико - ориентированная)
 
 - Поисковая
 
 - Ролевая
 
 - Исследовательская
 
 - Творческая
 
 Предметно-содержательная область:
 
 - Моно проект
 
 - Межпредметный проект
 
 Характер координации проекта:
 
 Непосредственный ( жёсткий, гибкий)
 
 Скрытый (неявный)
 
 Характер участников:
 
 Класс
 
 Место проживания
 
 Страна
 
 Страны мира
 
 Количество участников проекта:
 
 Один участник
 
 Двое участников
 
 Группа участников
 
 Продолжительность работынад проектом
 Функции исследовательской деятельности учащихся
 
 НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
 
 Сохранение исследовательского поведения учащихся, как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности
 
 ОСНОВНАЯ ШКОЛА
 
 Развитие дидактического и методического обеспечения учебной деятельности, посредством реализации исследовательских проектов, как способа обновления содержания образования
 
 СТАРШАЯ ШКОЛА
 
 Развитие исследовательской компетенции и профессиональных навыков
 Главная цель проектной деятельности– развитие личности,
 
 а не получение объективно нового результата, как в науке
 Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения:
 
 Вводный этап:
 
 1. Установочное задание: цели, задачи, основной замысел, примерная
 
 тематика и жанры будущих проектов
 
 2. Консультации по выбору тематики и жанров проектов
 
 3. Оформление заявок на осуществление проекта
 
 Поисковый этап:
 
 4. Сбор и систематизация материалов
 
 5. Организационно- консультационное занятие: промежуточные отчеты учащихся
 
 6. Индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проектных работ
 
 Обобщающий этап:
 
 7.Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав
 
 8. Оформление результатов проектной деятельности
 
 9. Репетиционно-консультационное занятие: «презентация проекта»
 
 Подготовка к публичной защите проектов:
 
 Определение даты и места
 
 Определение программы публичной защиты
 
 Составление аннотаций на проекты
 
 Стендовая информация о мероприятии
 
 Подготовка аудитории
 
 10. Доработка проектов с учетом предложений и замечаний.
 
 11. Генеральная репетиция публичной защиты
 
 12. Координационное совещание лиц, ответственных за его проведение.
 
 Заключительный этап:
 
 13. Защита полученных результатов и выводов
 
 14. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы
 
 Итоговый этап:
 
 15. Распоряжение по результатам проектной деятельности
 
 16. Оформление отчетов о выполненной работе
 Учебный проект с точки зрения обучающегося
 
 Это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала
 
 Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат
 Учебный проект или исследование с точки зрения учителя
 
 Это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
 
 Проблематизации
 
 Целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика
 
 Самоанализу и рефлексии
 
 Представление результатов своей деятельности и хода работы
 
 В целом, метод проектов является целенаправленной, полностью самостоятельной деятельностью обучающихся, но руководимой учителем, направленной на решение какой-либо исследовательской или значимой социальной проблемы, а также на достижение конкретного результата в виде какого-либо идеального или материального продукта. Другими словами, результатом проекта ученика может стать идеальный продукт (выработанное после изучения информации умозаключение, вывод, какое-либо полученное знание) или материальный продукт (участие в какой-либо деятельности, сопровождаемое ведением записей в дневнике на иностранном языке, страноведческий коллаж или альбом, рекламный проспект, письмо зарубежному сверстнику, выпуск газеты и пр.). Прекрасно, если указанные виды обоих продуктов будут выступать в их диалектической целостности.
 
 Хочется так же отметить, что само по себе обучение с помощью проектов активно воздействует на мотивационную сферу обучаемого ребенка, что на сегодняшний момент достаточно актуально.
 
 Применение технологии проектов актуальна во внеурочной деятельности, так как успешность важна для каждого ребёнка. С помощью проектов можно доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и для родителей. Выполняя различные проекты, дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретают навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они начинают проявлять инициативу, начинают мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повышается мотивация.
 В своей педагогической практике использую проектную деятельность как на уроках в школе, так и при участии в конкурсах:
 
 1) Конкурс предметных недель- «Winterfeste»
 
 2) Областной конкурс исследовательских проектов на английском языке
 
 “The place I live in”- начальная школа
 
 3) Региональный конкурс «Лучший учитель иностранного языка»
 
 Подводя итог, можно прийти к заключению, что работа над проектом позволяет находить решение к таким важным задачам:
 
 - организация проектной деятельности с целью формирования проектного мышления у ребенка;
 
 - мотивация детей на получение знаний;
 
 - включенность всех учащихся в самостоятельную работу;
 
 - самостоятельный поиск требуемых знаний из различных информационных источников;
 
 - развитие умения пользоваться полученными знаниями для разрешения новых познавательно-практических задач.
 
 
 
 |  |  |