|
Проектная деятельность как один из видов обучения, способствующий самореализации школьников
Проектная деятельность как один из видов обучения,
способствующий самореализации школьников
«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения
в готовом виде, можно и притупить его природные творческие
способности – разучить думать самостоятельно»
А. Дистервег
С введением ФГОС в школу больше внимания стало уделяться развитию различных видов универсальных учебных действий. Особенно повезло в данном случае учителям иностранного языка, ведь у нас есть возможность развивать не только познавательные, но и коммуникативные универсальные учебные действия на своих уроках.
Дело в том, что воспитание и обучение посредством иностранного языка располагает, с одной стороны, к непосредственному сотрудничеству, учебному общению и активной творческой деятельности учеников на уроке. А, с другой стороны, учитель «включает» своих учеников в настоящий процесс языковой коммуникации, и что немало важно в рамках ФГОС - в информационный обмен, при этом, даже не покидая учебный класс, они совместно могут смоделировать на уроке, через какую–либо учебную деятельность, реальный процесс «прикосновения» к другой культуре.
То есть, другими словами, во время урока иностранного языка в связи с новыми стандартами образования ученик должен получить возможность изучить на практике жизнь другой страны, используя знакомые ему средства и универсальные учебные действия для получения требуемой информации. Всему этому может непосредственно способствовать метод проектов. Применение метода проектов на уроках иностранного языка предполагает самостоятельную работу с информационными источниками.
Особенностью нового образовательного стандарта является то, что учитель должен творчески подходить к процессу обучения и воспитания, при этом применяя как можно больше на своих уроках существующую информационную базу. Поэтому одной из основных технологий, обеспечивающей системно– деятельностный подход к воспитанию и обучению, считается метод проектов, который практически вбирает в себя и элементы многих других современных технологий, к примеру, обучение в сотрудничестве.
Метод проектов – это технология достижения требуемой дидактической цели через подробную проработку конкретного вопроса, которая в результате должна иметь какой-либо оформленный вид.
Данный метод был разработан для того, чтобы найти различные способы и пути активного самостоятельного развития мышления у ребенка с целью не просто обучить его запоминать и воспроизводить знания, получаемые им в школе, а уметь употреблять их на практике.
Важно и то, что отличительной особенностью от других технологий, применяемых учителем на учебных занятиях, проектная методика помогает ввести учащихся в иноязычное общение с опорой на исследовательскую деятельность, и получить реальные, а не только увиденные, к примеру, в процессе игры итоги своей деятельности.
Я уже 4-й год работаю над темой самообразования «Проектирование в изучении иностранного языка», изучила разную методическую литературу и материал из СМИ и интернет ресурсов. Безусловно, существуют всевозможные классификации проектов, разные взгляды и мнения на эту тему, определены и плюсы, и минусы применения данной технологии в учебном процессе на разных ступенях обучения. Я хочу предложить один из вариантов, который считаю наиболее приемлемым для практики.
Из истории проекта:
В начале XX века американцы Дж. Дьюи и В. Х. Килпатрик предложили метод проблем.
Суть метода:
- стимулировать интерес учащихся к определённым проблемам, на основе владения ими определённой суммой знаний
- решение этих проблем
- умение практически применять полученные знания
- развитие рефлекторного (творческого) мышления
Идеи проектного обучения в России в начале XX в были предложены С. Т. Шацким.
Но внедрение такого обучения в советскую школу вызвало осуждение в 1930 г.
«Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Что мы понимаем под методом проектов?
В основе метода проекта заложено:
- развитие познавательных навыков
- умение самостоятельно конструировать свои знания
- умение ориентироваться в информационном пространстве
- развитие критического и творческого мышления
Основные требования к использованию метода проекта:
- наличие проблемы /задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска
- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность
- структурирование содержательной части проекта
- использование исследовательских методов
Алгоритм работы над проектом:
Создать мотивацию
Создать образовательную среду
-
Определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы
Уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений
Представлять возможные способы презентации ситуаций для осмысления проблемы исследования
Организовать работу в группах, индивидуально
Владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, выдвижения гипотез, аргументирование выводов
Консультировать
Иметь критерии объективной оценки
Проектные задания, предложенные на выбор учителем:
- должны обязательно предусматривать использование школьниками хо-рошо знакомых им знаний в сочетании с новыми- теми, что предстоит приобрести.
Знакомое создаёт чувство уверенности в своих силах, а неизвестное ведёт вперёд , к новым знаниям
- темы должны быть посильны пониманию ребёнка
- ученик должен отчётливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и пути решения
- уметь составлять план работы по проекту
- начинать с одного простого действия
Методы проектирования:
Творческие методы проектирования:
аналогия-метод решения поставленной задачи, при котором используются уже существующие решения в других областях
интерпретация творческого источника и превращение его путём трансформации в проектное решение собственной задачи
ассоциация-метод формирования идей
неология-метод использования чужих идей(без изменений –плагиат)
эвристическое комбинирование- метод перестановки, предполагающий изменение элементов или их замену.
-метод, предполагающий привязку свойств проектируемого объекта к удобству человека
Методы, дающие новые парадоксальные решения-
Инверсия(от лат. inversion“ перестановка“)-проек-тирование от противного
Мозговая атака (штурм)- метод интуитивного мышления,коллективное генерирование идей в очень сжатые сроки
Мозговая осада
Карикатура
Методы, связанные с пересмотром постановки задач
Наводящая формулировка задачи-расширяет границы поиска решений
( поиск чужих идей и тщательном анализе их достоинств и недостатков)
Наводящие вопросы-помогают уменьшить психологическую инерцию, упорядочить поиск вариантов
Перчень недостатков
Свободное выражение функции-основное внимание уделяется назначению объекта
Использование исследовательских методов:
1) Определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования:
- «мозговая атака»
- «круглый стол»
2) Выдвижение гипотез, обсуждение методов исследования:
- статистические
- наблюдения
- эксперимент
3) Обсуждение способов оформления конечных результатов:
- презентации
- научная статья
- творческиеотчёты
- просмотр
- устныйдоклад
4) Сбор, систематизация и анализ полученных знаний
5) Подведение итогов, оформление результатов, их презентация
6) Выводы, выдвижение новых проблем исследования
Типологические признаки проекта:
Доминирующая в проекте деятельность:
- Ознакомительно-ориентировочная
- Прикладная ( практико - ориентированная)
- Поисковая
- Ролевая
- Исследовательская
- Творческая
Предметно-содержательная область:
- Моно проект
- Межпредметный проект
Характер координации проекта:
Непосредственный ( жёсткий, гибкий)
Скрытый (неявный)
Характер участников:
Класс
Место проживания
Страна
Страны мира
Количество участников проекта:
Один участник
Двое участников
Группа участников
Продолжительность работынад проектом
Функции исследовательской деятельности учащихся
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Сохранение исследовательского поведения учащихся, как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности
ОСНОВНАЯ ШКОЛА
Развитие дидактического и методического обеспечения учебной деятельности, посредством реализации исследовательских проектов, как способа обновления содержания образования
СТАРШАЯ ШКОЛА
Развитие исследовательской компетенции и профессиональных навыков
Главная цель проектной деятельности– развитие личности,
а не получение объективно нового результата, как в науке
Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения:
Вводный этап:
1. Установочное задание: цели, задачи, основной замысел, примерная
тематика и жанры будущих проектов
2. Консультации по выбору тематики и жанров проектов
3. Оформление заявок на осуществление проекта
Поисковый этап:
4. Сбор и систематизация материалов
5. Организационно- консультационное занятие: промежуточные отчеты учащихся
6. Индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проектных работ
Обобщающий этап:
7.Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав
8. Оформление результатов проектной деятельности
9. Репетиционно-консультационное занятие: «презентация проекта»
Подготовка к публичной защите проектов:
Определение даты и места
Определение программы публичной защиты
Составление аннотаций на проекты
Стендовая информация о мероприятии
Подготовка аудитории
10. Доработка проектов с учетом предложений и замечаний.
11. Генеральная репетиция публичной защиты
12. Координационное совещание лиц, ответственных за его проведение.
Заключительный этап:
13. Защита полученных результатов и выводов
14. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы
Итоговый этап:
15. Распоряжение по результатам проектной деятельности
16. Оформление отчетов о выполненной работе
Учебный проект с точки зрения обучающегося
Это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала
Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат
Учебный проект или исследование с точки зрения учителя
Это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
Проблематизации
Целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика
Самоанализу и рефлексии
Представление результатов своей деятельности и хода работы
В целом, метод проектов является целенаправленной, полностью самостоятельной деятельностью обучающихся, но руководимой учителем, направленной на решение какой-либо исследовательской или значимой социальной проблемы, а также на достижение конкретного результата в виде какого-либо идеального или материального продукта. Другими словами, результатом проекта ученика может стать идеальный продукт (выработанное после изучения информации умозаключение, вывод, какое-либо полученное знание) или материальный продукт (участие в какой-либо деятельности, сопровождаемое ведением записей в дневнике на иностранном языке, страноведческий коллаж или альбом, рекламный проспект, письмо зарубежному сверстнику, выпуск газеты и пр.). Прекрасно, если указанные виды обоих продуктов будут выступать в их диалектической целостности.
Хочется так же отметить, что само по себе обучение с помощью проектов активно воздействует на мотивационную сферу обучаемого ребенка, что на сегодняшний момент достаточно актуально.
Применение технологии проектов актуальна во внеурочной деятельности, так как успешность важна для каждого ребёнка. С помощью проектов можно доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и для родителей. Выполняя различные проекты, дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретают навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они начинают проявлять инициативу, начинают мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повышается мотивация.
В своей педагогической практике использую проектную деятельность как на уроках в школе, так и при участии в конкурсах:
1) Конкурс предметных недель- «Winterfeste»
2) Областной конкурс исследовательских проектов на английском языке
“The place I live in”- начальная школа
3) Региональный конкурс «Лучший учитель иностранного языка»
Подводя итог, можно прийти к заключению, что работа над проектом позволяет находить решение к таким важным задачам:
- организация проектной деятельности с целью формирования проектного мышления у ребенка;
- мотивация детей на получение знаний;
- включенность всех учащихся в самостоятельную работу;
- самостоятельный поиск требуемых знаний из различных информационных источников;
- развитие умения пользоваться полученными знаниями для разрешения новых познавательно-практических задач.
|
|
|