|
Образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение следующих задач
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение следующих задач:
-
обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Возрастает актуальность в процессе взросления дошкольника и достижения им предшкольного возраста, так как в дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются отдельные ее элементы. Это напрямую связано с психологической готовностью к школе и подразумевает личностные и интеллектуальные психологические новообразования, появляющиеся в психике ребенка при переходе из дошкольного в младший школьный возраст.
Эффективным школьное обучение будет только в том случае, если ребенок обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.
Таким образом, психологическая готовность к школе - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Как показывает наш опыт, осуществление преемственности в работе дошкольного учреждения и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, т.е. 3 сферы: личностную, интеллектуальную и физическую.
В 2014-2015 учебном году мною была разработана и утверждена на Совете педагогов рабочая программа педагога-психолога, которая определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога. Одна из задач программы - создавать условия психолого-педагогической преемственности воспитанников при переходе из дошкольного учреждения в школу.
С целью выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей воспитанников, ежегодно осуществляю мониторинг психологической готовности детей к школьному обучению.
Результаты мониторинга позволяют определить степень сформированности ключевых возрастных новообразований у детей на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с целевыми ориентирами федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, которые в дальнейшем станут базой формирования универсальных учебных действий в соответствии с целевыми ориентирами федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
По результатам мониторинга организую консультации с педагогами, на которых даю информацию по итогам диагностики. Взаимодействие педагогов нашего учреждения происходит через методические мероприятия, такие как: семинары-практикумы, круглые столы, деловые игры. Совместно с педагогами разработаны индивидуальные карты развития ребенка, которые служат общим ориентиром в достижении основных результатов в развитии детей.
С целью выравнивания стартовых возможностей детей на этапе их перехода к обучению в школе проводится индивидуальная и групповая работа с детьми старших и подготовительной к школе групп. Необходимо отметить, что если с детьми старшего возраста коррекционно-развивающая программа направлена на развитие эмоциональной сферы, то с детьми подготовительной к школе группы работа осуществляется по программе, включающая в себя формирование познавательной активности ребенка, развитие интеллекта, совершенствование речи, восприятия, памяти, внимания, формирование устойчивой мотивации к обучению, обучение ребенка организации своей деятельности.
Взаимодействие с воспитанниками в процессе совместной деятельности построено в форме игрового общения. Задания подбираются с учетом зоны ближайшего развития детей. Каждая встреча включает в себя коммуникативные, познавательные и развивающие игры (расширяющие кругозор, словарный запас; логические игры; игры с правилами; игры, развивающие крупную и мелкую моторику, а также психогимнастические и релаксационные упражнения).
По результатам мониторинга 2013-2014 уч.года было выявлено, что не у всех воспитанников старшего дошкольного возраста сформирована мотивационная готовность к школьному обучению. То есть дети имеют правильное представление о требованиях, которые предъявляет школа, хотят учиться в школе, но дают неопределенные ответы типа: «Там весело», «Там интересно»; относятся к школе с робостью и даже страхом: «Я боюсь, что не услышу, что говорит учительница» и «Наверное, не сумею сделать то, что учительница скажет»; «В школе очень трудно, много уроков, я не знаю, хочу ли я идти в школу»; «В школе все большие, а я маленькая»; «Не хочу идти в школу».
Решающую роль в формировании учебных мотивов играет семья, так как именно в ней закладываются потребности и интересы человека с раннего детства.Очень важно объяснить родителям, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение считать и писать, ребенку нужна психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои собственные силы. Эти приоритеты заложены в ФГОС ДО. Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений.
Наиболее эффективный результат психолого-педагогического сопровождения родителей дают тренинги, направленные на формирование родительских компетенций в общении с ребенком, на понимание и безоценочное принятие своего ребенка.
С целью формирования правильной устойчивой мотивации детей к обучению в течение учебного года с родителями воспитанников были организованы тренинги:
«Хочу учиться!»
«Мой ребенок – первоклассник!»
«Я в школу не пойду!»
Были разработаны буклеты и наглядные консультации по различным направлениям подготовки детей к школьному обучению, в том числе по формированию мотивационной готовности детей к обучению в школе.
По результатам повторного мониторинга в конце учебного года, было выявлено
1. повысился уровень учебной мотивации у воспитанников
2. изменилось негативное эмоциональное отношение детей к школе, на положительное.
3. повысилась педагогическая компетентность педагогов, родителей по вопросам развития учебной мотивации у воспитанников старшего дошкольного возраста.
В 2014-2015 уч.г. особое внимание я уделила развитию у воспитанников эмоционально волевой сферы, так как данная сфера является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности ребенка.
В течение учебного года были организованы следующие мероприятия:
Практикум для педагогов «Самый приятный родитель. Самый трудный родитель»
Консультация для воспитателей с элементами практикума «Эмоциональное благополучие детей в группе детского сада»
С родителями воспитанников были проведены мероприятия:
Практикум «Связующая нить»
Психологическое занятие "Семья за столом".
Круглый стол ««Папы разные нужны – папы всякие важны».
Работа по развитию эмоций поможет родителям и педагогам понять мир переживаний ребенка, лучше узнать его состояние в различных ситуациях, понять, что именно его тревожит и радует. Это позволит (при необходимости) уделить особое внимание малышу, который испытывает эмоциональный дискомфорт, помочь преодолеть и исправить отрицательные черты характера. Таким образом, окружающие ребенка взрослые смогут установить с ним доверительные отношения, а это в свою очередь сможет облегчить процесс воспитания и развития.
Таким образом, психологическое сопровождение преемственности осуществляется не только через сопровождение воспитанника, но и через сопровождение педагогов и родителей. В итоге, плавно переходя из одного звена образования в другое, достигается полноценное психическое и личностное развитие всех участников образовательного процесса.
|
|
|