Главная страница

Образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение следующих задач


Скачать 54.96 Kb.
Название Образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение следующих задач
Дата 16.02.2016
Размер 54.96 Kb.
Тип Образовательный стандарт

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение следующих задач:

  1. обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

  2. создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

  3. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Возрастает актуальность в процессе взросления дошкольника и достижения им предшкольного возраста, так как в дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются отдельные ее элементы. Это напрямую связано с психологической готовностью к школе и подразумевает личностные и интеллектуальные психологические новообразования, появляющиеся в психике ребенка при переходе из дошкольного в младший школьный возраст.

Эффективным школьное обучение будет только в том случае, если ребенок обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

Таким образом, психологическая готовность к школе - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Как показывает наш опыт, осуществление преемственности в работе дошкольного учреждения и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, т.е. 3 сферы: личностную, интеллектуальную и физическую.
В 2014-2015 учебном году мною была разработана и утверждена на Совете педагогов рабочая программа педагога-психолога, которая определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога. Одна из задач программы - создавать условия психолого-педагогической преемственности воспитанников при переходе из дошкольного учреждения в школу.

С целью выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей воспитанников, ежегодно осуществляю мониторинг психологической готовности детей к школьному обучению.

Результаты мониторинга позволяют определить степень сформированности ключевых возрастных новообразований у детей на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с целевыми ориентирами федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, которые в дальнейшем станут базой формирования универсальных учебных действий в соответствии с целевыми ориентирами федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

По результатам мониторинга организую консультации с педагогами, на которых даю информацию по итогам диагностики. Взаимодействие педагогов нашего учреждения происходит через методические мероприятия, такие как: семинары-практикумы, круглые столы, деловые игры. Совместно с педагогами разработаны индивидуальные карты развития ребенка, которые служат общим ориентиром в достижении основных результатов в развитии детей.

С целью выравнивания стартовых возможностей детей на этапе их перехода к обучению в школе проводится индивидуальная и групповая работа с детьми старших и подготовительной к школе групп. Необходимо отметить, что если с детьми старшего возраста коррекционно-развивающая программа направлена на развитие эмоциональной сферы, то с детьми подготовительной к школе группы работа осуществляется по программе, включающая в себя формирование познавательной активности ребенка, развитие интеллекта, совершенствование речи, восприятия, памяти, внимания, формирование устойчивой мотивации к обучению, обучение ребенка организации своей деятельности.

Взаимодействие с воспитанниками в процессе совместной деятельности построено в форме игрового общения. Задания подбираются с учетом зоны ближайшего развития детей. Каждая встреча включает в себя коммуникативные, познавательные и развивающие игры (расширяющие кругозор, словарный запас; логические игры; игры с правилами; игры, развивающие крупную и мелкую моторику, а также психогимнастические и релаксационные упражнения).

По результатам мониторинга 2013-2014 уч.года было выявлено, что не у всех воспитанников старшего дошкольного возраста сформирована мотивационная готовность к школьному обучению. То есть дети имеют правильное представление о требованиях, которые предъявляет школа, хотят учиться в школе, но дают неопределенные ответы типа: «Там весело», «Там интересно»; относятся к школе с робостью и даже страхом: «Я боюсь, что не услышу, что говорит учительница» и «Наверное, не сумею сделать то, что учительница скажет»; «В школе очень трудно, много уроков, я не знаю, хочу ли я идти в школу»; «В школе все большие, а я маленькая»; «Не хочу идти в школу».

Решающую роль в формировании учебных мотивов играет семья, так как именно в ней закладываются потребности и интересы человека с раннего детства.Очень важно объяснить родителям, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение считать и писать, ребенку нужна психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои собственные силы. Эти приоритеты заложены в ФГОС ДО. Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений.

Наиболее эффективный результат психолого-педагогического сопровождения родителей дают тренинги, направленные на формирование родительских компетенций в общении с ребенком, на понимание и безоценочное принятие своего ребенка.

С целью формирования правильной устойчивой мотивации детей к обучению в течение учебного года с родителями воспитанников были организованы тренинги:

  • «Хочу учиться!»

  • «Мой ребенок – первоклассник!»

  • «Я в школу не пойду!»

Были разработаны буклеты и наглядные консультации по различным направлениям подготовки детей к школьному обучению, в том числе по формированию мотивационной готовности детей  к обучению в школе.

По результатам повторного мониторинга в конце учебного года, было выявлено

1. повысился уровень учебной мотивации у воспитанников

2. изменилось негативное эмоциональное отношение детей к школе, на положительное.

3. повысилась педагогическая компетентность педагогов, родителей по вопросам развития учебной мотивации у воспитанников старшего дошкольного возраста.

В 2014-2015 уч.г. особое внимание я уделила развитию у воспитанников эмоционально волевой сферы, так как данная сфера является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности ребенка.

В течение учебного года были организованы следующие мероприятия:

  • Практикум для педагогов «Самый приятный родитель. Самый трудный родитель»

  • Консультация для воспитателей с элементами практикума «Эмоциональное благополучие детей в группе детского сада»


С родителями воспитанников были проведены мероприятия:

  • Практикум «Связующая нить»

  • Психологическое занятие "Семья за столом".

  • Круглый стол ««Папы разные нужны – папы всякие важны».

Работа по развитию эмоций поможет родителям и педагогам понять мир переживаний ребенка, лучше узнать его состояние в различных ситуациях, понять, что именно его тревожит и радует. Это позволит (при необходимости) уделить особое внимание малышу, который испытывает эмоциональный дискомфорт, помочь преодолеть и исправить отрицательные черты характера. Таким образом, окружающие ребенка взрослые смогут установить с ним доверительные отношения, а это в свою очередь сможет облегчить процесс воспитания и развития.
Таким образом, психологическое сопровождение преемственности осуществляется не только через сопровождение воспитанника, но и через сопровождение педагогов и родителей. В итоге, плавно переходя из одного звена образования в другое, достигается полноценное психическое и личностное развитие всех участников образовательного процесса.