Министерство Образования Московской области государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования специалистов Московской области
Название курса
«Основные направления работы учителя английского языка в условиях новых форм итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений»
Самостоятельная работа №3
«Стратегия подготовки к ЕГЭ
(на примере раздела «Лексика и грамматика»)»
Исполнитель:
учитель английского языка
МОУ СОШ № 19
г. Подольска
Московской области
Манвелова Н.М.
Руководитель:
Бурлакова И.И.
Подольск, 2011г.
Единый государственный экзамен по английскому языку стал причиной волнений, тревог и споров для тысяч учащихся по всей России, их родителей и учителей. Существует мнение, что «на ЕГЭ по английскому языку можно натаскать». К сожалению, это не так. ЕГЭ по английскому языку проверяет языковые компетенции учащихся, основанные на реальных знаниях, навыках и умениях. Наиболее правильной стратегией при подготовке к этому экзамену будет постепенное и планомерное изучение английского языка с параллельным знакомством с форматом ЕГЭ. Проще говоря, чем раньше начать серьёзно заниматься английским языком и развивать все свои языковые навыки (чтение, письменную и устную речь, восприятие на слух), тем будет легче сдать ЕГЭ по английскому языку и получить желаемый результат. Рассмотрим стратегии подготовки к выполнению раздела «Грамматика и лексика». В раздел включены три составных тестовых задания:
проверяющие грамматические навыки задания базового уровня (B4-B10), состоящие из 7 вопросов;
проверяющие словообразовательные навыки задания повышенного уровня (B11-B16), состоящие из 6 вопросов;
проверяющие лексические навыки задания высокого уровня (A22-A28), включающие 7 вопросов.
К каждому уровню следуют подходить индивидуально, придерживаясь определенных стратегий выполнения заданий.
Для подготовки к лексико-грамматической части ЕГЭ необходимо «прорешать» не один учебник английской грамматики и сборник упражнений. При обучении временам глагола важно обращать больше внимания на случаи употребления времен, когда нет подкрепления наречиями времени, а использование соответствующей видовременной формы глагола непосредственно обусловлено контекстом.
В заданиях В4-В10 базового уровня дается связный отрывок из повествовательного или научно-популярного текста с пропусками. На полях напротив каждого пропуска даётся слово. Требуется преобразовать слова, напечатанные на полях напротив пропуска так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста.
Существуют ряд рекомендаций по выполнению данных заданий: прежде чем начать заполнять пропуски, необходимо бегло прочитать весь рассказ, игнорируя пропуски, понять его основное содержание и ход повествования. Подсказка на выбор правильной грамматической формы слова вовсе не обязательно находится в самом предложении, а может быть где-нибудь еще в тексте.
Если это личное местоимение, важно определить, какая форма нужна –
в именительном или объектном падеже, или нужно употребить соответствующее притяжательное прилагательное или притяжательное местоимение.
Например,
Little Sassy Sam certainly had a reputation, although he wasn't fully aware of it. His teachers always remarked how wonderful it was to have Little Sassy Sam in their classrooms.
|
THEY
|
Если перед пропуском стоит предлог, добавьте суффикс -ing и образуйте герундий.
Например,
When they were tired from running, they would lie down in the grass and lick each other's faces.
|
RUN
|
Существенное значение играют правила правописания.
Если учащийся не уверен, можно отгадать ответ, но ни в коем случае не оставлять поле ответа пустым. В конце следует перечитать весь рассказ еще раз и проверить, как вставленное слово подходит по смыслу в предложении.
В завершении данного уровня перенести ответы в Бланк, и проверить правильность записи ответов в Бланке.
В заданиях B11 – B16 повышенного уровня предлагается связный отрывок из художественного или публицистического текста с пропусками. Напротив каждого пропуска на полях напечатано слово. В этом задании проверяется владение способами словообразования.
Требуется заполнить пропуски в тексте, образовав однокоренное слово от данного на полях таким образом, чтобы оно лексически и грамматически подходило в предложение. Главное понять, какая часть речи подойдет (существительное, глагол, прилагательное или наречие) и вспомнить суффиксы, характерные для данной части речи (например, для имени существительного -ment, -ness, -ism; для глагола -ise, -ify, -en; для имени прилагательного -ful, -ate, -ous; для наречия –ly). Иногда необходимо использовать не только суффикс, но и приставку (чаще всего это отрицательные приставки disagree, impossible, illegal, inexpensive, unnecessary). Как и в заданиях предыдущего уровня, нужно бегло прочитать весть рассказ целиком, игнорируя пропуски. Цель – понять общее содержание и ход повествования. Внимательно читайте первое предложение с пропуском, обратив особое внимание на то, что стоит до и после пропуска: есть ли предлоги до или после, артикль и т.д. Это поможет определить, какую часть речи (глагол, существительное, прилагательное или наречие требуется образовать). Вспомните суффиксы, приставки для образования нужно слова. Для проверки правильности выполнения задания произнесите слово про себя – не режет ли оно слух в таком виде. Заполнив весь текст, прочитайте весь текст, удостоверившись, что образованное слово подходит в каждом случае.
Например: UK: Conservation and Environment
B11
|
Going for a walk is the most popular leisure activity in Britain. Despite its high population density and widespread ____________, the UK has many unspoilt rural and coastal areas.
|
URBAN
|
Смотрим на предыдущее словосочетание high population density, последнее слово здесь существительное. Словосочетания являются однородными членами, т. к. соединены союзом and. Значит, и нужно образовать существительное. Пробуем разные суффиксы, вспоминаем русские слова с таким же корнем – урбанизация, т.е. urbanization.
B12
|
Twelve National Parks are freely accessible to the public and were created to conserve the __________________ beauty, wildlife and cultural heritage they contain.
|
NATURE
|
Перед пропуском артикль, после существительное. Нужно образовать прилагательное – natural.
B13
|
Most of the land in National Parks is privately owned, but administered by an independent National Park Authority which works to balance the expectations of __________________ with the need to conserve these open spaces for future generations.
|
VISIT
|
Перед пропуском предлог, нужно существительное -- visitor. Так как нет неопределенного артикля a (an), нужно не забыть про окончание множественного числа –s, получаем visitors.
B14
|
The UK also works to improve the global environment and has taken global warming __________________ ever since scientists discovered the hole in the ozone layer.
|
SERIOUS
|
Слово в пропуске относится к глаголу has taken. Значит, нужна часть речи, которая сочетается с глаголом – наречие. Добавляем суффикс -ly, получается seriously.
B15
|
In 1997, the UK subscribed to the Kyoto Protocol binding developed countries to reduce emissions of the six main greenhouse gases. The Protocol declares environmental _____________.
|
PROTECT
|
Перед пропуском прилагательное (суффикс -al). Значит, нужно существительное. Перебираем суффиксы, останавливаемся на protection.
B16
|
Nowadays British __________________ are taking part in one of the largest international projects that is undertaken to protect endangered species.
|
SCIENCE
|
Перед пропуском прилагательное, после — глагол. Значит, нужно образовать существительное. «Перебираем» суффиксы, останавливаемся на scientist. Глагол стоит во множественном числе, добавляем окончание –s, получаем scientists.
Опять же, как и в предыдущих заданиях в конце необходимо проверить все заполненные пропуски, перенести ответы в Бланк, обращая внимание на оформление.
В заданиях А22 – А28 высокого уровня дается связный отрывок из художественного или публицистического текста с пропусками. После текста даются 4 варианта ответа для каждого пропуска. В этом задании проверяется знание употребляемости лексических единиц с учетом сочетаемости слов в коммуникативном контексте. Требуется заполнить пропуски в рассказе, выбрав правильный ответ из 4-х предложенных. Это могут быть слова, близкие по значению или по форме, предлоги, фразовые глаголы, или устойчивые сочетания. Прежде чем начать заполнять пропуски, нужно обязательно прочитать весь рассказ, не обращая внимания на пропуски, чтобы понять его основное содержание. Не отвлекайтесь на предлагаемые ответы. Прочитайте первое предложение с пропуском и подумайте, какое слово здесь могло бы быть, обращая внимание на его окружение, предлоги. Предположите, что можно вставить и только после этого, ознакомьтесь с вариантами ответов. Помните, что правильным ответом, скорее всего, будет то слово, которое вы узнаёте, а не то, которое вы раньше никогда не видели. Заполните все пропуски и перенесите ответы в Бланк.
Одним из рекомендованных пособий для успешной подготовки к сдаче ЕГЭ является «Учебное пособие ЕГЭ: грамматика и лексика. Подготовка и тесты» И.Маутсоу и Т.Кузнецовой под редакцией MM Publications.
|