|
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии мбоу «Красноузельская средняя общеобразовательная школа» Ромодановского района,
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии МБОУ «Красноузельская средняя общеобразовательная школа» Ромодановского района, Республики Мордовия Косяковой Татьяны Дмитриевны
Тема опыта «Проектно-исследовательская деятельность как способ развития творческой личности»
Цель педагогического опыта: подготовка школьника-исследователя в условиях сельской малокомплектной школы, владеющего современными методами поиска, способного творчески подходить к решению проблем, пополнять свои знания путем самообразования.
Актуальность и перспективность опыта
В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в создании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание полноценных и необходимых условий для личностного развития творческой личности ребенка и формирование его активной позиции.
Организация проектно-исследовательской деятельности школьников является одной из современных инновационных педагогических технологий, направленных на развитие творческого потенциала и способностей личности, формирование у школьников умений и навыков исследовательской работы, воспитание самостоятельности и социальной активности. А самое главное, в работе над самостоятельным научным исследованием школьники учатся применять полученные в школе знания в реальной практической деятельности, имеющей социально-общественную значимость.
Однако при всей благоприятной атмосфере создания и совершенствования проектно-исследовательской деятельности важно отметить ключевые проблемы, которые требуют комплексных мер и компетентностных решений на уровне всего учреждения:
В настоящее время в школе не достаточно представлена система профессиональных проб и практик учителей и учащихся, где они могли бы попробовать на разных уровнях способы проектно-исследовательской деятельности.
Существующая в школе система организации проектно-исследовательской деятельности строится на недостаточном владении учителями технологий организации проектов и исследований в урочной и внеурочной деятельности.
Анкетирование школьников показывает, что многие учащиеся имеют порой неправильные представления о видах исследовательской деятельности.
В школе не разработана технология мониторинга и экспертизы качества исследовательской деятельности школьников и учителей.
Многие педагоги школы имеют профессиональный потенциал для авторских разработок в области исследовательской деятельности, вместе с тем, они не мотивированы на их оформление и популяризацию позитивного профессионально опыта.
Причины обозначенных выше проблем состоят в сложившейся практике традиционного обучения, а также отсутствии системного видения и комплексного подхода в организации и управлении исследовательской деятельностью учителей и учеников в образовательном учреждении.
Актуальность темы также обусловлена её методологической значимостью. Знания и умения необходимые для организации проектно-исследовательской деятельности в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в ВУЗах, колледжах, техникумах и т.д. Проект позволит реализовать актуальные в настоящее время подходы: компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный. Исследовательские умения вооружают и учителя и учащегося методами познания: умение работать с информацией, критически мыслить, анализировать.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)
Своеобразие и новина опыта заключается в том, что при использовании проектно-исследовательской деятельности в сельской малокомплектной школе может формироваться современный учащийся как творческая, социально активная личность нового типа, с повышенным интересом к учебной и внеурочной деятельности по биологии.
Наличие теоретической базы опыта
Более 30 лет я работаю в сельской школе учителем биологии. Оглядываюсь назад. Сколько реформ, нововведений, методических приемов, технологий! И, конечно же, поиск… Творческий поиск именно своего пути! Думаю, внедрять даже совершеннейшие технологии в свой педагогический процесс полностью невозможно. Ведь у каждого своя методика, свои дети, свои коммуникативные ситуации, своя среда. Особо близки мне в настоящее время проектно -исследовательские технологии в процессе обучения экологии и биологии. Необходимость внедрения этой технологии, на мой взгляд, заключается в том, что она дает возможность результативного проектирования учебного процесса. Если в содержание образования включается деятельность, поиск, чувства и переживания, анализ и обсуждения школьников, то должны меняться и критерии успешности образовательного процесса. Это и позволило мне сформулировать тему педагогической проблемы, над которой я работаю: «Проектно-исследовательская деятельность как способ развития творческой личности».
В исследованиях многих педагогов, психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой здоровый ребёнок уже рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая детская активность – естественное состояние ребёнка. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование, порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения..
Русский педагог Константин Николаевич Вентцель писал, что на ребёнка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького искателя истины: опираться на собственный опыт ребёнка; обучать в действии; побуждать к наблюдению и экспериментированию.
Проектно-исследовательская компетентность учащихся определяется как качество личности, выражающееся в готовности и способности к самостоятельной деятельности по решению исследовательских задач и творческому преобразованию действительности на основе совокупности личностно-осмысленных знаний, умений и навыков.
Исследовательская работа для ученика – средство самореализации. Процесс работы над проектом будет продвигаться тем успешнее, чем более, личностно значимым будет его цель и результат.
Исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выявление истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретения учащимися навыка исследовательской деятельности, освоение исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения.
Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование – это лишь этап проектной работы.
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем.
В проектной и исследовательской деятельности детей развиваются важнейшие общеурочные, познавательные умения и навыки.
Проектная деятельность:
-
Рефлексивные умения: осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос «Чему нужно научиться для решения задачи?»
Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить недостающую информацию; находить варианты решения проблемы; выдвигать гипотезы.
Оценочные умения.
Умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективного планирования, взаимодействия с любым партнером , деловое общение.
Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс, принимать решение и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность.
Коммуникативные умения: вступать в диалог; задавать вопросы; вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения.
Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; артистические умения; использование различных средств наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.
Исследовательская деятельность:
Умение видеть проблемы. (Проблема – это затруднение, сложный вопрос, задача, требующие решения)
Выдвигать гипотезы. (Гипотеза – это предположение, суждение о закономерной связи явлений)
Задавать вопросы. ( Вопрос играет одну из ключевых ролей и обычно рассматривается как форма выражения проблемы)
Давать определение понятиям.
Проводить наблюдения и эксперименты. (Эксперимент – это важнейший из методов исследования)
Делать выводы и умозаключения.
Классифицировать материалы.
Работа с текстом.
Доказывать и защищать свои идеи.
Работу во внеурочное время по организации исследовательской деятельности учащихся строю по трем направлениям.
Первое направление – индивидуальная работа. Она предусматривает работу в двух аспектах:
– индивидуальные задания отдельным учащимся по подготовке разовых докладов, устных сообщений, по проведению простейших опытов, экспериментов, наблюдений, в подборе литературы, помощи другим детям в подготовке сообщений, в изготовлении наглядных пособий для изучения новой темы и др.;
– работа с учащимися по отдельной программе: помощь в подборе темы исследования, определении круга проблем, подборе необходимой литературы, в планировании работы, которую будет проводить ребенок.
Второе направление – групповая работа. Она включает в себя работу над организацией исследований, совместных исследовательских проектов, где целесообразнее подключить к работе сразу несколько детей.
Третье направление – массовая работа с детьми. В рамках данного направления организуются встречи с интересными людьми, проводятся заседания школьного научного общества учащихся начальной школы, школьные олимпиады. Ежегодно проводятся конференции учебно-исследовательских работ школьников.
Индивидуальную и групповую работу с детьми по формированию у них исследовательских умений и навыков, по развитию их творческих способностей, выработке самостоятельности выстраиваю в виде следующей технологической цепочки, состоящей из нескольких этапов.
.На первом этапе выявляется группа детей, желающих целенаправленно заниматься исследовательской деятельностью, либо дети, в которых учитель, организатор исследовательской деятельности с детьми, увидел искру исследовательского таланта. На первом этапе осуществляется помощь детям в выборе темы предстоящего исследования. Эта тема может быть близка или интересна ребенку в силу его увлечений. Например, ребенок желает исследовать поведение волнистого попугайчика потому, что в его доме появилось это животное. Тема может быть выбрана из желания узнать что-то доселе неизвестное, непонятное ученику. Иногда мы сами, “невидимо” для ребенка выбираем тему предстоящего исследования, но так, чтобы эта тема заинтересовала ребенка, не оставила его равнодушным. Очень важно, на мой взгляд, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения.
На втором этапе вместе с учеником мы формулируем проблемы, которые необходимо решить в рамках предстоящего исследования, и которые являются мощной движущей силой процесса дальнейшего исследования.
А. И. Савенков пишет, что поиск проблемы – дело непростое, а способность творчески одаренного человека видеть проблемы – особый дар.
Поэтому на данном этапе большая роль отводится учителю, помощнику, наставнику ребенка. Важно, чтобы ребенок с помощью взрослого понял, осознал проблему, но не обязательно требовать ясного словесного оформления этой проблемы. Для того чтобы у ребенка формировать умение видеть проблемы, провожу с детьми тренировочные занятия и упражнения в ходе индивидуальной и групповой работы. Эти задания и упражнения, как и многое другое по организации исследовательской деятельности я позаимствовала из книги А. И. Савенкова “Содержание и организация исследовательского обучения школьников”.
Следующий этап работы – постановка целей и задач исследования, определение объекта и предмета исследования. Для того чтобы вместе с детьми сформулировать цели и задачи, также проводим предварительно тренировочные упражнения.
Четвертый этап работы с будущими исследователями – организация непосредственной работы самого ребенка над выбранной темой.
Конечно, участие взрослого, как и на предыдущих этапах работы, необходимо. Только при этом предоставляется как можно больше самостоятельности ребенку, чтобы он мог почувствовать радость от самостоятельно сделанных открытий, понять их значимость.
Пятый этап работы по формированию исследовательских умений и навыков учащихся – отбор, структурирование собранного материала, составление текста выступления, подготовка презентации.
На шестом этапе учащиеся имеют возможность выступить со своими сообщениями в классе. Как правило, ребята, не участвующие в исследовании, с большим интересом относятся к работам своих товарищей. Они задают множество вопросов, вступают в споры с авторами исследований. Одновременно авторы исследований получают практику общения с большой аудиторией.
Седьмой этап – итог исследовательской деятельности учащихся - школьная конференция учебно-исследовательских работ младших школьников, которая ежегодно проводится в конце учебного года. Проведение конференции стало одной из традиций нашей школы. Она проводится как праздник юных исследователей. На нее приглашаются дети, которые желают заниматься исследовательской деятельностью, педагоги школы, родители. При этом ребенок учится последовательно и логично излагать свои мысли, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, не останавливаться перед трудностями.
Выступление ребенка на школьной конференции учебно-исследовательских работ – венец его исследовательской деятельности, итог работы учащегося на всех этапах работы.
Но, конечно, на этом работа учителя с данным ребенком не заканчивается, а продолжается более глубоко и осознанно, и как показывает практика, при большей доли самостоятельности детей.
Дальше работа отправляется на районные и республиканские конкурсы , на межрегиональный конкурс (теперь уже Российский) «Дерево Земли, на которой я живу»
Организацией проектно-исследовательской деятельности учащихся я занимаюсь более шести лет. Первоначально эта работа реализовывалась через уроки биологии, экологии и деятельность кружка « Зеленый мир».
Для внеурочной деятельности разработаны и действуют следующие проекты:
а) экологический проект « Защитим первоцветы».
б) экологический проект «Муравейник»;
в) зкологический проект « Природе – заботу молодых»
г) экологический проект « Наши зимующие птицы»
В настоящее время в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения у учащихся появляется возможность самостоятельного выбора темы и направления исследования. Элективные курсы раскрывают широкие возможности внедрения исследовательской деятельности учащихся. Мной разработана программа элективного курса « Технология выполнения и оформления исследовательской работы по биологии» для учащихся старших классов. Эта программа в школе реализуется четвертый год. Содержание курса призвано вооружить учащихся знаниями и навыками постановки, анализа и решения научной проблемы, позволяет ознакомить школьников с большинством вопросов, возникающих в реальной исследовательской практике - от постановки проблемы до оформления результатов проведенной экспериментальной и исследовательской работ. Данный элективный курс проводился дистанционно.
Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Основным средством используемым при проведении дистанционного обучения, является дистанционный курс, работая с которым учащиеся получают знания и приобретают необходимые им навыки и умения. Дистанционный курс может содержать большой диапазон элементов: информационные слайды; интерактивные тренажеры; тесты и т.д.
В 2010 учебном году на основе учебного пособия мордовского издания
« Экологический практикум» ( составитель – Жидкин Владимир Ильич), предназначенного для учителей экологии, руководителей кружков, я составила программу, которая так и называется «Экологический практикум». Программа состоит из двух модулей «Лабораторный экологический практикум» и «Полевой экологический практикум» и рассчитана на 34 часа.
Данный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии и экологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта постановки эксперимента, развития умений вести наблюдения и их описывать, формирования способностей поиска и анализа информации. Способствует воспитанию у подростков активных жизненных позиций, включает их в проблемы своего поселка, района, республики.
В 2012 году на базе МБОУ «Красноузельская СОШ» открыта экспериментальная площадка по теме «Разработка экологического проекта по изучению природы родного края». Я являюсь руководителем данной площадки и автором программы эксперимента.
Главной целью проектно - исследовательской деятельности является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в “большой” науке. В ходе учебного исследования развивается способность к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний. Исследовательский метод также призван развивать творческие склонности и способности каждого ребенка, пришедшего в школу.
Ведущая педагогическая идея
Использование на уроках биологии и внеурочное время проектно-исследовательской деятельности учащихся является главным элементом образовательной системы для развития творческой личности..
Оптимальность и эффективность средств
Использование на уроках и во внеурочной деятельности метода проектов и исследований повышает познавательную активность учащихся, способствует формированию навыков исследовательской деятельности. Учащиеся повышают качество знаний по биологии, показывают хороши результаты внешнего мониторинга, ежегодно выбирают ЕГЭ по биологии и успешно сдают его.
Результативность опыта
Некоторые темы проектов и исследований, проведенных моими учениками:
“Раннецветущие растения биоценоза лиственного леса». Выявлялись раннецветущие растения в квартале 15 Ромодановского лесничества Саранского лесхоза, ребята работали с определителями, изучали биологические особенности первоцветов, измеряли и подсчитывали их на пробной площадке, выясняли антропогенное воздействие на первоцветы. В итоге выступали с докладом на научно-практической конференции « Дерево Земли, на которой я живу», на республиканском конкурсе юных исследователей окружающей среды работа заняла призовое место.
-
“Изучение комплекса гнезд рыжего лесного муравья». Особенности строения рыжего ленного муравья и его гнезда вызвало интерес у учащихся. Они с удовольствием измеряли и посчитывали муравейники, отмечали самые крупные, выясняли, из какого материала изготовлены ит.д. Работа отмечена грамотой за участие в научно-практической конференции «Дерево Земли, на которой я живу». на республиканском конкурсе юных исследователей окружающей среды работа заняла призовое место.
« Влияние полива на рост, развитие и урожай подсолнуха». Это работа по агротехнике выращивания культурных растений проводилась в течение 3 лет. Работа заняла призовое место в республиканском конкурсе юных исследователей окружающей среды, в республиканской краеведческой олимпиаде, в республиканском конкурсе «Подрост».
« Изучение видового состава зимующих птиц, кормящихся на кормушке». – Диплом II степени в межрегиональной научно-практической конференции «Дерево Земли, на которой я живу», призовое место - в республиканской научно-практической конференции « Наши зимующие птицы».
« Изучение осведомленности учащихся о туберкулезе». Работа отмечена дипломом I степени на межрегиональной научно-практической конференции «Дерево Земли, на которой я живу».
« Влияние удобрений на рост и развитие кукурузы». Данный проект принял участие в нескольких республиканских конкурсах: - призер на республиканском конкурсе юных исследователей окружающей среды; - призер в республиканском конкурсе «Подрост»; - призер в республиканском конкурсе «Интеллектуальное будущее Мордовии» - призер в республиканской краеведческой олимпиаде в номинации «Природное наследие;
«Выращивание саженцев хвойных деревьев в школьном питомнике» - победитель республиканского этапа всероссийского конкурса исследовательских работ «Зеленая планета». - призер на республиканском конкурсе юных исследователей окружающей среды; - призер в республиканском конкурсе «Подрост»;
« Изучение звуковой сигнализации у волнистого попугайчика» -призер на республиканском конкурсе юных исследователей окружающей среды;
« Изучение осведомленности подростков о взаимоотношениях полов» - призер в республиканском конкурсе «Интеллектуальное будущее Мордовии»
Эти исследования не отличаются новизной. Но, речь идет об учебных исследованиях, результатами которых часто являются известные обществу знания. Важно, какие преобразования произошли с личностью учащегося-исследователя.
Исследовательский метод обучения может быть эффективен только тогда, когда учитель выстраивает целостную систему обучения, в которой этому методу отводится значительная роль. Опыт моей деятельности в этом направлении указывает на то, что:
Появился интерес к научно-исследовательской деятельности у тех учащихся, которые этой деятельностью ранее не интересовались.
Существенно возрос интерес к предметам естественнонаучного цикла (к биологии и экологии в частности).
-
У меня, как учителя биологии и экологии, появилась возможность давать своим воспитанникам более качественное образование. Это становится возможным из-за того, что в этом случае на позитивных примерах формируется не только фундаментальное научное мировоззрение, но и используются конкретные результаты ученических исследований.
Это все способствует творческому развитию учащихся, повышению их общекультурного и научного уровней развития.
В условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности обеспечивает формирование интеллектуальной активности, собственной значимости, мотивации к познаниям, статусному моделированию.
При правильной организации исследовательской деятельности обучающиеся самостоятельно решают поставленные перед собою исследовательские задачи, овладевают научным стилем речи. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к проектной исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, юные исследователи и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Возможность тиражирования
Опыт работы представлен:
1) на сайте МБОУ «Красноузельская средняя общеобразовательная школа» Ромодановского района РМ, в разделе «Методическая деятельность»- http://schools_rom/krrom/
2) на сайте Социальная сеть работников образования-://nsportal.ru/kosyakova-tatyana-dmitrievna
3) районная газета «Победа» 23.08.2013 года «Реализация педагогического эксперимента в школе»
|
|
|