|
Конспект занятия по теме "Техника лоскутного шитья "Ляпочиха". Изготовление коврика
План-конспект занятия
по теме "Техника лоскутного шитья "Ляпочиха".
Изготовление коврика.
В кабинете набирается очень много мелких, ненужных обрезков после раскроя изделий и для этой техники лоскутного шитья всё это подходит как нельзя лучше. Она приучает учащихся к экономике и бережливому отношению. Хорошо развивает фантазию. Так же она хорошо подходит для групповой работы. Её можно использовать в любых классах начиная с 1 и заканчивая 11 классами, усложняя только изделия. Можно использовать в конкурсах «Кто больше вырежет и завяжет полосок» или «Чья команда больше вырежет и пришьёт полосок» и т.п.
Цели:
Познакомить учащихся с техникой лоскутного шитья “Ляпочиха”;
Научить учащихся работать с бросовым материалом
Развивать творческие способности учащихся.
Развивать фантазию.
Задачи:
Научить работать в технике лоскутного шитья “Ляпочиха” через знакомство с отличительными особенностями техники, технологической последовательностью изготовления коврика.
Развивать внимание, память, навыки шитья, эстетический вкус.
Воспитывать уважение к традициям народного искусства; интерес к лоскутному шитью, аккуратность, усидчивость.
Воспитать бережное отношение человеческому труду и вещам.
Тип урока:
изучение нового материала и систематизация знаний и имений.
Формы работы:
индивидуальная, групповая.
Методы:
Объяснительно-иллюстрированый, самостоятельная работа.
Сохраняющие здоровье технологии:
Задание:
начало работы над изготовлением коврика в технике “Ляпочиха”.
Продолжительность:
Оборудование:
Т.С.О. – проектор, ноутбук.
Материалы и инструменты:
Деталь основы;
Деталь подкладки;
Полоски х/б тканей разного цвета размером 2х8см;
Нитки;
Ножницы;
Игольница с иглой и булавками.
Зрительный ряд:
а) Дидактический материал:
Карточки с последовательностью пришивания лоскутков
б) Демонстрационный материал:
Презентация “Лоскутное шитьё. Техника “Ляпочиха”;
Образцы “Технология изготовления коврика”.
Структура занятия:
I. Организационный момент
– 1мин.
II. Знакомство с темой и целями занятия
– 2 мин.
2.1. Объявление темы занятия.
2.2. Рассказ о традициях лоскутного шитья.
III. Изучение нового материала
– 3 мин.
3.1. Словарная работа.
3.2. Техника “Ляпочиха” (обзор).
IV. Практическая работа – 70 мин.
4.1. Инструктаж по технике безопасности.
4.2. Организация рабочего места.
4.3. Этапы работы по изготовлению коврика.
V. Анализ работ
– 3 мин.
VI. Итог занятия – 1 мин.
Предварительная работа:
раскрой основы, раскрой полосок из различных материалов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
Рассаживание на свои места.
II. Знакомство с темой и целями занятия.
2.1. Объявление темы.
Тема нашего занятия: “Техника лоскутного шитья “Ляпочиха”. Изготовление коврика” (Приложение1. Слайд 1)
2.2. Рассказ о традициях лоскутного шитья.
Все окружающие нас вещи (книги, мебель, одежда и др.) носят на себе печать своих владельцев и составляют неповторимый индивидуальный предметный мир, наше второе “я”. Бережное, рачительное отношение к своему второму “я” говорит о том, какой хозяин в доме.
В старину в крестьянских семьях хозяйство вели очень рачительно и ничего не выбрасывали. Считалось, что с выброшенными вещами из дома уйдет достаток. Сломанные вещи ремонтировались, одежда перешивалась, а то, что не подлежало переделке, сжигалось в печи. Даже изношенные старые лапти после изготовления новых, закапывались в грядки.
Ненужные вещи использовались народными мастерицами в лоскутном шитье. Из мелких обрезков самых разных по фактуре тканей изготавливались разные изделия: лоскутные покрывала и одеяла, подушки, игрушки, коврики и многое другое (Приложение 1. Слайд2-11)
Эти ни на что другое уже не годные кусочки пришивались в определенном порядке, а иногда и просто так на некоторую основу, сшивались между собой, образуя узоры и орнаменты, и становились маленькими произведениями искусства. Они служили в быту и давали тем самым вторую, а может быть, и третью жизнь ненужным вещам.
Сегодня и мы постараемся дать вторую жизнь старым вещам. Познакомимся с техникой лоскутного шитья “Ляпочиха” и начнем работу по изготовлению коврика в технике “Ляпочиха”. Но вначале я познакомлю вас с этой техникой. (Приложение 1. Слайд12- 15)
III. Изучение нового материала.
3.1. Словарная работа.
Техника “Ляпочиха” очень проста и интересна. Что же такое “Ляпочиха”?
Ляпочиха – это пришивание мелко нарезанных полосок ткани на основу. Встречаются различные ее названия: “ляпоток”, “ляпачок”, “ляп”, “лапша”. (Приложение 1. Слайд 11)
Отдельный торчащий лоскутик ткани называют “ляпачок” (Приложение 1. Слайд 18)
3.2. Техника “Ляпочиха” (обзор).
В технике “Ляпочиха” существует несколько вариантов пришивания лоскутков на основу.
1вариант – полоски ткани пришиваются рядами. Каждую полоску выкладывают и посередине прокладывают машинную строчку. Затем отгибают верхнюю часть лоскутка вниз и т. д. , и получаются вот такие интересные работы (Приложение1. Слайд 18-21)
2 вариант – полоски пришиваются по разметке (Приложение 1. Слайд 22)
Основа для изготовления изделий может быть квадратной, круглой, прямоугольной формы. По разметке полоски пришиваются от центра к краям изделия, ряд за рядом.
Ткань нарезают не только мелкими полосками, но и квадратной и прямоугольной формы.
Существуют способы пришивания лоскутков на основу. Лоскутки квадратной формы пришиваются к основе только за середину, образуя так называемый “цветок”. А лоскутки прямоугольной формы скручиваются посередине, образуя “бабочку” и пришиваются к основе (Приложение1. Слайд 22)
Получаются вот такие красивые изделия (Приложение 1. Слайд 23)
Чтобы изделия были аккуратными и красивыми, используются трикотажные ткани, так как они несыпучие и придают объёмность изделию.
В работе можно использовать разный трикотаж: толстый и тонкий, петлевой и гладкий, однотонный и разноцветный (Приложение 1. Слайд24)
Сейчас мы будем изготавливать в технике “Ляпочиха” –коврик (Приложение 1. Слайд 20)
В зависимости от величины трикотажных лоскутков можно получить коротковорсовый или длинноворсовый коврик.
Мы будем изготавливать длинноворсные коврики.
Первый коврик : для него необходимы лоскутки прямоугольной формы размером 2х10см. Для пришивания лоскутков на основу мы будем использовать швейную машину. (Приложение 1. Слайд 34-38)
Второй коврик мы будем выполнять на сетки . Мы будем привязывать лоскутки (Приложение 1. Слайд 28-31)
IV. Практическая работа.
А сейчас вы разделитесь на группы:
Первая группа будет делать коврик на сетке;
Вторая группа будет делать коврик при помощи швейной машины;
Третья группа будет делать декоративные шары.
4.1. Инструктаж по технике безопасности.
Но перед началом работы повторим правила техники безопасности. Я предлагаю вам игру. За правильные ответы вы получаете карточки, которые вам пригодятся в работе. Вначале вы назовете правила ТБ при работе с иглой и булавками, затем проверим правильность ответов на экране.
А теперь назовите правила ТБ при работе с ножницами. Проверяем, все ли вы назвали (Приложение 1. Слайд 18-19)
4.2. Организация рабочего места.
Какие материалы и инструменты нам понадобятся для работы?
Материалы и инструменты:
Деталь основы;
Полоски ткани разного цвета;
Нитки;
Ножницы;
Игольница с иглой и булавками;
Деталь подкладки;
Косая бейка для обработки края изделия (Приложение 1. Слайд 20)
Возьмите всё необходимое для работы и подготовьте свои рабочие места.
V. Анализ работ.
При анализе детских работ отмечается:
Аккуратность работы;
Правильность пришивания лоскутков или завязывание.
VI. Итог занятия.
С какой техникой лоскутного шитья вы познакомились?
Что означает слово “Ляпочиха”?
Учащиеся делятся впечатлениями : каждая группа рассказывает о своем способе.
Сегодня мы с вами познакомились с техникой лоскутного шитья “Ляпочиха”, начали работу над изготовлением ковриков в технике “Ляпочиха”. На следующих занятиях мы продолжим их изготовление. Коврики могут служить теплым покрывальцем на стул или половичком у кровати. Такие коврики будут интересным и оригинальным подарком к празднику вашим родным и близким людям.
А знания, полученные на занятии, вам пригодятся: вы можете научить изготавливать такие коврики своих родных, подруг или друзей. А эти два коврика мы с вами подарим нашему школьному музею «Мир русской семьи», чтобы и другие ребята познакомились с таким видом работы, бережному, рачительному отношению к своему второму “я”.
Я благодарю вас всех за работу. Вы хорошо потрудились и увидели первые результаты своего труда.
Литература:
Мазурик Т.А. Лоскутное шитье. От ремесла к искусству. – СПб.: “Паритет”, 2001г.
Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье. – М.: Школа-Пресс, 2000.
Журнал «Лена» №3/2008г.
|
|
|