Главная страница

Урок мы проводим на итоговом этапе изучения лирики А. А. Фета


Скачать 178.34 Kb.
Название Урок мы проводим на итоговом этапе изучения лирики А. А. Фета
Дата 18.02.2016
Размер 178.34 Kb.
Тип Урок

Урок филологического прочтения лирического стихотворения.

А.Фет « Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…» 10 класс
Этот урок мы проводим на итоговом этапе изучения лирики А. А. Фета.

В качестве предварительного домашнего задания учащиеся готовили материалы к уроку группами. Вопросы и задания обращали старшеклассников к анализу лирического сюжета, жанровых особеннос­тей произведения, его композиции, худо­жественных языковых средств, особеннос­тей стиля, лексики, синтаксиса.

Задания рассчитаны на шесть групп.

  1. группа

  1. Что составляет предмет лирического видения поэта?

  2. Обозначьте тему стихотворе­ния.

  3. В чем своеобразие композиции произве­дения? (Количество строф? Какой образ создается в каждой строфе? В каких отноше­ниях друг к другу находятся части стихотво­рения?)

  4. Чем оправдана «кольцевая» композиция стихотворения?

  5. Какие краски и звуки вам удалось услышать и увидеть в этом стихотворении?

  6. Какими языковыми средствами они переда­ны?

  7. Какие иные ощущения рождают в вас образы произведения?

2 группа

  1. Выделите ключевые образы стихотво­рения. С помощью каких тропов поэт создает образы природы?

  2. Проанализируйте характер сравнений и метафор. В чем смысл употребления разнооб­разных сравнительных союзов?

  3. Какие тропы создают картины ночи и дня? Как противопоставлены эти картины?

  4. Почему так ярки и праздничны краски ночи и так тусклы и бедны краски дня?

  5. В чем смысл авторской трансформации фразеологизма во II строфе?

3 группа

  1. Раскройте символический смысл двух планов восприятия в стихотворении: вообра­жаемого и реального.

  2. Какой смысл несет в себе образ костра? Сопоставьте движение словообраза в I и V строфах. Встречался ли вам образ костра в других стихотворениях Фета и в лирике других поэтов?

  3. Определите идею стихотворения.

  4. Какова «протяженность» поэтического действия в произведении? Какие временные фрагменты опускает Фет? Почему?

  5. Какие ассоциации рождает наречный повтор долго-долго в III строфе? Соотнесите его с подобными повторами в других стихо­творениях Фета.

4 группа

  1. В чем состоит особенность синтаксиса стихотворения?

  2. Чем можно объяснить обилие сложных бессоюзных предложений в стихотворении?

  3. Сравните первую и последнюю строфы стихотворения. Как и почему меняется ха­рактер деепричастий?

  4. Обратитесь к словам, создающим ощу­щение движения. В чем замысел поэта?

  5. Какова роль звукописи в стихотворе­нии?

5 группа

  1. Проанализируйте «растительные» об­разы в стихотворении. Типичны ли они для лирики Фета?

  2. Как соотносятся в III строфе словообразы с уменьшительно-ласкательными суффик­сами {зорька, дымок) с наречными эпитета­ми сиротливо, скупо, лениво!

  3. Есть ли в стихотворении слова, требую­щие особого толкования (устаревшие, просто­речные, высокие поэтические слова)? Как эта особенность характеризует творческую манеру поэта?

  4. В чем особенность рифмы миниатюры?

  5. Определите размер стиха произведения. Отображает ли ваше наблюдение какую-либо закономерность в творческой манере Фета?

6 группа

  1. Попытайтесь определить жанр стихо­творения.

  2. Приведите примеры других стихотворе­ний Фета, близких по мироощущению к «Ярким солнцем в лесу...».

  3. Просмотрите альбомы репродукций с картин русских и зарубежных художников. Какие из них близки по мироощущению поэзии А. Фета?

  4. Если бы вам пришлось издать сборник стихов Фета, какой бы рисунок вы помести­ли на обложке?

  5. Музыка каких композиторов, на ваш взгляд, наиболее близко выражает настро­ение лирики Фета? Каким бы музыкальным фрагментом вы проиллюстрировали стихотво­рение «Ярким солнцем в лесу...»?

Выразительное чтение наизусть стихо­творения учителем.

Важность данного этапа определяется эмоциональным воздей­ствием мелодии стиха на учащихся.

Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,

И, сжимаясь, трещит можжевельник;

Точно пьяных гигантов столпившийся хор,

Раскрасневшись, шатается ельник.

Я и думать забыл про холодную ночь,

До костей и до сердца прогрело;

Что смущало, колеблясь, умчалося прочь,

Будто искры в дыму, улетело.

Пусть на зорьке, все ниже спускаясь, дымок

Над золою замрет сиротливо;

Долго-долго, до поздней поры огонек

Будет теплиться скупо, лениво.

И лениво и скупо мерцающий день

Ничего не укажет в тумане;

У холодной золы изогнувшийся пень

Прочернеет один на поляне.

Но нахмурится ночь - разгорится костер,

И, виясь, затрещит можжевельник,

И, как пьяных гигантов столпившийся хор,

Покраснев, зашатается ельник. (1859)

Создание проблемной ситуации при восприятии стихотворения «Ярким сол­нцем в лесу...». Читаю эпиграф урока:

Как беден наш язык! - Хочу и не могу.

-Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною...

(А. Фет).

— Это сказал поэт, покорявший и покоряющий сердца не одного поколения любителей поэзии. Его ценили и любили Л. Н. Толстой и И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин и Ф. И. Тютчев. Поэзией Фета восхищались П. И. Чайковский и М. И. Глинка. Романсы на стихи этого поэта исполнялись в лучших салонах Москвы и Петербурга, в скромных гости­ных провинциальных городов и уютных дачах. Его ликующие гимны родной при­роде, любви способны заворожить и стар­ца, и пылкого юношу, и ребенка... Откуда брались эти чарующие звуки? Как всякий воистину гениальный поэт, А. А. Фет испытывал порой мучительные поиски того самого единственно верного слова, способного затронуть живые струны чело­веческой души. Поэт ощущал «бедность» родного языка перед таинством жизни, природы, любви, Красоты.

Творческая история стихотворения.

— Стихотворение «Ярким солнцем в лесу...» было написано в 1859 г. Конец 50-х годов знаменует своеобразный «уход» Фета от поэзии. Он оставляет военную службу, так и не добившись вожделенного возвращения потомственного дворянства, выходит в отставку, поселяется в Москве (1858), пишет стихи, статьи, а в 1860 году в Мценском уезде Орловской губернии покупает землю, строит дом и становится помещиком.

Стихотворение «Ярким солнцем в лесу...» создавалось примерно в то время, когда Фет готовил к публикации в журнале «Русское слово» статью «О стихотворениях Ф. Тютчева». Фет бого­творил Тютчева, дорожил дружбой с ним, сравнивал мир его поэзии с лучезарным солнцем, ставил его имя в один ряд с Пушкиным. Статья Фета о Тютчеве — не только пример бескорыстной признатель­ности другу-поэту, но и образец его удивительной чуткости к красоте поэзии вообще. Природа, любовь, творчество — вот главные темы и образы фетовской лирики. Поэта волнует вопрос о том, как возникает творение, как воображение ху­дожника рождает к жизни образы, звуки, ощущения. Что может увидеть поэт в вечном противоборстве ночи и дня, холода и тепла, жизни и смерти? На эти важные, трудные, но очень интересные вопросы мы, возможно, получим ответ, когда всмотримся, вслушаемся, прочувствуем одну из лучших лирических «мелодий» Фета «Ярким солнцем в лесу...».

IV Анализ стихотворения.

- Какова тема стихотворения?

- Это произведение пейзажной лирики. Поэт рисует сложный мир природы.

- Что же составляет предмет лиричес­кого видения поэта?

- Описание леса. Яркие краски ночно­го костра, побуждающие лирического героя размышлять о себе, о своих ощуще­ниях...

- Верно. В стихотворении мы видим движение образа-пейзажа и развертывание душевного признания лирического героя. Но мы лишь в самом начале пути в таинственный мир этой миниатюры. Вы же обозначили лишь одну, видимую внеш­ним зрением, сторону темы стихотворения. Ведь стихи эти — не только о природе. У произведения есть и второй смысловой план. Попытаемся его обнаружить и разга­дать. А для начала обратимся к компози­ции стихотворения. В чем ее своеобразие? Напомните, в какой поэтический цикл входит это стихотворение?

- Незадолго до смерти Фет подготовил поэтический сборник, стихи в котором расположил не в хронологической после­довательности их написания, а по темати­ческому и, скорее, музыкально-живописно­му принципу: «Вечера и ночи», «Осень», «Снега», «Гадания» и др. Стихотворение «Ярким солнцем в лесу...» поэт отнес к разделу «Мелодии».

- Почему?

- Возможно, потому, что по своему построению стихотворение действительно напоминает мелодию, т.е. песню. Этим во многом и определяется «кольцевая» ком­позиция стихотворения: начало и конец его почти одинаковы.

- Если говорить о своеобразии компо­зиции стихотворения, то она больше классическая, нежели новаторская: пять строф, каждая из которых — одно сложное предложение, рисующее закон­ченную картину.

— Проследите, какие образы создает поэт в каждой строфе. Какой из них ключевой?

- Лирическая экспозиция создает клю­чевой образ стихотворения — ярко пы­лающий костер в ночном лесу. Воображе­ние поэта «подкрепляет» этот образ мета­форическим сравнением еловых деревьев с хором «пьяных гигантов». Ключевой образ уже в I строфе приобретает зримые и слуховые очертания, надолго запомина­ется читателю...

- Мы дополним еще ваши первоначаль­ные представления о стихотворении новы­ми наблюдениями. Почему II строфа, которая призвана сформировать движение лирического сюжета, начинается с личного местоимения я?

- Я — это поэт и лирический герой. В этом случае они настолько неразрывны, что говорить о них по отдельности — значит нарушить композиционный и идей­ный замысел поэта. Ключевой образ строфы — сам поэт. На фоне холодной ночи раскрепощается его душа, до его сердца вдруг доходит живительное тепло костра...

- Третья строфа рисует резкую смену во времени: прошла ночь, занимается заря, гаснет костер, лишь огоньки его углей теплятся «скупо, лениво».

- Четвертая строфа довершает картину «мерцающего» дня, который разрушает игру воображения поэта, и многоголосый «хор» вековых елей уступает место реаль­ному «пню» «у холодной золы».

- Заключительная строфа — это, скорее, мечта: снова придет ночь, заполыхает костер и наполнит жизнь лирического героя высоким смыслом, откровением и радостью.

- Да, вы правы, стихотворение это удивительно сюжетно. Но, мы можем понимать сюжет стихотворения условно: не как смену событий, эпизодов, поступ­ков, а как движение лирического чувства. Какие краски и звуки вы увидели и услышали в этой миниатюре?

Костер как солнце, как пламя, его краски предельно ярки: желтые, красные, оранжевые, золотые.

- Пламя костра окрашивает в красный цвет ели.

- Блеклый рассвет, сиротливый дымок зари, бледно мерцающий день, черные угли потухшего костра...

- Слышится могучий хор качающихся от ветра деревьев, треск можжевельника, фейерверк искр от костра...

- Какие иные ощущения порождают у вас эти образы?

- Мы чувствуем дымок золы. Словно ладонью осязаем холодный пень, золу, из которой ушло ночное тепло...

— С помощью каких тропов поэт создает картины природы?

— Главными выразительными средства­ми создания образов стихотворения высту­пают метафоры, сравнения, олицетворе­ния, эпитеты. Образ костра — солнце в ночном мраке. Метафора подкреплена отглагольным эпитетом пламенеет — образ получается ярким, убедительным.

- Пламя костра рождает в воображении поэта образ ельника. Гиперболическое сравнение качающихся деревьев с хором пьяных гигантов усиливает грандиозность и величие картины: глагольные формы столпившийся, раскрасневшись, шатает­ся позволяют увидеть, услышать, ощутить необузданность, праздничность и велико­лепие картины ночи.

-Используя прием сравнения во II стро­фе, поэт передает свои ощущения, кото­рые он испытывает в самые отрадные минуты душевного и творческого подъема: словно уносящиеся в небо искры, покида­ют его тоска, холод и разочарование.

- Во II строфе — авторская трансфор­мация фразеологизма продрогнуть до кос­тей закрепляет в сознании читателя от­радное впечатление от холодной ночи. В чем противоречие?

- У Фета этот фразеологизм передает более живое и теплое чувство: «До костей и до сердца прогрело». Здесь нет противо­речия. Огонь костра согревает душу поэта, наполняет его жизнь сердечным смыс­лом — вот почему в этом ряду уместно слово сердце. Творческий порыв, по мысли Фета, должен быть одухотворен теплом души, живым человеческим чувст­вом.

- Чем оправдано употребление разнооб­разных союзов в сравнительных оборотах стихотворения?

-Сравнительные союзы точно, будто, как синонимичны. Поэт не преследовал каких-либо глубоких задач при употребле­нии этих союзов, скорее всего стремился избежать повторов. Однако расположение их именно в такой последовательности отражает движение лирического чувства от «приблизительного» (точно, будто) к более определенному и категоричному (как). Образы, созданные на основе ярких сравнений, получаются яркими и достоверными.

— Поэт противопоставляет картины ночи и дня. Какие тропы создают этот контраст?

— Такое противопоставление нетипично для восприятия читателя, хотя традицион­но для манеры поэтов XIX века. Мы привыкли ассоциировать день с радостью, светом, теплом, а ночь с тоской, мраком и холодом. У Фета все наоборот: ночь —вместилище творческих помыслов, где безудержное воображение порождает при­ чудливые, фантастические образы. Вот почему так ярки краски ночи. Образ ночного костра приобретает глубокий символический смысл. Огонь — символ жизни, вспомним Прометеев огонь, а значит, и символ высоких творческих и душевных порывов.

— Приведите примеры образа огня в других стихотворениях Фета и в лирике других поэтов. (У Фета понятие огня воплощается в словообразы «светоча», «факела», «блуждающих огней», «блиста­ющего луча», «зеленых зарниц»: «И тем ужасней сумрак ночи, / Чем ярче светоч мой горит...».)

- Образы огня, пламени характерны для поэзии XIX —XX веков: у В. А. Жуков­ского («Глубокую сладость, / Глубокое пламя / В меня ты вливаешь...»), Е. А. Баратынского («Проснуться может пла­мень мой...»), А. А. Блока («Огнекрасные отсветы ярче / На суровом моем по­лотне...»), С. А. Есенина («В саду горит костер рябины красной, / Но никого не может он согреть...»), М. Волошина («Костер мой догорал на берегу пусты­ни...»), М. Цветаевой («Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!..»).

— Обратимся к «Краткому словарю традиционных символов русской поэзии». Свет — христианский символ божествен­ности, благодати. Факел (пламенник, све­тильник) — символ поэзии, творческого вдохновения: «Дай руку. Сядь. Зажги мой факел вдохновенный» («Музе»). Образ огня, костра в стихотворении Фета — это символ самой жизни, которая теряет смысл, если в ней угасает творчество. Таким образом, метафора у поэта приобре­тает смысловую многозначность.

- Как обрисован «день» в стихотворе­нии?

- Образу дня посвящены две строфы. Жару пламени противопоставлен холод золы. Краски дня тусклы и невыразитель­ны.

- Если ночь ассоциируется с праздником, пиром, торжеством (видно, этим можно объяснить эпитет «пьяных гигантов»), то день — холоден, скучен, слишком «реа­лен», лишен вдохновения, свежих красок и таинственных звуков.

- Вы верно почувствовали в стихотво­рении два плана изображения: зримая, реальная картина природы и воображае­мая игра бликов при свете ночного костра. Теперь можете дополнить свои представле­ния о теме стихотворения и определить его идею.

- Это стихотворение вовсе не простая пейзажная зарисовка. У Фета все пейзаж­ные стихи необыкновенно глубоки и философичны. Однако природа — не просто фон для высоких мыслей, она способна породить эти раздумья, усилить их, придать им яркие и зримые очертания. Удивительно точно эту особенность подме­тил И. А. Бунин:

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

(«Еще и холоден и сыр.. •).

— Таким образом, тема творчества в стихотворении «Ярким солнцем в лесу...»находит воплощение в его идее: творчест­во — высшая сфера человеческой души, неподвластная реальности дня; как и всякое таинство, оно расцветает, благоуха­ет и живет под покровом ночи. «Огонь» жизни и «холод» смерти, их извечное противоборство — вот главный смысл
фетовской миниатюры.

— Обратимся к пространственно-времен­ному плану стихотворения. Какова «протяженность» поэтического действия? Какие временные фрагменты и почему
опускает Фет?

- Ночь проходит быстро, потому что она полна ярких впечатлений. Уносятся в прошлое все невзгоды лирического героя. В этом и заключается кратковременность ночной картины. Она, словно яркая вспышка огня, погружает героя в мир фантастических образов. Фет опускает «ночные» фрагменты: все прекрасное в мире мимолетно. Зато невзрачный и скуч­ный день долог. Наречный повтор долго-долго закрепляет в сознании читателя временную протяженность дня.

- Приведите примеры подобного повто­ра в других стихах Фета. («А вчера у окна ввечеру / Долго-долго сидела она...»; «Рано-рано румяною зорькою / На мгновенье зарделось окошко...»).

— Временная протяженность «дня» весьма ощутима в стихотворении: от ут­ренней зорьки к скупо мерцающему дню и до поздней поры.

- Обратимся к синтаксическим особен­ностям стихотворения. Чем вы объясните обилие сложных, преимущественно бессо­юзных предложений в стихотворении?

- В стихотворении пять предложений, как и строф. В четырех из них точка с запятой служит своеобразным «разграни­чителем» двух картин в каждой строфе: костер — ельник; лирический герой — его ощущения; раннее утро — поздний вечер; угасший день — холодная зола. Читатель представляет эти картины как нечто от­дельное, и в то же время создается некое гармоничное единство.

— Чем вы можете объяснить обилие деепричастий (деепричастных оборотов) в стихотворении?

— Наверное, самой «природой» деепри­частий. Они обозначают добавочное дейст­вие при основном. У Фета деепричастия конкретизируют основное действие: мож­жевельник трещит — сжимаясь; ельник шатается — раскрасневшись; тревоги дня умчалиськолеблясь; дымок золы за­мрет — спускаясь; можжевельник затре­щит — виясь; ельник зашатается — покраснев. Деепричастия значительно уг­лубляют смысл стиха.

- Мы уже установили, что начало и конец стихотворения, подчиняясь песен­ной традиции, почти одинаковы. В этом «почти» нам и предстоит разобраться. Как меняется характер лирического дейст­вия? Понаблюдайте за глагольными фор­мами.

- «Похожесть» I и V строф лишь чисто внешняя. Фет не только отдает дань песенной обусловленности миниатюры, но и выражает бесконечное стремление лири­ческого героя к «прекрасно-неуловимому».

— Что же меняется в V строфе?

— Олицетворение в начале строфы и знак препинания — тире знаменуют собой долгожданный итог: «нахмурится ночь —разгорится костер». Метафора «костер-со­лнце» отступает, потому что глагол нахму­рится передает более одухотворенное дей­ство ночи.

- Из V строфы исчезает одна из ярких красок в палитре стихотворения: «пламе­неет костер» — «разгорится костер». Замена глагола пламенеет на нейтральное разгорится обусловливает устремленность поэта в будущее. Этому замыслу подчине­ны все глаголы строфы, употребленные в будущем времени: нахмурится, разгорит­ся, затрещат, зашатается.

— Таким образом, финал стихотворения открывает нам еще один временной план
произведения — устремленность в буду­щее, в вечность, в космос. Творчество, как и жизнь, — бесконечно: на смену блекло­му дню придет полная таинства ночь и игра воображения повторится.

- Какие еще синтаксическое особенности стихотворения вы можете отметить?

— Отсутствие точки с запятой в V строфе. Предложение — сложносочинен­ное с союзами и. Ощущается динамич­ность действия, оно словно убыстряется, даже укорачиваются слова: сжимаясь —виясь, раскрасневшись — покраснев.

- Противительный союз в начале V стро­фы довершает контраст ночи и дня: скука мерцающего дня не вечна, ночь принесет новые ощущения и краски.

— Обратите внимание на последний стих III и начало IV строфы. Как это явление определяется в поэтическом син­таксисе?

- Это — стык, когда слова в конце од­ной фразы повторяются в начале другой. В стихотворении Фета стык закрепляет образ опустошенного, невыразительного дня.

- Верно, стык как фигура поэтического синтаксиса более характерен для жанров народной поэзии, придавая особую мело­дичность стиху. Возможно, употребление слов с уменьшительно-ласкательными суф­фиксами в III строфе может быть связано с народной традицией? Как эти словообразы соотносятся с психологическими эпите­тами строфы?

- Образ зари в поэзии Фета традиционен, он непременный признак лирики поэтов-романтиков. Заря — отрадное на­чало, символ чего-то нового. Однако в стихотворении Фета этот образ лишен символического смысла: слово зорька при­обретает более народное звучание, отра­жая зыбкость и призрачность рассвета. Этот словообраз диктует и употребление слова дымок. Заурядность нового дня довершает словесное окружение: замрет, сиротливо, скупо, лениво. День разрушает фантазии лирического героя, отсюда — снижение экспрессивной силы глагольного эпитета: пламенеет — прогрело — теп­лится.

— Почему поэт ставит в конце почти каждого стиха существительное-подлежа­щее: костер, можжевельник, хор, ельники т.д.?

— Существительные в стихотворении несут на себе главную смысловую нагруз­ку, формируют образную ткань произведе­ния. Используя прием инверсии, Фет заостряет наше внимание на необычном месте того или иного слова, делая пред­метный мир миниатюры удивительно ося­заемым.

- Стихотворение Фета — яркий при­мер звукописи. Охарактеризуйте особен­ности этого приема.

- В описании горящего костра преобла­дают сонорные и свистящие, шипящие согласные: «Ярким солнцем в лесу пламе­неет костер»; «И сжимаясь, трещит мож­жевельник»; «столпившийся», «раскрас­невшись», «шатается». Мы слышим в этом плавном ритме порывы ветра, «хор» елей, треск костра.

- В описании дня нет такой экспрессии, здесь решающая роль отводится гласному о: зорьке, дымок, золою, долго-долго.

— Мир чувств в поэзии Фета неразры­вен с миром природы. Деревья, цветы, травы — не только фон для выражения чувств поэта. Акация, верба, липа, клен, береза, дуб — типичные образы его поэзии. Проанализируйте «растительные» образы стихотворения. Случайны ли они? Как они связаны с идеей стихотворения?

- В произведении частокол елей в свете костра создает иллюзию «пьяных гиган­тов». Образ можжевельника редок в поэзии Фета. Можжевельник мертв, он лишь «хворост» для костра, однако под пером поэта образ одухотворен: трещит, сжимаясь, виясь...

- Да, образы эти не случайны. Ель и можжевельник — хвойные вечнозеленые деревья. В стихотворении «Сосны» Фет вечнозеленым «надменным» соснам проти­вопоставляет «шепот», «трепет» «девствен­ных кленов» и «плачущих берез», красота которых преходяща. Среди зимнего без­молвия сосны останутся «пугать иные поколенья» своей «холодною красой». Образы «елей» и «можжевельника» сим­волизируют вечную жизнь, вечную память о жизни. Легкая тень иронии поэта ложится на трансформированный образ подобия живого дерева в картине дня: «У холодной золы изогнувшийся пень / Прочернеет один на поляне».

- Есть ли в стихотворении устаревшие слова, просторечные, высокие поэтические слова? Как эта особенность характеризует творческую манеру поэта?

- Почти все слова — это стилистически нейтральная лексика, но поэт придал каждому слову особое звучание, особые краски, чтобы произошло движение лири­ческой темы.

- В чем особенность рифмы миниатю­ры?

- В стихотворении — четкое чередова­ние мужских и женских рифм. Все риф­мы — перекрестные (1—3; 2 — 4). В зависимости от совпадения звуков в риф­мующихся словах все рифмы — точные: ночьпрочь, день — пень, улетело — прогрело, хоркостер...

В этом случае можно говорить о классической организации стиха миниатю­ры. Рифма Фета не потрясает новаторски­ми отступлениями, но именно в этой стройной гармонии кроется самая большая тайна поэта: «заставить» простые слова сверкать, звучать, играть красками.

— Определите размер стиха.

— Стихотворение написано анапестом. Наблюдается строгое чередование пяти­стопных (ударение на 1, 3, 6, 9, 12 слогах) и укороченных трехстопных (3, 6,9) стихов. Мы можем говорить о гармо­ничном созвучии стихотворных строк, определяющих плавный ритм произве­дения.

— Воспользуйтесь «Поэтическим слова­рем» А. Квятковского и определите жанр фетовской миниатюры.

— Сам Фет определил лирический настрой своего стихотворения как мело­дию: «Что не выразишь словами — /Звуком на душу навей». Стихи Фета можно назвать песней, романсом, в них есть элегические мотивы. Тяготение к повествовательности роднит стихотворение Фета с балладой, а «кольцевая» компози­ция настолько завершает поэтическую мысль, что можно говорить о лирической миниатюре.

— Приведите примеры других стихотво­рений Фета, близких по мироощущению
миниатюре «Ярким солнцем в лесу...».

При ответе на этот вопрос чаще других ребята приводили стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила...»: та же таинственность леса, его многоголосие, контрастные оттенки чувства лирического героя: «Шумно, и жутко, и грустно, и весело...» Десятиклассники почувствовали сложность поэтического выражения в сти­хах «Грезы», «Фантазия», «Растут, растут причудливые тени...», «Сны и тени, / Сновиденья...».

Заключительные задания к уроку помогли закрепить воссоздающее воображение уча­щихся и углубить их восприятие образного мира фетовской лирики. Мы не искали прямых музыкальных и живописных «иллю­страций» к стихам Фета. В подборе смежных видов искусства учащиеся руководствовались созвучием чувств в произведениях.

Живописные произведения выступали свое­образной концептуализирующей нагляднос­тью, создавая «зрительную опору» лиричес­кому чувству. Преимущественно это были пейзажи, выполненные в разной манере.

Пейзажи И. И. Левитана («Тихая оби­тель», «Над вечным покоем», «Вечерний звон») будили в душах юных читателей мысли о бренности человеческого существо­вания, о высоком понимании Красоты, над которой не властно время. Краски полотен В. Д. Поленова («Старая мельница», «За­росший пруд») и И. Н. Крамского («Лунная ночь») пробуждали в душах ребят ощущение тайны, неразрывного слияния природы и человеческой души. «Лунные» пейзажи А. Куинджи («Лунная ночь на Днепре», «Вечер на Украине»), по мнению учащихся, наибо­лее полно выражают впечатление от стихов Фета. Контраст черных, красных, фосфори­ческих лунных бликов усиливает таинство ночи. Было немало десятиклассников, которые усмотрели в фетовских пейзажах особую «универсальность». Трудно найти у поэта «чистые» пейзажные стихи, они всегда ото­бражают сложные оттенки душевного пере­живания. Изображение предмета в лирике поэта — это часто не сам предмет, а впечатление о нем. Ребята называли Фета импрессионистом в поэзии, подкрепляя свои наблюдения репродукциями с картин французских художников Э. Мане, К. Моне, О. Ренуара, П. Сезанна, П. Гогена и др. Их полотна поражают яркой цветовой гаммой, контрастной передачей света.

При выборе обложки для фетовского сборника стихов учащиеся предпочитали ро­мантические и символические сюжеты: сад, пронизанный лунным сиянием; одинокая статуя Дианы в таинственном мраке липовой аллеи; убранная «прихотью мороза» береза...

В отборе музыкальных фрагментов для иллюстрации стихов Фета пристрастия стар­шеклассников также отличались разнообрази­ем. Отмечалось, что сам поэт очень любил музыку, пение. Учащиеся ссылались на историю создания стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад...», говорили о музыкальных предпочтениях Фета: Бетховен, Шопен, Глинка, Чайковский. Некоторые стихи поэта носят «музыкальные» названия: «Серенада», «Романс», «Колыбельная песня сердцу». Многие стихи еще при жизни поэта стали песнями.

- Прочитано стихотворение А. А. Фета «Ярким солнцем в лесу...». Чем обогатила вас эта лирическая миниатюра?

- Задушевной мелодией стиха.

- Красотой поэтического чувства.

- Я научилась вглядываться в стихо­творное произведение и постигать его тайны...

- К концу урока я уже выучил наизусть это стихотворение. Его образы так ярки и осязаемы, что сами входят в память и сердце.

- Я поняла, как близки поэзия, музыка, живопись и... жизнь. Наверное, об этом слова В. Жуковского: «Жизнь и Поэзия — одно...».

- Захотелось самому написать стихи, что-нибудь сочинить.

- Фет — самый искренний поэт. Не каждому дано услышать музыку небесных сфер. Фет ее услышал и передал нам.
Домашнее задание: написать сочине­ние в жанре лирического этюда «Когда трепещут эти звуки» (об одном понравив­шемся стихотворении Фета).