|
Кто такие птицы?
Авторы урока : Суховодова Елена Михайловна,
Маланичева Лариса Евгеньевна
УМК: «Школа России»
Класс: 1 класс
Предмет: Окружающий мир
Тема урока: Кто такие птицы?
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель: Расширить представление о птицах, как о части животного мира.
Задачи:
Предметные: Проверить уровень сформированности знаний о рыбах и их основных признаках. Пробудить интерес к изучаемой теме животного мира. Актуализация знаний о птицах. Перечислить признаки данного вида животных. Учить вычленять данный вид животных.
Метапредметные:
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу урока и стремятся ее выполнить.
Познавательные: Осуществляют поиск средств для освоения способов решения проблем поискового и творческого характера. Учить добывать информацию из текста, таблиц. Формировать умение планировать свою деятельность для достижения цели, обобщать полученную информацию, делать выводы, заносить данные в таблицу.
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Создать условия для развития самооценки и взаимооценки.
Личностные: Формирование уверенности в себе, овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности, учить оценивать свою работу, умение слушать других и высказывать свое мнение. Воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим;
Учебник и учебные пособия:
Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник 1 класс, М.:
Просвещение, 2012. Ч. 1.
Плешаков А.А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир
Плешаков А.А. Атлас – определитель «От земли до неба».
Оборудование урока: мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран, колонки);
интерактивная презентация «Кто такие птицы?»
атлас-определитель, таблица, перья птиц, ножницы, стаканы с водой, шкала самооценки.
Конспект урока
1.Организационный этап. Мотивация.
Проверяет готовность учащихся к уроку. Установление эмоционального контакта между учителем и учениками.
Чтение стихотворения В.Кривошеева «Доброе утро»
-Здравствуйте, ребята!
Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым...
Доброе утро длится до вечера.
(В.Кривошеев)
-Я рада вас приветствовать и видеть на ваших лицах светлые улыбки, которые говорят о хорошем настроении.
(Учащиеся приветствуют друг друга и пожимают руки).
2. Актуализация знаний
Организовывает деятельность учащихся по определению основных признаков рыб.
Ребята, вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.
Блиц-опрос «Закончи предложения»:
На прошлом уроке мы изучали…
К ним относятся…
Отличительными признаками рыб являются…
|
… рыб.
… акула, окунь, сом...
… чешуя, дышат с помощью жабр...
|
3. Организация деятельности по «Выходу» на тему, цель урока.
Проводит параллель с ранее изученным материалом, через организацию
Подводящего диалога.
Используется прием исключения.
Проводит игру
«Найди лишнее».
Используется презентация «Кто такие птицы?».
Использует прием исключения.
Игра «Найди лишнее».
- Посмотрите на фото.
-Определите, какое животное «лишнее» и почему.
Пингвин – птица. Остальные – рыбы. (вывод детей)
- Какова тема нашего урока? Различные варианты названия темы урока
- Подумайте, на какой вопрос мы должны будем ответить?
-Проговаривают тему урока.
Чему буде учиться на уроке?
Тему урока можно уточнить в учебнике.
Правильно, именно эту группу животных мы будем сегодня изучать и продолжим заполнять таблицу «Животные».
4. Изучение нового материала в ходе активного взаимодействия.
Выявляет первоначальные знания детей по теме: «Птицы»;
Побуждает к активной мыслительной деятельности,
используя побуждающий диалог.
Актуализирует знания о птицах на основе жизненного опыта.
Работает с интерактивной доской. Учитель записывает виртуальным маркером все предположения детей на облаках)
-Птицы. Что вы о них знаете?
(Учитель записывает виртуальным маркером все предложения детей на облаках)
5. Построение проекта решения учебных задач урока, работа с текстом учебника.
Побуждает учащихся к формированию вывода по теме урока. Организует работу в парах, с целью выявления основного отличительного признака птиц.
-Посоветуйтесь в парах и скажите, какой основной отличительный признак птиц?
Организует работу по учебнику с целью выявления основного отличительного признака птиц.
-Откройте учебник на с. 37.
1)Работа в парах:
-Посоветуйтесь в парах и скажите, какой основной отличительный признак птиц?
(ответы детей)
2) Работа по учебнику:
-Откройте учебник на с. 37. Проверим правильность нашего вывода.
-Молодцы, вы справились с заданием.
6. Первичное закрепление изученного материала.
Организует коллективную проверку с помощью интерактивной игры «Будем искать друзей». С целью уточнения и конкретизации первичных знаний.
Интерактивная игра «Будем искать друзей».
У троих детей карточки со словами «Рыбы», « Насекомые», «Птицы».
У остальных ребят предметные картинки с изображением животных изученных групп.
Каждый ведущий должен набрать в свои группы соответствующих животных.
Подводятся итоги, делается вывод.
- Чем птицы отличаются от остальных групп животных?
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Выполняют задания в группах постоянного состава, используя план действий.
(на парте лежат перья)
План действий
1.Рассмотрите перо
|
Укажите с помощью стрелок.
Где у перышка стержень, бородки?
Стержень
бородки
|
2.Подуйте на перышко.
Какое оно?
|
Подчеркните верное слово.
а) легкое
б) тяжелое
|
3.Разрежьте перо ножницами.
Что вы видите внутри?
|
Подчеркните верное предложение.
1.Внутри перо полное.
2.Внутри перо пустое.
|
4.Обмакните перо в стакан с водой.
Намокло ли перо?
|
Дополни предложение. Вместо точек впиши нужное слово.
Перо осталось……………… .
|
5. Подумай, для чего птицам нужны перья?
|
|
8.Обобщение и систематизация.
1) Проверка работы групп.
Дети сообщают о результатах практической работы.
2)Подводит обучающихся к выводу о том, кто же такие птицы?
-Дополним таблицу «Животные».
-Мы вернулись к нашей таблице.
-С какой группой животных мы познакомились сегодня?
-Какая отличительная особенность у этих животных?
-Назовите птиц, которых мы сегодня ещё не упоминали.
-Посмотрим на облака.
- Какие утверждения оказались верными, а какие не нашли своего подтверждения на уроке.
Высказывают свое мнение.
Анализируют записи на облаках, которые читает учитель.
Могут показать «+» или «–» в знак согласия или несогласия.
10. Этап рефлексии.
-Подведём итог нашей работе.
-Скажите, кто же такие птицы?
-Дополним таблицу «Животные».
-Мы вернулись к нашей таблице.
- С какой группой животных мы познакомились сегодня?
-Какая отличительная особенность у этих животных?
-Назовите птиц, которых мы сегодня ещё не упоминали.
Шкала самооценки.
Оцените свою работу на уроке (Р),
работу вашей группы (Г) и отметьте,
понравился ли вам урок (П).
Технологическая карта урока согласно требованиям ФГОС
Содержание взаимодействия педагога и учащихся.
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формируемые УУД
|
1.Организационный этап. Мотивация
|
Проверяет готовность учащихся к уроку.
Установление эмоционального контакта между учителем и учениками.
Чтение стихотворения В.Кривошеева «Доброе утро»
|
Учащиеся приветствуют друг друга и пожимают руки.
|
Коммуникативные
|
2. Актуализация знаний
|
Организовывает деятельность учащихся по определению основных признаков рыб.
Блиц-опрос «Закончи предложения»:
На прошлом уроке мы изучали…
К ним относятся…
Отличительными признаками рыб являются…
|
Вспоминают, что изучали на прошлом уроке.
Дополняют высказывания, записанные на доске
… рыб.
… акула, окунь, сом...
… чешуя, дышат с помощью жабр...
|
Познаватель
ные, коммуникатив
ные
|
3. Организация деятельности по «Выходу» на тему, цель урока.
|
Проводит параллель с ранее изученным материалом, через организацию
Подводящего диалога.
Используется прием исключения.
Проводит игру
«Найди лишнее».
Использует презентацию «Кто такие птицы?»
-Кто изображен лишний?
-Почему вы так считаете?
Назовите тему урока:
Цель урока:.
|
Просматривают слайд находят лишнюю картинку
пингвин-птица, а остальные рыбы.
Комментируют обосновывают выбор,
обмениваются мнением с помощью подводящего диалога дети формулируют тему урока.
Будем говорить о птицах.
Узнать кто такие птицы и основной признак данного вида животных.
Учиться различать птиц от других видов животных.
|
Регулятивные
коммуникативные
|
4. Изучение нового материала в ходе активного взаимодействия
|
Выявляет первоначальные знания детей по теме: «Птицы»;
Побуждает к активной мыслительной деятельности,
используя побуждающий диалог.
Актуализирует знания о птицах на основе жизненного опыта.
Работает с интерактивной доской. Учитель записывает виртуальным маркером все предположения детей на облаках)
|
Дети называют с помощью наводящих вопросов признаки птиц, используя свой жизненный опыт.
Называют
различные варианты ответов.
|
Познавательные
Регулятивные
коммуникативные
|
5. Построение проекта решения учебных задач урока, работа с текстом учебника
|
Побуждает учащихся к формированию вывода по теме урока. Организует работу в парах, с целью выявления основного отличительного признака птиц.
-Посоветуйтесь в парах и скажите, какой основной отличительный признак птиц?
Организует работу по учебнику с целью проверки правильности выводов.
-Откройте учебник на с. 37.
|
Дети работают в статичных парах.
Обсуждают записи на интерактивной доске
высказывают свои предположения в паре, озвучивают их основной признак птиц.
ответы детей
Находят в учебнике вывод, читают,
проговаривают его друг другу вслух
|
Познавательные
коммуникативные
|
6. Первичное закрепление изученного материала
|
Организует коллективную проверку с помощью
интерактивной игры «Будем искать друзей», с целью уточнения и конкретизации первичных знаний.
|
Участвуют в интерактивной игре согласно технологии.
Объясняют свой выбор.
|
Познавательные
коммуникативные
|
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
Побуждает к выполнению практической работы работы, направляет, контролирует выполнение работы. Побуждает к высказыванию своего мнения
|
Выполняют задания в паре постоянного состава, используя алгоритм действий, записывая в таблицу
Высказывают свои предположения в паре..
Читают план действий.
(приложение1)
|
Регулятивные, познавательные
|
8.Обобщение и систематизация
|
Анализирует, корректирует, оценивает.
|
Дети анализируют свою работу, формулируют выводы наблюдений.
|
Познавательные, коммуникативные, регулятивные.
|
9. Этап подведения итогов занятия.
|
Подводит обучающихся к выводу о том,
кто же такие птицы?
Организует работу по заполнению таблицы
«Животные»,
через подводящий диалог.
Определить вид животного и
признаки.
|
Дети самостоятельно формулируют вывод и заполняют таблицу.
|
Регулятивные,
познавательные
|
|
Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.
Возвращаются к интерактивной доске «облака». Какие утверждения оказались верными, а какие не нашли своего подтверждения на уроке.
|
Высказывают свое мнение.
Анализируют записи на облаках, которые читает учитель. Могут показать + или – в знак согласия или несогласия.
|
Регулятивные,
познавательные
|
10. Этап рефлексии.
|
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.
Оцените свою работу на уроке (Р), работу вашей группы (Г) и отметьте, понравился ли вам урок (П).
|
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.
Работа детей со шкалой самооценки.
|
Регулятивные
|
Прогнозируемые результаты
Познакомятся с отличительными признаками птиц, научатся выявлять признаки данного вида животных.
Приложение 1
План действий
1.Рассмотрите перо
|
Укажите с помощью стрелок.
Где у перышка стержень, бородки?
Стержень
бородки
|
2.Подуйте на перышко.
Какое оно?
|
Подчеркните верное слово.
а) легкое
б) тяжелое
|
3.Разрежьте перо ножницами.
Что вы видите внутри?
|
Подчеркните верное слово.
Пустое, полное
|
4.Обмакните перо в стакан с водой.
Намокло ли перо?
|
Дополни предложение. Вместо точек впиши нужное слово.
Перо осталось……………… .
|
5. Подумай, для чего птицам нужны перья?
|
|
|
|
|