Главная страница

Игровой элемент как способ формирования активной познавательной деятельности учащихся


Скачать 303.32 Kb.
Название Игровой элемент как способ формирования активной познавательной деятельности учащихся
Смагина О. П
Дата 27.02.2016
Размер 303.32 Kb.
Тип Доклад






ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Игровой элемент
как способ формирования
активной познавательной
деятельности учащихся»



Автор-составитель: Смагина О. П., учитель высшей категории

Целью моей работы является характеристика возможностей на пути реализации развития активной познавательной деятельности учащихся через игровые элементы на уроке. Их можно включать на разных этапах урока (при повторении, изучении нового материала, закреплении) или в уроки любого типа (лекцию, семинар, зачет, повторительно-обучающие, и другие.

В работе я хочу уделить внимание игровым элементам, которые не требуют, подобно ролевым играм, большой предварительной подготовки. На проведение таких игр затрачивается в среднем 5-7 минут благодаря простым правилам, регулярности использования, наличию постоянно применяемого игрового оборудовании (флажки, кубик, часы и другие).

Набор таких игр довольно большой (лото, шарады, домино, крестики-нолики, синонимы, антонимы и другие), но в зависимости от сложности и способа выполнения, они могут нести разные развивающие функции. Учащиеся с удовольствием участвуют в них и помогают в их составлении во внеурочное время.

Каждый учитель из года в год решает для себя один и тот же вопрос: «Как добиться того, чтобы учащиеся хотели учиться?» Выбирая те или иные формы обучения, я помню, что передо мною дети, хотя со свойственным им максимализмом они стараются доказать обратное. Использование в практике игровых элементов в учебной деятельности, позволяет мне убежденно говорить о том, что они дают устойчивые положительные результаты. Атмосфера игры создаёт условия, при которых учащиеся незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность, начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда имеешь определенный запас знаний. Таким образом, формируется положительная мотивация учения.

Игровые ситуации содействуют развитию у учащихся умения и готовности вступать в диалог, направленный на обсуждение учебных проблем. Ученик, участвующий в игре, вступает в общий диалог, вносит своё предложение и отстаивает свои позиции. Это создаёт предпосылки для развития творческого отношения и учению, что очень важно в обучении химии.

  • предмету, который требует усвоения большого количества сложного теоретического материала. К тому же, игровой элемент- это ещё и эмоциональная разрядка учащихся.

Я хочу привести примеры игровых элементов, используемых мной в разных классах при изучении разных тем.
ХИМИЧЕСКОЕ ДОМИНО

Можно применять и при закреплении только что изученного и при повторении. Оно построено по принципу обычного домино. Например, в 8 классе при изучении основных классов неорганических веществ, ученики тренируются составлять формулы оксидов, солей, оснований по валентности или степеням окисления; показывают знания формул кислот и их названия

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
БЛИЦ-ТУРНИР
Используется для проверки знаний учащимися, текста параграфа, темы или отдельных понятий. Учащиеся делятся на команды, и каждая берет 1 из коробочек. На доске укрепляются цветные флажки для подсчета очков. Учитель поочередно зачитывает вопросы игры. Каждая команда за отведенное время (30-90)

Должна ответить на вопрос письменно, на листке бумаги соответствующего цвета из своей коробочки, по удару гонга положить ответ на поднос перед учителем слушать следующий вопрос. Команды должны совещаться тихо, т.к. всем предлагается один вопрос. Обычно в игру включается 5 вопросов. Один из учащихся – (ассистент) - в начале игры получает карточку с правильными ответами на все вопросы. После каждого этапа игры ассистент проверяет ответы команд, и выставлять число баллов под соответствующими флажками на доске. Игра идет в очень быстром темпе. Время практически затрачивается на обдумывание ответов.
Блиц-турнир можно подводить не между командами, а между отдельными учащимися (Приложение 2)
«Черный ящик»

Помогает закрепить в памяти учащихся понятия, мало используемые при изучении программного материала. В черную коробку кладут некий предмет, имеющий косвенное или прямое отношение к учебному материалу урока, и формируют вопрос – информацию, в котором отражены некоторые его свойства. Учитель направляет диалог по угадыванию предмета так, чтобы мысль учащихся двигалась от общего к частному. Очевидно, что перечень объектов для игры бесконечен, и помимо привлечения внимания учащихся и эмоциональной разрядки её использование очень полезно в качестве приема активизации их мысленной деятельности. (Приложение 3)
«Крестики-нолики»

Лучше предлагать в старших классах. Игра построена на диалоге ведущего и двух (трех, четырех) команд. Играющие с помощью подсказки ведущего отгадывают (определяют) понятия, закономерности, открытия, вещества или материалы. Обозначения вопросов записаны на доске или специальном игровом поле. Подготовка игры состоит в определении темы, перечня загадываемых понятий, закономерности, открытий, веществ и разработке серий подсказок для разгадывания. Максимальное количество подсказок - семь. Порядок их определяется так, чтобы содержание подсказок изменялось от более общего к частному, конкретному, отражающему индивидуальные особенности. Порядок выдачи подсказок важен, поскольку право на ответ получает та команда, которая согласна угадывать объект, пользуясь наименьшим числом подсказок.

Команда, по жребию получившая право играть первой, выбирает номер вопроса и называет число требуемых ей подсказок.

Другие команд, если они желают перехватить инициативу, называют меньшее число подсказок. Время «торга» - 5 секунд. Команда, взявшая на себя смелость использовать наименьшее число подсказок, рискуя при этом проиграть и потерять инициативу, отвечает.

Информации, содержащейся в двух-трех подсказках, недостаточно, поэтому учащиеся обычно стараются получить от 4 до 6 подсказок. При недостатке времени игру ведем по правилам крестиков- ноликов, то есть до тех пор, пока одной из команд не удастся вычеркнуть три клетки на игровом поле, но часто игра превращается просто в «плюсы- минусы»: за каждый правильный ответ команда получает плюс, по числу которых и подводим итоги. В тех случаях, когда игру проводят сами авторы (учитель редактирует вопросы- подсказки), очень важно, чтобы прозвучали все вопросы: учащиеся обычно хотят увидеть как «работают» придуманные ими серии подсказок.

Для составления вопросов, подсказок, рационального определения их последовательности, учащимся приходится немало поработать, однако и разработка, и проведение игры приносит им большее удовлетворение. (Приложение 4) .

Светофорчики

  • это игровая форма контроля знаний. На доске или плакате написана таблица с условными обозначениями. Учащиеся получают разноцветные флажки (жетоны). Учитель зачитывает утверждения, требующие продолжения. Учащиеся поднимают флажок того цвета, которым зашифрован правильный ответ. Такую форму контроля можно провести не со всем классом, а с группой ребят.

Пятый лишний

  • логическая цепочка, объединяющая какой-либо признак. Из предложенного перечня надо исключить лишнее (Приложение 6).

Синонимы, антонимы

Учащиеся должны подобрать термины, по значению равнозначные или противоположные предложенным. Пример интеграции с русским языком (Приложение 7)

Головоломки, шарады, кроссворды

  • можно предлагать и на уроке, и во внеурочное время. Учащиеся с удовольствием составляют их сами в конце изучения темы. (Приложение 8).

Сказка

Кто быстрее?

Учитель предлагает учащимся либо ответить на вопрос, либо составить уравнение реакции, либо решить задачу. Ученика, ответившего первым необходимо стимулировать оценкой, жетоном и т.д.(Приложение 10).

«Расширим кругозор!»

  • пауза, эмоциональная разгрузка во время урока на 1-2-3 минуты, куда я вношу интересный материал из рубрики «Цифры и факты», «Знаете ли вы что…», «Это любопытно». Хорошо, если этот материал касается изучаемой темы. Сюда же можно включать пословицы, поговорки, загадки (Приложение 11), историческую справку, занимательные опыты.

Игровой элемент на уроке вкупе с химическим экспериментом и внеклассной работой (викторины, химические вечера, неделя химии, экскурсии) вызывают интерес. А результатом интереса является творчество. У ребят развиваются способности мыслить нестандартно. Удивление, вызванное новым, и на первый взгляд непонятным, и последующее чувство удовлетворения учеников от выполненного сложного задания были связаны с повседневной жизнью.

Интересный бытовой химический пример может изменить стереотипность поведения отдельных учеников и из пассивных слушателей сделать их на какой-то момент активными участниками урока.

Игровой элемент позволяет снизить зачастую бытующий страх учащихся перед сложностью необъятностью предмета ; выделить те вопросы, ответы, на которые учащиеся не могут дать без помощи учителя , и те, в которых они могут разобраться самостоятельно; создать комфортную обстановку на уроке; повысить уверенность учащихся в своих знаниях и умениях. Ситуация успеха способствует активизации мышления и деятельности.

Игровой элемент повышает интерес, а если есть интерес, то будет результат.

Результатом изложенного можно привести следующие данные. Мною в течение 2-х недель были проведены уроки в двух 8-х и двух 9-х классах: в одной параллели «а» с использованием игровых элементов, в другой («б» - без использования. Учащимся было предложено оценить свое отношение к прошедшему уроку. На двери при выходе из кабинета закреплены 3 конверта со следующими изображениями:


1

2

3

Учащимся предложено опустить жетон в тот конверт, который соответствует их эмоциональному состоянию

.

Параллель

1 конверт

2 конверт

3 конверт

«а»:

87%

12%

1%

«б»

60%

28%

12%


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Серия - оксиды


ОII

CaII




О5II

ВаII




OII

P2V




O3II

Cl2VII




О2II

MnII




О7II

AgI2




O3

CIV





























































O3II

HI2




OII

FeII2




O3II

CaII




О2II

SeVI




О5II

MnIV




OII

P2V




O2

NiII





























































O3II

SiIV




О7II

CrIII2




OII

BrVII2




О7II

MgII




O3II

MnVII2




OII

AlIII2




O7

NaI2





























































OII

ClVII2




OII

FeII




O3II

KI2




О5II

SVI




O3II

NV2




О7II

MnVII2




O

ClI2



(OH)I2

CrIII




(OH)3I

PbII




OHI

CrIII




(OH)3I

SnII




OHI

NiIII




(OH)I2

LiI




OHI

BaII





























































OHI

KI




(OH)3I

HgI




(OH)I2

CrIII




(OH)I2

CaII




(OH)I2

NaI




OHI

FeII




OHI

NaI





























































OHI

AuI




(OH)I2

AgI




(OH)I2

ZnII




(OH)I2

BeII




(OH)I2

CuII




(OH)I2

MgII




(OH)3I

CoII





























































(OH)I2

CrIII




(OH)3I

MnII




(OH)I2

AlIII




(OH)3I

CuII




(OH)3I

AuIII




OHI

FeIII




(OH)I2

RbI



Серия - основания


Серия -кислоты


ClI

HI




II

HI2




BrI

HI2




FI

HI2




NOI3

HI2




NOI2

HI2




POI3

HI2





























































COII3

HI2




SII

HI2




SOII3

HI




SOII4

HI3




SiOII3

HI




SeII

HI3




TeII

HI3





























































SOII4

HI3




TeOII4

HI




MnOI4

HI




CrOII4

HI




AsOI3

HI




COII3

HI




SOII3

HI2





























































POIII4

HI




CrOII4

HI




ClI

HI




POI3

HI




NOI3

HI




SOII3

HI




POIII4

HI

Серия - соли


NOI3

KI




(NOI3)2

KI2




NOI3

CrIII2




(NOI3)3

ZnII




SOII4

NaI




ClI

FeIII2




(NOI3)2

SnII





























































(NOI3)3

FeII




ClI2

KI




ClI2

NaI2




ClI3

KI2




ClI

PbII




(SOII4)3

NaI2




SOII4

AlIII





























































POI3

NaI3




(SOII4)3

NaI




(POIII4)2

AlIII




POI3

CaII




POIII4

CaII




POIII4

MgII




(POIII4)2

ZnII





























































SiOII3

MgII




COII3

CaII3




SiOII3

BaII




COII3

MgII3




POI3

CuII




SOII4

BaII




NOI3

HgI



Приложение 2.

К §4 «Молекулы и атомы» по учебнику Рудзитиса Г.В., Фельдмана Ф.Г. « Химия – 8 ».

  1. Назовите фамилии учёных-основоположников атомно-молекулярного учения (1 балл).

  2. Когда в науке окончательно было признано учение об атомах и молекулах? (1 балл)

  3. Когда жил Демокрит? (1 балл)

  4. Каковы особенности свойств веществ немолекулярного строения?
    (2 балла)

Приложение 3.

Из минерала, спрятанного в ящике, можно было бы получать металл, но обычно используют совершенно иначе: древние египтяне, например, растирали его в порошок для изготовления краски, которой они обводили глаза; средневековые художники использовали такой порошок для приготовления художественных красок; русские мастера напротив, распиливали куски минерала на тонкие пластинки и делали из них русскую мозаику. Как называется этот минерал? (малахит)
Приложение 4

Игровое поле


1

П

4

О

7

В

8 класс.

Тема: «Периодические законы и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева ».

2

П

5

П

8

В

3

В

6

З

9

В


Вопрос 4: открытие

Подсказки:

1.Это открытие химического элемента.

2.Он был открыт при исследовании руды цинковой обманки.

3.Атомная масса открытого элемента имело значение большее, нежели ранее было предсказано на основании периодического закона.

4.После экспериментального уточнения значения атомной массы была установлена справедливость предсказания.

5.Открытие сделано в 1875г.

6.Название элемента связано со словом «петух».

7.Элемент назван в честь родины открывшего его ученого Лекона де Буабодрана (Галлий №31) (обсуждение -1 мин. Если команда не дает правильный ответ, слово предоставляется другим командам).

Вопрос 2: понятие

Подсказки:

1.Это понятие отражает свойство атомов химических элементов.

2.Это свойство было открыто в 20 столетии.

3. Оно изменяется периодически.

4. Становление понятие связано с трудами Л.Полинга.

5. Это свойство максимально выражено у элемента № 9.

6. Это свойство - « перетягивания каната».

7. Свойство характеризует способность атомов в соединении притягивать электроны, участвующие в образовании химической связи. (Электроотрицательность)
Приложение 5.

Условные обозначения:


Углеводороды

Цвет флажка


10 кл. Тема : Нефть и нефтепродукты

Ароматические

Фиолетовый

Циклопарафины

Желтый

Непредельные

Красный

Предельные

зеленый


1.Парафины-это …(зеленый)

2.Обесцвечивают растворы бромной воды и перманганата калия…(красный)

3. Бензол относится к классу… (фиолетовый)

4. Реакции замещения характерны для…(фиолетовый и зеленый)
ПРИЛОЖЕНИЕ 6

9 класс. Тема: «Подгруппа углерода»

  1. углерод, алмаз, карбид, графит, карбин;

  2. антрацит, торф, кокс, нефть, стекло;

  3. известняк, мел, мрамор, малахит, кальций;

  4. кристаллическая сода, мрамор, малахит, поташ, каустик;

  5. фосфин, фосген, синильная кислота, цианид калия, сероуглерод;

  6. морская вода, минеральная вода, дистиллированная вода, жесткая вода, грунтовая вода;

  7. известковое молоко, пушонка, гашеная известь, известняк, известковая вода;

  8. Li2CO3, (NH4)2CO3, CaCO3, K2Co3, Na2CO3


ПРИЛОЖЕНИЕ 7
9 класс. Тема «Подгруппа углерода»


«Антонимы»

«Синонимы»

  1. окислитель – …

  1. галоген - …

  1. донов электронов -…

  1. магнезит - …

  1. кислотные свойства - …

  1. мочевина - …

  1. диссоциация - …

  1. поташ - …

  1. адсорбция - …

  1. сухой лед - …

  1. анод - …

  1. оксид водорода - …

  1. анион - …

  1. кремнезит - …

  1. металл - …

  1. нашатырь - …

Вставьте пропущенные слова
Приложение 8

Заполнить клетки по горизонтали так, чтобы по вертикали А можно было прочитать фамилию известного русского композитора- химика.




















Б



















8 класс.

Тема: «Соли»



















О





































Р





































О





































Д





































И





































Н





















1)соли угольной кислоты;

2)соли фосфорной кислоты;

3)соли бромоводородной кислоты;

4) соли соляной кислоты;

5) соли сероводородной кислоты;

6) соли сернистой кислоты;

7) соли азотной кислоты

А.П.Бородин работал профессором химии в Петербургской академии. Он написал оперу « Князь Игорь», несколько симфоний, романсов и др. муз. произведений.



ПРИЛОЖЕНИЕ 9
9 класс. Тема: « Серная кислота и её свойства»

В одном химическом королевстве жила была Серная кислота. С виду она была не так уж и плоха: маслянистая тяжелая. Но характер у нее был вспыльчивый, агрессивный, очень активный. Не было у нее подруг, из кислот ни с кем она не ладила, и не входила в контакт. Зато в мужском обществе она себя чувствовала прекрасно. У нее была масса поклонников.

  1. Гидроксид натрия - по натуре спесивный, едкий, но как только встречался с Серной кислотой, они прекрасно контактировали, друг друга нейтрализовали;

  2. Оксид меди - стройный смирный юноша, преклонялся перед Серной кислотой так, что после него – хоть потом;

  3. Цинк – блестящий гусар. При встрече с Серной кислотой: шипел и пузырился.

1) 2NaOH+H2SO4=Na2SO4+H2O

2) CuO+H2SO4=CuSO4+H2O

3) Zn +H2SO4=Zn SO4+H2

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

8-9кл. Тема: «Периодическая система химических элементов »
(можно применять на любом уроке)

1. Назовите пары химических элементов, отличающихся одной буквой. (Хром – бром, радий – родий, таллий – галлий, цезий – церий).

2. На какую букву алфавита начинается больше всего названий химических элементов. На какую букву больше всего заканчивается? (На букву «к» - 11 элементов; на «й» - заканчиваются названия 62 элемента)

3) Название химических элементов начинаются и заканчиваются одной и той же буквой? (неон, олово )

4) Названия каких элементов состоят из одинаковых букв? (тантал – лантан, тербий – иттербий)

5) Назовите химический элемент, в названии которого три буквы из пяти одинаковые (олово)

6) В названии каких химических элементов:

а) три буквы « и » (иридий);

б) три буквы « е » (менделевий);

в) три буквы « о » (водород);

г) три буквы « й » (эйнштеиний)

7) Названия каких химических элементов состоят всего из трех букв? (бор, йод)

8) В названиях каких химических элементов первые четыре буквы одинаковые? (калий – калифорни)

9) Какой химический элемент имеет самое длинное название (протактиний)

10) В названии каких химических элементов входят названия десертных блюд? (кремний, железо)

11) Отбросив одну букву в середине названия химического элемента VI группы и прочитав его наоборот, получите название кондитерского изделия (теллур – рулет)

12) Название какого химического элемента будет читаться по-прежнему, даже если перевернуть его вверх ногами? (неон)
ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Тема: «Строение атома»
Знаете ли вы, что…

  1. 1 ч урана может дать при полном распаде 2000 биллионов калорий тепла, количество которого можно получить из 1900 т хорошего угля или 1700 т бензина. Этой энергией можно обеспечить 15 тысяч 60-ваттных электролампочек в течение одних суток.

  2. Для получения 1 ч радия нужно переработать 500 т реактивов, 1000 т угля, 10000 т воды и в течение месяца должны работать сотни рабочих и химиков.

  3. 1 ч радия дает 200 млрд калорий тепла, которым можно нагреть от 0º до 100 º 200 тыс.т воды, т.е. 40 поездов по 100 цистерн в поезде и по 50 т емкости каждая цистерна.

  4. Каждый грамм радия дает в час 135 ккал тепла, а если учесть всю энергию, которую может дать весь радий, находящийся в земной коре, на каждую тонну литосферы придется в год 89 ккал тепла. Энергия, которая получается за счет радиоактивного распада, регулирует температуру земли.


Тема: «Силикатная промышленность»

Загадки.


  1. В избе мерзнет, а на дворе не мерзнет. (оконное стекло).

  2. Серая пыль в воду нырь, потом на мастерок – и готов домок. (цемент)

  3. На топтале был, на кружале был, на пожаре был, на базаре был, молод был – людей кормил (глиняный горшок).


Историческая справка

В 1669 году гамбургский алхимик Х.Бранд при выпаривании мочи с углем и песком выделил белое воскообразное вещество, светящееся в темноте. Название фосфор происходит от греческого phos – свет и phoros – несущий. В России термин фосфор введен в 1746 году М.В.Ломоносовым.
ЛИТЕРАТУРА


  1. Башкова Г.С. «Интеллектуальные игры с химическим содержанием», ж. «Химия в школе», ; 4, 1996, с 73

  2. Гульчевская В.Г. «Технологии развивающего обучения в опыте работы школы», Ростов-на-Дону, 2001

  3. Гульчевская В.Г., Гульчевская Н.Е. «Современные педагогические технологии», Ростов-на-Дону, 2001

  4. Золотников Э.Г. «Урок окончен – занятия продолжаются», М, 1992

  5. Кукушкин Ю.Н. «Что мы знаем о химии?», М., 1993

  6. Рогожников С.И. «Занимательная викторина», ж. «Химия в школе»,
    ж. № 1, 1996, с. 68

  7. Сергиенко Н.И. «Методические приемы развития внимания»,
    ж. «Химия в школе», № 3, 1996, с. 40

  8. Титова И.М. «Методика организации адаптационно-развивающего общения в процессе обучения», ж. «Химия в школе», № 6, 1996, с. 9

  9. Цветков Л.А. «Преподавание органической химии в средней школе», М., 1984

  10. Шулькин Г.Б. «Эта увлекательная химия», М, 1984