|
Списки участников:
Участники кружка были определены по первичной психолого – педагогической оценке готовности к школе по Н. и М.Семаго. Дети с поведенческими особенностями такими, как проявление тревожности при выполнении заданий диагностики, были повторно протестированы на наличие тревожности по «Тесту для определенияналичия тревожности у ребенка» Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М. В 2014 – 2015 учебном году в группу участников вошли 7 человек: Тетерина Алина, Липатов Иван, Латыпов Алеша, Ковтун Максим, Владимирова Алина, Архипов Ярослав, Гусев Игорь.
Эффективность работы кружка прослеживается в таблице диагностики результатов работы кружка:
Фамилия Имя ребёнка
|
Показатель наличия проявления тревожности
|
Начало учебного года
|
Конец учебного года
|
1.Тетерина Алина
|
15
|
9
|
2.Липатов Иван
|
15
|
8
|
3.Латыпов Алеша
|
16
|
13
|
4.Ковтун Максим
|
17
|
12
|
5.Владимирова Алина
|
17
|
10
|
6.Архипов Ярослав
|
16
|
12
|
7.Гусев Игорь
|
19
|
14
|
Диаграмма положительной динамики коррекции тревожности посредством сказкотерапии у Алины Т.(по «Тесту для определенияналичия тревожности у ребенка» (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., 1992))
Критерий III. «Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной»
3.1. Стабильные результаты по освоению коррекционно-развивающихпрограмм
Аналитическая справка о результативности коррекционно-развивающей работы
Основной программой педагога – психолога МДОУ детский сад «Светлячок» является программа «Волшебная комната», которая реализовывалась с ноября 2013 года, и стала частью рабочей программы 2013 – 2014 учебного года. В 2013 – 2014 учебном году Рабочая программа «Психологическое здоровье» психологической поддержки воспитанников позволила выполнить следующие задачи: обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями; развитие дружеских взаимоотношений через игру; общение детей в повседневной жизни; коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка); обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям; формирование навыков правильного реагирования родителей на различные эмоциональные проявления детей в практическом игровом тренинге. Для реализации поставленных задач применяются самые разнообразные формы работы с дошкольниками: психогимнастические, творческие, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, различные этюды и коррекционно-развивающие упражнения. Особая роль отводится индивидуальным, подгрупповым занятиям с детьми, проведение которых не влияет на изменение сетки обязательных занятий и не ведет к нарушению санитарных норм. Результативность работы прослеживалась в диаграммах сравнительных диагностик: диагностики наличия тревожности, агрессии, страхов, самооценки. Также критерием эффективности работы со старшими дошкольниками по программе формирования психологического здоровья явилось овладение детьми следующими нормами здоровьесберегающего поведения:
- Умение по выражению глаз определять самочувствие человека, его настроение.
- Умение осуществлять самоконтроль и самоанализ своего поведения.
- Умение положительно оценивать свои возможности, способности и обосновывать собственную самооценку.
- Умение радоваться самим и разделять чувство радости других людей.
- Умение словесно выражать свои желания, чувства.
- Умение посредством пантомимики выражать свои эмоции (радость, грусть, злость, страх, удивление, вина).
- Умение понимать собеседника по выражению лица, жестам, эмоциям.
- Умение конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками, уметь выйти из конфликта.
Дополнительно в 2013 – 2014 учебном году была реализована программа «Коррекционно– развивающая психолого – педагогическая программа формирования психологической готовности детей подготовительной группы к учебной деятельности «По дороге в школу»
Целью программыявлялось развитие познавательно – интеллектуальной, волевой, мотивационной и коммуникативной сфер личности ребенка, что позволит в дальнейшем адаптироваться к новым условиям и успешно овладеть школьной программой. Реализация данной программы позволила выполнить ряд таких задач, как развитие познавательных процессов (мышления, внимания, памяти, воображения, речи); развитие мелкой моторики;формирование и развитие мотивации к школьному обучению; формирование навыков сотрудничества, развитие сплоченности и толерантности в группе; регулирование поведения, преодоление двигательного автоматизма; снятие психического напряжения.
Занятия проводились с детьми подготовительной к школе группы в течение 11 недель. Применялись такие методы, как игротерапия, арт-терапия, музыкотерапия. Программа реализовывалась совместно с педагогом ДОУ Мироновой Н.А.
После проведения данной программы показатели готовности к обучению в школе улучшились.Процент детей с высоким уровнем готовности увеличился на 29%. Это можно наблюдать на диаграмме. У воспитанников сформированы пространственные представления, представления о правилах и нормах поведения в обществе; сформированы умения справляться со своими эмоциями, выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу, умение подчиняться правилам.
В 2014 – 2015 учебном году рабочей программой педагога – психолога МДОУ детский сад «Светлячок» стала программа «Волшебная комната». Рецензированная профессором, доктором педагогических наук, профессором, заместителем генерального директора ООО «ПКФ «Альма» по НТР Л. Б. Баряевой, она была скорректирована педагогом – психологом Авдеевой К.В. в соответствии с имеющимся оборудованием в МДОУ детский сад «Светлячок» и с учетом возрастной категории детей. Данная программа предполагает психо – коррекцию эмоционального состояния ребенка, снижение тревожности, агрессивности, нормализации его социального поведения, развитие и коррекцию познавательной сферы детей. Данная программа предполагает применение технология развития эмоциональной сферы детей, технология формирования психологической готовности к школе, технология игровой терапии с детьми, технология сказкотерапии, технология организации равноправного участия детей и родителей в продуктивной деятельности, музыкотерапия. Критерием успешности проведения данной программы явились диаграммы сравнительных диагностик наличия агрессивности(«Графическая методика «Кактус» М.А.Панфиловой), тревожности (по«Тесту для определенияналичия тревожности у ребенка» (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., 1992)), страхов (опрос, беседа, рисуночные методы), самооценки(по «Методике диагностики самооценки» (Т.В.Дембо, С.Я Рубинштейн)). Также эффективностью применения описанной программы стало достижение таких результатов, как умение различать свои эмоции и чувства других людей; осознание и контролирование своих переживаний, понимание эмоционального состояния других людей; умение с помощью движений и мимики выражать эмоциональное состояние, снимать эмоциональное и телесное напряжение, умение работать в группе.
Заведующий МДОУ детский сад «Светлячок»__________________Л.В.Лашевская
Доля воспитанников охваченных групповыми коррекционно-развивающими программами в 2013 – 2014 учебном году:
Общее количество обследуемых при групповой диагностике
|
детей
|
% от общего количества детей
|
|
74
|
43,5
|
Общее количество человек, посетивших групповые коррекционно-развивающие занятия
|
детей
|
|
|
66
|
39
|
Общее количество человек, охваченных профилактическими и просветительскими мероприятиями
|
детей
|
|
|
8
|
4,7
|
Общее количество человек
|
детей
|
|
|
148
|
87
|
Доля воспитанников охваченных групповыми коррекционно-развивающими программамив 2014 – 2015 учебном году:
Общее количество обследуемых при групповой диагностике
|
дети
|
% от общего количества детей
|
|
47
|
27
|
Общее количество человек, посетивших групповые коррекционно-развивающие занятия
|
детей
|
|
|
61
|
35
|
Общее количество человек, охваченных профилактическими и просветительскими мероприятиями
|
детей
|
|
|
17
|
9,7
|
Общее количество человек
|
детей
|
|
|
125
|
72
|
Диаграмма результативности рабочей программы педагога – психолога «Волшебная комната» на примере показателей диагностики детских страхов в коррекционных группах.
Диаграмма результативности рабочей программы педагога – психолога «Волшебная комната» на примере показателей диагностики агрессии в коррекционных группах.
Аналитическая справка о результативности индивидуальной коррекционно-развивающей работы (с указанием методик, программ оценки результатов)
Индивидуальная работа педагога – психолога строится на основании групповой психолого – педагогической оценки готовности к школьному обучению по М. и Н.Семаго, графических диагностик психо – эмоциональной сферы и индивидуальной диагностики. Наличие низкого балла готовности к обучению в школе нацеливают на создание индивидуального маршрута ребенка, в зависимости от показателя. Данный ребенок требует обследования психо – эмоциональной сферы такими методиками, как «Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Рисунок кактуса», «Шкала самооценки». Результаты этих диагностик определяют план индивидуальной работы психолога с ребёнком. Агрессивность и наличие страхов корректируются с помощью программы «Волшебная комната» Л.Б.Баряевой. Низкий бал психолого – педагогической оценки готовности к школьному обучению по диагностике М. и Н.Семаго определяет индивидуальный маршрут по коррекции более низкого показателя. Индивидуальная работа строится на основании программы Т.В.Ананьевой «Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению». Результативность проделанной индивидуальной работы с ребенком можно проследить по индивидупльной диаграмме показателей ребенка. Если это была подготовка к школьному обучению, то эффективность индивидуальной работы показана в сравнительной таблице данных и в диаграмме ребенка итоговой психолого – педагогической оценки готовности к школьному обучению по М. и Н.Семаго. Если проводилась индивидуальная работа по коррекции самооценки, то положительную динамику можно увидеть так же на индивидуальной диаграмме ребенка. В 2013 – 2014 учебном году индивидуальной работой были охвачены 21 ребенок, в 2014 – 2015 учебном году их число составило 22 ребенка.
Заведующий МДОУ детский сад «Светлячок»__________________Л.В.Лашевская
Доля воспитанников, охваченными индивидуальными коррекционно-развивающими программами педагога-психолога в 2013 - 2014 учебном году:
Общее количество обследуемых при индивидуальной диагностике
|
детей
|
% от общего количества детей
|
|
21
|
12,4
|
Общее количество человек, посетивших индивидуальные коррекционно-развивающие занятия
|
детей
|
|
|
13
|
7,6
|
Общее количество человек, охваченных профилактическими и просветительскими мероприятиями
|
детей
|
|
|
8
|
4,7
|
Общее количество человек
|
детей
|
|
|
41
|
24
|
Доля воспитанников, охваченными индивидуальными коррекционно-развивающими программами педагога-психолога в 2014 – 2015 учебном году:
Общее количество обследуемых при индивидуальной диагностике
|
детей
|
% от общего количества детей
|
|
22
|
13
|
Общее количество человек, посетивших индивидуальные коррекционно-развивающие занятия
|
детей
|
|
|
18
|
10,2
|
Общее количество человек, охваченных профилактическими и просветительскими мероприятиями
|
детей
|
|
|
17
|
9,7
|
Общее количество человек
|
детей
|
|
|
57
|
33
|
3.2. Организация деятельности воспитанников, вовлеченных во внеучебную активность под руководством педагога-психолога
Аналитическая справка
В МДОУ детский сад «Светлячок» педагогом – психологом была организована деятельность по вовлечению воспитанников в студийно-кружковую работу психолого-педагогического направления. В период 2013 – 2015 учебных лет эта деятельность была результатом самообразования педагога. Кружок «Сам себе сказочник» проводился в кабинете педагога-психолога в течение 2014 – 2015 учебного года. План кружка был разработан в соответствии с программой развивающих занятий «Машины сказки» для детей от 2 до 10 лет на основе сказок Софьи Прокофьевой. Авторы методического пособия: Г. Г. Сенник Ортис, Е. В. Куличковская. Программная работа кружка «Сам себе сказочник» была рассчитана на детей старшего дошкольного возраста на 1 год. Были поставлены такие цели и задачи, как воспитание у детей особенного восприятия окружающего мира, моральных правил и норм; развитие произвольного внимания, творческого потенциала и самосознания дошкольников; развитие речи детей, коммуникативных навыков, эмоциональной и моторной адекватности. Планировалось научить детей справляться с трудностями, связанными с общением (со сверстниками и родителями), с чувством неполноценности, со страхами и тревогами, быть самостоятельными и воспринимать окружающий мир с любовью, без агрессии. Была проведена такая предварительная работа, как изучение методического пособия по сказкотерапии Г. Г. Сенник Ортис, Е. В. Куличковской, приобретение кукол для работы со сказками, проведение диагностики до и после цикла занятий кружка (4-ая неделя сентября, 3-я неделя мая): «Тест для определения наличия тревожности у ребенка» (проводит педагог) и тест – опросник для родителей «Мой ребенок».
Кружковая работа проводилась в старшей группе 2 раза в месяц во второй половине дня с подгруппой детей 7 человек. Длительность занятий составляла – 25 минут. Были использованы 15 сказок, проведены 15 занятий, в течение 8 месяцев (октябрь – май). Занятия также включали в себя игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения, решение проблемных ситуаций, свободное и тематическое рисование, релаксационные этюды.
Заведующий МДОУ детский сад «Светлячок»__________________Л.В.Лашевская
План работы по сказке
Этапы сказкотерапии
|
Содержание этапов
|
1
|
прочтение сказки
|
2
|
обсуждение сказки
|
3
|
проигрывание, драматизация сказки
|
4
|
коррекционные упражнения и игры по теме сказки
|
5
|
завершение работы со сказкой, закрепление полученных знаний и результатов, подведение итогов.
|
Комплексно – тематическое планирование кружковой работы по сказкотерапии «Сам себе сказочник».
№ занятия
|
Название
|
Проблемы, с которыми работает сказка
|
1.
|
Сказка Маша и Ойка.
|
негативизм, тревожность, беспокойство, негативное самопредъявление, хроническая неуспешность
|
2
|
Сказка о грубом слове «Уходи»
|
возбудимость, раздражительность, повышенная тревожность, конфликтное поведение, агрессия, капризность
|
3
|
Сказка когда можно плакать.
|
плаксивость, повышенная тревожность, заниженная самооценка
|
4
|
Сказка о первых ягодах.
|
детский негативизм, тревожность, хвастовство, деспотизм
|
5
|
Сказка о высунутом язычке.
|
конфликтное поведение
|
6
|
Сказка о невоспитанном мышонке
|
негативизм, невнимательность, отсутствие воспитания
|
7
|
Сказка о самом большом друге
|
страх, конфликтное поведение, тревожность, неумение поддерживать контакты с другими детьми, низкая самооценка
|
8
|
Сказка про маленький дубок
|
экологическое воспитание детей
|
9
|
Сказка о ленивых ножках.
|
лень, капризы, отказ от самостоятельности
|
10
|
Сказка про маму.
|
капризность, негативизм, обида, разочарование
|
11
|
Сказка про соску.
|
негативизм, капризность, вредные привычки, нежелание взрослеть
|
12
|
Сказка про честные ушки.
|
лживость
|
13
|
Сказка о часах с кукушкой.
|
этика взаимоотношений, развитие коммуникативных навыков
|
14
|
Сказка о том, как зайцы испугали серого волка.
|
страхи
|
15
|
Сказка про башмачки
|
небрежное обращение с вещами
|
Участники кружка были определены по первичной психолого – педагогической оценке готовности к школе по Н. и М.Семаго. Дети с поведенческими особенностями такими, как проявление тревожности при выполнении заданий диагностики, были повторно протестированы на наличие тревожности по «Тесту для определенияналичия тревожности у ребенка» Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М. В 2014 – 2015 учебном году в группу участников вошли 7 человек: Тетерина Алина, Липатов Иван, Латыпов Алеша, Ковтун Максим, Владимирова Алина, Архипов Ярослав, Гусев Игорь. Это 28% от общего числа обследованных детей подготовительной к школе группы и 4% от общего количества детей ДОУ.
Эффективность работы кружка прослеживается в таблице диагностики результатов работы кружка:
Фамилия Имя ребёнка
|
Показатель наличия проявления тревожности
|
Начало учебного года
|
Конец учебного года
|
1.Тетерина Алина
|
15
|
9
|
2.Липатов Иван
|
15
|
8
|
3.Латыпов Алеша
|
16
|
13
|
4.Ковтун Максим
|
17
|
12
|
5.Владимирова Алина
|
17
|
10
|
6.Архипов Ярослав
|
16
|
12
|
7.Гусев Игорь
|
19
|
14
|
3.3. Организация психологом индивидуальных консультаций для участников образовательного процесса
|
|
|