|
" Да здравствует игра!"
Выступление на родительском собрании на тему: " Да здравствует игра!".
Каждому родителю очень хочется, чтобы его сын или дочь выросли развитыми. Как же обеспечить детям развитие? Что надо сделать, чтобы они выросли умными и способными? Все дело в игре. Игра - основа деятельности детей, главное содержание детской жизни. Она обеспечивает психологическую готовность к школьному обучению и профессиональной деятельности. Она помогает развитию творческих способностей. Она способствует установлению и поддержанию отношений с другими людьми. Она помогает человеку справиться с собой, со своими страхами и проблемами.
Но очевидно, что в последнее десятилетие игра деградирует. Разучились играть дети, профессиональные педагоги, родители. Например, педагоги и родители искренне считают, что когда сажают куклу и просят ребенка покормить и покупать ее, они организовывают игру. Как правило, дети послушно выполняют, что им показали взрослые, и кормят и купают их, но это называется деятельностью по подражанию, но никак не творческая игра. « Основным критерием игры, является воображаемая ситуация, которая представляет собой пространство между реальным (оптическим) и смысловым (воображаемым) полем».
Что же получается? С одной стороны, игра участвует во многих ключевых проблемах развития, и в то же время, в современном мире, для нее нет места. Почему дети не играют? Рассмотрим несколько причин.
причина. Многим детям некогда играть.
Они учатся в детском саду, занимаются дома, посещают секции, кружки. Не нужно забывать, что обучение не должно мешать игре, вытеснять ее из жизни ребенка. Оставьте детям время для игры.
причина. Не умение играть самих воспитателей и родителей.
У человека нет врожденных способностей и навыков игры - этому надо учить. И здесь надо учесть, чтобы ребенок не старательно копировал то, что показал взрослый, а подключал свое воображение. Можно ли научить играть? Можно и должно. « Сначала наблюдая, потом выполняя разные мелкие роли, а затем, играя на равных. Не стоит забывать и о том, что игра возникает не сразу, а постепенно, в ней есть определенные этапы и периоды. Только после этого человек сможет не только играть с другими, но станет инициатором и организатором игр».
Задача родителей и воспитателей научить ребенка объединять сюжет, придумывать сюжет игры самостоятельно, вносить изменения в игровую обстановку (убирая или пополняя игрушками). Учить договариваться друг с другом при игровом взаимодействии. Формировать гибкое ролевое поведение и смену ролей (сегодня он кок на корабле, завтра пассажир). Обучая игре, примите позицию партнера, а не учителя. Не угадывайте направления мысли ребенка. Пусть он сам спланирует ход игры. А вы, что называется, « включайте дурака», пусть он сам пояснит смысл игровой деятельности, сам все проговорит.
причина. Искоренили разновозрастную играющую группу.
Не стало игровой среды. Это связано со следующим
1) сейчас в большинстве семьях мало детей;
2) дети не играют во дворах без взрослых.
А как раньше было? Старшие детки играли, например, роль парикмахера, водителя, а младшие были клиентами и пассажирами. Когда школьники уходили на занятия, некоторым из младших доставалась долгожданная роль водителя, парикмахера, врача, продавца. Ребенок как бы погружался в игровую среду.
причина. Недостаток ярких эмоций и впечатлений, которые они хотели бы отобразить
Новогодние праздники, к сожалению, бывают раз в году, а в другое время жизнь ребенка ограничивается домом и детсадом, где все знакомо и потому уже неинтересно.
Разнообразие не требует больших усилий: отметить день рождения новой игрушки, устроить культпоход, получить письмо от деда Мороза или волшебника, участвовать в конкурсах рисунков и поделок, благо их великое множество в саду. Пригласить на день рождение аниматора. Обратить внимание детей, как перед праздником украшены улицы и дома, как "пахнет праздником и Новым годом". Событие состоится только тогда, когда оно будет общим для ребенка и взрослого. Причина этого в том, что в силу своих психологических особенностей, ребенок нуждается в том, чтобы события ему организовали. В отличие от взрослого, который умеет сделать из ничего событие (покупка кофточки, выигрыш, разрешения конфликта).
причина Современным детям не с чем играть, как это не странно.
.
Большинство игрушек не только не способствуют игре, но и мешают ей. Игрушки превратились в обычные предметы, которые могут использоваться в реальной жизни, а
а не в воображаемой деятельности (миксер, пылесос, мастерская для мальчиков). Хорошо ли то, что дети учатся принимать участие во взрослых делах? Очень хорошо. Это тоже совместное бытие, но к игре это не имеет ни малейшего отношения. Более того, оно мешает играть, ведь игра строится на воображаемой ситуации, именно поэтому содержание игры условно. Игрушки – это помощники игры, они помогают воображать, строить условное содержание игры. А современные игрушки скорее не для игры, а для предметных действий с ними.
Приведу один случай: дети с упоением играли несколько дней в игру "приготовь куклам обед". Мама несколько дней наблюдала игру девочек. Решила сделать им "царский" подарок, и купила им детский миксер. По мнению мамы это должно было способствовать дальнейшей игре, но она развалилась. Миксер рассматривали, трогали, пробовали, как он работает. Тот, кто обладал миксером, становился лидером, то есть дети перешли на ступеньку ниже – они стали заниматься предметной деятельностью, перестав воображать, а соответственно играть.
Современные игрушки не помогают играть, так как не оставляют пространство для волшебных слов “как будто” или “понарошку”. С такими играми ребенок не чувствует себя хозяином собственной деятельности. А в игре он должен действовать именно от своего замысла и сам решать, кто хороший и кто плохой. Казалось бы, совсем невзрачные предметы – баранки от пирамидки, детали от конструктора – оказываются лучшими игрушками, чем дорогой миксер.
У девочки не должны быть все куклы «говорящие», достаточно одной. Иначе ребенок будет сидеть и нажимать на кнопки. А когда играть? Очень осторожно нужно быть с куклами, которые могут «писать» и «какать». У детей еще не устойчивая психика. Психологи сталкивались с проблемой, когда дойдя до детородного возраста, женщины не хотят иметь детей. Одной из причин психологи называют ситуацию, когда в детском возрасте через игру у женщин заложилось представление, что убирать фекалии это очень неприятное занятие. Это представление действует на подсознании и управляет поведением. Также очень много споров о кукле «Барби». Многие педагоги и психологи считают, что «Барби» - это чисто коммерческий проект. Эта кукла закладывает в ребенке не правильное представление о женской фигуре. Ее одежда носит похотливый характер. Сопутствующие товары к ней (дом, машина, ванна) приучают мыслить ребенка в формате богатства и роскоши.
Игра и игрушки должны соответствовать возрасту. Если для ребенка они будут сложными - это значит, будут не интересными. Он будет по ним ходить, а не играть.
Итак, подведем итог, что для развития игры нужно:
- умение играть самих взрослых (родителей и воспитателей)
- разного возраста дети
- разнообразить и обогатить впечатление детей
- тщательно подбирать игрушки.
- оставить ребенку время для игр
Зачем необходимо создавать условия для развития игры? Затем, чтобы человек впоследствии не имел целый ряд трудностей и проблем в поведении и развитии.
Какие последствия ждут не доигравших детей?
1 следствие. Ребенок не может учиться, вернее он запоминает, но обучение, которое ведет к развитию, у него не получается.
2 следствие. Психологическая неготовность к школьному обучению.
Эта особенность сказывается не только в младшем возрасте. Она сопровождает человека всю его жизнь. Эти люди оказываются неуспешными в школе, в профессиональной сфере, в личной жизни. И причина не в способностях, а в неумении играть.
3 следствие. Неспособность человека управлять собой.
Например, многие дети боятся темноты, или того, кто сидит под кроватью. Они не умеют управлять своим воображением, потому что не умеют играть. Эта не способность будет отражаться и во взрослой жизни, так как и у взрослого найдется много причин для страха. Еще одно проявление неумения управлять собой это разного рода зависимости – алкогольная, компьютерная, трудовая, и даже, игровая. Они знают, что надо делать, но не могут с собой справиться.
4 следствие. Не способность подчиняться правилам.
Вся наша жизнь подчинена правилам. Они есть всюду. Надо определенным образом себя вести, решать математические задачи по правилам, играть по правилам и т.д. Если подчиняться правилам, привнося в них свой смысл, то можно одновременно и обрести определенную степень свободы и реализовать творческие способности. Помните рассказ Марка Твена «Том Сойер»? Его наказали, заставив красить забор, а он превратил это монотонное занятие в увлекательное.
5 следствие. Недостаточное развитие психических процессов: памяти, речи, мышления, чувств, эмоций, внимания. Поговорим о некоторых из них.
Развитие речи.
В игре дети придумывают и проговаривают сюжет. У современных детей речь развита хуже. Речь - это основное из психических процессов, чем мы болеем и страдаем в нашем современном обществе. Каким будет развитие речи, если ребенок часто смотрит «компот» из мультиков или водит пальцем по планшету (поколение гаджитов). Впоследствии у таких детей плохо формируется письменная речь, они плохо выражают свои мысли и пересказывают. На занятии они будут говорить полным ответом, как их учили, а в реальной жизни общаться на «птичьем языке».
Внимание.
Внимание – это концентрация сознания на реальных или мысленных объектах. Недоигравшие дети расторможены, невнимательны. Не могут усидеть на месте.
Эмоции.
Любая ситуация повседневной жизни вызывает у нас определенное отношение: радость, страх, стыд, горе, симпатия, пренебрежение. Недоигравший ребенок плохо сдерживает свои эмоции, часто не контролирует их. Ведь именно этому он должен был научиться в игре.
Воображение.
Воображение – это основной критерий игры. Воображение не сковывается шаблонами и схемами мышления, жизненным опытом человека. Соответственно, у недоигравшего ребенка плохо будет развито воображение. Ему трудно будет выдвигать гипотезы, проводить мысленные эксперименты и т.д.
6 следствие. Ребенок очень поздно начинает социализироваться.
Надо определенным образам здороваться, прощаться, задавать вопросы, знакомиться; определенным образом вести себя в разных коллективах, включаться в общение.
Этому надо учиться. Учиться через игру.
Родителям никогда нельзя забывать о том, что если он действительно заботиться о развитии ребенка, необходима игра. А если игры нет и в это же время оказывается, что надо заниматься боксом и иностранными языками, это значит, мы крадем у ребенка детство. Надо учиться самому играть и создавать условия для развития игры у детей. А пока хочется сказать: «Да здравствует игра!».
Итак, вперед! Назад к детской игре.
|
|
|