|
Протокол индивидуального обследования Матвея С.
Испытуемый: Матвей С. (5 лет 11 месяцев)
Методика «Рисунок семьи»
Расположение рисунка завышенное, по центру. Первым Матвей изобразил себя (крайний справа), затем маму, бабушку (крайняя слева) и сестру. Можно сказать, что в сознании ребенка доминирующую роль занимает он сам и мама, а на последнем месте в иерархии семейных отношений находится бабушка и сестра.
Выражение лиц персонажей – радостное. Наличие улыбки, расположение туловища и лица в анфас свидетельствует об открытости ребенка. Расставленные в стороны руки говорят о высокой общительности мальчика. Стоит обратить внимание на изображение бабушки и сестры. Голова у этих персонажей не соединяется с шеей, а висит в воздухе, так же как и ноги отделены от платья. Полноценный образ человека только у самого испытуемого и его мамы. Это показатель того, что авторитетом является только мама, которая, наверняка, всячески пытается поднять и так завышенную самооценку ребенка. Отсутствие ушей у всех членов семьи говорит о незаинтересованности. Только у ребенка нарисованы уши – он слышит, имеет желание, воспринимает информацию, считает себя лучше других.
Все фигуры расположены отдельно друг от друга, в анфас, что можно интерпретировать как отделенность (но не закрытость) членов семьи друг от друга.
Методика «Диагностика самооценки»
Для исследования самооценки испытуемого использовались следующие шкалы: добрый – злой, здоровый – больной, счастливый – несчастный, умный – глупый, смелый – трусливый, любимый – нелюбимый, послушный – непослушный.
Анализируя профиль самооценки, можно увидеть, что испытуемый имеет различную самооценку по всем шкалам. Самая заниженная самооценка отмечается по шкале умный - глупый и здоровый – больной, а остальные шкалы отмечаются высоким показателем.
Если говорить об объективности, адекватности самооценки, то нужно отметить, что она носит дифференцированный характер, поскольку предлагаемые оценки других людей в ряде случаев существенно отличаются от оценок самого мальчика.
Матвею также было предложено указать оценку со стороны бабушки. Оказалось, что по всем шкалам оценка со стороны бабушки, по мнению мальчика, совпала бы с его собственной оценкой. Хотя, безусловно, такая оценка эмоционально комфортна для ребенка, положение бабушки в методике «Рисунок семьи» говорит о ее невысокой значимости для мальчика.
Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что по всем шкалам оценки мамы полностью противоположны оценкам Матвея. Особенно большое расхождение наблюдается по шкале «счастливый – несчастный» и «умный – глупый». Это единственные случаи, когда оценки оказались в самом низу шкалы. Подобная дифференциация говорит о напряжении ребенка в данной сфере.
Диаграмма результатов диагностики самооценки
Матвей С. (5 лет 11 месяцев), воспитанника подготовительной к школе группы
Показатели итоговой диагностики говорят о более адекватной самооценке ребёнка, достигнутой путём психологического сопровождения.
Диаграмма сравнительной диагностики самооценки Матвея С.
Методика «Рисунок человека»
Отмечается то, что ребенок не идентифицирует себя со своим полом (изображение платья), это может быть последствие не полной семьи, отсутствие отца в доме, или, опять же, авторитетная мама. Рисунок говорит об открытости ребенка, нормальной самооценке. Размер платья, который занимает много места, очень длинные руки могут говорить о стремлении ребенка быть в центре внимания и в то же время неразвитости адекватных средств его достижения.
Проведение данной методики исследовало не только эмоционально – личностную сферу, но и показало нормальный уровень развития интеллекта, уровень сформированности собственно графической деятельности, определенную степень зрелости мотивационно – волевой и познавательной сферы ребенка.
Методика «Два дома»
В первый домик (положительный, крепкий, целый) Матвей поселил сначала друзей из своей группы, затем членов семьи. В черный домик - друга, который его обидел.
В первом домике находится больше персонажей, чем во втором, что говорит о преобладании положительного фона в общении. Порядок размещения говорит об эмоциональной значимости персонажей.
Если обратиться к анализу пространственных отношений, то можно видеть, что сам Матвей находится в центре домика, а вокруг него и друзья и близкие люди. Это опять же говорит о высокой самооценке ребенка, эгоцентризме.
Методика «Рисунок кактуса».Рисунок крупный, кактус находится в центре листа. Это показатель эгоцентризма и стремления к лидерству.Так как на рисунке имеется наличие других кактусов, то можно говорить об агрессивно – экстравертированном характере рисунка.Торчащие не длинные иголки на кактусе говорят о наличие агрессивности, в то время как выступающие отростки в кактусепоказывают наличие демонстративности, открытости. Использование ярких цветов говорит о наличие оптимизма. Наличие цветочного горшка на рисунке говорит о стремлении к домашней защите.
Таким образом, анализируя эмоционально – личностную сферу испытуемого, можно отметить, что он обладает высокой самооценкой, которая при этом не лишена противоречий, а потому не может рассматриваться как адекватная. Стоит отметить проявление демонстративности и тревожности (которая проявилась в методике «Самооценки» по шкале «умный – глупый» и «счастливый – несчастный» и по рисунку кактуса). В социальных сферах взаимодействия можно отметить относительную комфортность взаимоотношений мальчика со сверстниками в детском саду и в семье дома.
Заведующий МДОУ детский сад «Светлячок»________Л.В.Лашевская
Проведение экспертизы образовательного процесса (психологический анализ образовательной деятельности, экспертиза образовательных программ, экспертиза здоровьесберегающих показателей образовательного процесса)
Аналитическая справка
Осуществляя психологическое сопровождение образовательного процесса в МДОУ детский сад «Светлячок», педагог – психолог проводила психологический анализ непосредственной образовательной деятельностипедагогов. Психолог руководствовалась приказом заведующего осуществить психологический анализ образовательной деятельности воспитателя. Педагог – психолог, присутствуя на непосредственной образовательной деятельности воспитателя, осуществляла оценку взаимодействия педагога с детьми, подготовленность педагога к занятию, организацию познавательной деятельности детей,организованность детей, учет их возрастных особенностей,педагогический такт педагога, психологический климат в группе. По окончании непосредственной образовательной деятельности воспитателям давались рекомендации. Психологический анализ непосредственной образовательной деятельности фиксировался в листе Психологического анализа.
Заведующий МДОУ детский сад «Светлячок»________Л.В.Лашевская
Проведение мониторинговых исследований
Мониторинг
Система мониторингового диагностического исследования воспитанников педагогом – психологом представлена в таблице.
Мониторинг развития детей
Диагностические исследования
|
|
Возраст детей
|
1,6 - 3
|
3-4
|
4-5
|
5-6
|
6-7
|
Мониторинг уровня адаптации детей раннего дошкольного возраста к образовательной организации
|
+
|
|
|
|
|
Первичный (сентябрь)
|
Мониторинг уровня психологической готовности к школьному обучению
|
_
|
_
|
_
|
+
|
|
Первичный (сентябрь), итоговый (май)
|
Мониторинг эмоционально – личностной сферы ребенка
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Первичный (сентябрь), сравнительный (май)
|
Мониторинг эмоциональных процессов
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Первичный (сентябрь), сравнительный (май)
|
Информационный мониторинг
Статистический анализ реализации основных направлений деятельности педагога-психолога:
Обобщение динамики изменений по результатам психолого-педагогической оценки готовности к началу школьного обучения подготовительных к школе групп «Бабочки» и «Колокольчик»
за 2013-2014 учебный год
Обобщение динамики изменений по результатам психолого-педагогической оценки готовности к началу школьного обучения
подготовительной к школе группы «Бабочки»
за 2014-2015 учебный год
Обобщение динамики изменений по результатам индивидуальной диагностики эмоционально – личностной сферы ребёнка (Матвей С.)
Обобщение динамики изменений по результатам сравнительной
диагностики детских страхов.
Обобщение динамики изменений по результатам сравнительной
диагностики на наличие агрессии.
Проблемный мониторинг
Диагностические исследования
|
Время проведения
|
Мониторинг психоэмоционального состояния педагогов
|
Первичная
(сентябрь)
|
Сравнительная
(май)
|
В МДОУ детский сад «Светлячок» педагогом – психологом проводится ежегодный мониторинг психоэмоционального состояния педагогов. Среди педагогов была выявлена проблема негативного психоэмоционального состояния, связанная с нарушением голосоречевой функции. Исследования показали, что большинство педагогов, страдающих расстройством голоса, имеют высокие показатели тревожности, предрасположенности к нервному срыву. Это чревато риском эмоционального выгорания педагогов. После проведенного цикла занятий музыкотерапии с применением инновационных технологий среди педагогов было отмечено улучшение как голосовой функции, так и нервно-психической устойчивости. Сравнительный мониторинг указывает на правильно выбранное направление работы с педагогами.Средняя вероятность предрасположенности к нервному срыву сменилась на низкую, уровень проявления тревоги остался средним, но с тенденцией к низкому, оценка нервно-психической устойчивости в среднем составила 20 баллов, что говорит о среднем его уровне. Риск эмоционального выгорания педагогов успешно устранен.
Характерные психоэмоциональные особенности группы педагогов.
И.О., возраст, стаж работы, специализация
|
Шкала проявлений тревоги
|
Предрасположенность к нервному срыву
|
Оценка нервно-психической устойчивости
|
До эксперимента
|
После эксперимента
|
До эксперимента
|
После эксперимента
|
До эксперимента
|
После эксперимента
|
1. О.Н., 52 года, стаж 33 года
|
32
|
24
|
57
|
48
|
29
|
26
|
2. И.А., 46 лет, стаж 26 лет
|
10
|
10
|
20
|
20
|
13
|
13
|
3. Г.Н., 30 лет, стаж 9 лет
|
20
|
20
|
50
|
44
|
27
|
24
|
4. Н.А., 44 года, 24 года стажа
|
15
|
13
|
24
|
21
|
24
|
22
|
5. Е.А., 48 лет, стаж работы 29 лет
|
15
|
14
|
25
|
23
|
25
|
22
|
6 Е.А., 34 года, стаж 1,5 года
|
5
|
5
|
10
|
10
|
10
|
10
|
7 С.Е., 30 лет, стаж 9 лет
|
18
|
12
|
39
|
27
|
29
|
26
|
8 И.В., 33 года, 13 лет стажа
|
22
|
14
|
39
|
31
|
25
|
24
|
9 Н.А., 33 года, 14 лет стажа
|
24
|
14
|
29
|
17
|
29
|
27
|
10 Г.Г., 50 лет, 20 лет стажа
|
36
|
32
|
25
|
22
|
27
|
26
|
11 А.М., 28 лет, 2,5 года стаж
|
7
|
5
|
15
|
14
|
11
|
10
|
12 О.П., 32 года, 8 лет стажа
|
30
|
26
|
33
|
29
|
29
|
26
|
13 Н.С., 48 лет, 30 лет стаж
|
29
|
27
|
18
|
16
|
22
|
19
|
14 И.В., 36 лет, 18 лет стаж
|
38
|
33
|
27
|
23
|
29
|
26
|
Обобщение динамики изменений по результатам сравнительной индивидуальной диагностики психоэмоциональных состояний
педагога О.Н.
Повышение психологической компетенции педагогического коллектива
Аналитический отчет о работе с коллективом ОУ
В период 2013 – 2014 и 2014 – 2015 учебных лет педагогом – психологом взаимодействие с педагогами ДОУ осуществлялось систематически, по специальному плану. Велась профилактика профессионального выгорания педагогов в виде проведения занятий музыкотерапии. В начале учебного года проводилась диагностика психоэмоционального состояния педагогов, разрабатывался план занятий музыкотерапии, тренинговых занятий. В конце года итоговая диагностика психоэмоционального состояния позволила убедиться в эффективности психологической работы. Повышалось качество образования педагогов посредством чтения лекций о строении голосового аппарата, методах профилактики голосоречевых нарушений, гигиене голоса, возрастных особенностей детей, методах воспитания. В ходе цикла занятий музыкотерапии педагогам был предложен мастер-класс по проведению психофизической гимнастики Красносельского Г. И., осуществлялся выезд педагогов на звонницу Крестовоздвиженского храма города Хвалынска. Данный опыт был представлен на муниципальном слёте педагогов вмастер – классе по музыкотерапии, в котором приняли участие 30 педагогов района. Была проведена диагностика предрасположенности к нервному срыву участников слёта и предложена форма музыкотерапии, как одно из средств коррекции негативных психоэмоциональных состояний педагогов.Деятельность педагога – психолога, направленная на общение с педагогами, предполагает психологическую помощь воспитателям и специалистам ДОУ в решении коллективных вопросов, в разрешении индивидуальных проблемных ситуаций, а также выполняет информационную функцию. Эта форма работы осуществлялась в виде консультаций, лекций, оформления стенда «Уголок психолога», оформления «Папки психолога для педагогов» с тестами и анкетами для самостоятельного использования.
Время
проведения
|
Вид работы
|
С кем проводится
|
Форма работы
|
Примечания
|
|
ПЕДАГОГИ
|
|
|
|
Сентябрь
|
Консультация: «Адаптация детей к дошкольному учреждению»
|
Воспитатели ясельной группы
|
|
|
Октябрь
|
Семинар: «Значение сенсорной комнаты в ДОУ».
Анкетирование: «Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе»
Консультация: «Интеллектуальное развитие детей и психологическая готовность к обучению в школе»
|
Все педагоги
Воспита-тели подготовительной группы
|
Группо-вая
|
|
Ноябрь
|
Консультация: «Обеспечение эмоционального благополучия детей старшего возраста в ДОУ», «Эмоционально-личностное развитие детей» (по результатам диагностики)
|
Воспитатели старшей группы
|
Группо-вая
|
|
Декабрь
|
Консультация: «Интеллектуальное развитие детей пятого года жизни».
Консультация: «Сенсорное и речевое развитие детей третьего года жизни». Подведение итогов адаптации детей к дошкольному учреждению.
|
Воспитатели средней группы.
Воспитатели младшей группы.
|
Группо-вая
|
|
|
|
|