|
Критерий I. «Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией»
Оглавление
Критерий I. «Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией»…………………………………………………………………..………3
1.1.Использование педагогом-психологом современных социально-психологических методик психологического сопровождения образовательного процесса…………………………………………………………………………………4
1.2.Разработка методических рекомендаций, авторских программ, диагностического инструментария обеспечивающих развивающий характер образовательного процесса …………………………………...................................41
1.3. Использование ИКТ в процессе социально-психологического сопровождения...........................................................................................................42
1.4.Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей, рекомендованных на федеральном или региональном уровне……………………………………………..46
1.5. Организация психолого-педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей воспитанников ДОУ………………………………55
Критерий II. «Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях»………………….58
2.1. Позитивная динамика в социально-психологической адаптации воспитанников…………………………………………………………………………59
2.2. Организация педагогом-психологом внеурочной социально-значимой деятельности…………………………………………………………………………..61
Критерий III. «Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной»………………………………………………………………………65
3.1. Стабильные результаты по освоению коррекционно-развивающих программ……………………………………………………………………………….65
3.2. Организация деятельности воспитанников, вовлеченных во внеучебную активность под руководством педагога-психолога…………………………………71
3.3. Организация психологом индивидуальных консультаций для участников образовательного процесса…………………………………………………………...74
Критерий IV. «Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах»……………………………………………………………………………..77
4.1. Повышение качества профессиональной деятельности……………………….78
4.2. Участие в исследовательской деятельности……………………………………79
4.3. Участие в опытно-экспериментальной деятельности………………………….80
4.4. Обобщение и распространение собственного психолого-педагогического опыта…………………………………………………………………………………...82
Критерий I. «Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией»
Использование педагогом-психологом современных социально-психологических методик психологического сопровождения образовательного процесса
Аналитическая справка
За время 2013 – 2014 учебного года и 2014 – 2015 учебного года в работе педагога – психолога были использованы современные образовательные технологии и методики, позволяющие повышать качество дошкольного образования. Среди них технология развития эмоциональной сферы детей, технология формирования психологической готовности к школе, технология игровой терапии с детьми, технология сказкотерапии, технология организации равноправного участия детей и родителей в продуктивной деятельности, музыкотерапия. В рамках методик активного социально – психологического обучения педагогом – психологом осуществляется проведение тренинговых, развивающих, коррекционных занятий, а так же выступления за круглым столом. Работа педагога – психолога фиксируется не только в отчётной документации, но и в СМИ, а также в сборнике Саратовского педагогического общества. Результативность применения данных технологий в работе педагога – психолога представлена в виде диаграммы показателей детских страхов, а также показателей агрессии, выявленных с помощью рисуночных методов («Графическая методика «Кактус» М.А.Панфиловой). В 2013 – 2014 учебном году в группе из 20 человек показатель страхов снизился на 40%. В 2014 – 2015 учебном году в группе из 25 человек показатель детских страхов снизился на 38%. В группе из 45 человек в 2013 – 2014 учебном году показатель агрессии, выявленный с помощью диагностики «Рисунок кактуса», снизился на 18%, а в 2014 – 2015 учебном году показатель агрессии снизился на 21%.
Заведующий МДОУ детский сад «Светлячок»_______________Л.В.Лашевская
Диаграммарезультативности применения современных образовательных технологий и методик в рабочей программе педагога – психолога «Волшебная комната» на примере показателей диагностики детских страхов в коррекционных группах.
Диаграмма результативности применения современных образовательных технологий и методик в рабочей программе педагога – психолога «Волшебная комната» на примере показателей диагностики агрессии в коррекционных группах.
Краткое описание методик и информация о ходе реализации в виде отчетов
1Технология развития эмоциональной сферы детей (работа в сенсорной комнате). Обучает детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Развивает навыки саморегуляции и релаксации, для формирования способности управлять своим эмоциональным состоянием, снимает мышечное и эмоциональное напряжение.Сенсорная комната в МДОУ детском саду «Светлячок» оснащена высококачественным оборудованием, произведенным ООО «ПКФ "АЛЬМА"» (Санкт-Петербург). Программно-методическим обеспечением занятий в сенсорной комнате является программа «Волшебная комната», рецензированная профессором, доктором педагогических наук, профессором, заместителем генерального директора ООО «ПКФ «Альма» по НТР Л. Б. Баряевой. Программа «Волшебная комната» скорректирована педагогом - психологом Авдеевой К.В. в соответствии с имеющимся оборудованием в МДОУ «Светлячок» и с учетом возрастной категории детей в 2013 году. Данная программа предполагает психокоррекцию эмоционального состояния ребенка, снижение тревожности, агрессивности, нормализации его социального поведения, развитие и коррекцию познавательной сферы детей. Занятия в сенсорной комнате публиковались на сайте НС-ПОРТАЛ "http://nsportal.ru/avdeeva-kseniya-vasilevna" > Сайт педагога-психолога детского сада< в разделе «Сенсорная комната». Суммируя данные годовых отчётов, за период с 2013 по 2015 учебный год сенсорную комнату посетили 323 ребенка, 232 родителя и 96 педагогов.
2 Технология формирования психологической готовности к школе
(тренинговые занятия для старшего дошкольного возраста). Эта система педагогической работы обеспечивает комплексное психологическое сопровождение дошкольников, а именно:
-формирует навыки конструктивного межличностного общения и сотрудничества
-развивает эмоционально-волевую сферу
-формирует компоненты психологической готовности к обучению в школе
Данная технология в МДОУ детский сад «Светлячок» осуществлялась педагогом-психологом при помощи таких методический пособий как:«Психолого – педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» - программа и методические рекомендации по проведению обследования и анализу результатов Н. и М. Семаго; Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению Т.В.Ананьевой; Тренинговые занятиядля детей старшего дошкольного возраста «Формирование психологической готовности к школе» С.В.Рябцевой, И.В.Спиридоновой; рабочие тетради издательства «Стрекоза» «35 занятий для успешной подготовки к школе» «Логическое мышление» и «Память и внимание», рабочие тетради издательства «Дом печати – Вятка» «30 занятий для успешной подготовки к школе»,а также рабочая тетрадь «Большая книга заданий и упражнений «Готовимся к школе» Н.В.Чуба. В период 2013 – 2014 учебного года педагогом-психологом совместно с воспитателем подготовительной к школе группы Мироновой Н.А. была реализована «Корекционно – развивающая психолого – педагогическая программа формирования психологической готовности детей подготовительной группы к учебной деятельности «По дороге в школу». Данная программа позволила достичь следующие результаты: у воспитанников сформировались пространственные представления, представления о правилах и нормах поведения в обществе; сформированы умения справляться со своими эмоциями, выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу, умение подчиняться правилам.
3Технология игровой терапии с детьми (для изучения проблемы общения, его роли в формировании личности ребенка). Знакомит с игровыми приемами и методами взаимодействия взрослых с детьми.Эта технология применялась как в сенсорной комнате, так и в группах. Технология игровой терапии осуществлялась при помощи методического пособия М.А.Панфиловой «Игротерапия общения», которая содержит тесты и коррекционные игры и упражнения, а также материалы для консультаций родителей и педагогов. Так же использовалось методическое пособие Е.Н.Михиной «Развивающие игры для детей 2-7 лет». Игры направлены на развитие различных компонентов личности ребенка: познавательных процессов, моторной, интеллектуально-волевой, деятельностной сфер, двигательной активности, а также на обучение чтению, грамоте, счету. Широко применялся дидактический материал на развитие памяти, внимания, мышления, развитие речи, на обучение грамоте, математического представления, чтения, знания детской литературы издательства «Игра «Забавы в картинках» г.Кирова. Данные развивающие пособия применялись и для работы с группой одаренных детей 6-7 лет.
4Сказкотерапия.В МДОУ детский сад «Светлячок» педагогом – психологом была организована кружковая деятельность «Сам себе сказочник»,разработанная в соответствии с программой развивающих занятий «Машины сказки» для детей от 2 до 10 лет на основе сказок Софьи Прокофьевой. Авторы методического пособия: Г. Г. Сенник Ортис, Е. В. Куличковская.Данная программа позволяет выполнить следующие задачи: развить речь детей с помощью пересказывания сказок, рассказывания сказок от третьего лица, группового рассказывания сказок, рассказывания сказок по кругу, сочинения сказок; выявить и поддержать творческие способности; снизить уровень тревожности и агрессивности; развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации; развить умение преодолевать трудности и страхи; формировать навыки конструктивного выражения эмоций. Также использовалось «Практическое пособие по развитию и коррекции речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста «Читаем сказки с логопедом» О.Г.Ивановской, Л.Я.Гадасиной, под редакцией доктора психологических наук, профессора А.К.Колеченко. Широко применялся дидактический материал «Сам себе сказочник», который обеспечивает эффективность процесса формирования умений в построении текста у детей. Специально подобранный дидактический материал способствует развитию логического и творческого мышления, фантазии, памяти, внимания, связной и образной речи. Технология сказкотерапии была темой самообразования педагога – психолога в период 2013 – 2015 учебного года. Приёмы сказкотерапии широко применялись в рабочей программе педагога – психолога в сенсорной комнате. Почти каждое занятие украшалось воспоминанием какой – нибудь сказки, проигрыванием определенной жизненной ситуации из этой сказки. Применение сказкотерапии помогло снизить показатель детских страхов, вызванных персонажем из мультфильма на 20% в 2013 – 2014 учебном году и на 16% в 2014 – 2015 учебном году.
5 Технология организации равноправного участия детей и родителей в продуктивной деятельности (работа в сенсорной комнате) Оказывает помощь родителям во взаимодействии со своими детьми. Развивает личность ребенка с помощью родителей и при их активном участии. Способствует пониманию и принятию родителями внутреннего, субъективного мира ребенка. Внедряет способы невербального общения. Развивает навыки согласованных действий. Совершенствует общение родителей и детей, их психоэмоциональный контакт. Данная технология осуществлялась при помощи «Программного – обеспечения сенсорной комнаты «Волшебная комната».
6 Музыкотерапия. Это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении при коммуникативных затруднениях. В МДОУ детский сад «Светлячок» технология музыкотерапии широко применялась в работе с педагогами, а именно при коррекции негативных психоэмоциональных состояний педагогов, при психологических тренингах от эмоционального выгорания педагогов. Разработанная педагогом – психологом коррекционная программа «Музыкотерапия» позволила добиться хороших результатов при контрольной диагностике психоэмоционального состояния педагогов. Уровень тревожности и агрессии был снижен, появилось желание работать и творить. Педагогами было особо отмечено благоприятное влияние на психоэмоциональное состояние посещение звонницы Крестовоздвиженского храма города Хвалынска. В совместной деятельности педагога – психолога с детьми применялась форма активной музыкотерапии (использование музыкальных инструментов) в ходе занятий в сенсорной комнате по программе Л.В.Баряевой. Комплекс занятий против эмоционального выгорания педагогов был опубликован на сайте нс – портал "http://nsportal.ru/avdeeva-kseniya-vasilevna" > Сайт педагога-психолога детского сада< в разделе «Работа с педагогами».Также публикация статьи с конспектом одного из занятий осуществилась в 43 сборнике методических разработок «Находками делюсь с коллегами:/ Саратовское областное отделение общественной организации «Педагогическое общество России».– Саратов: Сарат. обл. отделение общественной организации «Педагогическое общество России».– 2014–278 с. и на сайте Педагогического общества города Саратова.
7Песочная терапия. Эта технология позволяет осуществить несколько направлений работы, а именно диагностику страхов и агрессии, диагностику эмоционального фона ребенка, коррекцию страхов и агрессии, позволяет выполнить такие задачи как развитие художественных навыков, развитие мелкой моторики, развитие познавательной сферы, приобретение навыков общения. Главной целью применения песочной терапии является развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств, осознание нравственных понятий детей. Данная технология осуществлялась в сенсорной комнате с использованием методического пособия «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» Конспекты занятий, Картотека игр» О.Ю.Епанчинцевой.
Заведующий МДОУ детский сад «Светлячок»________________Л.В.Лашевская
Наличие системы диагностической деятельности в рамках психологического сопровождения образовательного процесса
Аналитическая справка
За период 2013 – 2014 и 2014 – 2015 учебных лет педагогом – психологом МДОУ детский сад «Светлячок» Авдеевой К.В.выработалась система диагностической деятельности в рамках психологического сопровождения образовательного процесса. Использовалисьтакие методики, как «Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению» по И.В.Лапиной, «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения по М.Семаго,Н.Семаго», «Индивидуальная психологическая диагностика ребенка по А.Н.Веракса», «Диагностика эмоциональных процессов по М.А.Панфиловой»
1 Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению.Методика предполагает наблюдение за поведением детей в период адаптации и фиксация этого в листе адаптации. Предусмотрена балльная система оценки общего эмоционального фона поведения, познавательной и игровой деятельности, взаимоотношений со взрослыми, взаимоотношений с детьми, реакции на изменение привычной ситуации. Полученный результат позволяет определить степень тяжести адаптации как отдельного ребенка, так и всей группы и ориентировать воспитывающих взрослых на ожидаемый результат. Планируется программа совместных занятий родителей с детьми и педагогами. В МДОУ детский сад «Светлячок» педагог – психолог руководствуется методическим пособием «Адаптация детей при поступлении в детский сад» Программа, психологическое сопровождение, комплексные занятия» И.В.Лапиной.
Протокол диагностики уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению
Обследуемая группа: первая младшая группа « Звездочки»
Сроки проведения: август – сентябрь 2014 года
Количество обследованных детей: 17
Результаты обследования:
Показатель высокого уровня адаптированности отмечается у 47 % детей, набравших от 2,3 до 3 баллов. К числу таких детей относятся: Фролов Сергей, Хевронов Богдан, Захматов Владислав, Козлова Ирина, Мордин Александр, Савинова Софья, Очилов Мухаммад, Бурда Милана
У детей с данным показателем на протяжении наблюдения преобладало устойчиво спокойное эмоциональное состояние. Они активно контактировали со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптировались к новым условиям.
Показатель среднего уровня адаптированности отмечается у 53 % детей, набравших по результатам обследования от 1,6 до 2,5 баллов. К числу детей с данным показателям относятся: Поганова Настя, Торнова Юлия, Дьякова Марина, ОчиловФазлиддин, Куценко Александр, Винокуров Виктор, Букин Алексей, Корнилов Никита, Павленко Владислав.
У перечисленных детей наблюдалось нестабильное эмоциональное состояние. Однако при поддержке взрослого дети проявляли познавательную и поведенческую активность.
Общий показатель группы говорит о благополучно пройденном периоде адаптации. Заметна качественная работа педагога. Даны рекомендации продолжать наблюдение за поведением, настроением детского коллектива, продолжать профилактическую работу негативных состояний, просветительскую работу с родителями.
(Диагностика проведена в соответствии с ФГОС по пособию И.В.Лапиной 2013 год)
Условные обозначения
Общий эмоциональный фон поведения:
А) положительный
Б) неустойчивый
В) отрицательный
Познавательная и игровая деятельность:
А) активен
Б) активен при поддержке взрослого
В) пассивен или реакция протеста
Взаимоотношения со взрослыми:
А) инициативен
Б) принимает инициативу взрослого
В) уход от взаимоотношений, реакция протеста
Взаимоотношения с детьми:
А) инициативен
Б) вступает в контакт при поддержке взрослого
В) пассивен или реакция протеста
Реакция на изменение привычной ситуации:
А) принятие
Б) тревожность
В) непринятие
Баллы, набранные ребенком, суммируются. Данная сумма делится на пять(количество критериев).Число, полученное в результате деления, соотносится со следующими показателями:
2.3-3 балла – высокий уровень адаптированности.
У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние. Он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников)
1.6-2.5 баллов – средний уровень адаптированности
Эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации.
1-1.5 баллов – низкий уровень адаптированности.
У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик) либо отсутствует активность, инициативность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, отказ от активных движений, отсутствие попыток к сопротивлению, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).
2 Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения по М.Семаго,Н.Семаго. Предъявляемая программа позволяет оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего. Таким образом, оценивается сформированность регуляторного компонента деятельности в целом.
Задания позволяют оценить сформированность операций звукобуквенного анализа, соотнесение числа и количества, сформированность представлений «больше – меньше». Задания №№ 2,3 показывают усвоение ребёнком программы подготовительной группы. В задании №1 оценивается уровень развития моторных навыков. В задании №5 появляется возможность сопоставить особенности графики и качество графической деятельности в свободном рисунке. Косвенно (в задании №№1,2,5) учитывается и уровень сформированности пространственных представлений. Помимо оценки результатов выполняемых заданий учитываются особенности деятельности и характер поведения ребёнка в процессе работы. Это фиксируется в листе наблюдений.
Сочетание объективной оценки результатов выполняемых заданий и субъективной оценки его поведенческих особенностей позволяет в достаточной степени оценить возможности ребёнка.
Диагностика проводится дважды в год: в начале учебного года (первичная) и в конце учебного года (итоговая).
В результате первичного диагностического обследования в 2013 – 2014 учебном году было выявлено следующее:
В подготовительной группе «Бабочки» 39% детей показали уровень готовности к школьному обучению, 11% детей показали уровень условной готовности к школьному обучению, 17% детей показали уровень условной неготовности к школьному обучению, 33% детей показали уровень неготовности к школьному обучению.
В подготовительной группе «Колокольчик» 15% детей показали уровень готовности к школьному обучению, 10% детей показали уровень условной готовности к школьному обучению, 10% детей показали уровень условной неготовности к школьному обучению, 65% детей показали уровень неготовности к школьному обучению.
Уровень готовности к школьному обучению оценивается удовлетворительно.
Рекомендовано в обеих группах углубить психологическое обследование с последующей коррекционной работой, особое внимание уделить детям, выполняющим задания в медленном темпе. В индивидуальной работе использовать игры и упражнения на развитие произвольного внимания, графических навыков. В коррекционно-развивающей работе учитывать то, что дети, получившие низкий балл, не посещали ранее детский сад.
В результате итогового диагностического обследования были зафиксированы следующие показатели:
В подготовительной к школе группе «Бабочки» 63% детей показали уровень готовности к школьному обучению, 16% детей показали уровень условной готовности к школьному обучению, 21% детей показали уровень условной неготовности к обучению в школе.
В подготовительной к школе группе «Колокольчик» 48% детей показали уровень готовности к школьному обучению, 29% детей показали уровень условной готовности, 23% детей показали уровень условной неготовности к обучению в школе.
Такой показатель, как «Неготовность» полностью отсутствует. Отмечено проведение успешной работы с детьми. Даны рекомендации ознакомить родителей с возможными методами развития памяти, внимания, мышления.
Уровень готовности к обучению в школе оценивается хорошо. Процент детей с высоким уровнем готовности увеличился на 29%. Наблюдается положительная динамика, которая отражена в диаграмме.
|
|
|