|
Конкурс «Воспитать человека»
МБОУ «СОШ № 31 с углубленным изучением предметов
художественно-эстетического профиля»
город Нижневартовск, ХМАО-Югра
Всероссийский конкурс
«Воспитать человека»
Описание опыта и системы работы по теме
«Развитие ученического самоуправления в детском коллективе»
Юркина Светлана Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 31 с углубленным изучением предметов
художественно-эстетического профиля»
2014 год
Описание опыта и системы работы по теме
«Развитие ученического самоуправления в детском коллективе»
Задача учителя – это не только научить знаниям, но и помочь каждому ребенку стать полноценным членом общества, обрести навыки общения, активной жизненной позиции, ответственности за свои поступки, действия, ощутить себя значим, нужным другим людям. В этом заключается мое педагогическое кредо и гражданская позиция. За 26 лет работы в школе научилась по лицам и взглядам ребят читать их мысли, чувствовать эмоции, жить одной с ними жизнью, поэтому набирая 1 класс, каждый раз начинаю с главного, а именно, с создания условий, в которых бы классный коллектив стал настоящим, теплым, комфортным домом для моих детей. Я понимаю, что классный коллектив - это живой организм, в котором должны совмещаться учеба, воспитание, получение радости от прихода в школу. Вместе со своими воспитанниками и их родителями ищу наиболее эффективные способы организации и управления жизнью детского коллектива.
Как научить каждого ребёнка быть самостоятельным, ответственным, имеющим своё мнение и в то же время уважающим мнение другого человека? Чтобы добиться этого, я стараюсь довести до сознания детей, что общий успех, общая радость зависят от личного участия каждого во всём, чем живёт он сам, его товарищи и класс в целом.
Дети приходят из детских садов активные, с желанием принимают участие во всех мероприятиях, но с другой стороны, они слишком малы, чтобы организовать классное самоуправление. Стоит ли уже в начальной школе выстраивать самоуправление? Насколько целесообразно это делать?
Не сомневаюсь в том, что эта работа просто необходима. Все самые важные жизненные ценности закладываются в раннем возрасте, поэтому необходимо создавать постепенное, поэтапное, разумное и целенаправленное развитие ученического самоуправления. И начинается все с простейшей формы самоуправления – классного собрания, на котором объясняю, что все мы большая семья, в которой у каждого должны быть свои права и обязанности. Мы составляем свой свод правил, кодекс чести, узнаем, о чем ребята мечтают, кем хотят стать в будущем. В итоге приходим к выводу, что у нас настоящее детское государство со своими учителями, врачами, биологами, музыкантами, художниками… А кто бы хотел прямо сейчас попробовать себя в этой роли? Конечно, все!
Ученики начальной школы очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Вместе с родителями мы придумываем тот образ классной семьи, в которой нам придется жить. Раньше были командиры, звездочки, сектора, группы, а сейчас мы создаем города, которыми управляют мэры, дума, министерства. Так ребята узнают устройство государства, города, в котором живут. Ребята сами определяются в группы, выбирают мэра и определяются, в каком министерстве им интереснее работать. При этом я никогда не забываю, что эта деятельность для детей это не просто игра, а модель их будущего поведения в обществе. Вместе выбираем названия городов, девиз работы города и министерств в отдельности (девиз может меняться по желанию, по срокам, по интересам, в зависимости от цели, которую ставим).
Поскольку дети маленькие, поэтому у каждого министра есть свой советник из числа родителей. Они помогают освоить управленческие навыки и распределить обязанности в совместной деятельности в определенном министерстве, наладить отношения. Все это согласовывается на родительско - ученической конференции. Так для каждого ребенка находится своя общественно значимая работа, которая меняется в зависимости от интересов. Ребенок должен быть всегда в состоянии поиска, чтобы раскрыть себя, найти свое признание и самореализоваться. При этом важно, как организовать деятельность ребят, чтобы воспитание было незаметным, а как бы простым образом жизни?
Нужно подойти так к работе с ученическим самоуправлением, чтобы развитие самостоятельности, активности и коммуникабельности ребят шло КЛАССНО! НА УРА! Опыт показал, что организация деятельности ребят и родителей через создание и реализацию социальных, творческих проектов – один из эффективных способов развития самоуправления. Данный метод является основой развития ученического самоуправления в любом возрастном коллективе.
Организация любой деятельности должна решать определенные цели. Основная цель классного руководителя:
-
создать условия для социализации учащихся через ученическое самоуправление;
совершенствовать все формы воспитания: нравственно – эстетического, интеллектуально – познавательного, гражданско – патриотического направлений;
совершенствовать процесс предоставления учащимся дополнительных возможностей для самоопределения и самореализации в личностно и общественно значимой деятельности в классном коллективе и в образовательном пространстве школы через:
реализацию значимых социальных проектов на школьном уровне;
систему творческих дел общешкольного уровня и на уровне класса.
Суть работы заключается в том, чтобы развивать самостоятельность членов ученического коллектива в принятии и реализации решений.
На практике важно раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности учащихся и помочь им ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем класса.
Для себя я установила следующие критерии оценки эффективности воспитательной работы: планирование, анализ, контроль, регулирование, оценка и самооценка.
Какой результат я ожидаю? Высокий уровень сформированности общеучебных умений и навыков: учебно-управленческих, учебно-логических, учебно-информационных.
Определила следующие принципы ученического самоуправления, на которых строю свою работу в начальной школе уже не первый год: равноправие, выборность, откровенность и гласность, законность, целесообразность, гуманность, самодеятельность и ответственность.
Педагогическое управление своим классом, неразрывно связываю с взаимодействием с ученическим самоуправление, с соблюдением меры детской самостоятельности, потребностью детей советоваться со мною, планирование дел в классе осуществляю с непременным привлечением к этому своих воспитанников.
Для того чтобы понять, как организовать ученическое самоуправление в классном коллективе, разработала модель развития самоуправления в детском коллективе, структуру самоуправления и основные функции ученического самоуправления. Данная модель, структура и функции воспитанников соответствуют уровню подготовки детей моего класса.
Модель развития самоуправления в ученическом коллективе:
Определение цели деятельности
Принятие цели деятельности (коллективное обсуждение целей)
Постановка управленческой проблемы.
Коллективное обсуждение решения (выбор вариантов).
Принятие решения (оценка вариантов).
Реализация решения (организаторская деятельность).
Коллективное подведение итогов (оценка своих возможностей).
Структура самоуправления:
Мэр города
министерства
Министерство знаний
Министерство культуры
Министерство спорта
Министерство права
Министерство художеств
Министерство здравоохранения
Функции ученического самоуправления в детском коллективе:
1.Рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления.
2. Решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении класса.
3. Вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы.
4. Рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе.
5. Заслушивает отчеты и информацию, оценивает результаты деятельности органов самоуправления.
В своей работе использую следующие методы работы ученического самоуправления: проектирование, словесный, наглядный, активные методы обучения, игра; формы: индивидуальные консультации, отслеживание применения различного рода рекомендаций всеми участниками образовательного процесса, привлечение к самоуправлению через поручения, анализ и контроль, вовлечение учащихся во внеурочную деятельность через сотрудничество с «партнерами».
Партнеры классного руководителя: родительский комитет, учителя - предметники, центры дополнительного образования, музей, Центр национальных культур, библиотеки и т.п. Взаимодействие с партнерами позволяет проводить мероприятия с целью расширения кругозора, воспитания любви к Родине и обучения способам конструктивного взаимодействия.
На каждый учебный год составляю индивидуальный план работы «Ученическое самоуправление в детском коллективе на учебный год».
На классном собрании (классное собрание - это высший орган самоуправления в ученическом коллективе, где воспитанники учатся общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности), которое проходит каждую четверть.
В начале каждого учебного года совместно с ребятами разрабатывается план работы каждого министерства на учебный год (приложение 1).
Два раза в месяц каждое министерство рассказывает о проделанной работе на классном собрании. Результаты работы вывешиваются в классный уголок. В своем детском коллективе практикую не только собрания, но и короткие «оперативки» (10-15 минут). Такая форма сделала классные собрания действительно важнейшей формой коллективного самоуправления.
В своей работе использую основные документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления в детском коллективе: Устав школы, Гимн школы, клятву ученика МБОУ «СОШ № 31 с УИП ХЭП» и клятва учеников хореографического класса.
Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять, а значит отслеживать, оценивать, вносить коррективы. Для этого я использую апробированные диагностики. Результаты изучения нравственной самооценки (лаборатория воспитания нравственно-эстетической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО) показали, что у всех воспитанников сформирована достаточно нравственная самооценка.
Уровни/год, класс
|
2010-11
1 кл.
|
2011-12
2 кл.
|
2012-13
3 кл.
|
2013-14
4 кл.
|
Высокий уровень
|
3 ч.
|
5 ч.
|
8 ч.
|
11 ч.
|
Средний уровень
|
9 ч.
|
10 ч.
|
12 ч.
|
10 ч.
|
Ниже среднего уровень
|
12 ч.
|
10 ч.
|
6 ч.
|
5 ч.
|
Низкий уровень
|
2 ч.
|
1 ч.
|
0 ч.
|
0 ч.
|
Не следует, однако, думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление. Там, где педагоги устраняются от серьёзной работы с ученическим самоуправлением, возможны воспитательные результаты совершенно противоположные ожидаемым. В нашей школе педагоги оказывают помощь различным министерствам самоуправления. Педагоги изобразительного искусства, хореографии, музыки и физкультуры помогают министерствам культуры, художеств и спорта, классный руководитель и библиотекарь школы – министерствам знаний и права.
Мои воспитанники последовательно и четко выполняют правила ученика, разработанные в школе. Это организует и дисциплинирует учащихся. «Правила» стали теми нормами поведения, за которые борется сам детский коллектив и каждый воспитанник. Работа над правилами для учащихся постоянно проводится министерством права и классным руководителем. Мною проводится игра «Каков я в школе», беседы, в конце каждого учебного года проводятся диагностики «Отношение к жизненным ценностям» и «Нравственная мотивация», разработанные лабораторией воспитания нравственно-эстетической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО
Результаты диагностики «Отношение к жизненным ценностям»
Уровни / Год, класс
|
2010-11
1 кл.
|
2011-12
2 кл.
|
2012-13
3 кл.
|
2013-14
4 кл.
|
Средний
|
7 ч.
|
11 ч.
|
13 ч.
|
16 ч.
|
Ниже среднего
|
13 ч.
|
11 ч.
|
14 ч.
|
10 ч.
|
Низкий
|
6 ч.
|
4 ч.
|
0 ч.
|
0 ч.
|
Результаты диагностики «Нравственная мотивация»
Уровни / Год, класс
|
2010-11
1 кл.
|
2011-12
2 кл.
|
2012-13
3 кл.
|
2013-14
4 кл.
|
Высокий
|
6 ч.
|
14 ч.
|
19 ч.
|
23 ч.
|
Средний
|
16 ч.
|
10 ч.
|
8 ч.
|
4 ч.
|
Низкий
|
3 ч.
|
1 ч.
|
0 ч.
|
0 ч.
|
Развитие детской самодеятельности предполагает также широкое привлечение учащихся к самообслуживанию, которое не только усиливает и поддерживает материально-хозяйственную базу коллектива и его жизнеспособность, но и решает ряд насущных задач воспитания. Привычки и навыки самостоятельного труда, бережное, хозяйское отношение к общественной собственности рождаются как раз в совместных коллективных усилиях по самообслуживанию. Ребята сами планируют субботники, постоянно следят за сохранностью мебели и инвентаря, наблюдают, как в классе проходит дежурство.
Невозможно переоценить значение культурно-массовой работы в воспитании, как отдельных личностей, так и коллектива в целом. Роль классного самоуправления тут прослеживается особенно отчетливо. Ребята принимают участие в планировании мероприятий, высказывают свои предположения по поводу того, как их можно провести. Добиваясь победы своего коллектива в соревновании с другими детскими коллективами, мои воспитанники на практике борются со всеми недочетами, активно поддерживают и поощряют все лучшее, начиная со своих товарищей (конкурс «Самый умный ученик», предметные Брейн-ринги, конкурс «Мисс осень», конкурс новогодних газет, ярмарка «Золотая осень», оформление уголков по предметным неделям, спортивные эстафеты и др.)
На протяжении учебной и внеучебной деятельности у учащихся формируются способности к самореализации, самообразованию, самовыражению, самоуправлению. Это находило свое отражение в творческих работах (газеты к праздникам и юбилею города «35-летие города Нижневартовска», «75 и 80 - летие ХМАО», «День рождения школы»), памятках («Личная гигиена», «Противопожарная безопасность», «Вредные привычки», «Правила поведения в школе»), проектных работах («Красота спасет мир», «В здоровом теле – здоровый дух», «Весенние странички»); в исследовательских работах («Мода на все времена», «Человек и космос», «Люди и краски», «Секрет школьного успеха», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Вода без границ»). В процессе творческой деятельности у учащихся появляется внутреннее вознаграждение от самого процесса работы, возрастает самоуважение, признание со стороны окружающих, ожидание успеха при защите проектов.
Направления /год, класс
|
2010-11
1 кл.
|
2011-12
2 кл.
|
2012-13
3 кл.
|
2013-14
4 кл.
|
Творческие работы
|
88%
|
100%
|
100%
|
100%
|
Учебные и исследовательские проекты
|
38%
|
64%
|
74%
|
100%
|
К выходу из начальной школы у учащихся сохранен устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению предметов (приложение 2). Они готовы преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. На протяжении всех лет обучения детей занимаюсь формированием общеучебных умений и навыков с целью научить учащихся ставить реальные, значимые для себя цели, умение организовывать свою деятельность, умение высказывать свою точку зрения, аргументировать ее, умение работать в паре, группе, умение договариваться, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников. Это подтверждает и высокий уровень сформированности общеучебных умений и навыков:
умения и навыки/ Год, класс
|
2010-11
1 кл.
|
2011-12
2 кл.
|
2012-13
3 кл.
|
2013-14
4 кл.
|
Уровни
|
В.у.
|
С.у.
|
Н.у.
|
В.у.
|
С.у.
|
Н.у
|
В.у
|
С.у.
|
Н.у
|
В.у
|
С.у
|
Н.у
|
Учебно-организационные
|
20%
|
64%
|
16%
|
28%
|
68%
|
4%
|
52%
|
48%
|
0%
|
62%
|
38%
|
0%
|
Коммуникативные
|
20%
|
68%
|
12%
|
32%
|
68%
|
0%
|
48%
|
52%
|
0%
|
58%
|
42%
|
0%
|
Учебно-информационные
|
12%
|
54%
|
34%
|
25%
|
62%
|
13%
|
54%
|
42%
|
4%
|
62%
|
38%
|
0%
|
Учебно-интеллектуальные
|
14%
|
66%
|
20%
|
26%
|
66%
|
8%
|
34%
|
66%
|
0%
|
54%
|
46%
|
0%
|
Мои воспитанники являются участниками городских социально – значимых проектов: 1. фестиваль детского, юношеского и молодежного творчества «Самотлорские роднички»;
2. акций «Нижневартовск – город наш» и «Чистый город»;
3. конкурса, объявленного парком «Сибирские Увалы» - «Фауна Сибири»;
4. конкурса от Почты России - «Поздравь маму и папу»;
5. конкурса «Строим музей сказок» (городская библиотека).
Ребята постоянные участники школьных конкурсов «Радуга творчества», «Самый умный ученик», «Югорский эрудит», концертов, выставок, конкурсов, посвященных памятным датам.
Направления/ Год, класс
|
2010-11
1 кл.
|
2011-12
2 кл.
|
2012-13
3 кл.
|
2013-14
4 кл.
|
Спорт
|
25%
|
30%
|
55%
|
88%
|
Творческие конкурсы
|
50%
|
66%
|
74%
|
100%
|
Концерты
|
37%
|
54%
|
68%
|
100%
|
Интеллектуальные конкурсы
|
16%
|
28%
|
38%
|
54%
|
В классе преобладает атмосфера удовлетворённости результатами совместных дел. Мероприятия в классе и школе проходят занимательно и успешно. Ребята умеют сотрудничать и настроены на выполнение дел позитивно и дружелюбно. В любом деле между учениками царит согласие. Конфликтных ситуаций не возникает. Грамотный выход из конфликтной ситуации возможен тогда, когда я как классный руководитель «чувствую ученика», способна переживать, могу представить себя в создавшейся ситуации.
|
|
|