Главная страница

План развития и организации самоуправления в детском коллективе. Цель


Скачать 369.54 Kb.
Название План развития и организации самоуправления в детском коллективе. Цель
страница 1/3
Дата 12.02.2016
Размер 369.54 Kb.
Тип Документы
  1   2   3


План развития и организации самоуправления в детском коллективе.

Цель:

– создать благоприятные условия для формирования и развития самоуправления в детском коллективе.

Задачи:

  • Провести диагностику межличностных отношений в классе и личностных интересов;

  • Способствовать формированию и сплочению классного коллектива;

  • Вести работу по организации самоуправления в классе;

  • Способствовать формированию у школьников самостоятельности, активности, ответственности, инициативности, дисциплинированности, организаторских способностей, стремления к самореализации;

  • Способствовать становлению личности, его духовному, нравственному и интеллектуальному развитию путём вовлечения в разнообразную творческую деятельность;

  • Вовлечение родителей в процесс творческого становления личности ребёнка и в процесс планирования;

  • Формировать умение самим планировать и организовывать свою ученическую жизнь в школе и в частности внеклассную деятельность;

  • Воспитание социально-адаптированной и толерантной личности, любви к школе и школьным традициям;

  • Прививать чувство ответственности в учёбе; навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь.

  • Воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество;


Срок:

4 года (обучение в начальной школе)

Ожидаемый результат:

1) Положительная динамика проявлений ценностно-значимых качеств личности при повторной диагностики;
2) Обогащение личного опыта младших школьников социально и личностно-значимым содержанием;
3) Продуктивность деятельности мл. школьников, выраженная в соответствующих предметно-практических достижениях.

4) Критерии и показатели личностного роста;
5) Проявление свойств характеристик, поступков, ожидаемых в качестве результата воспитательной деятельности;
6) Формирование управленческого мышления, которое способствует формированию таких умений, как:

- анализировать возникающие управленческие ситуации и выявлять причины, их породившие;

- предвидеть последствия своих действий и действий коллектива;

- оценивать создавшуюся ситуацию и находить оптимальное решение;

- анализировать и синтезировать воспринимаемую управленческую информацию;

- аргументировано и логично отстаивать свое мнение;

- объективно оценивать свои действия, действия органов самоуправления;

- определять перспективы развития самоуправления, планировать работу с учетом этих перспектив;

- устанавливать деловые отношения с товарищами и педагогами.

7) Учащиеся приобретают ряд моральных качеств, необходимых человеку нашего времени, таких как:

- прежде всего, это личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам. Выступая при правильной постановке самоуправления в роли уполномоченных коллектива, дети приучаются видеть в интересах общего дела свои личные интересы.

- формируется и такое важное качество, как принципиальностью во взаимоотношениях с другими членами коллектива и постоянно растущая требовательность к себе и к своим товарищам.

  1. Участие в самоуправлении развивает в детях инициативу, постоянное стремление внести в жизнь коллектива что-то новое. В этом случае инициатива является личным вкладом каждого члена коллектива в улучшение работы и жизни школы в целом.

Направления работы по организации классного и школьного самоуправления.
1. Диагностика личности учащихся (социометрия, анкетирование, наблюдение);

Еще в первом классе, в преддверии организации самоуправления и выборов в Совет, надо провести социометрические исследования класса, выявить с помощью наблюдения и анкетирования организаторов, исполнителей, инициаторов. Предметом отслеживания (мониторинга) является творческая активность, познавательная активность и уровень воспитанности личности, уровень сформированности классного самоуправления.

  • Фотография”. Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Все дети получают лист бумаги, на котором нужно разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.

  • «Дом, в котором я живу». Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к товарищам.

  • Социометрия (совместно с педагогом-психологом). Результаты социометрии помогли мне выявить внутреннюю структуру класса, определить симпатии –антипатии детей, выявить учащихся, которым нужна дополнительная помощь и поддержка с моей стороны.

  • Еще одна диагностическая проективная методика предлагает учащимся определить свое отношение к одноклассникам. Нужно раздать детям листы с готовыми фразами и попросить их продолжить предложения.

  1. Самый близкий мне человек в классе, это...

  2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учебы время, это...

  3. Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это...

  4. Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это...

  5. Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это...

  6. Ребята, с которыми я не общаюсь, это...

  7. Ребята, с которыми мне приходиться общаться в школе по необходимости, это...

  8. Ребята, интересы которых мне чужды, это...

  9. Ребята, которые мне неприятны, это...

  10. Ребята, которых я избегаю, это...

2. Педагогическое руководство по развитию детского самоуправления;

Одним из важнейших направлений в деятельности классного самоуправления является создание и оформление информационных стендов, в которых отражается жизнь классных коллективов. Содержание стендов: структура классного самоуправления, список класса по группам с распределением поручений, план мероприятий на текущий месяц, уголок заметок, поздравительный (отдельно для именинников), «Наши успехи», «Досуг» (экскурсии, праздники), фото класса (или ребят отдельно по группам).

3. Направления работы с учащимися класса;

4. Индивидуальная работа с учащимися (формирование портфолио);

Важную роль в формировании творческой личности ребенка играет такая совместная деятельность родителей и детей, которая направлена на формирование творческого портфеля учащегося. Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Благодаря участию родителей, неназойливому контролю учителя, портфолио формируется ребенком; по мере взросления, анализируется им, что дает толчок для дальнейших достижений. Здесь важно учителю не оставить без внимания ни одного ребенка и ни одной работы. Поощрять активность школьников, советовать ученикам пробовать свои силы в разных направлениях, воспитывать стремление к совершенствованию. К концу второго года обучения большинство портфолио ребят будут иметь разнообразные по направлениям работы: как творческие, так и интеллектуальные.

5. Работа с родителями;

Совместно с родителями проводить праздники, совместные собрания, экскурсии, походы в театр. Задачей такого сотрудничества научить общаться, дружить, трудиться, отдыхать.

6. Подведение итогов работы по развитию личности и классного самоуправления (рефлексия).
Этапы развития самоуправления

1 этап. Для первого этапа характерно проведение педагогическим коллек­тивом работы по воспитанию у учащихся уважения к самому себе, ува­жительного отношения к членам коллектива, желания и потребности помочь учителю, стремления к активной социальной деятельности. На этом этапе динамика развития ученического самоуправления полностью зависит от педагога. Поэтому здесь целесообразно разработать и реализовать организационно-деятельностный проект по изучению уровня социальной активности учащихся и возможностей педагогов в ее развитии.

2 этап. Второй этап развития коллектива характеризуется стабильностью деятельности постоянно увеличивающегося ученического актива и постоянным расширением его прав и обязанностей. Инициатива в самоуправленческой деятельности на этом этапе исходит не только от педагогов, но и от значительной части детского коллектива. Некоторые виды деятельности коллектива полностью возглавляются учащимися. Формируются постоянно действующие органы самоуправления. Члены этих органов становятся организаторами работы с учащимися по интересам, проведения дежурств. Все большее значение в жизнедеятельности учащихся приобретает собрание.

3 этап. На третьем этапе самоуправление учащихся получает четкую структуру и содержательную завершенность. Это завершающий этап в формировании системы ученического самоуправления. Для него харак­терны расширение прав, обязанностей и усложнение функций органов самоуправления; передача отдельных воспитательных функций педагогов ученическим коллективам; постоянное увеличение числа воспитанников, принимающих участие в организации жизни коллектива; повышение ро­ли общественных детских и молодежных организаций в жизни коллекти­ва; выполнение управленческих функций в порядке очередности.

Формы: детская организация в рамках школы «Невская волна».

Классные традиции.

Традиции настраивают детей на коллективные, творческие дела. развивается, закрепляется и передается из года в год. Традиционными могут быть поздравления именинников, чаепития в конце каждой учебной четверти, праздничные мероприятия к знаменательным датам (23 февраля, 8 марта, новый год, масленица). На таких мероприятиях также развиваются дружеские отношения между детьми, в первую очередь, культивируется внимательное отношение друг к другу.

Традиционные дела команды корабля:

  1. Классные собрания: “Ищу помощников”, организационное собрание “Анализируем, оцениваем, планируем”, итоговое классное собрание “Лукошко наших дел”.

  2. Сбор макулатуры

  3. Участие в декадах знаний по предметам, в олимпиадах

  4. Интеллектуальные игры, турниры по шашкам и шахматам

  5. Праздники:

  • “День знаний”, день именинников “Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай!”

  • “Здравствуй, здравствуй Новый год”

  • “День, пахнущий мимозой” (для девочек и мам)

  • День Защитников отечества

  • Смотр строя и песни

  • День невинных обманов – день смеха

  1. Уроки мужества и памяти: 27 января и 9 мая

  2. Экскурсии “Знай и люби свой город”

  3. Походы и посещения театров

  4. Спортивные соревнования: школьные и районные

  5. Трудовые десанты

  6. Акции помощи.

Структура самоуправления

В начале учебного года были проведены выборы классного самоуправления, в их основу был положен выбор ребят. Были выбраны: капитан, штурман, боцман. Каждый из ребят высказал своё мнение о том, в каком экипаже он хочет работать, затем в каком из экипажей мог бы работать его одноклассник. После распределения каждый экипаж выбрал командира экипажа в совет корабля, которому я передела некоторые элементарные функции руководства коллективом. В течение года возможна смена деятельности, переход из одного экипажа в другой.

Школьный совет капитанов

«Невская волна»



Общее собрание членов Родительское собрание

команды корабля


Родительский комитет

Совет корабля Экипажи

Знатоки Затейники Чемпионы

Папарацци Забота Дизайнеры

Название экипажа (направление)

Содержание деятельности

Формы и методы работы

Экипаж «Знатоки»

Консультирует, оказывает помощь в учёбе, организует участие класса в предметных неделях, интеллектуальных играх, готовит классные часы по учебным вопросам

Интеллектуальные игры, диспуты, конкурсы («Неделя пятёрок»), акции, мероприятия в предметных неделях.

Экипаж «Затейники»

Готовит, сочиняет, организовывает КТД, классные вечера, праздники

КВНы, развлекательные программы, концерты, чаепития, ролевые игры

Экипаж «Чемпионы»

Организовывает спортивные состязания, походы. Обеспечивает участие класса в школьных, районных и городских соревнованиях.

Дни здоровья, эстафеты, соревнования по футболу, спортивные игры, классные часы по пропаганде здорового образа жизни

Экипаж «Папарацци»

Проводит опросы, интервью, анкетирование, выпускает тематические плакаты, готовит материалы для газет

Анкетирование, интервью, статьи, фотосессии, ведение электронной странички

Экипаж «Забота»

Оказывает помощь заболевшим одноклассникам, осуществляет связь с подшефным детским домом, с подшефной воинской частью, ветеранами.

SMS- служба домашних заданий, мероприятия для ветеранов, акции помощи детскому дому и воинской части

Экипаж «Дизайнеры»

Организует дежурство по классу, уборку территории, оформляет кабинет, обеспечивает участие в городских субботниках

Генеральные уборки, субботники, дежурства, проекты оформления класса

Организация самоуправления в классном коллективе

Совет коллектива класса (совет корабля) – главный исполнительный орган, избираемый на классном собрании на один год. Его члены руководят работой микрогрупп ( экипажей), создаваемых для организации в классе познавательной, художественно-творческой, физкультурно-оздоровительной, трудовой и других видов деятельности. Экипажи объединяют в своем составе учеников на основе общих интересов и существующих между ними дружеских отношений.

Наряду с постоянными органами самоуправления в классе могут действовать и временные органы самоуправления (совет дела, временные творческие группы и т.п.). При их создании целесообразно помнить следующее:

  • создание временных органов самоуправления определяется конкретной задачей, стоящей перед коллективом;

  • решение о создании этих органов принимается только ученическим коллективом, общественными организациями или их органами самоуправления;

  • в составе временных органов самоуправления могут быть только те учащиеся, которые участвуют в решении данной конкретной задачи;

  • органы самоуправления независимо от срока, на который они сформированы, должны отчитаться перед коллективом о выполнении поставленных задач;

  • осуществив решение организаторской задачи, они прекращают свое существование.

Высшим органом управления в классном коллективе между собраниями является –

Совет корабля. В состав Совета входят:

1. Капитан корабля – отвечает за работу классного коллектива.
2. Штурман – представляет интересы класса в школьном совете.
3. Боцман – выполняет обязанности Капитана в случае его отсутствия.
4. Командиры экипажей (6 человек).
Каждый член Совета корабля отвечает за одно из основных направлений работы и отчитывается о проделанной работе перед классным собранием.

У каждого из членов совета корабля могут быть помощники из учеников класса, проявляющих интерес к данному направлению работы.

Классный руководитель помогает, в меру необходимости, ученическому Совету корабля в его работе рекомендациями, деловыми предложениями.

Ученический классный Совет корабля собирается не реже одного раза в неделю.

Каждый член команды корабля обязан выполнять поручения, данные ему Советом корабля.
Принципы самоуправления:

1. Принцип равноправия

2. Принцип открытости и гласности

3. Принцип взаимодоверия;

4. Принцип взаимопомощи;

5. Принцип сотрудничества;

6. Принцип отчётности

7. Принцип сменяемости актива;

8. Принцип единого планирования.

Динамика самоуправления на разных этапах развития коллектива




I этап
1 класс

II этап
2–3 класс

III этап
4 класс

Качества коллектива

Создание актива, формирование общих целей, интереса к деятельности в коллективе

Заинтересованность учащихся в делах класса, формирование коллектива

Организация самоуправления

Функция самоуправления

Исполнительская

Исполнительно-организаторская

Управленческая

Способы привлечения учащихся к самоуправлению:

назначение ответственных лиц

выборность актива демократическим путем

участие каждого в организации дел в порядке очередности

Содержание самоуправления

Система временных поручений, назначение ответственных лиц,

самооценка, самоконтроль и др

Самостоятельное выполнение небольших заданий, разработка идей, распределение обязанностей,  помощь в проведении мероприятий

Принятие решений, организация, контроль, разработка проектов, коллективное планирование, проведение, анализ дела

Позиция классного руководителя

Учитель

Консультант

Партнер

Характер деятельности педагога:

сообщает учащимся знания о значении самоуправления, формирует положительные мотивы у учащихся к самоуправленческой деятельности, вырабатывает  у учащихся навыки самостоятельной работы

передает учащихся организаторский опыт, показывает пример участие в общественной работе, выступает носителем традиций, сложившихся в самоуправлении школы

сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач


Общее собрание команды корабля

Собрание является высшим органом классного самоуправления и обеспечивает каждому ученику право участия в подготовке, обсуждении и принятии решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса.

  1. Общее собрание команды корабля:

- обсуждает любые вопросы коллектива и принимает по ним необходимые решения

-планирует жизнедеятельность классного коллектива

- избирает лидера класса (капитана)

-распределяет обязанности, постоянные поручения среди учащихся

-слушает отчеты ответственных лиц и органов самоуправления о проделанной работе, выполнении поручений

- высказывает свои пожелания и предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса в классе

  1. Классное собрание является правомочным, если на нем присутствует не менее

¾ учащихся класса. Участие в работе собрания – обязанность каждого учащегося.

  1. Решение собрания считается принятым и обязательным для всех учащихся класса, если за него высказались не менее половины всех учащихся.

  2. Решение классного собрания протоколируется и выполнение его контролируется.

  3. Общее собрание проводится не реже одного раза в месяц.

Совет корабля обладает следующими полномочиями:

  1. участие в составлении и обсуждении плана работы класса;

  2. подбор и назначение ответственных за подготовку и проведение различных дел в классе;

  3. заслушивание отчетов экипажей за выполнение поручений;

  4. организация участия всех членов команды – детей и взрослых – в коллективных творческих делах класса и школы;

  5. подведение итогов соревнования между экипажами

  • Рейтинг успеваемости учащихся по полугодиям и за год

  • Рейтинг участия в общественной жизни класса и школы по полугодиям и за год

  • “Лучший ученик года”

  • “Лучший экипаж года”

6. рассматривает конфликтные ситуации в классе;

Итоговая диагностика

Для того, чтобы результаты были объективными ведется систематический учет деятельности каждого члена экипажа и всего экипажа в целом – бортовой журнал, в котором за все классные и общешкольные дела выставляются баллы, за участие в районных мероприятиях дается большее количество баллов. В конце полугодия и за год подсчитывается “Рейтинг участия в общественной жизни класса и школы каждого члена команды и экипажа в целом”, так же подсчитывается “Рейтинг успеваемости каждого ученика и экипажа – средний балл успеваемости”. По результатам этих данных выявляется “лучший ученик”, “Лидер класса” и “Экипаж года”. Эти ребята обязательно награждаются грамотами и призами

Для определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе рекомендуется использовать методику, подготовленную профессором М.И. Рожковым.

Диагностические методы и методики по выявлению уровня развития коллектива класса и его самоуправления, взаимоотношений между учащимися

Методика "Какой у нас коллектив"


Цель: определить степень удовлетворения своим коллективом.
Ход проведения. Школьникам предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива по А.Н.Лутошкину: "Песчаная россыпь", "Мягкая глина", "Мерцающий маяк", "Алый парус", "Горящий факел" (Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.: "Просвещение", 1986. Учащиеся оценивают уровень развития своего коллектива. На основании ответов педагог сможет определить по пятибальной шкале степень удовлетворенности своим классом, узнать, как оценивают школьники его сплоченность, единство. Вместе с тем удается определить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими.
Возможен и другой вариант использования этой методики. Школьники обсуждают, разбившись на группы, следующие вопросы: на каком этапе развития коллектива находится наш коллектив и почему; что нам мешает подняться на более высокий уровень развития коллектива; что поможет стать нам более сплоченным коллективом. В этом случае педагог может получить более развернутую информацию о состоянии взаимоотношений в коллективе, удовлетворенности детей своим коллективом, видении школьниками перспектив его развития.

Опрос учащихся "Как прожит год?"


Для проведения опроса подготавливаются листы бумаги одинакового формата, на которых в виде таблицы расчерчены графы (№ п|п, название дела, степень участия: был организатором, выполнял задание по подготовке, был рядовым участником, был зрителем, не участвовал). Подготовить опросные листы может совет класса (редколлегия, социологическая группа). Перечень дел вписывается заранее в графу "Название дела", в каждый опросный лист.
Проведение опроса. Сначала ребятам объясняется для чего проводится опрос и как он будет проходить. Попросите каждого на своем листе написать фамилию и имя. Затем учащимся предлагается против каждого дела в одной из пяти граф поставить знак "плюс", что и будет ответом на вопрос: "Как я участвовал в делах класса?" После того, как все закончат данную работу, ребята подсчитывают, сколько у них получилось плюсов в каждой графе, и записывают результат внизу таблицы.
Обработка и анализ опроса. Все полученные ответы (плюсы) с каждого опросного листа переносятся в сводную таблицу результатов. Подсчитанное количество ответов в каждой графе по каждому делу покажет, сколько было настоящих участников того или иного дела, а скольких ребят оно совсем не коснулось Можно это выразить и в процентном отношении: 100% - число участников проса, суммы ответов по каждой графе (по вертикали) тоже переводятся в проценты. Сравнивая соотношение полученных результатов, предстает реальная картина активности каждого учащегося.
Можно проанализировать характер участия ребят в различных делах, что преобладает: активное или пассивное их участие. Сколько учащихся и сколько раз поставили плюсы в графах "Был организатором" и "Выполнял задание по подготовке?" Что это за ребята, какие имеют поручения, в каких делах они принимали активное участие. Что собой представляют ребята, принимавшие лишь пассивное участие ("Был рядовым участником", "Был зрителем") в делах, сколько их? Каков характер дел, в которых больше всего было активных участников? И наоборот, в которых большинство принимало пассивное участие. Сколько вообще было в классе дел, предполагающих действенное участие ребят, а сколько – словесного, созерцательного характера.
На основании общего анализа опроса делаются соответствующие выводы. После объявления учащимся результатов опроса, возможно совместное определение перспектив в организации жизнедеятельности класса, в т.ч. и что необходимо сделать, чтобы в делах класса участвовал каждый.
  1   2   3