|
План развития и организации самоуправления в детском коллективе. Цель
План развития и организации самоуправления в детском коллективе.
Цель:
– создать благоприятные условия для формирования и развития самоуправления в детском коллективе.
Задачи:
-
Провести диагностику межличностных отношений в классе и личностных интересов;
Способствовать формированию и сплочению классного коллектива;
Вести работу по организации самоуправления в классе;
Способствовать формированию у школьников самостоятельности, активности, ответственности, инициативности, дисциплинированности, организаторских способностей, стремления к самореализации;
Способствовать становлению личности, его духовному, нравственному и интеллектуальному развитию путём вовлечения в разнообразную творческую деятельность;
Вовлечение родителей в процесс творческого становления личности ребёнка и в процесс планирования;
Формировать умение самим планировать и организовывать свою ученическую жизнь в школе и в частности внеклассную деятельность;
Воспитание социально-адаптированной и толерантной личности, любви к школе и школьным традициям;
Прививать чувство ответственности в учёбе; навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь.
Воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество;
Срок:
4 года (обучение в начальной школе)
Ожидаемый результат:
1) Положительная динамика проявлений ценностно-значимых качеств личности при повторной диагностики;
2) Обогащение личного опыта младших школьников социально и личностно-значимым содержанием;
3) Продуктивность деятельности мл. школьников, выраженная в соответствующих предметно-практических достижениях.
4) Критерии и показатели личностного роста;
5) Проявление свойств характеристик, поступков, ожидаемых в качестве результата воспитательной деятельности;
6) Формирование управленческого мышления, которое способствует формированию таких умений, как:
- анализировать возникающие управленческие ситуации и выявлять причины, их породившие;
- предвидеть последствия своих действий и действий коллектива;
- оценивать создавшуюся ситуацию и находить оптимальное решение;
- анализировать и синтезировать воспринимаемую управленческую информацию;
- аргументировано и логично отстаивать свое мнение;
- объективно оценивать свои действия, действия органов самоуправления;
- определять перспективы развития самоуправления, планировать работу с учетом этих перспектив;
- устанавливать деловые отношения с товарищами и педагогами.
7) Учащиеся приобретают ряд моральных качеств, необходимых человеку нашего времени, таких как:
- прежде всего, это личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам. Выступая при правильной постановке самоуправления в роли уполномоченных коллектива, дети приучаются видеть в интересах общего дела свои личные интересы.
- формируется и такое важное качество, как принципиальностью во взаимоотношениях с другими членами коллектива и постоянно растущая требовательность к себе и к своим товарищам.
Участие в самоуправлении развивает в детях инициативу, постоянное стремление внести в жизнь коллектива что-то новое. В этом случае инициатива является личным вкладом каждого члена коллектива в улучшение работы и жизни школы в целом.
Направления работы по организации классного и школьного самоуправления.
1. Диагностика личности учащихся (социометрия, анкетирование, наблюдение);
Еще в первом классе, в преддверии организации самоуправления и выборов в Совет, надо провести социометрические исследования класса, выявить с помощью наблюдения и анкетирования организаторов, исполнителей, инициаторов. Предметом отслеживания (мониторинга) является творческая активность, познавательная активность и уровень воспитанности личности, уровень сформированности классного самоуправления.
“Фотография”. Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Все дети получают лист бумаги, на котором нужно разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.
«Дом, в котором я живу». Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к товарищам.
Социометрия (совместно с педагогом-психологом). Результаты социометрии помогли мне выявить внутреннюю структуру класса, определить симпатии –антипатии детей, выявить учащихся, которым нужна дополнительная помощь и поддержка с моей стороны.
Еще одна диагностическая проективная методика предлагает учащимся определить свое отношение к одноклассникам. Нужно раздать детям листы с готовыми фразами и попросить их продолжить предложения.
Самый близкий мне человек в классе, это...
Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учебы время, это...
Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это...
Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это...
Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это...
Ребята, с которыми я не общаюсь, это...
Ребята, с которыми мне приходиться общаться в школе по необходимости, это...
Ребята, интересы которых мне чужды, это...
-
Ребята, которые мне неприятны, это...
Ребята, которых я избегаю, это...
2. Педагогическое руководство по развитию детского самоуправления;
Одним из важнейших направлений в деятельности классного самоуправления является создание и оформление информационных стендов, в которых отражается жизнь классных коллективов. Содержание стендов: структура классного самоуправления, список класса по группам с распределением поручений, план мероприятий на текущий месяц, уголок заметок, поздравительный (отдельно для именинников), «Наши успехи», «Досуг» (экскурсии, праздники), фото класса (или ребят отдельно по группам).
3. Направления работы с учащимися класса;
4. Индивидуальная работа с учащимися (формирование портфолио);
Важную роль в формировании творческой личности ребенка играет такая совместная деятельность родителей и детей, которая направлена на формирование творческого портфеля учащегося. Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Благодаря участию родителей, неназойливому контролю учителя, портфолио формируется ребенком; по мере взросления, анализируется им, что дает толчок для дальнейших достижений. Здесь важно учителю не оставить без внимания ни одного ребенка и ни одной работы. Поощрять активность школьников, советовать ученикам пробовать свои силы в разных направлениях, воспитывать стремление к совершенствованию. К концу второго года обучения большинство портфолио ребят будут иметь разнообразные по направлениям работы: как творческие, так и интеллектуальные.
5. Работа с родителями;
Совместно с родителями проводить праздники, совместные собрания, экскурсии, походы в театр. Задачей такого сотрудничества научить общаться, дружить, трудиться, отдыхать.
6. Подведение итогов работы по развитию личности и классного самоуправления (рефлексия).
Этапы развития самоуправления
1 этап. Для первого этапа характерно проведение педагогическим коллективом работы по воспитанию у учащихся уважения к самому себе, уважительного отношения к членам коллектива, желания и потребности помочь учителю, стремления к активной социальной деятельности. На этом этапе динамика развития ученического самоуправления полностью зависит от педагога. Поэтому здесь целесообразно разработать и реализовать организационно-деятельностный проект по изучению уровня социальной активности учащихся и возможностей педагогов в ее развитии.
2 этап. Второй этап развития коллектива характеризуется стабильностью деятельности постоянно увеличивающегося ученического актива и постоянным расширением его прав и обязанностей. Инициатива в самоуправленческой деятельности на этом этапе исходит не только от педагогов, но и от значительной части детского коллектива. Некоторые виды деятельности коллектива полностью возглавляются учащимися. Формируются постоянно действующие органы самоуправления. Члены этих органов становятся организаторами работы с учащимися по интересам, проведения дежурств. Все большее значение в жизнедеятельности учащихся приобретает собрание.
3 этап. На третьем этапе самоуправление учащихся получает четкую структуру и содержательную завершенность. Это завершающий этап в формировании системы ученического самоуправления. Для него характерны расширение прав, обязанностей и усложнение функций органов самоуправления; передача отдельных воспитательных функций педагогов ученическим коллективам; постоянное увеличение числа воспитанников, принимающих участие в организации жизни коллектива; повышение роли общественных детских и молодежных организаций в жизни коллектива; выполнение управленческих функций в порядке очередности.
Формы: детская организация в рамках школы «Невская волна».
Классные традиции.
Традиции настраивают детей на коллективные, творческие дела. развивается, закрепляется и передается из года в год. Традиционными могут быть поздравления именинников, чаепития в конце каждой учебной четверти, праздничные мероприятия к знаменательным датам (23 февраля, 8 марта, новый год, масленица). На таких мероприятиях также развиваются дружеские отношения между детьми, в первую очередь, культивируется внимательное отношение друг к другу.
Традиционные дела команды корабля:
Классные собрания: “Ищу помощников”, организационное собрание “Анализируем, оцениваем, планируем”, итоговое классное собрание “Лукошко наших дел”.
Сбор макулатуры
Участие в декадах знаний по предметам, в олимпиадах
Интеллектуальные игры, турниры по шашкам и шахматам
Праздники:
“День знаний”, день именинников “Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай!”
“Здравствуй, здравствуй Новый год”
“День, пахнущий мимозой” (для девочек и мам)
День Защитников отечества
Смотр строя и песни
День невинных обманов – день смеха
Уроки мужества и памяти: 27 января и 9 мая
Экскурсии “Знай и люби свой город”
Походы и посещения театров
Спортивные соревнования: школьные и районные
Трудовые десанты
Акции помощи.
Структура самоуправления
В начале учебного года были проведены выборы классного самоуправления, в их основу был положен выбор ребят. Были выбраны: капитан, штурман, боцман. Каждый из ребят высказал своё мнение о том, в каком экипаже он хочет работать, затем в каком из экипажей мог бы работать его одноклассник. После распределения каждый экипаж выбрал командира экипажа в совет корабля, которому я передела некоторые элементарные функции руководства коллективом. В течение года возможна смена деятельности, переход из одного экипажа в другой.
Школьный совет капитанов
«Невская волна»
Общее собрание членов Родительское собрание
команды корабля
Родительский комитет
Совет корабля Экипажи
Знатоки Затейники Чемпионы
Папарацци Забота Дизайнеры
Название экипажа (направление)
|
Содержание деятельности
|
Формы и методы работы
|
Экипаж «Знатоки»
|
Консультирует, оказывает помощь в учёбе, организует участие класса в предметных неделях, интеллектуальных играх, готовит классные часы по учебным вопросам
|
Интеллектуальные игры, диспуты, конкурсы («Неделя пятёрок»), акции, мероприятия в предметных неделях.
|
Экипаж «Затейники»
|
Готовит, сочиняет, организовывает КТД, классные вечера, праздники
|
КВНы, развлекательные программы, концерты, чаепития, ролевые игры
|
Экипаж «Чемпионы»
|
Организовывает спортивные состязания, походы. Обеспечивает участие класса в школьных, районных и городских соревнованиях.
|
Дни здоровья, эстафеты, соревнования по футболу, спортивные игры, классные часы по пропаганде здорового образа жизни
|
Экипаж «Папарацци»
|
Проводит опросы, интервью, анкетирование, выпускает тематические плакаты, готовит материалы для газет
|
Анкетирование, интервью, статьи, фотосессии, ведение электронной странички
|
Экипаж «Забота»
|
Оказывает помощь заболевшим одноклассникам, осуществляет связь с подшефным детским домом, с подшефной воинской частью, ветеранами.
|
SMS- служба домашних заданий, мероприятия для ветеранов, акции помощи детскому дому и воинской части
|
Экипаж «Дизайнеры»
|
Организует дежурство по классу, уборку территории, оформляет кабинет, обеспечивает участие в городских субботниках
|
Генеральные уборки, субботники, дежурства, проекты оформления класса
|
Организация самоуправления в классном коллективе
Совет коллектива класса (совет корабля) – главный исполнительный орган, избираемый на классном собрании на один год. Его члены руководят работой микрогрупп ( экипажей), создаваемых для организации в классе познавательной, художественно-творческой, физкультурно-оздоровительной, трудовой и других видов деятельности. Экипажи объединяют в своем составе учеников на основе общих интересов и существующих между ними дружеских отношений.
Наряду с постоянными органами самоуправления в классе могут действовать и временные органы самоуправления (совет дела, временные творческие группы и т.п.). При их создании целесообразно помнить следующее:
создание временных органов самоуправления определяется конкретной задачей, стоящей перед коллективом;
решение о создании этих органов принимается только ученическим коллективом, общественными организациями или их органами самоуправления;
-
в составе временных органов самоуправления могут быть только те учащиеся, которые участвуют в решении данной конкретной задачи;
органы самоуправления независимо от срока, на который они сформированы, должны отчитаться перед коллективом о выполнении поставленных задач;
осуществив решение организаторской задачи, они прекращают свое существование.
Высшим органом управления в классном коллективе между собраниями является –
Совет корабля. В состав Совета входят:
1. Капитан корабля – отвечает за работу классного коллектива.
2. Штурман – представляет интересы класса в школьном совете.
3. Боцман – выполняет обязанности Капитана в случае его отсутствия.
4. Командиры экипажей (6 человек).
Каждый член Совета корабля отвечает за одно из основных направлений работы и отчитывается о проделанной работе перед классным собранием.
У каждого из членов совета корабля могут быть помощники из учеников класса, проявляющих интерес к данному направлению работы.
Классный руководитель помогает, в меру необходимости, ученическому Совету корабля в его работе рекомендациями, деловыми предложениями.
Ученический классный Совет корабля собирается не реже одного раза в неделю.
Каждый член команды корабля обязан выполнять поручения, данные ему Советом корабля.
Принципы самоуправления:
1. Принцип равноправия
2. Принцип открытости и гласности
3. Принцип взаимодоверия;
4. Принцип взаимопомощи;
5. Принцип сотрудничества;
6. Принцип отчётности
7. Принцип сменяемости актива;
8. Принцип единого планирования.
Динамика самоуправления на разных этапах развития коллектива
|
I этап
1 класс
|
II этап
2–3 класс
|
III этап
4 класс
|
Качества коллектива
|
Создание актива, формирование общих целей, интереса к деятельности в коллективе
|
Заинтересованность учащихся в делах класса, формирование коллектива
|
Организация самоуправления
|
Функция самоуправления
|
Исполнительская
|
Исполнительно-организаторская
|
Управленческая
|
Способы привлечения учащихся к самоуправлению:
|
назначение ответственных лиц
|
выборность актива демократическим путем
|
участие каждого в организации дел в порядке очередности
|
Содержание самоуправления
|
Система временных поручений, назначение ответственных лиц,
самооценка, самоконтроль и др
|
Самостоятельное выполнение небольших заданий, разработка идей, распределение обязанностей, помощь в проведении мероприятий
|
Принятие решений, организация, контроль, разработка проектов, коллективное планирование, проведение, анализ дела
|
Позиция классного руководителя
|
Учитель
|
Консультант
|
Партнер
|
Характер деятельности педагога:
|
сообщает учащимся знания о значении самоуправления, формирует положительные мотивы у учащихся к самоуправленческой деятельности, вырабатывает у учащихся навыки самостоятельной работы
|
передает учащихся организаторский опыт, показывает пример участие в общественной работе, выступает носителем традиций, сложившихся в самоуправлении школы
|
сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач
|
Общее собрание команды корабля
Собрание является высшим органом классного самоуправления и обеспечивает каждому ученику право участия в подготовке, обсуждении и принятии решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса.
Общее собрание команды корабля:
- обсуждает любые вопросы коллектива и принимает по ним необходимые решения
-планирует жизнедеятельность классного коллектива
- избирает лидера класса (капитана)
-распределяет обязанности, постоянные поручения среди учащихся
-слушает отчеты ответственных лиц и органов самоуправления о проделанной работе, выполнении поручений
- высказывает свои пожелания и предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса в классе
Классное собрание является правомочным, если на нем присутствует не менее
¾ учащихся класса. Участие в работе собрания – обязанность каждого учащегося.
Решение собрания считается принятым и обязательным для всех учащихся класса, если за него высказались не менее половины всех учащихся.
Решение классного собрания протоколируется и выполнение его контролируется.
Общее собрание проводится не реже одного раза в месяц.
Совет корабля обладает следующими полномочиями:
-
участие в составлении и обсуждении плана работы класса;
подбор и назначение ответственных за подготовку и проведение различных дел в классе;
заслушивание отчетов экипажей за выполнение поручений;
организация участия всех членов команды – детей и взрослых – в коллективных творческих делах класса и школы;
подведение итогов соревнования между экипажами
Рейтинг успеваемости учащихся по полугодиям и за год
Рейтинг участия в общественной жизни класса и школы по полугодиям и за год
“Лучший ученик года”
“Лучший экипаж года”
6. рассматривает конфликтные ситуации в классе;
Итоговая диагностика
Для того, чтобы результаты были объективными ведется систематический учет деятельности каждого члена экипажа и всего экипажа в целом – бортовой журнал, в котором за все классные и общешкольные дела выставляются баллы, за участие в районных мероприятиях дается большее количество баллов. В конце полугодия и за год подсчитывается “Рейтинг участия в общественной жизни класса и школы каждого члена команды и экипажа в целом”, так же подсчитывается “Рейтинг успеваемости каждого ученика и экипажа – средний балл успеваемости”. По результатам этих данных выявляется “лучший ученик”, “Лидер класса” и “Экипаж года”. Эти ребята обязательно награждаются грамотами и призами
Для определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе рекомендуется использовать методику, подготовленную профессором М.И. Рожковым.
Диагностические методы и методики по выявлению уровня развития коллектива класса и его самоуправления, взаимоотношений между учащимися
Методика "Какой у нас коллектив"
Цель: определить степень удовлетворения своим коллективом.
Ход проведения. Школьникам предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива по А.Н.Лутошкину: "Песчаная россыпь", "Мягкая глина", "Мерцающий маяк", "Алый парус", "Горящий факел" (Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.: "Просвещение", 1986. Учащиеся оценивают уровень развития своего коллектива. На основании ответов педагог сможет определить по пятибальной шкале степень удовлетворенности своим классом, узнать, как оценивают школьники его сплоченность, единство. Вместе с тем удается определить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими.
Возможен и другой вариант использования этой методики. Школьники обсуждают, разбившись на группы, следующие вопросы: на каком этапе развития коллектива находится наш коллектив и почему; что нам мешает подняться на более высокий уровень развития коллектива; что поможет стать нам более сплоченным коллективом. В этом случае педагог может получить более развернутую информацию о состоянии взаимоотношений в коллективе, удовлетворенности детей своим коллективом, видении школьниками перспектив его развития.
Опрос учащихся "Как прожит год?"
Для проведения опроса подготавливаются листы бумаги одинакового формата, на которых в виде таблицы расчерчены графы (№ п|п, название дела, степень участия: был организатором, выполнял задание по подготовке, был рядовым участником, был зрителем, не участвовал). Подготовить опросные листы может совет класса (редколлегия, социологическая группа). Перечень дел вписывается заранее в графу "Название дела", в каждый опросный лист.
Проведение опроса. Сначала ребятам объясняется для чего проводится опрос и как он будет проходить. Попросите каждого на своем листе написать фамилию и имя. Затем учащимся предлагается против каждого дела в одной из пяти граф поставить знак "плюс", что и будет ответом на вопрос: "Как я участвовал в делах класса?" После того, как все закончат данную работу, ребята подсчитывают, сколько у них получилось плюсов в каждой графе, и записывают результат внизу таблицы.
Обработка и анализ опроса. Все полученные ответы (плюсы) с каждого опросного листа переносятся в сводную таблицу результатов. Подсчитанное количество ответов в каждой графе по каждому делу покажет, сколько было настоящих участников того или иного дела, а скольких ребят оно совсем не коснулось Можно это выразить и в процентном отношении: 100% - число участников проса, суммы ответов по каждой графе (по вертикали) тоже переводятся в проценты. Сравнивая соотношение полученных результатов, предстает реальная картина активности каждого учащегося.
Можно проанализировать характер участия ребят в различных делах, что преобладает: активное или пассивное их участие. Сколько учащихся и сколько раз поставили плюсы в графах "Был организатором" и "Выполнял задание по подготовке?" Что это за ребята, какие имеют поручения, в каких делах они принимали активное участие. Что собой представляют ребята, принимавшие лишь пассивное участие ("Был рядовым участником", "Был зрителем") в делах, сколько их? Каков характер дел, в которых больше всего было активных участников? И наоборот, в которых большинство принимало пассивное участие. Сколько вообще было в классе дел, предполагающих действенное участие ребят, а сколько – словесного, созерцательного характера.
На основании общего анализа опроса делаются соответствующие выводы. После объявления учащимся результатов опроса, возможно совместное определение перспектив в организации жизнедеятельности класса, в т.ч. и что необходимо сделать, чтобы в делах класса участвовал каждый.
|
|
|