|
Фатхутдинова Рузиля Ринатовна Развитие национального образования в условиях модернизации
Фатхутдинова Рузиля Ринатовна
Развитие национального образования в условиях модернизации.
Национально-региональный компонент в учебно-воспитательном процессе.
На современном этапе развития Республики Татарстан национальное образование является одним из важнейших факторов благосостояния республики, благополучия каждого гражданина, независимо от национальной принадлежности, проживающего на ее территории. Модернизация национального образования должна способствовать равноправию национальных культур народов Республики Татарстан.
Целью модернизации национального образования является создание механизма устойчивого развития системы национального образования и воспитания в образовательных учреждениях, направленного на интеграцию ценностей и традиций национальной культуры, сохранение обычаев народов.
В целях реализации национально-образовательной политики в системе общего образования в условиях его модернизации необходимо:
создать устойчивую систему непрерывного национального образования: ДОУ – школа – начальное, среднее, высшее профессиональное учебное заведение ( на сегодня преемственность по обучению на родном языке между ДОУ и школами, между школами и ВУЗами остается важной проблемой);
-
серьезная работа предстоит по экспертизе качества учебной литературы на родном языке;
Национальное образование является политическим и социальным институтом нации и выступает как фактор сохранения и развития языка, истории и культуры нации, направлено на идею укрепления государственности любого народа, предназначено для передачи подрастающим поколениям народных нравственных, духовных традиций и ценностей. Выполнение этих задач требует отражения в содержании национального образования духа нации, ее прошлого и настоящего, ее культурно-исторических характеристик и особенностей;
Таким образом, обновление и развитие национального образования должно быть тесно связано с ведущими идеями и концепциями, опираясь на которые можно целенаправленно строить педагогический процесс, осмысленно подходить к отбору содержания образования, выбору дидактических средств и методов обучения, организации внеучебной деятельности учащихся.
Язык есть отражение национальной культуры народа, говорящего на нем. Язык и национальная культура не разделимы. Но так как язык есть общественное явление, то именно он является хранителем информации об окружающем нас мире, зеркалом национальной культуры. Следовательно, национально-региональный компонент должен занимать особое место в содержании обучения.
НРК подразумевает систематическое и последовательное включение в учебный процесс материалов страноведческого характера, культуроведческих сведений, раскрывающих содержание духовной культуры народа, а также материалов, обеспечивающих коммуникативную компетенцию учащихся.
Национально-региональный компонент:
отвечает потребностям и интересам в области образования народов нашей республики;
-
позволяет организовать занятия, направленные на изучение национального (родного) языка и литературы, а также природных, экономических и социокультурных особенностей региона.
Поэтому НРК на этапе основной школы целесообразно использовать на изучение отдельных образовательных областей и занятия поисково-исследовательского характера.
Образовательная область Филология: русский язык, татарский язык, иностранный язык. В результате учащимся обеспечиваются условия для овладения навыками культуры поведения, овладение знаниями о культуре, истории, традициях народов.
Образовательная область Математика включает математику, алгебру и геометрию. Став языком науки и техники, математика все больше проникает и в повседневную жизнь. Грамотное владение математическим языком существенно расширяет коммуникативные возможности современного образованного человека. В ходе решения задач с элементами НРК – основной учебной деятельности на уроках математики, развивается творческая и прикладная стороны мышления.
Информатика формирует системно-информационный подход к анализу окружающего мира, навыки использования информационных технологий, необходимых во всех областях практической деятельности человека.
Образовательная область Обществознание включает предметы: история и география. История формирует систему знаний об истории человеческого общества, место в ней нашей республики, воспитывает гражданина и патриота Отечества. Начиная с 5 класса, блочно ведется история Татарстана.
География дает возможность более широкой реализации межпредметных связей, НРК в основном проявляется при изучении географии Татарстана.
Физическая культура включает как занятия общеразвивающего и общеукрепляющего характера, так и элементы спортивной подготовки (в том числе виды спорта, традиционные для нашего региона).
Элементы НРК можно успешно применять и на всех остальных предметах, о которых я не говорила.
Включение НРК в учебный процесс является основным условием приобщения школьников к культуре той местности, где он живет; обучения вежливому, доброжелательному общению с соблюдением норм этикета; развития культурно и духовно богатой личности; укрепления уважения к многообразным национальным культурам.
В условиях новой языковой ситуации в республике формирование человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций.
Необходимость обучения татарскому языку не татар требует систематизации культурологического материала. НРК особенно ярко проявляется в области лексики, фразеологии. Формирование определенных фоновых знаний помогают адекватному восприятию и общению на изучаемом языке. Фоновые знания отражают специфику национальной культуры.
Поэтому учителя языковеды должны стремиться:
помочь учащимся осознать богатство культурного наследия;
развивать у учащихся способность к сопереживанию в суть идей, выдвигаемых другими людьми;
развивать у школьников чувство принадлежности к мировой культуре.
Использовать НРК, учитывая следующие критерии:
критерий типичности, который призван обеспечить отбор местного материала, отражающий наиболее актуальные факты современной действительности родного края.
-
критерий функциональности. В обучении языку на начальном этапе большой объем знания вводится с ориентацией на сведения о национальной культуре (традиции, праздники, на нормы поведения…) в целях реализации принципа взаимосвязанного изучения татарского и русского языков, мы пользуемся текстами о национальных праздниках, отражающих традиции, обычаи. (Сабантуй, Навруз, Пасха, Татьянин день и др.), о декоративно-прикладном искусстве (костюм, вышивка,художественная керамика и.т.д.)
критерий привлекательности учебного материала. Учитель должен поддерживать и формировать устойчивый интерес к культуре родного края путем демонстрации заманчивых и интересных сторон жизни народа; опираясь при этом на наглядность (фотографии памятников культуры, видеоматериалы, картины…) Обобщая вышеизложенное, следует подчеркнуть, что, все это способствует лучшему пониманию и восприятию татарских культурологических текстов, расширению кругозора и более детальному сформированию культуроведческой компетенции обучаемых.
Свое выступление хочу закончить высказыванием Е.А. Быстровой, по мнению которой формирование внутреннего мира личности происходит под воздействием норм и ценностей, «свойственных определенному социальному коллективу, в условиях национально-культурного фона, что и определяет приобщение человека к национальным традициям, обычаям, нравам».
|
|
|