|
За время работы сложилась собственная система воспитательной работы:
1 этап – 1 класс – формирование классного коллектива (начальный этап). Создание условий для полноценного развития личностного, физического и интеллектуального потенциала в новой образовательной среде.
этап – 2 класс – введение элементов самоуправления, создание условий для формирования творческих умений и раскрытия творческих способностей.
этап – 3 класс – развитие детского самоуправления.
этап – 4 класс – детский коллектив как среда для развития самостоятельной творческой личности.
На протяжении обучения в начальной школе мы с детьми вырабатываем традиции жизни в классе. Цель традиций - способствовать преодолению одиночества и беззащитности учащихся, воспитывать умение быть Человеком. Такими традициями у нас стали: день именинника, День знаний, посвящение в первоклассники, Праздник осени, Новогодний спектакль, концерты для мам и бабушек, веселые старты, праздники «До свидания, 1 класс!» и «До свидания, начальная школа!», выезды на базы отдыха, акции милосердия, походы в театры, музеи, библиотеку.
Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно – коммуникационных, в процессе обучения и воспитания.
Работаю в модульно – развивающей и здоровьесберегающей технологиях обучения, активно внедряю информационно - коммуникационные и проектные технологии.
-
Учебная деятельность
|
ИКТ
|
Воспитательная деятельность
|
45%
|
2010-11
|
56%
|
64%
|
2011-12
|
74%
|
100%
|
2012-13
|
88%
|
100%
|
2013-14
|
100%
|
-
Рефераты, творческие проекты
|
ИКТ
|
Исследовательская деятельность
|
16%
|
2010-11
|
4%
|
26%
|
2011-12
|
12%
|
75%
|
2012-13
|
32%
|
100%
|
2013-14
|
64%
|
Организация ученического самоуправления в классном коллективе возможна только на основе такого признака системы, как саморазвитие. К нему можно отнести: самоактивизацию, организационное самоуправление, коллективный самоконтроль. В моем классном коллективе срабатывает принцип коллективного самоконтроля (ребята делают самоанализ министерств самоуправления и отдельных организаторов); принцип самоактивизации (вовлечение как можно большего числа членов ученического коллектива в решении управленческой проблемы, систематическая работа по включению их в управление новыми сферами деятельности).
Последовательно расширяя полномочия класса, вовлекая всех воспитанников в осмысление деятельности, привлекая к оценке результатов этой деятельности, в итоге формируется сознание цели и мотива планируемой работы. Расширение полномочий становится основанием для создания системы самоуправления класса.
Работая не первый год по созданию ученического самоуправления в классе, с группой коллег написали программу «Деятельность детского объединения «Радуга» на 1 ступени образования» (приложение 4), которая способствует созданию благоприятных психолого-педагогических, организационных, социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную, содержательную, индивидуальную и коллективную деятельность. Данная программа завоевала диплом 2 степени во Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации – 2010» (приложение 5), звание лауреата во Всероссийском конкурсе для учителей «Я – классный руководитель» в 2012 году (приложение 6), была представлена на окружной научно – практической конференции «Развитие личности в дошкольном и школьном образовании: опыт, проблемы, перспективы» в 2009 году (приложение 7) и на порталах ЗАВУЧ.ИНФО (приложение 8) и WWW.k-yroky.ru (приложение 9).
В конце учебного года, на выходе из начальной школы, совместно учитель – родители - ученики создается Портфолио класса. Одно из таких портфолио класса было отправлено на Всероссийский интернет - конкурс педагогического творчества, где заняло 2 место (приложение 10). Опыт своей работы представляла на заседании городского инновационного ресурсного центра «Модель портфолио ученика начальной школы в условиях подготовки к введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» по теме «Классное портфолио» (приложение 11).
Каждый мой воспитанник на протяжении учебы в начальной школе, начиная с первого класса, собирает индивидуальное портфолио достижений, где можно отследить интеллектуальную и творческую деятельность ребенка. На выходе из начальной школы каждый получает портфолио в подарок на выпускном вечере и продолжает вести в средней школе (приложение 12 и 13).
В 2010 году принимала участие во Всероссийском конкурсе «Лучший классный руководитель-09» (регистрационный № 746) по теме «Формула решения школьных конфликтов». Статья опубликована в журнале начальной школы «Плюс До и После» в 2010 г. (приложение 14) и в сборнике Международной научно – практической конференции «Опыт как важнейшая составляющая социализации субъектов образовательного процесса» в 2010 г. (приложение 15).
Всякое дело само по себе интересно, но придумать для него интересную, необычную форму - вот задача классного руководителя. Важной чертой совместной деятельности педагога и детей должно стать сотворчество – как норма, существующая в данном коллективе. В конце учебного года на родительском собрании провожу диагностику среди родителей «Удовлетворенность родителей работой педагога» (автор доцент Е.Н. Степанов) и диагностику «Изучение удовлетворенности обучающихся школьной жизнью» (автор доцент А.А.Андреев) с целью возможности коррекции своей воспитательной деятельности.
«Удовлетворенность родителей работой педагога»
Уровни / уч. год.
|
2010-11
1 кл.
|
2011-12
2 кл.
|
2012-13
3 кл.
|
2013-1
4 кл.
|
Совершенно согласен
|
8 ч.
|
18 ч.
|
26 ч.
|
27 ч.
|
Согласен
|
17 ч.
|
8 ч.
|
0 ч.
|
0 ч.
|
Трудно сказать
|
1 ч.
|
0 ч.
|
0 ч.
|
0 ч.
|
Не согласен
|
0 ч.
|
0 ч.
|
0 ч.
|
0 ч.
|
Совершенно не согласен
|
0 ч.
|
0 ч.
|
0 ч.
|
0 ч.
|
«Изучение удовлетворенности обучающихся школьной жизнью»
Уровни / уч. год.
|
2010-11
1 кл.
|
2011-12
2 кл.
|
2012-13
3 кл.
|
2013-1
4 кл.
|
Совершенно согласен
|
19 ч.
|
23 ч.
|
25 ч.
|
27 ч.
|
Согласен
|
7 ч.
|
4 ч.
|
1 ч.
|
0 ч.
|
Трудно сказать
|
0 ч.
|
0 ч.
|
0 ч.
|
0 ч.
|
Не согласен
|
0 ч.
|
0 ч.
|
0 ч.
|
0 ч.
|
Совершенно не согласен
|
0 ч.
|
0 ч.
|
0 ч.
|
0 ч.
|
Перестроить себя, подойти по-новому к работе с ученическим самоуправлением – задача не из легких. Я убеждена, что «самоуправление нельзя» дать, взять, нельзя «ввести». Его необходимо годами вырабатывать, отрабатывать.
Список литературы:
Научно-методический журнал «Классный руководитель», Москва, 2005 г.
И.А. Дружинин «Заботы и радости классного руководителя», Москва, 1978 г.
Н.И. Болдырев «Классный руководитель», Москва, 1978 г.
М.И. Рожков «Развитие самоуправления в ученических коллективах», Казань, 1987 г.
В.П. Сергеева «Классный руководитель в современной школе», Москва, 2001 г.
Н.Е. Щурова, Н.С. Финданцевич «Классный час и его организация», Москва, 1981 г.
|
|
|