|
Кировского района Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 29 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей
Кировского района Санкт-Петербурга
________________________________________________________________________
«Свойства бумаги»
Совместная познавательно-исследовательская деятельность
педагога с детьми старшего дошкольного возраста
с использованием игровых технологий, мнемотехники и ИКТ
в рамках введения ФГОС ДО
Воспитатель: Отарбаева Наталия Ивановна
Санкт – Петербург
2014 г.
Цель: Внедрение системно-деятельностного подхода в процессе совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей в условиях внедрения ФГОС.
Программное содержание:
-
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах объектов окружающего мира (материале- бумага: её свойствах, процессе изготовления и её применении).
-
Развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам), классификация.( предметов из разных материалов)
Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии.
Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, людям, предметам
Оборудование: образцы бумаги разного вида, материалы для дидактической игры «Что из чего сделано? », картинки для показа во время рассказа воспитателя, материалы для опытов.
Содержание образовательной ситуации:
Игровая обучающая ситуация (ИОС).
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришёл Знайка. И пришёл он не случайно, ведь речь на занятии пойдёт о предмете, которым он очень дорожит. Хотите узнать что это? (Да)
Воспитатель: Хорошо. Сначала отгадайте загадку, которую вам загадает Знайка
Не куст, а с листочками,
Не рубаха, а сшита,
Не человек, а рассказывает? (Книга)
Воспитатель: А как вы думаете, из чего сделана книга? (Из бумаги)
У вас на столах лежат образцы разной бумаги. Посмотрите на неё и скажите, какая бывает бумага?
(Тонкая, плотная, картон, гладкая, белая, цветная,)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь мы с вами с помощью опытов узнаем свойства бумаги.
Познавательно- исследовательская деятельность .ОПЫТ № 1
Воспитатель берёт яркую картинку, кладет т её на стол. Сначала воспитатель берёт стекло и через него дети рассматривают картинку. Почему мы видим ее? Потому, что стекло прозрачное.
А теперь вместо стекла мы берём лист бумаги. Видно через бумагу картинку? Нет. А почему? Потому, что бумага не прозрачная.
Вывод: Бумага не прозрачная.
Познавательно- исследовательская деятельность .ОПЫТ № 2.
. На столе стоят два стакана с водой. В один стакан я опущу кусочек клеенки а в другой – бумажный (салфетку). Что произошло с клеенкой? Ничего. А что случилось с бумажной салфеткой? Она намокла.
Как вы думаете, ребята, если на улице пойдёт дождь, мы будем прятаться под бумажным зонтиком? Нет. А почему? Потому, что бумага промокает и пропускает воду.
Вывод: Бумага намокает.
Познавательно- исследовательская деятельность .ОПЫТ № 3.
У меня есть две ленточки. Одна бумажная, а вторая из ткани. Сейчас две девочки попытаются завязать эти ленточки кукле Маше. Ленточка из ткани завязывается, а из бумаги рвётся.
Вывод: Бумага легко рвётся.
Воспитатель: Итак, мы с вами провели три опыта и узнали о некоторых свойствах бумаги.
Какая бумага? (Рвётся (не прочная, промокает (пропускает воду, не прозрачная,)
Физкультминутка
А сейчас Знайка приглашает вас поиграть и подвигаться.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик сесть опять.
Воспитатель: Знайка говорит мне на ушко, что его любимая книжка про Буратино. Мы с вами тоже читали эту книжку.
Давайте вспомним, из чего сделан Буратино? (Из полена, дерева)
Воспитатель: Почему дерево и бумагу называют родственниками?
Воспитатель: Потому, что бумагу делают из дерева. Как её делают, я расскажу позже
Использование электронного образовательного ресурса. Просмотр с детьми презентации «Как появилась бумага».
1.В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Но им тоже нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу.
2.Одни народы писали на сырых глиняных плитках, другие – на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. Некоторые писали на пальмовых листьях. Ещё писали на коже животных. Её очищали от шерсти и жира, растягивали, высушивали и писали. Такую кожу называли пергамент. А на Руси писали на берёзовой коре – бересте.
3.Впервые бумага была изобретена в древнем Китае две тысячи лет назад. Они делали бумагу так: в большой каменный сосуд клали кору деревьев, щепки, наливали воду и долго растирали, пока не получалась каша без комков. Потом эту кашу выливали на рамку с сеточкой из шёлковых ниток и трясли, пока каша не разольётся по всей сетке ровным тонким слоем. Вода стекала, и на сетке оставался тонкий лист бумаги. Его снимали, сушили.
4.В наше время бумагу делают приблизительно так же. Только всё это выполняет специальная машина для производства бумаги.
Дидактическая игра с кругами Эйлера «Что из чего сделано? »
В большом круге лежат разные предметы . Они сделаны из разных материалов.
Рассмотрите их и разложите в меленькие обручи отдельно предметы сделанные их металла, из ткани . дерева и бумаги.
Составление рассказов по мнемотаблице
Мы сегодня говорили с Знайкой о бумаге. У него есть интересная картинка –мнемотаблица . давайте ее рассмотрим и постараемся понять, что же в ней рассказывается о бумаге.
Давайте попробуем рассказать о бумаге по мнемотаблице .
Знайка хвалит ребят,
Что нового вы узнали о бумаге?
Что понравилось делать?
|
|
|