|
Проекта
1.
|
Полное название проекта
|
Интеллектуальные конкурсы как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся
|
2.
|
Специализация проекта
|
Общепедагогический
|
3.
|
Цель проекта
|
создание шахматного клуба в условиях общеобразовательной школы с целью формирования универсальных учебных действий (в рамках реализации ФГОС) и развития психических качеств младших школьников.
|
4.
|
Автор проекта
|
Стригин Владимир Олегович, учитель истории и обществознания, педагог дополнительного образования
|
5.
|
Сроки реализации проекта
|
Сентябрь 2012 года – май 2015 года
|
6.
|
География проекта
|
Проект предназначен педагогов дополнительного образования, учителей начальной и основной школы, организаторов внеурочной деятельности учащихся.
Проект реализуется на параллели 1-4 классов МБОУ «СОКШ №4» г.Нефтеюганска через:
внеурочную деятельность (отделение дополнительного образования);
сетевое взаимодействие
Шахматные школы города Нефтеюганска
Шахматные школы ХМАО-Югры
Дистанционные шахматные центры: «Школа шахмат на Покровке» (http://64kletki.ru/), Шахматная школа профессора Н. Ходаковского (http://achess.ru/).
|
7.
|
Поддерживающие организации или физические лица (при наличии)
|
|
8.
|
Особая информация и примечания
|
|
Описание проекта и его обоснование.
Актуальность проекта. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую задачу образования как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
На данный момент ключевой задачей для большинства педагогов является поиск эффективных средств урочной и внеурочной деятельности, направленных на формирование универсальных учебных действий учащихся. По моему мнению, одним из таких средств является шахматное образование.
Шахматное образование не носит узкопредметной направленности, а направлено на формирование всех видов универсальных учебных действий:
личностные – самооценка;
регулятивные – целеполагание, планирование и организация деятельности, самоконтроль и самооценка исаморегуляция;
познавательные – переработка и структурирование информации, анализ и синтез, постановка и решение проблемы;
коммуникативные – навыки общения, сотрудничество и взаимодействие в группе.
В своем проекте я хотел бы более подробно остановиться на потенциальных возможностях шахматного образования в формировании познавательных УУД.
Решение проблемы формирования универсальных учебных действий через шахматное образование и является практической значимостьюмоего проекта, а также его новизной.
Значимость шахматного образования для решения проблемы формирования УУД и развития высших психических функций обоснована в научных трудах отечественных ученых, в частности в исследованиях сотрудников Института теории образования и педагогики РАО И.Г.Сухина, Б.С.Гершунского, Д.Н.Бронштейна.
О необходимости внедрения в образовательных учреждениях шахматного образования говорится уже давно. Еще в 2008 году Министром образования и науки РФ был подписан «Комплексный план мероприятий по развитию дополнительного образования детей в области шахмат в системе образования Российской Федерации», разработано методическое письмо №06-1025 от 25.06.2008 «О комплексном плане мероприятий по развитию шахмат в системе образования». Однако большинство идей реализовалось только на бумаге. Кроме того, в большинстве образовательных учреждений шахматы рассматриваются как средство организации досуга детей, как определенный вид спорта. Тогда как я предлагаю рассмотреть значительные потенциальные возможности шахматного образования в развитии познавательных УУД учащихся (взаимосвязь досуговой деятельности с основными задачами современного образования).
Я уверен, что шахматы — это особый тип занятий, одновременно вмещающий в себя элементы многих школьных предметов (метапредметность шахмат), обладающий универсальными возможностями развития учеников. На основе изучения правил и теории игры, способов конструктивного группового взаимодействия происходит полноценное формирование способов познавательной деятельности (УУД).
Цель проекта:создание шахматного клуба в условиях общеобразовательной школыс целью формирования универсальных учебных действий (в рамках реализации ФГОС) и развития психических качеств младших школьников.
Задачи:
Теоретически обосновать педагогические возможности формирования познавательныхУУД учащихся средствами шахмат;
Экспериментально проверить влияние деятельности шахматного клуба на развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся.
Создать условия для реализации проекта (программно-методические, материально-технические, информационные ресурсы).
Определить параметры и критерии оценки достигнутых результатов проекта;провести диагностику эффективности реализации проекта.
Методы достижения поставленных целей:
Данный педагогический проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Методологическую основупроекта составляютигровые технологии, ИКТ-технологии (интерактивное обучение), межпредметная интеграция и свободное коммуникативное взаимодействие.
Игровые технологии способствуют реализации системно-деятельностного подхода, дают возможность соединить обучающую, воспитательную, развивающую, тренировочную и состязательную деятельности в единое целое. Игра – это имитационное моделирование с наличием правил, четкой структуры и системы оценивания (модель). В игре ярче и полнее раскрываются способности каждого ребенка, снимается усталость, нервное напряжение, прочнее усваиваются знания, чему способствует яркий эмоциональный фон, сопровождающийся радостью открытий, интересом, развитием познавательной потребности, ростом работоспособности.С целью формирования необходимых универсальных учебных действий я использую на своих занятиях нестандартные дидактические игрына фрагментах шахматной доски, инсценировку авторскихдидактических сказок, использование вучебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур и др. (вариант плана-графика игровых занятий игрового содержания прилагается).
Свободная коммуникация (возможность выбора партнера для игры и обучения, разновозрастные группы, общение «учитель – ученик» как «партнер – партнер», «сверстники – педагог – социум – среда») дает возможность учитывать индивидуальные возрастные, психологические и физиологические особенностиучащихся.
Считаю, что шахматы – универсальная дисциплина игрового характера, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий, которые будут составлять основу успешного обучения на прочих учебных предметах. Многогранность межпредметных связей (с математикой, историей, географией и т.п.) не создает шахматам исключительного положения в системе учебных дисциплин, а, напротив, является их органичным дополнением, поддерживает диапазон интересов и последовательно расширяет рамки познавательной активности.
Моя задача - проектирование содержания, форм и способов организации процесса, подбор развивающего дидактического материалана разных этапах деятельности учащихся.
При разработке проекта соблюдались следующие принципы: научности, дифференциации, интеграции, открытости и публичности.
Методический продукт:
На основании теоретических обоснований и практической апробации планируется разработка и презентация педагогическому сообществу программы развития УУД на основе деятельности шахматного клуба (с описанием содержания каждого этапа работы и пакетом диагностических методик для отслеживания результата).
Новизна проекта заключается:
в интеграции задач урочной и внеурочной деятельности по формированию УУД учащихся;
в разработке программы внеурочной деятельности, направленной на решение проблемы формирования универсальных учебных действий через шахматное образование;
В развитии сетевого взаимодействияшахматного клуба школы с дистанционными образовательными центрами с целью консолидации усилий по развитию универсальных учебных действий учащихся.
Механизм реализации проекта
Этап
|
Сроки реализации
|
Содержание этапа
|
Инструментарий
|
I
|
Сентябрь - ноябрь 2012 г.
|
Теоретическое обоснование необходимости внедрения шахматного образования, анализ основных исследований в этой области.
|
Теоретический анализ источников информации (монографии, диссертационные исследования).
На данном этапе отобран и проанализирован теоретический материал, прописана основа проекта.
|
Прохождение курсов профессиональной подготовки по вопросам развития УУД учащихся, интенсивных курсов тренеров-шахматистов.
|
Дистанционная мастерская ЦРМ «ЛУЧ»: «Стандарты 2-го поколения – завтра начинается сегодня».
Дистанционный курс для тренеров шахматных клубов «Шахматная школа «Лабиринты шахмат» (http://www.chesslabyrinth.ru)
|
Разработка программы внеурочной деятельности «Шахматный клуб» для младших школьников (серия обучающих занятий, разновозрастных мероприятий событийного характера, график соревнований, разработка диагностического инструментария).
|
Разработана авторская программа (в качестве консультанта выступили специалисты он-лайн школы «Лабиринты шахмат»).
План-график реализации данной программы прилагается (приложение 1)
|
Составление заявки на приобретение необходимого инвентаря и учебно-методической литературы.
|
План оснащения образовательного процесса в соответствии с ФГОС, проспекты учебного оборудования шахматных школ и студий.
|
II
|
Декабрь 2012 г. – май 2013 г.
|
Реклама шахматного клуба среди учащихся МБОУ «СОКШ №4».
Формирование учебных групп в рамках деятельности шахматного клуба.
|
Деятельность волонтерской группы мотивированных старшеклассников: выпуск буклетов, рекламный выпуск школьной телегазеты, мини-спектакль «Секреты королевской игры».
|
Разработка диагностического инструментария. Входная диагностика уровня сформированности УУД, психического развития.
|
Комплексные диагностические работы (адаптированный вариант по методике Н.Титаренко).
|
Апробация программы внеурочной деятельности для младших школьников.
|
Программа внеурочной деятельности.
|
Разработка дидактических материалов (сценариев занятий, мероприятий, обучающих упражнений на игровой основе).
|
Компиляция дидактических материалов ведущих шахматных школ и компетентностно-ориентированных метапредметных заданий ЦРМ «ЛУЧ» (материалы в стадии разработки)
|
III
|
Май – декабрь 2013 г.
|
Проверка эффективности деятельности шахматного клуба:
мониторинг популярности шахматного клуба, корректировка его работы при необходимости.
|
Анкетирование учащихся, родителей, учителей.
|
Проведение турниров:
внутришкольный шахматный турнир
семейный шахматный турнир
участие в городских турнирах
|
График соревнований. Протоколы результатов.
|
Проведение событийного праздника на основе проектной задачи «Тайны королевской игры»
|
Сценарий праздника на основе проектной задачи (игровая программа с элементами театрализации).
|
Диагностика и анализ уровня развития УУД, психического развития, спортивной подготовки учащихся.
|
Комплексные диагностические работы; адаптированные психологические тесты тестыРовена; результативность участия в турнирах.
|
IV
|
январь -май 2014 г.
|
Расширение рамок сетевого взаимодействия.
Заключение соглашения о сотрудничестве с Интернет-центром шахматного мастерства ХМАО – Югры г. Ханты-Мансийск.
|
Перспективный план-схема сетевого взаимодействия.
Договор о сотрудничестве.
|
Сотрудничество с дистанционными шахматными центрами:
«Школа шахмат на Покровке» (http://64kletki.ru/),
Шахматная школа профессора Н. Ходаковского (http://achess.ru/).
|
Организация сетевого он-лайн взаимодействия
|
Приобретение дополнительного шахматного оборудования (шахматные столы, компьютеры).
|
Заявка на приобретение.
|
V
|
Май-сентябрь 2014 г.
|
Подведение итогов и выводов об эффективности реализуемого проекта.
Собирается и систематизируется материал для обобщения опыта по теме.
Подготовка отчета.
|
Описание результатов работы для возможности воспроизводимости в педагогическом сообществе.
|
Кадровое обеспечение проекта
Тьютор реализации проекта – Стригин Владимир Олегович
Тьюторы-волонтеры (из числа мотивированных учащихся 7-9 классов) – Еременко Сергей (7к класс), Адильбаев Алексей (8к класс), Лавриненко Дмитрий (8к класс).
Консультанты проекта – Шевчук Светлана Борисовна
Ресурсное обеспечение проекта
№4
|
Ресурсное обеспечение
|
Затраты
|
Реализация
|
1.
|
Оборудование шахматного кабинета (на 12-15 человек): комплекты шахмат, шахматные часы, демонстрационные доски.
|
100 000
|
|
2.
|
Шахматное программное обеспечение для персонального компьютера
|
2 000
|
|
3.
|
Учебно-методический комплекс
|
5 000
|
|
4
|
Заключение договора с Интернет-центром шахматного мастерства ХМАО - Югры
|
Бесплатно
|
Договор на согласовании
|
5.
|
Шахматные столы с комплектами фигур
|
40 000
|
В плане комплексного обеспечения
|
6.
|
Шахматные компьютеры (2 ед.)
|
50 000
|
|
ИТОГО
|
200 000
|
|
Существует относительно большое количество исследований посвященных методике подготовки шахматистов-спортсменов. Однако педагогическая деятельность шахматных тренеров в специализированной шахматной школе и в общеобразовательной школе отличается. Задача тренера в спортивной школе - передача молодёжи спортивного и творческого опыта старшегопоколения. Организация учебного цикла носит традиционный характер. Такая модель шахматного образования не может подходить для общеобразовательных школ, поэтому мной в рамках проекта проводится экспериментальная работа по созданию программы шахматного клуба с целью формирования УУД у младших школьников (на основе компиляции лучшего опыта).
Исследования отечественных и зарубежных психологов свидетельствуют о том, что одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как можно раньше, это умение действовать в уме, или, как указывает Я.А.Пономарёв, «внутренний план действий».
Обучение игре в шахматы – не самоцель. Именно использование шахмат как средства обучения позволяет наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре. Поэтому шахматное образование должно иметь структурированную систему постепенно усложняющихся занимательных развивающих заданий и дидактических игр. Базой такого подхода стали теория П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, а также исследования Я.А.Пономарёва о психологии творчества и стадиях развития внутреннего плана действий. Из всего многообразия шахматного материала для занятий в клубе я отбираю такой, который позволяет поэтапно формировать внутренний план действий.Формирование умений школьников действовать в уме позволит достигнуть задач программы.
Программа клуба предполагает введение шахмат как курса дополнительного образования в 1-4 классах. Выбор данных классов обоснован тем, что в этом возрасте ребёнок может без труда овладеть тем, на что в ином возрасте затратит гораздо больше времени. Кроме того,шахматы как игра в этот возрастной период детям более интересна, чем в старшем возрасте.
Курс дополнительного образования максимально прост и доступен младшим школьникам. Цель программынаправленанасоздание условий для формирования у учащихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Достижение цели планируется осуществлять через:
во-первых - целенаправленное развитие у детей базовых способностей: действовать «в уме», анализировать и синтезировать, ставить и решать проблемы;
во-вторых – формирование умения вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения, эффективно взаимодействовать с партнерами;
в-третьих – развивать регулятивные способности детей: целеполагание, планирование и организация деятельности, самоконтроль и самооценивание;
-
в-четвертых – способствовать формированию положительного отношения к к познавательной деятельности; желания приобретать новые знания, умения; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
В программе приводится перечень различных дидактических игр и заданий, перечень шахматных игр, учебных фильмов, рекомендательный список художественной литературы и список методической литературы для учителя.
Ожидаемые результаты
В результате деятельности шахматного клубаобучающиеся 1-4классов получат возможность формирования:
Личностных результатов:
Определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические и нравственные нормы).
Метапредметных результатов :
Регулятивные УУД:
Проговаривать последовательность действий в дебюте.
Учиться высказывать своё предположение дальнейшего развития событий (версию) на основе анализа шахматной позиции.
Определять и формулировать цель действий в различных шахматных позициях.
Составлять план (алгоритм) и действовать по нему во время партии.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя самостоятельно полученные знания.
Анализировать шахматную позицию, определять слабые и сильные стороны позиции; предлагать план опираясь на полученную информацию;
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на основе совместного анализа шахматной партии).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
знать шахматные термины;
знать названия шахматных фигур;
-
знать правила хода и взятия каждой фигурой;
различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
уметь проводить элементарные комбинации;
уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту
своих фигур;
Развития психических качеств: внимания, памяти, логического мышления, пространственного и творческого воображения.
Оценка достижения намеченных результатов и отчетность.
Оценка эффективности деятельности шахматного клубаосуществляется на основе анализа уровня развития УУД, психического развития и спортивной подготовки учащихся. Мониторинг проводится на момент набора учебных групп (входной - ноябрь 2012 г.), в конце первого года занятий (промежуточная – май 2013), по окончании реализации проекта (итоговый - май 2014 г.)
1) Для того чтобы установить уровень сформированности УУД детей мной были использованы комплексные контрольные работы (Приложение 2). Работы выполняли два класса с примерно одинаковыми учебными возможностями. Один класс (А) посещал занятия шахматного клуба, другой класс (Б) шахматный клуб не посещал.
В результате проведенной диагностики были получены следующие данные:
(рис. 1)
2) Показатели психического (интеллектуального) развития определялись с использованием методики Д.Равена и Л. Пенроуза«Прогрессивные матрицы Равена»(приложение 3).
(рис. 2) Логичность мышления по методике Д. Равена (в %)
3) Диагностика уровня спортивной подготовки производилась по результатам участия учащихся в городских соревнованиях по шахматам.
В 2013-2014 учебном году ребята, занимающиеся в шахматном клубе, участвовали в трех городских соревнованиях. Можно отметить, что в командных соревнованиях команда моих воспитанников заняла 1-е место (планируется поездка на окружной турнир). А если говорить о индивидуальном первенстве, то можно отметить призовые места Коваль Анастасии (2к1 класс) (3-е место в «Новогоднем турнире», 3-е место в «Белой ладье»), Веремеев Сергей (2к1 класс) 3-е место в «Новогоднем турнире», Курмакаева Алсу (7к класс) призер первенства ХМАО по блицу . Причем, эти дети начали учиться играть в шахматы в школе (не имеют предварительной подготовки). А моя ученица КурмакаеваАлсу разработала и успешно представила на городской научно-практической конференции «Шаг в будущее» проект «Математика на шахматной доске».
Кроме того, можно отметить рост заинтересованности учащихся и родителей в деятельности шахматного клуба (по данным анкетирования и по росту количества желающих заниматься в клубе).
(рис. 3)
(рис. 4)
Таким образом, проведенная диагностика показывает, что по всем приоритетным для проекта показателям достигнуты положительные результаты.
|
|
|