Главная страница

«Особенности организации учебно-воспитательного процесса с целью повышения уровня образования школьников» Подготовила: учитель немецкого языка Безгодкова С. Н. «Ученик – это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который следует зажечь»


Скачать 71.21 Kb.
Название «Особенности организации учебно-воспитательного процесса с целью повышения уровня образования школьников» Подготовила: учитель немецкого языка Безгодкова С. Н. «Ученик – это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который следует зажечь»
Дата 04.03.2016
Размер 71.21 Kb.
Тип Документы

МОУ «Насоновская средняя

общеобразовательная школа»

«Особенности организации

учебно-воспитательного процесса

с целью повышения уровня образования школьников»



Подготовила: учитель немецкого

языка Безгодкова С.Н.

«Ученик – это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который следует зажечь» Э. Ильенков

Российская система образования в современных условиях испытывает немало трудностей при обучении немецкому языку. В ряду многих причин, отрицательно влияющих на качество обучения учащихся, выступает низкий престиж немецкого языка по сравнению с английским языком, завоевавшим статус международного. Учитель немецкого языка сталкивается с трудностью привития учащимся интереса к изучению немецкого языка. Современные мультимедийные технологии также остаются недоступными для всех детей на уроке из-за слабой материальной базы школы. В библиотеках и в магазинах недостаточно литературы на немецком языке, особенно познавательной. Эти факторы усугубляются массовым снижением интеллектуального уровня развития детей. Все это способствует снижению мотивации учения, и, как следствие, происходит ухудшение качества обучения немецкому языку. Обозначенная проблема актуализирует поиск путей совершенствования организации учебно-воспитательного процесса, способствующих качественному росту знаний учащихся.

Работая уже несколько лет учителем немецкого языка, я пытаюсь найти ответ на очень важные вопросы: как повысить интерес ученика к урокам и как воздействовать на него, чтобы он активно работал? И прихожу к выводу, что залог успеха обучения иностранному языку состоит в привитии ученикам положительного отношения к учению, в вовлечении школьников в процесс самостоятельного поиска и ориентирования в стремительном потоке информации, в обучении преодолевать трудности, в формировании у школьников навыков самоконтроля. Как я уже сказала, в наше время познавательный интерес к изучению иностранного языка у школьников снижается, а, следовательно, снижается уровень знаний учащихся. Даже заинтересованные в знании иностранного языка учащиеся не стремятся прилагать особых усилий для овладения им. Учеба в школе для многих становится обузой, поэтому задача учителя – учить школьников различным способам самостоятельного приобретения знаний, поддерживая, развивая и углубляя их интерес к познавательной деятельности. Активизировать познавательную деятельность учеников можно разными средствами.

Например, на начальном этапе обучения немецкому языку учащиеся овладевают основами всех видов речевой деятельности: аудированием, говорением, чтением и письмом как средством фиксации устной речи. Одной из особенностей обучения иностранному языку на начальном этапе является многократное повторение и фонетическая отработка грамматических структур, лексики по данной теме и т.д. Зачастую такое повторение не только однообразно и скучно для детей, но и создает значительный шумовой фон на уроке, который утомляет и является причиной снижения работоспособности. В результате однообразие деятельности ведет к снижению интереса и активности на уроке. Избавиться от данных проблем помогают игровые приемы, которые оживляют, обогащают уроки немецкого языка. Они не только способствуют овладению языком в занимательной форме, но и воспитывают внимание, память, сообразительность, быстроту реакции, коллективизм и эстетические чувства, доставляя при этом ученикам большое удовольствие. В них повторяется и закрепляется языковой материал и навыки всех видов. Одни игры развивают навыки устной речи, другие – навыки письма, третьи – способствуют восприятию речи на слух. Игра помогает детям побороть стеснительность, обрести веру в свои силы, и, наконец, дети умеют играть. Особый интерес у детей вызывает заучивание скороговорок, считалок, разгадывание загадок. Заучивание рифмованных считалок, частое повторение их в играх обеспечивает запоминание на долгое время. Дети с удовольствием заучивают то, что они могут использовать в процессе игры. Урок всегда начинаю с фонетической зарядки, так как очень важно заставить функционировать речевой аппарат. Стараюсь провести ее в занимательной форме, используя считалки, песенки, загадки. Для закрепления и контроля знаний тоже часто использую различные игровые упражнения: Bingo - Spiel Wort – Salat, которые способствуют тренировке написания букв, повторению лексики, счета. В целях знакомства с традициями страны изучаемого языка привлекаю более старших учащихся для инсценировки праздников Weihnachten, Ostern. Таким образом, использование игр и игровых упражнений способствует не только созданию благоприятного психологического климата на уроке, но и активизирует речемыслительную деятельность, интерес к языку. А это ведет к повышению уровня образования школьников.

При обучении иностранным языкам большую роль играет использование наглядных средств: рисунков, картин, схем, таблиц, фотографий, что вносит разнообразие в учебный процесс, делает его для учащихся более интересным. Этим методом я пользуюсь на начальной и средней ступенях обучения. Опорные схемы, которые я широко использую на уроке, призваны облегчить учащимся процесс овладения иностранным языком, снять различного рода сложности, обеспечить преодоление нарастающих трудностей, стимулировать общение учащихся, сконцентрировать внимание на новом изучаемом материале, сформировать прочные навыки и умения.

Опорные схемы можно применять для самых разных целей: введение и закрепление лексического и грамматического материала, для обучения монологической и диалогической речи, аудирования и так далее. Принцип построения таких опорных схем прост: каждая геометрическая фигура обозначает определенную часть речи и имеет свой постоянный цвет. Например, красный треугольник с начальной буквой в центре означает

глагол (k-kommen, g-gibt), слегка вытянутый треугольник в конце предложения – Infinitiv, а два рядом стоящих треугольника – sind. Модальный глагол обозначается заштрихованным треугольником, желтый ромбик с начальной буквой в центре обозначает прилагательные, наречия (g – groβ, k – klein). Остальное изображается рисунками или наклеиваются картинки из старых книг и журналов. В начальных классах часто использую иллюстративный материал для введения лексики по определенной теме, для закрепления лексики и использование ее в устной речи (описание животного,

здания, города).

Еще одним из эффективных средств развития познавательного интереса учащихся к изучению иностранного языка, которым я пользуюсь, является использование ролевых игр. Поскольку ролевая игра как средство организации совместной учебной деятельности учащихся как раз и моделирует межличностное групповое общение, она находит у школьников живой отклик. На уроках иностранного языка игра не теряет своей привлекательности для ее участников, однако имеет свою специфику: решаются дополнительные задачи, повышается значимость результата, что позволяет рассматривать ролевую игру как средство достижения учебно-воспитательных целей. Детально продуманная и методически грамотно организованная игра является средством обучения, позволяющим решать задачи как практического, так и воспитательного, развивающего и образовательного характера комплексно. Ролевая игра призвана развить потребность в познании и создать условия для ее удовлетворения. Ролевая игра, включающая в себя проблемные вопросы и тем самым затрагивающая личные интересы учащихся, побуждает их к высказыванию собственного мнения. В ситуации общения проблем «Как поступить?», «Что сказать?», «Как отреагировать?» школьники активизируют свою мыслительную деятельность. Участвуя в ролевой игре, они получают возможность применить свои знания в реальной жизни. Помогая создавать на уроке непринужденную обстановку, чувство психологического комфорта, ситуацию успеха, равные условия для раскрытия индивидуальных возможностей каждого ребенка, ролевая игра является той самой деятельностью, которая создает возможности овладения языком и способствует повышению уровня образования школьников. Регулярно используя ролевые игры на уроках иностранного языка, я пришла к выводу, что школьники начинают проявлять больший интерес к изучению немецкого языка. Доказательством в пользу этого служат повышение у школьников познавательного интереса и то, что они сами начинают находить интересующую их информацию, стараются самостоятельно в ней разобраться и применить ее на практике. Я провожу, в основном, итоговые уроки по теме с использованием ролевых игр, когда учащимися уже усвоен определенный лексический материал и переход к игре подготовлен тренировочными упражнениями.

Одним из важнейших условий повышения эффективности обучения детей иностранному языку является возможность применения на практике полученных знаний. Из всего многообразия новых педагогических технологий метод проектов мне кажется наиболее подходящим для решения этой проблемы. Что такое проект? Проект – это предоставление учащимся возможности выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать полученные знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, обретение способности к критическому мышлению. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учеников и всегда предполагает решение определенной проблемы. Эти методом я пользуюсь, в основном, в 7-10 классах. Метод проектов позволяет создать на уроке исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в познавательный процесс. Выбор проекта учащимися диктуется их интересами, возможностями и способностями. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, активным включением учащихся в учебную деятельность. Использование метода проектов позволяет создать надежные условия для развития личности школьника. В 9 классе учащиеся работали над проектами «СМИ. Газеты и журналы», «Моя будущая профессия», в 7 классе ребята создали коллективный проект «Мы заботимся об окружающей среде».

Компьютер играет всё большую роль в современном образовании. Компьютер в функции учителя – это, прежде всего, источник учебной информации, наглядное пособие, индивидуальное информационное пространство. ИКТ дают богатейшую возможность для развития личности ученика, развивают его интеллектуальные и творческие способности, его умения самостоятельно приобретать новые знания. Мной широко используется программа Power Point. Она помогает более наглядно представлять материал, стимулирует познавательную деятельность и воображение ученика, способствует развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий, а также помогает глубже понять изучаемый материал. Ребята-старшеклассники тоже активно применяют эту форму на уроке. Так, например, учащиеся 9 класса составляли презентации на тему «Немецкоговорящие страны», а 10 класс – «Мой лучший друг/подруга». Отмечая все положительные стороны использования компьютера, я бы хотела подчеркнуть, что никакие самые новейшие электронные технологии не смогут заменить на уроке учителя. Никто не заменит учащимся учителя в качестве образца для подражания. Пробудить эмоции, заглянуть в душу ребенка сможет только учитель. Самое важное на уроке – живое общение.