|
Литература
1. Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8т., Педагогика.-1983.
2. Макаренко А.С. О воспитании. – 2 изд., М.: Политиздат, 1990. – 415с.
3. Павлова М.П., Карманов В.Ф. Педагогическая система А.С. Макаренко. – М.: Высшая школа, 1988. – 287с.
4. Творческое использование педагогического наследия А.С. Макаренко. Сост. Е.Д. Варнакова. – М.: Высшая школа, 1991. – 145 с.
|
|
|
Воспитание «трудных» детей в условиях профессионального училища
Третьяков О.Ф., мастер производственного обучения, ГОУ НПО ПУ № 20 с. Белый Яр
Если бы кто-нибудь спросил, как бы я мог в краткой формуле
определить сущность моего педагогического опыта,
я бы ответил, что как можно больше требования к человеку
и как можно больше уважения к нему
А.С.Макаренко
Проблема трудных детей – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Тяжёлое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и не сформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства – всё это привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам. Среди молодёжи усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность, резко возросла преступность.
На основании анализа современной научной литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения: делинквентность и девиантность. Во-вторых, к категории трудных относятся такие дети и подростки, поведение которых можно корригировать (педагогически запущенные дети). В-третьих, трудные – это дети, особенно нуждающиеся в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадёжно испорченные ребята, а дети, требующие особого внимания и участия окружающих.
Одной из причин появления «трудных» детей А.С. Макаренко считал ненормально сложившиеся отношения между детьми, молодёжью и взрослыми.
Смена основной сферы жизни и деятельности в 15-16 лет (а это происходит со вчерашними школьниками при их поступлении в училище) – не лёгкий процесс. Всё находится в становлении: взгляды на жизнь и жизненные планы. Выбор профессии и поступление в профтехучилище – серьёзное жизненное испытание в пору ранней юности. Именно в эту пору, да ещё в момент жизненно значимого выбора, молодые люди ищут опору в общении со сверстниками. Многое в становлении будущих рабочих будет зависеть от того, кто заполнит их малый и большой круг общения. А потребность в благоприятном эмоциональном самочувствии имеется у каждого, независимо от того, как (успешно или неуспешно) протекала учёба в школе, как складывались взаимоотношения с педагогами и родителями, взрослыми и сверстниками раньше – до прихода в профессиональное училище.
Потребность в эмоциональном контакте с возрастом изменяется в своих проявлениях. Для подростков она заключается в необходимости быть значимым и для других, и прежде всего своих сверстников, старших товарищей. Эта потребность проявляется в стремлении быть принятыми окружающими целиком, не за какое-то одно достоинство, качество, а именно в целом, вместе с его недостатками, каким бы он ни был. Здесь можно применить формулу А.С. Макаренко – «предельная требовательность при придельном уважении каждой личности». Уважение – это именно то отношение окружающих, которые принимают личность в целом. Великий педагог-гуманист призывал в каждом ребёнке, каким бы он «трудным» ни был – видеть человека. Он учил относиться к детям как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности.
Уважение личности воспитанника, удовлетворение его потребности в эмоциональном контакте возможно, если взаимоотношения в коллективе основаны на взаимном доверии, одобрении, положительной оценке, на признании успехов, эмоционально окрашенном тоне обращения и общения, заботе и взаимопомощи, заинтересованности в делах каждого, обращении за советом, а также многих других форм взаимоотношений.
Опора на потребность личности в уважении, доверии, положительной оценке, принятии личности в целом особенно важна в воспитательной работе с «трудными» подростками. Мы часто сталкиваемся с такой ситуацией, что ребёнок дома, в школе, на улице слышит только отрицательные отзывы в свой адрес, что формирует негативное отношение ко всем нормам, требованиям, идущим от взрослых и «послушных» сверстников. Очень важно воспитателю создать такие условия, в которых сам ребёнок и окружающие его увидели, что в нём есть какие-либо положительные качества, которые перекрывают собой отрицательные проявления и помогут этому ребёнку в становлении других фундаментальных потребностей: самоопределения, самоутверждения, причём в положительном русле. Нужно построить свою работу так, чтобы дети поверили в себя, почувствовали внимание и поддержку учителя.
В результате коллективных поисков нашего ПУ была создана многоплановая динамическая система разнообразных видов деятельности. Её цель - предоставить каждой личности возможность проявить себя, обогатить и реализовать свои творческие способности. Наши наблюдения показали, что чем шире круг интересов подростка, чем больше он занят в различных клубных объединениях по интересам (коллективах художественной самодеятельности, кружках, секциях и т.п.), чем активнее участвует в общественной жизни училища, тем выше его сознательность, тем более развиты у него чувство собственного достоинства, личная ответственность.
Заканчиваю свою статью советом великого педагога-гуманиста А.С. Макаренко, которому следую в своей работе, и который стал идеей для моего педагогического кредо: «С самого начала работы не навязывайте своих убеждений и мнений и как можно меньше старайтесь лезть с указаниями, дайте полную инициативу и равняйтесь на мнение большинства, стараясь быть образцовым и авторитетным товарищем и помощником всякому». Следуйте этому совету и можете быть уверенными, ваши воспитанники это оценят.
Литература
1. Васильева З.И., Система методов нравственного воспитания учащихся профтехучилищ: Метод. пособие. – М.: Высш. шк., 1989. – 39 с.
2. Змановская Е.В., Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений . – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 288с.
3. Использование педагогических идей А.С.Макаренко в процессе воспитания сознательной дисциплины у учащихся профтехучилищ: Метод. пособие /Отв. ред. Ю.П. Белов. – М.: Высш. шк., 1991. – 80 с.
4. Лебедева А., «Уличные подростковые формирования», ж. «ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности» №3 (81) 2003.
5. Макаренко А.С., О воспитании / Сост. и авт. вступительной статьи В.С. Хелемендик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 415 с.
6. Макаренко А.С., Сочинения в семи томах. Том пятый. – М.: Издательство академии педагогических наук, 1958. – 558 с.
|
|
|
«Трудный» ребёнок
Росщупкина Е.Н., зам. директора по воспитательной работе
МОУ «Первомайская СОШ» Боградского района
В настоящее время, когда многие ценности потеряли свой смысл, всё больше распространяется правовой нигилизм, уход в себя, враждебность в отношениях между людьми - дети являются самой незащищённой частью общества. Школа призвана защищать ребёнка и дать ему навыки самозащиты, способствовать подготовки молодого человека к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения человеческих прав и законов нашей страны. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы воспитательная система обеспечивала более полное и всестороннее развитие личности каждого ребёнка, формировала его самостоятельность и ответственность, гражданское становление, что трудно сделать с детьми, к которым в ученическом коллективе употребляют определение «трудный ребёнок», причём чаще всего в качестве синонима термину «запущенный ученик» или «ученики с отклонениями в обучении и поведении». Обычно определение «трудные» относятся к тем детям, которые ни только плохо учатся, но и при этом также грубо нарушают требования школьной дисциплины, правила поведения на улице и в общественных местах.
Чтобы вести работу с такими детьми, надо знать причины, приводящие к отклонению в обучении и поведении. Любые недостатки, отрицательные качества у ребёнка можно своевременно предупредить и преодолеть. Нет плохих детей, есть трудные судьбы, неграмотное воспитание и безответственность, легкомыслие, а порой просто жестокость родителей по отношению к своему ребёнку. Трудности в воспитании не возникают вдруг, неожиданно и сразу в подростковом возрасте. Необходимо причины искать в более ранних периодах жизни ребёнка. Ведь растущего ребёнка недаром сравнивают с губкой: познавая окружающий мир, он впитывает не только хорошее, полезное, доброе, но и плохое. Очень важно умение родителей поддерживать, культивировать в ребёнке всё хорошее и противодействовать плохому, предупреждать закрепление негативного. Всё это не просто и требует от родителей и педагогов обширных знаний в области педагогики и психологии, огромных нервных и физических усилий.
Таблица № 1. Циклограмма индивидуальной работы с учеником.
|
|
|
№
|
Вид деятельности
|
Сроки проведения
|
|
|
1
|
Сбор информации о личностных характеристиках ребёнка.
|
1 раз в год
|
|
|
2
|
Работа с семьей:
|
По необходимости
|
|
|
- посещение семей;
|
|
|
- беседы с родителями (лицами, их заменяющими);
|
|
|
- консультации для родителей.
|
|
|
3
|
Работа с ребёнком:
|
|
|
|
- работа с ребёнком по адекватной самооценке;
|
По графику
|
|
|
- беседы с ребёнком.
|
По необходимости
|
|
|
4
|
Работа с классным руководителем;
|
|
|
|
- консультации для классных руководителей;
|
1 раз в четверть
|
|
|
- беседы с классным руководителем.
|
По необходимости
|
|
|
5
|
Беседы с учителями-предметниками.
|
По необходимости
|
|
|
6
|
Работа с педагогом-психологом.
|
По необходимости
|
|
|
7
|
Работа с инспектором по делам несовершеннолетних.
|
По графику работы КДН, ГДН
|
|
|
8
|
Совместная работа с сельской администрацией:
|
|
|
|
- посещение семей;
|
По необходимости
|
|
|
- организация оказания материальной помощи;
|
|
|
|
- проведение Совета профилактики.
|
По плану работы школы
|
|
|
9
|
Контроль:
|
|
|
|
- посещение учебных занятий;
|
Ежедневно
|
|
|
- успеваемость:
|
1 раз в неделю
|
|
|
- подготовка домашних заданий:
|
По необходимости
|
|
|
- занятость во внеурочное время:
|
1 раз в четверть
|
|
|
- занятость в летний период.
|
1 раз в год
|
|
|
10
|
Анализ проделанной работы.
|
1 раз в 3 месяца
|
|
|
Таблица № 2. Работа с ребёнком.
|
|
|
№ п/п
|
Дата
|
Вид деятельности
|
Результат
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа с семьей.
|
|
|
№ п/п
|
Дата
|
Вид деятельности
|
Результат
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа с классным руководителем.
|
|
|
№ п/п
|
Дата
|
Вид деятельности
|
Результат
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|