|
Литература
1. Бескина Р.М., Виноградова М.Д. Идеи А.С. Макаренко сегодня. – М.: Знание, 1988.
2. Борисов Г.Б., В мире подростка. – М.: Медицина, 1980.
3. Макаренко А.С., Собрание сочинений в 4-х томах. – М: Правда, 1987.
4. Неверов В. В., Союз труда и красоты. – М.: Просвещение, 1979.
|
|
|
Труд как основа воспитания
Шошина Е.В., воспитатель РГОУ Детский дом «Малышок» г. Абакан
Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди,
которые много умеют делать, у которых всё удаётся и спориться,
которые не потеряются ни при каких обстоятельства,
которые умеют владеть вещами и командовать ими
А.С.Макаренко
Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются психофизические и нравственные качества личности. Над проблемой социализации воспитанников детских домов работают специалисты различных направлений. При этом основными формами деятельности являются виды трудового воспитания. Более чем когда-либо актуальны слова А.С. Макаренко: «…В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».
Труд – это основа преодоления трудностей в окружающем мире и в самом себе, основа развития, основа человеческого счастья.
В Российской Федерации из общего числа детей два процента - сироты. Три четверти из них составляют так называемые социальные сироты - это дети при живых родителях.
Детский дом получает ребёнка из социальной среды как личность, формирование которой уже начато семьей, микросредой. Вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути и у него формируются специфические черты характера, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребёнка – они просто другие. Педагоги детского дома считают, что наше учреждение обязано дать растущему человеку возможность понять себя, окружающий мир, найти в нём своё место и получить в системе образования то, что сделает достижимыми его конкретные жизненные цели.
В РГОУ «Детский дом «Малышок» есть все условия для того, что бы предотвратить инфантильное отношении к труду. Этому способствуют: педагоги, обслуживающий технический персонал и сами воспитанники.
Рассматривая единый трудовой коллектив педагогического учреждения как систему, ведущий фактор воспитания А.С. Макаренко восклицал: «какая чудесная захватывающая диалектика! Свободный рабочий коллектив не способен стоять на месте… формы бытия свободного рабочего коллектива - движение вперёд, форма смерти – остановка».
Традициями «Детского дома «Малышок» являются: связь со станцией Юннатов, где дети занимаются в кружках «Юный эколог» и «Пчеловод». На этих занятиях у детей формируется необходимый опыт работы с землёй и животными. Биржа труда из числа воспитанников, где дети заняты по озеленению и благоустройству двора детского дома. Осенний мастер-класс проходит по четырём направлениям:
- творческое направление (конкурс рисунков, стихов, слайдов, сочинений).
- кулинарное направление (приготовление блюд из овощей, консервирование овощей и фруктов на зиму).
- сельскохозяйственное направление (уборка урожая и закладка его на зиму).
- деятельность в быту (утепление окон на зиму).
Хорошая материально-техническая база (столярная мастерская, клуб « Хозяюшка», центр эстетики, сад – огород, « Зимний сад»). Поэтому воспитателями «Детского дома «Малышек» была разработана программа по подготовке детей к самостоятельной жизни ШЖН. На наш взгляд применение планомерной работы по ШЖН позволит устранить эти негативные явления. Цель программы качественное обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, навыком самообслуживания, определяемые социальными потребностями и интересами самих воспитанников. В свою очередь, она должна быть гибкой, адаптирующейся к изменениям, происходящими с её участниками, что позволит учить и воспитывать в рамках этой программы всех, кто в неё принят. Программа предусматривает различные формы и организации воспитанников в период пребывания в учреждении: занятия как специально организованную форму обучения; нерегламентированные виды деятельности детей; организацию свободного времени в течение дня. Следуя традициям А. С. Макаренко, мы разработали целостную систему привития трудовых навыков у воспитанников. ШЖН включает в себя четыре преемственных логически взаимосвязанных раздела:
- «Служба быта», где воспитанники приобретают бытовые навыки;
- «Во саду ли в огороде» - аграрно-хозяйственные умения;
- «Хозяин в доме» - общественно полезный труд;
- «Хозяюшка» - кулинария.
А.С. Макаренко в «Педагогической поэме» писал: «вот это именно штука – ответственность за уборку, и за ведро, и за тряпку – есть для меня технологический момент… на нём обтачиваются крепёжные части для важнейшего человеческого атрибута: чувство ответственности. Без этого атрибута не может быть человека, будет некомплект».
Рекомендуется начинать занятия по программе ШЖН с воспитанниками младшего, среднего и старшего школьного возраста. Каждая возрастная группа детей в детском доме имеет свои трудовые обязанности и поручения.
Поэтому воспитанники младшей группы уже способны участвовать в самообслуживании, выращивать комнатные растения, ухаживать за посаженными деревьями и растениями, наводить порядок на дворе детского дома, собирать семена цветов и растений.
Воспитанники среднего звена работают на дворе детского дома, участвуют в благоустройстве и озеленении двора, владеют навыками кулинарии, выполняют мелкий ремонт одежды.
Старшеклассники составляют проекты по озеленению двора вокруг детского дома, умеют правильно распределять полученные деньги, заработанные на бирже труда.
В воспитании нет существенной разницы между трудом физическим и трудом умственным. В том и другом труде важной стороной является, прежде всего, трудовое усилие, настоящая человеческая сторона труда.
Учебный труд - дело не только возможное, но и реальное. Одна из основных задач стоящая перед педагогами: способствовать лучшему усвоению знаний базового курса школьной программы через применение современных образовательных технологий.
Диапазон творческого применения идей А.С. Макаренко в трудовом воспитании в наши дни исключительно широк. Поэтому знакомство с его взглядами и опытом, а также с опытом по трудовому воспитанию коллектива Детского дома «Малышок» принесёт несомненную пользу любому детскому дому в практической реализации задач воспитания подрастающего нового поколения.
|
|
|
Добрые традиции школы – путь к достижению успеха
Бахтина Т.Н., заместитель директора по воспитательной работе
МОУ Подсинская СОШ Алтайского района
Лучшие школы – это школы,
которые накопили традиции.
А. С. Макаренко
Объединяющим, системообразующим стержнем нашей школы стали традиции.
Когда-то их значение понималось количеством на интуитивном уровне, они не были самоцелью, они появлялись медленно и верно. Ребёнок на всех уровнях становится вовлечённым в продуктивную творческую деятельность, где он выступает по своему выбору, с одной стороны, в качестве исполнителя, а с другой стороны – в качестве соавтора [2,3].
А. С. Макаренко утверждал, что школа сильна традициями. Ничто так не роднит и не объединяет людей и ничто так не способствует самореализации школьника, как традиции [4,67].
В Большой Советской Энциклопедии понятие «традиция» от латинского языка переводится как передача, элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определённые общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.
В жизни каждого народа, в жизни общественных организаций, учреждений, учебных заведений и т. п. складываются традиции, более или менее прочные, связанные с историческими условиями существования и особенностями того или иного общественного коллектива… Велико педагогическое значение традиции – воспитание лучших передовых традиций у учащихся.
Традиции – это то, что передают от поколения к поколению. Это то, что сохраняется годами, десятилетиями. Самое дорогое, самое близкое; то, без чего не мыслит своего существования общество, семья, человек. Традиции трудно придумать искусственно – они всё равно исчезнут. Они складываются сами и живут сами.
Любой коллектив, имеющий цель добиться положительных результатов в своей деятельности, стремится иметь свои традиции [7, 14].
МОУ «Подсинская СОШ» всегда имела очень сильные традиции. За несколько десятилетий существования в школе сложились традиции, определяющие её лицо и позволяющие проявить творческие способности, расширить кругозор, а также способствующие развитию культурного человека, формированию общечеловеческих, нравственных ценностей.
«Есть обычай в нашей школе день первоапрельский с шуткою встречать».
Первое апреля – день смеха, юмора, шуток, забав, первый день начала последней четверти года. Светит яркое солнышко, капает весенняя капель, и закончились каникулы. Как приободрить мальчишек и девчонок, внести в их детскую душу ту искорку веселья, радости, шуток, смеха, чтобы хватило её на четвёртую четверть? Немного усилия и вот, казалось бы, серый троечник и проказник вдруг становится интересным. Пусть на один миг, на один день, но он творец для сверстников. И кто знает, может быть, это первый шаг к прорыву из круга на решающую ступеньку личности. И мы считаем, что главную цель первоапрельских праздников – дать возможность детям отвлечься от каждодневных забот, конфликтных ситуаций, дать ребёнку в атмосфере розыгрыша, веселья и доброжелательности обрести своё «я» – выполняем успешно.
Наши первоапрельские праздники: «День бантика и веснушек»; «День неожиданностей»; «День детских безобразий»; «День сюрпризов»; «День наоборот»; «День шляп»; «День очков»; «День дублёра»; «День моды»; «День дружбы»; «День рекордов».
Наши дети всегда ждут этих праздников с нетерпением. И готовимся мы к ним всей школой.
Наша школа сельская и о проблеме трудового воспитания подрастающего поколения нам приходится говорить много.
А. С. Макаренко в своей книге «О воспитании» писал: «Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. Труд всегда был основанием для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».
Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта. Такое отношение к труду возможно только тогда, когда образовалась глубокая привычка к трудовому усилию, когда никакая работа не кажется неприятной, если в ней есть какой-нибудь смысл [5, 34].
В нашей школе есть пришкольный участок и огород 1,5 га. По итогам V трудовой четверти мы проводим традиционные «Праздники урожая». И каждый осенний праздник носит свой неповторимый колорит того или иного овоща, фрукта. А это: «Хлеб – всему голова», «Ах, картошка – объеденье…», «Эх, яблочко, да на тарелочке», «Коли в доме есть капуста, на столе не будет пусто», «Здравствуй, синьор-помидор!», «Лук – от семи недуг», «Посадил дед репу…», «Чок – чок – кабачок», «Выросла тыква большая-пребольшая», «Добро пожаловать, огурец-молодец!».
Со временем возникают и новые традиции. К ним можно отнести «Дни здоровья». Цель воспитания – развить задатки лучшей натуры человека, как цель скульптора – извлечь статую из глыбы мрамора (С. Смайлс). Да, действительно, набили оскомину разговоры о пользе спорта и необходимости для здоровья борьбы с вредными привычками. Каждый из нас, сталкиваясь с заядлыми курильщиками, вероятно, наблюдал их неоднократные попытки покончить с этим пороком. В этом деле простые разговоры не приносят результатов. Человек должен сам принять решение, заключить определённый самодоговор, руководствуясь, кто своими интересами, а кто и болезнью. Подростков, спешащих узнать всё об окружающем мире, запрет лишь подогревает к действию. Как же быть?
Ответ подсказали сами ребята. Наивно проводить конкурс рисунков на тему борьбы с курением. Гораздо важнее попытаться переключить внимание на другое. Так в нашей школе уже четвёртый год проводится День Протеста (третий четверг ноября месяца в рамках Всемирного дня борьбы с курением). По итогам проводимого дня мы заняли II место в республиканском конкурсе в номинации «Видеосюжет», III место в номинации «Буклет».
Что может быть наиболее традиционным, чем праздники 23 февраля и 8 марта? Чтобы не скатиться в рутину, избежать формализма, было решено эти праздники проводить с творческим подходом. День мальчишек – 22 февраля, День девчонок – 7 марта. Результат превзошёл все ожидания. Вся школа готовится к праздникам. Стараются девочки порадовать мальчиков, а уж как мальчики стараются понравиться девочкам!
Традиционными стали Уроки Отечества (1 сентября), Уроки Мужества (22 февраля), Уроки Памяти (7 мая). Много можно говорить о традиционных творческих делах в нашей школе. Это: «День Любви» и военно-спортивная «Зарница», «Осенняя Туриада» и «Праздник велосипедистов». Невозможно описать все творческие находки. Но надо отметить одно – суть любой традиции в нашей школе – это единение учащихся, учителей в школьное братство, в котором ощущается взаимопонимание и взаимопомощь. Традиции формируют общие интересы, придают школьной жизни прочность, надёжность и постоянство. Традиции придают своё особое, ни на кого не похожее лицо школы. Школа становиться особенной, неповторимой, такой, которой можно гордиться.
А. С. Макаренко отмечал, что «…порой есть традиции в школе незаписанные, но дети их узнают какими-то щупальцами, усиками. Так надо делать. Почему так? Так старшие делают. Этот опыт старших, уважение к логике старших, уважение к правам коллектива – это чрезвычайно важные достоинства коллектива, и, конечно, они поддерживаются традициями. Такие традиции украшают жизнь ребят. Живя в такой сетке традиций, ребята чувствуют себя в обстановке своего особенного коллективного закона, гордятся им и стараются его улучшить. Без таких традиций, я считаю, невозможно правильное воспитание без могучего коллектива, уважающего своё достоинство и чувствующего своё коллективное лицо».
Литература
1. Аксёнов А. Е. О трудовом воспитании: М., Просвещение, 1982.
2. Бруднов А. Н. Каждое воспитательное учреждение уникально. Воспитание школьников. 1999, № 1, С. 2 – 5.
3. Коллективная творческая деятельность в школе. – Воспитание школьников. 2002, № 10, С. 10 – 14.
4. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. Мн., «Нар. света», 1978.
5. Макаренко А. С. О Воспитании. М., Политиздат, 1988.
6. Морозов В. Сочетание коллективного и индивидуального в воспитательной методике А. С. Макаренко. Воспитание школьников, 2005, № 7, С. 52 – 59.
7. Строганова Л. Традиции сотворчества. Воспитание школьников. 2005, № 7, С. 14 – 15.
8. Умом и сердцем: Мысли о воспитании. 4-е изд. доп. – М.: Политиздат, 1986.
9. Черенкова И. Новые подходы к традиции. Воспитание школьников, 2004, № 9, С. 21 – 23.
|
|
|
Семья и авторитет родителей в семье
Бойко Л. А., учитель начальных классов, МОУ СОШ № 5 г. Саяногорска
Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда,
когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему.
Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни,
даже тогда, когда вас нет дома.
В мире мудрых мыслей
Первым окружающим ребёнка миром, начальной единицей общества является семья, где происходит закладывание основ личности. А что такое семья? Словарь С. И. Ожегова даёт такое определение: «Семья - это группа живущих вместе близких родственников». Смыслом существования человека всегда была семья. Ребёнок видит семью в качестве окружающих его близких людей: папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестёр.
Народная мудрость гласит: «Земля без воды мертва, человек без семьи - пустоцвет». Семья играет огромную роль в становлении личности ребёнка. Основным условием успешного воспитания детей в семье считают наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей. Родители уполномочены воспитать достойного члена общества, на этом и основывается их авторитет в глазах детей. А.С. Макаренко определяет авторитет как такое нормальное взаимоотношение между родителями и детьми, когда последние, уважая своих родителей и доверяя им, подчиняются их воле, требованиям и указаниям.
Это значит, под авторитетом родителей следует понимать влияние отца и матери на детей, основанное на любви и уважении к родителям, доверие к их жизненному опыту, их словам, делам, поступкам.
Родители являются самыми близкими и дорогими людьми для детей, поэтому дети хотят подражать отцу и матери, быть похожими на них. Поэтому родители обязаны показывать пример своим детям во всём. Нормальные взаимоотношения детей и родителей в семье строятся на взаимном доверии друг к другу. Дети видят в родителях советчиков во всех своих делах, помощников в борьбе с разного рода трудностями, истинных друзей, с которыми можно поделиться и радостями и заботами. Родители должны предъявить к детям высокие требования, одновременно глубоко уважая их личность.
А. С. Макаренко проанализировав опыт семейного воспитания, пришёл к выводу: далеко не все родители понимают значение их авторитета в воспитании детей и далеко не всегда педагогически оправданными являются действия и поступки по установлению авторитета.
Авторитет любви - самый распространённый вид ложного авторитета. Родители без всякой меры говорят нежные слова, целуют детей, ласкают. Если ребёнок не слушается, у него тут же спрашивают: «Значит, ты маму не любишь?». В этой обстановке ребёнок понимает, что маму и папу легко обмануть, что угодно выпросить, стоит для этого показать, как ты их любишь. В таких семьях вырастают эгоисты, циники, расчётливые дельцы. Страдают от такого воспитания сами родители.
Авторитет подарка. Часто хорошее поведение ребёнка покупается подарками или обещаниями каких-либо благ. Особенно тяжелы последствия такого «воспитания», когда каждый в семье пытается привлечь ребёнка на свою сторону. В таких условиях дети, исходя из личной выгоды, лавируют, приспосабливаются.
Иногда отсутствие у детей самостоятельности либо, наоборот, наличие сопротивления требованиям взрослых - результатродительского педантизма, когда родители совсем не считаются с мнением ребёнка и требуют неукоснительного и беспрекословного выполнения всех своих приказов и поручений.
Авторитет подавления. Особенно им страдают отцы. По каждому поводу он сердится, раздражается, а нередко берётся за ремень. При таком отцовском терроре положение матери в семье сводится к нулю, дети вырастают либо забитыми, безвольными, либо самодурами, мстящими за своё подавленное детство.
Авторитет чванства - родители кичатся своими заслугами, показывают свою важность на каждом шагу. Толкуют о своих достоинствах, высокомерно относятся к остальным людям. Порождённые таким видом отца и дети начинают чваниться. Выступают перед товарищами с хвастливым словом: « А ты знаешь кто мой папа?». При таком авторитете дети вырастают хвастливыми, не умеющими самокритично отнестись к своему поведению.
Авторитет резонёрства. Родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Такие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. В такой семье всегда мало радости и улыбки. Постоянные разглагольствования родителей, постоянное их зудение и болтливость проходят почти бесследно в их сознании. В резонёрстве родителей дети не могут увидеть никакого авторитета.
Встречаются и другие ложные основания авторитета, которые приводят к нежелательным результатам в воспитании детей.
В чём же должен состоять настоящий родительский авторитет? На этот вопрос очень хорошо ответил А. С. Макаренко, и жизнь подтвердила справедливость его выводов: «Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение».
Для подлинного авторитета родителей необходимо:
• добросовестно относится к своему труду;
• быть требовательным к себе и окружающим;
• постоянно расширять свой кругозор;
• создавать дружескую атмосферу в семье;
• единые требования к детям со стороны всех членов семьи;
• не прощать плохие поступки детей.
«Добрый пример лучше ста слов», «Ворчанием наскучишь, примером научишь». Такие мудрые изречения выражают педагогическую правду, ибо они плод многовековых наблюдений и обобщений. Пока дети в младшем школьном возрасте, пример как метод воспитания занимает ведущее место. Девочки и мальчики с удовольствием копируют в поведении окружающих то, что им нравится. Если понаблюдать за играющими детьми, то можно увидеть, как великолепно подражают они взрослым, их разговорам, поведению.
Процесс подражания требует целого ряда психологических условий. Для детей младшего школьного возраста, пожалуй, самым важными являются три: превосходство опыта, знаний, умений у того, с кого хотят брать пример; любовь к человеку, которому они хотят подражать; привлекательность и доступность того, что они будут копировать.
Пока дети маленькие, удовлетворять этим условиям в семье нетрудно. Они видят в родителях защиту, опору, нуждаются в их ласке, беспрерывном внимании и благодарят за всё это искренней любовью. Малыши хотят поскорее вырасти, стать похожими на маму и папу. Поэтому поведение родителей, всё, что они говорят своим детям привлекает их, вызывает желание подражать. Поэтому надо утро начинать с улыбки, дружеской беседы, напутствия, пожелания доброго дня.
Родители должны показать, что они любят ребёнка, дорожат его мнением. Начало дня должно быть таким, чтобы дети стремились домой после школы, ожидая душевного общения с родными.
Если взрослые проявляют заботу друг о друге, взаимно интересуются положением дел, радуются успехам, огорчаются неудачам, сочувствуют, советуют, то это и есть воспитание, способствующее формированию гуманной личности. Выходных в воспитании нет, но есть праздники - праздники родительского счастья: в семье растёт человек!
Мать и отец всегда на глазах у детей. Их отношения - ключ к воспитанию будущего мужчины, будущей женщины. Доброго воспитать может добрый, умного - умный. Что отдашь, то и получишь.
Итак, формирование личности ребёнка закладывается в семье, под воздействием родительской любви во имя будущего, под влиянием авторитета родителей. Влияние родителей обеспечивает их физическое совершенство и моральную чистоту. Семья формирует такие области человеческого сознания, которые только ей и дано по-настоящему формировать. А дети в свою очередь несут в себе заряд той социальной среды, в которой живёт семья.
|
|
|