|
Дидактические подвижные игры в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста
Дидактические подвижные игры в коррекционной работе
с детьми старшего дошкольного возраста.
Организуя занятия с дошкольниками, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности детей. Нужно постараться построить работу так, чтобы детям было интересно заниматься и приобретать новые умения и навыки.
Ведь в дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Малыши находятся в постоянном движении, им все время хочется куда-то побежать, они спешат увидеть много нового и интересного!
В этом могут помочь различные дидактические подвижные игры. Эти игры можно использовать как часть занятия, в качестве физкультурной минутки, в вечерние часы, на прогулке. Проведение дидактических игр, сопровождающихся движением, позволяет снять нагрузку, повышает работоспособность. Игры можно разделить на три группы:
1) для развития фонематического слуха, звукового анализа, синтеза и подготовке к обучению грамоте;
2) для формирования грамматического строя речи;
3) для обогащения словаря детей.
Вот описание некоторых игр, применяемых в работе.
Игры с мячом.
Мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, помогает наладить контакт с детьми, нормализует поведение гиперактивных детей. Любую игру с мячом легко можно адаптировать к изучаемой лексической теме.
-
«Большой мяч». Цель: активизировать глагольный словарь. Дети встают в круг, в кругу - воспитатель, у него в руках мяч. Он называет слово и кидает кому-то из детей. Дети пускают мяч по кругу, называя действия, которые может совершать предмет, названный воспитателем (листья - желтеют, опадают, кружатся, вьются, порхают, засыхают, шуршат и т. д.).
Аналогичную игру можно провести, подбирая к словам-предметам слова-признаки и наоборот.
«Мяч бросай — животных называй! » Цель: активизировать словарь по данной теме. Можно выбрать любое другое обобщающее понятие. Воспитатель называет выбранную им категорию (мебель, посуда, птицы., дети должны, перебрасывая мяч, называть слова, соответствующие обобщающему понятию.
3. «Скажи наоборот! » Цель: закрепление правильного употребления в речи антонимов. Воспитатель называет слово (например, широкий) и кидает мяч одному из детей. Ребенок должен назвать слово, противоположное по смыслу (узкий) .
4. «Звуковая цепочка». Цель: закрепление навыков звукового анализа. Дети и воспитатель стоят в кругу. Воспитатель кидает мяч одному из детей и произносит слово. Ребенок должен придумать слово, начинающееся на последний звук названного слова и кинуть мяч другому ребенку.
5. «Умный мячик». Цель: упражнять детей в дифференциации твердых и мягких звуков. Дети встают в круг. Если воспитатель бросает ребенку синий мяч, поймав его, ребенок должен назвать слово с твердым звуком (полка). Если воспитатель бросает зеленый мяч, ребенок называет слово с мягким звуком (пила).
Предлагаем игры без использования мяча:
1. «Найди себе пару! » Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся одним звуком. Используются парные картинки (удочка — уточка, коза — коса, мишка — миска.) Дети стоят в две шеренги напротив друг друга. В руках у детей картинки. По сигналу воспитателя дети начинают двигаться навстречу друг другу. По другому сигналу дети находят себе пару (картинку, сходную по звучанию) и озвучивают картинки.
2. «Кто скорее принесет предметы! » Цель: учить дифференцировать звонкие и глухие звуки. Понадобятся три стола, игрушки. Дети делятся на две команды. На один стол выкладываются игрушки, названия которых начинаются на звонкий или глухой звук. Напротив, на другой стороне группы — два пустых стола. По сигналу «Раз, два, три — беги! » команды начинают выполнять задание. Дети одной команды переносят только те предметы, названия которых начинаются на звонкие звуки, дети другой — на глухие звуки.
3. «Покажи, отгадай и повтори! » Цель: активизировать словарь по заданной теме, развивать моторику, учить согласовывать движение и речь. Дети встают в круг, выбирается ведущий, он загадывает профессию (либо какой-то фрукт, посуду, но не называет ее, а только показывает жестами. Дети должны отгадать загаданный предмет и показать. Тот ребенок, кто первый отгадал, становится ведущим.
4. «Волшебные следы». Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные. Перед детьми лежат вырезанные следы разных животных. Воспитатель предлагает детям идти по следам, называя, чьи они — волчьи, заячьи. Если дети правильно называют следы, то в конце дорожки их ждет это животное.
|
|
|