|
Литература
1. Афанасьева Т. М. Семья сегодня. – М.: Знание,1977.
2. Лавров А. С., Лаврова О. Л. Товарищ ребёнок. – М.: Знание, 1964.
|
|
|
Педагогические труды Макаренко А. С. – первые помощники в воспитании детей в семье
Гладких В. А., библиотекарь ГОУ НПО ПУ № 10 г. Черногорска
Совершенно очевидно, что, приступая к решению
нашей частной педагогической задачи,
мы не должны мудрствовать лукаво.
Мы должны только понять положение
нового человека в новом обществе.
А. С. Макаренко
В своих художественных произведениях, и в устных выступлениях А. С. Макаренко говорил о воспитании детей. Он обращался к родителям и ко всем гражданам, где говорил «что воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Что наши дети - это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Им дано творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери. Они тоже будут воспитателями своих детей. И родители должны вырастить детей прекрасными гражданами, хорошими матерями и отцами. Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наша вина».
А это значит, в детстве плохо воспитывали, не читали Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» и другие произведения нравственного характера. «Если ваши дети воспитывались неправильно, если вы что-то прозевали, запустили, тогда уже нужно многое переделывать, поправлять. И вот эта работа поправки, работа перевоспитания – уже не такое лёгкое дело. Перевоспитание требует и больше сил, и больше знаний, больше терпения, а не у каждого родителя это найдётся. Кроме того, работа перевоспитания, переделки – это работа не только трудная, но и горестная. Такая работа, даже при полном успехе, причиняет родителям постоянные огорчения, изнашивает нервы, портит характер. Очень часто бывают такие случаи, когда семья уже никак не может справиться с трудностями перевоспитания и их ребёнок попадает в детскую колонию. Советуем родителям всегда помнить об этом. Всегда стараться воспитывать так, чтобы ничего потом не пришлось переделывать, чтобы с самого начала всё было сделано правильно. Сейчас в трудное экономическое положение нашей страны некоторые люди, в том числе и некоторые психологи, утверждают, что лучше иметь одного ребёнка, но зато воспитать его качественно, т.е. дать ему хорошее воспитание, образование. Хотя демографы утверждают, что в семье должен быть, по крайней мере, не один ребёнок. Этого же мнения придерживаются и очень многие другие. Можно решительно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. «Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребёнком. Единственный ребёнок очень скоро становиться центром семьи. Все заботы родителей сосредоточены на одном ребёнке. Любовь родительская отличается известной нервозностью. Болезнь ребёнка или его смерть переносится такой семьей очень тяжело и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребёнок в семье привыкает к исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей-неволей они воспитывают эгоиста. Только в семье, где несколько детей, родительская забота может иметь нормальный характер. Она равномерно распределяется между всеми. Перед ними проходят такие жизненные задачи, которые единственные ребёнку недоступны: любовь к старшему и любовь к младшему брату – это различные чувства, умение поделиться с братом или с сестрой, привычка посочувствовать им.
Бывают неполные семьи. Очень болезненно отражается на воспитании, особенно подростка, если родители не живут вместе, если они разошлись. Часто дети становятся предметом распри между родителями, которые открыто друг друга ненавидят и не скрывают этого от детей.
Рекомендуем тем родителям, чтобы в своей ссоре, в своём расхождении они больше думали о детях. Все несогласия можно разрешить более деликатно, а неприязнь скрыть. Если родители любят своих детей по-настоящему, и хотят воспитать как можно лучше, они будут стараться и свои взаимные несогласия не доводить до разрыва и тем не ставить детей в самое трудное положение».
А теперь о цели воспитания. «В некоторых семьях можно наблюдать полное бездумье в этом вопросе: просто живут рядом родители и дети, и родители надеются на то, что всё само получится. У родителей нет ни ясной цели, ни определённой программы. В этом случае и результаты будут всегда случайны, и часто родители потом удивляются, почему это у них выросли плохие дети! Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть. Каждый отец и каждая мать должны хорошо знать, кого они хотят воспитать? Надо отдавать себе ясный отчёт относительно своих собственных родительских желаний. Хотите ли вы воспитать настоящего человека, гражданина России, человека знающего, честного, трудолюбивого, энергичного, вежливого?
Или же вы хотите, чтобы из вашего сына и ли дочери вышел жадный, трусливый, подлый, хитрый и мелкий делец? Нужно хорошо подумать над этим вопросом, и сразу можно увидеть ошибки, допущенные в воспитании, и много правильных путей.
Пути воспитания очень просты: не лгите сами, не изворачивайтесь, не хитрите. Глядя на вас, ваш сын или дочь тоже не будут хитрыми, лживыми. Советуем родителям не наказывать детей по мелкому поводу, а бывает, не разобравшись и без повода, чтобы не воспитать в нём жёсткого, трусливого человека. Ведь вырастая, ребёнок может мстить, быть изворотливым. Лучше чаще с ним беседуйте, приводите больше разных поучительных примеров.
Такие распространённые типы как «приспособленцы», «хитрецы», «мелкие дельцы», проходят мимо родительских глаз, порой родители сами провоцируют их на эти шаги, говоря при этом: " Время сейчас трудное, наверное, таким и надо быть", а когда их чадо вырастает, очень удивляются: «Почему он такой вырос?», «И в кого он такой?»
Советуем чаще с детьми беседовать, направлять на правильные цели, чистые помыслы, на добродетель, милосердие, мужество, смелость.
Советуем чаще вспоминать Пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке». Ведь она является одной из самых блестящих в мировой литературе сатирических изображений процесса роста безумных потребностей, превратившегося в «дурную бесконечность». Вещи для слишком жадного человека становятся дороже добрых человеческих отношений, и нередко ведут молодых людей к гибели.
Повышайте у детей нравственный иммунитет! Вырабатывайте и закаляйте силу воли и умение использовать её. Приобщайте детей к хорошим, добрым фильмам, книгам, искусству. Учите любить природу и защищать её. Учите детей трудиться. Прививайте детям благородные чувства, мысли. Включайте ребёнка в атмосферу сопереживания, эмоциональной оценки добра и зла.
Как молитву помните все эти пути воспитания. Ведь на работе вам стыдно выпускать брак вместо хорошей продукции. Ещё более стыдно должно быть для вас давать обществу плохих или вредных людей.
|
|
|
Принципы семейного воспитания
Граничникова О.П., воспитатель, МСОУ «Усть-Абаканская СКШИ»
Каждая семья отличается своеобразием жизни и жизненных условий,
каждая семья должна самостоятельно
решать многие педагогические задачи,
пользуясь для этого отнюдь не готовыми,
взятыми со стороны рецептами,
а исключительно системой общих принципов … жизни и морали.
А.С.Макаренко
Семья — наиболее распространённый вид социальной группы, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. «Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит, и историю мира». Современная семья переживает сложный этап в эволюции - переход от традиционной модели к новой, и многие учёные характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей. Средняя величина семьи составляет 3,2 человека – в городе и 3,3 – в селе. Современная семья постоянно сталкивается с социальными проблемами:
- трудное материальное положение семьи;
- ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой экологии, от качества продуктов питания;
- злоупотребление алкоголем и наркотиками;
- жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;
- антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы;
- социальное сиротство – это явления устранения или неучастия в выполнении родительских обязанностей – искажение родительского поведения.
Семейные отношения обычно определяют психологию, поведение человека, дальнейшую судьбу его и людей, которые его окружают, поэтому семейное воспитание всегда представляло особый интерес для исследования. Не обошёл стороной этот вопрос и Антон Семёнович Макаренко, выпустивший в 1937 году «Книгу для родителей» - первую из задуманных им четырёх частей. Принципы семейного воспитания, изложенные в данном произведении, остаются актуальными даже спустя семьдесят лет. В данной книге нет конкретных решений семейных проблем, как нет и готовых «рецептов семейного воспитания», здесь А.С. Макаренко затрагивает только узловые вопросы, связанные со структурой семьи как коллектива, то есть такой группы людей, которая объединяется общими интересами, общей жизнью, общей радостью, а иногда и общим горем.
Под структурой семьи понимают систему отношений родства, а также совокупность духовных, нравственных, психологических отношений, внутрисемейной установки и отношения власти и авторитета.
В структуре семьи учитываются: количество членов семьи, их родственные связи и характер взаимоотношений между членами семьи, специфика семейных правил и норм. Являясь социальным образованием, семья имеет определённые социальные функции, которые являются отражением как общественных потребностей в её жизнедеятельности, так и индивидуальных потребностей членов семейной группы. Прежде всего, в структуре семьи Макаренко интересует её величина, что перекликается с положением современной педагогики о репродуктивной функции семьи.
Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создаёт благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребёнок, всё это сильно усложняется. А. С. Макаренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребёнка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребёнком». В наше время, когда численность населения постоянно сокращается, эти слова звучат как нельзя более актуально. «Целостность и единство семейного коллектива – необходимое условие хорошего воспитания. Оно разрушается не только алиментщиками и «единственными принцами». Оно разрушается и ссорами родителей, и деспотической жестокостью отца, и легкомысленной слабостью матери. Кто хочет правильно воспитать своих детей, тот должен беречь это единство».
Следующая функция семьи – экономическая или хозяйственно-бытовая. Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и её общение с окружающими, уровень культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними обязанностей. В задачу родителей входит научить ребёнка не только пользоваться деньгами, но и уважать труд человека, зарабатывающего эти деньги; отличать то, что заработали его родители, от того, что заслужил он сам. Готового алгоритма решения этой задачи нет, и не может быть, всё зависит от личности родителей, их моральной и духовной культуры. «Нравственная глубина и единство семейного коллективного опыта – совершенно необходимое условие семейного воспитания. Это относится одинаково и к семьям с достатком и к семьям с недостатком».
Регулятивная функция или первичный социальный контроль (контроль над выполнением норм, усвоенных в процессе социализации и воспитания) затрагивает «целый круг вопросов: это вопросы об авторитете, дисциплине и свободе в семейном коллективе. В настоящее время отношения детей и родителей стали сложнее и проблематичнее. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Нередко получив более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить часть свободного времени вне семьи. Это время наполнено занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда одобренными их родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает — на смену ему должны приходить авторитет личности родителей. И дисциплина в данном случае становится не средством, а результатом воспитательного процесса. «Воспитательный процесс есть процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его решаются в общем тоне семьи… Общий тон создаётся собственной жизнью и собственным поведением. Самые правильные, разумные продуманные педагогические методы не принесут никакой пользы, если общий тон вашей жизни плох.… Только правильный общий тон подскажет вам и правильные методы обращения с ребёнком и, прежде всего правильные формы дисциплины, труда, свободы, игры и …авторитета».
Все эти функции совместно со многими другими в комплексе представляют собой важнейшую функцию семьи как социальной группы – воспитание подрастающего поколения. Это и формирование личности ребёнка, развитие его способностей и интересов; передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта; выработка у них высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма и интернационализма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие; содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры и многое-многое другое. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Невозможно заниматься воспитанием детей, забыв о самовоспитании и саморазвитии. «Настоящей матерью, воспитывающей, дающей пример, вызывающей любовь, восхищение, желание подражать, будет только та мать, которая сама живёт настоящей полной человеческой … жизнью».
Существующие проблемы в функционировании семьи на современном этапе обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости, либо беззакония и безнравственности. «Человек давно научился осторожно и нежно прикасаться к природе. Он не творит природу и не уничтожает её, он только вносит в неё свой …корректив…. Наше воспитание такой же корректив. И поэтому только и возможно воспитание. Разумно и точно провести ребёнка по богатым дорогам жизни, среди её цветов и сквозь вихри её бурь, может каждый человек, если он действительно захочет это сделать».
Литература
1. Беляев В.И. Педагогика А.С.Макаренко: традиции и новаторство. – М.: МНЭПУ, 2000.
2. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко. – М.: Просвещение, 1987.
3. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003.
4. Макаренко А.С., Собрание сочинений в 4 томах. Т.1 – М.: Правда, 1987.
5. Макаренко А.С., Собрание сочинений в 4 томах. Т.4. – М.: Правда, 1987.
|
|
|
Условия формирования дисциплины в семье
Ильящук И.В., учитель русского языка и литературы,
МОУ Лесоперевалочная СОШ -1, с. Бельтирское Аскизский район
Неисчерпаемым и всё ещё недооценённым резервом в решении задач воспитания молодого поколения являются наука и практика, созданные А.С. Макаренко.
Особое значение наследия великого педагога заключается, прежде всего, в том, что его теория блестяще претворена в его практике, а его талант писателя даёт возможность непосредственно прикоснуться к его опыту, описанному в художественных произведениях.
Когда мы говорим об использовании сегодня наследия А.С. Макаренко, то имеем в виду не копирование его отдельных приёмов, а глубокое изучение и применение его педагогической логики.
Наследие А.С.Макаренко — это и методологические проблемы воспитания, и методика воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях разного типа, и острые вопросы семейного воспитания, и проблемы производительного труда, детского творчества, игры, эстетики…
Ни отдельно взятый метод, ни даже целая система методов воспитания не будут иметь педагогического эффекта, если в семье не созданы условия, необходимые для правильного формирования личности подростка.
Изучение педагогической литературы и лучшего опыта воспитательной работы родителей позволяет выделить ряд основных условий, способствующих воспитанию сознательной дисциплины подростков: строгий распорядок жизни семьи, трудовое воспитание, авторитет родителей, атмосфера эмоционального благополучия, связь семьи со школой и общественностью, физическая культура и спорт в семье.
Строгий распорядок жизни семьи. А.С. Макаренко подчёркивал, что главным фактором формирования дисциплинированности подростков в семье является организация строгого распорядка жизни родителей и детей. В любой семье в соответствии с требованиями гигиены и педагогики можно составить наиболее приемлемый целесообразный режим на целые сутки.
Домашний режим регламентирует время всех видов деятельности, активного и пассивного отдыха, сна, приёма пищи. Режим дисциплинирует человека, приучает к порядку, точности, аккуратности, собранности, определённым нормам поведения, вырабатывает привычку чередовать труд и отдых, что необходимо для поддержания высокой работоспособности. Строгое соблюдение режима способствует гармоничному, физическому и духовному развитию подростка.
А.С. Макаренко, отмечая большое значение режима дня в процессе воспитания детей в семье, говорил, что отсутствие целесообразного режима не может быть возмещено в воспитании никакой словесной мудростью. Воспитательная ценность домашнего режима в значительной степени повышается, если он отличается целесообразностью, точностью, общностью и определённостью.
Целесообразность заключается в соответствии режима дня реальным условиям жизни семьи и индивидуальным особенностям ребёнка. В распорядок дня недисциплинированного подростка на первых порах должны включаться даже самые элементарные требования, определяющие его жизнь и деятельность. По мере повышения уровня дисциплины требования должны возрастать. Целесообразность режима предполагает также понимание самим подростком значения режима в его жизни. Поэтому желательно к составлению режима привлекать детей и совместно с ними определить все режимные требования.
Точность режима заключается в строгом соблюдении времени при выполнении требований. Соблюдение точности вырабатывает деловитость, умение беречь время.
Общность предполагает соблюдение режима всеми членами семьи во всех сферах их жизни.
Определённость режима — это конкретность и ясность режимных требований для подростка.
Опыт показывает, что режим является действенным условием воспитания дисциплинированности подростков лишь в том случае, если родители и старшие члены семьи строго соблюдают установленный распорядок. Если в квартире грязно, вещи валяются, где попало, покрытые слоем пыли, взрослые уходят на работу, не убрав за собой постель и посуду – никакие методы воспитания не дают и не могут дать нужных результатов. Аккуратность старших во всём, чистоплотность в большом и малом, чистота и уют в квартире дисциплинируют ребёнка, воспитывают в нём нужные морально-эстетические качества.
Режим не может быть постоянным. Он изменяется в зависимости от смены, в которую учатся подростки, от уровня их воспитанности, от условий жизни семьи и работы родителей. Родители должны строго контролировать выполнение режима детьми, не оставляя незамеченным ни одного нарушения. Последовательно соблюдаемый режим формирует у подростка дисциплинированность как черту личности, воспитывает привычку культурного поведения. Об этом свидетельствует опыт многих родителей.
В семье Б. двое подростков: Юра — ученик VI класса и Светлана — семиклассница. Отец часто задерживался на работе и не имел возможности уделять необходимое время детям. Мать – домашняя хозяйка, на воспитание сына и дочери смотрела по-своему. Она считала, что её детей должна воспитывать школа, а дома им необходима передышка от дисциплинарных требований, чтобы отдохнуть и насладиться «золотым детством».
Юрий и Светлана учились в первую смену. Но так как они не привыкли подниматься в определённое время, то часто опаздывали на уроки, а иногда и вовсе пропускали занятия. Мать не всегда успевала приготовить им завтрак и не приучила их делать это самостоятельно. Нередко дети уходили в школу голодными. Вместо завтрака в такие дни мать давала им деньги, чтобы они купили себе что-либо в школьном буфете. Дети же тратили деньги на мороженое, конфеты и другие сладости. Мать мало интересовалась, как учатся сын и дочь, с кем дружат, редко заглядывала в школу.
Пропуски уроков привели к тому, что дети не только отстали в учёбе, но и стали терять интерес к школьным занятиям. В результате Светлана с трудом перешла в следующий класс, а Юрий получил задание на лето по русскому языку. Когда мать узнала об этом, она была очень удивлена. «Как же это могло случиться?» Я всё делала, чтобы дети хорошо учились. Освободила их от домашней работы, они у меня спали, сколько хотели, ели, пили, гуляли тоже, когда хотели. Что же им ещё нужно?»
Классному руководителю пришлось объяснить матери, что причина плохого поведения и низкой успеваемости её детей в том, что они не приучены к порядку, не умеют организовать свой день, правильно распределить время. Мать призналась, что действительно мало внимания уделяла воспитанию детей и не приучила их к соблюдению распорядка. С этого момента она стала регулярно бывать в школе, прислушиваться к советам классного руководителя.
Прежде всего, был составлен распорядок дня семьи и режим дня школьников. В составлении режима Юрий и Светлана сами приняли участие. Утром дети убирали за собой постель, делали зарядку, занимались утренним туалетом. Условились, что Светлана будет помогать матери готовить завтрак, а Юрий чистить обувь себе, отцу и сестре. После завтрака ребята, не мешкая, шли в школу, а по окончанию занятий спешили домой, где мать ждала их с обедом. После обеда они помогали матери убрать посуду, затем шли на прогулку, а, отдохнув, начинали делать уроки. Затем строго в определённый час Юрий и Светлана ложились спать.
Родители соблюдали при этом следующие условия. Не допускали нарушений режима сами и требовали его исполнения другими членами семьи. К подросткам они предъявляли единые согласованные требования, всегда ясные и определённые, поддерживали тесную связь со школой, внимательно следили за поведением детей, справедливо отмечая всё положительное и отрицательное, руководили чтением сына и дочери. В любых случаях в отношениях с подростками сохраняли педагогический такт.
Но, спустя несколько дней, Юра заявил, что распорядок, по его мнению, не совсем правильный: уж очень рано надо вставать, а вечером рано ложиться, не лучше ли, предлагал он, ложиться позднее. Светлана же совсем хотела отказаться от выполнения режима, утверждая, что при режиме никогда покоя не знаешь: делаешь одно, а сама думаешь, как бы успеть, ведь приближается время для другого занятия.
Тем не менее, родители настойчиво и тактично требовали соблюдения установленного распорядка. Отец, несмотря на свою действительно большую занятость, контролировал поведение детей, внимательно просматривая их дневники. По вечерам рассказывал Юре и Свете о своей работе и вспоминал случаи, когда от нескольких минут зависело спасение жизни человека. Тем самым отец, будучи человеком организованным и трудолюбивым, приучал детей не терять времени попусту, прививал им отвращение к безделью. Мать также тщательно выполняла все указания школы и старалась в быту быть образцом для подростков.
Так, постепенно отец и мать добивались того, чтобы Юрий и Светлана привыкли к распорядку дня: утром без напоминаний вставали, на своевременную подготовку уроков стали смотреть, как на первую необходимость. В квартире дети поддерживали постоянно порядок даже тогда, когда в доме не было взрослых.
Родители убедились на опыте, что установленный порядок принёс всем членам семьи несомненную пользу. Разумеется, не обошлось и без отдельных срывов. Но поведение подростков заметно улучшилось, серьёзней стало отношение к учению.
Домашний режим должен быть согласован с режимом школы. Поэтому родителям необходимо по вопросам составления режима и выполнения его детьми консультироваться в первую очередь с классным руководителем.
|
|
|