Общение взрослых
и детей в семье
(доклад на родительском собрании)
Учитель начальных классов
Харисова Р.Г.
2016 год
План.
1) Влияние взаимоотношений в семье на нравственное формирование
ребенка.
2) О такте родителей в общении с детьми.
Нравственные качества детей во многом зависят от того, Какие складываются отношения в семье, как относятся родители к своим детям.
Не слушает, упрямится, капризничает, а иногда дерзит – почему?
Не потому ли, что мы с самого начала взяли неправильный тон в отношении к ребенку? Бестактовое слово, грубый крик – плохие методы воспитания. В одном случае ребенок привыкает не реагировать на них, и тогда нельзя рассчитывать на сознательное послушание, в другом – окрики вызывают ответную грубость, внутреннее сопротивление вашим указаниям.
Родители иногда бывают несправедливыми к своим детям и не замечают этого. Как обидно бывает ребенку, когда он слышит от вас несправедливое замечание, насмешку, сталкивается с непониманием его интересов! Обратите внимание на то, как вы разговариваете с детьми. Ведь не раз бывает так, что попытка ребенка завязать с родителями разговор кончается тем, что взрослые отмахиваются от детей, ссылаясь на то, что им некогда.
Некоторые родители не считают нужным выслушать ребенка, прерывают его каким-нибудь замечанием.
- Папа, меня сегодня Нина Петровна похвалила: я выучила стихотворение быстрее всех! Хочешь, расскажу?
- Лучше расскажи мне о своем поведении, что ты натворила вчера? – строго спрашивает отец.
Девочка обращается к матери:
- Мама, хочешь, расскажу стихотворение? Это про елочку...
- Мне не до елочек сейчас, - обрывает мать.
Если ребенок постоянно наталкивается на равнодушие взрослых, то потребность поделиться с ними постепенно исчезает. И как знать, не станут ли вскоре родители сожалеть о том, что дети становятся замкнутыми?
Ребенок видит, внимательны ли вы в семье друг к другу, искренни ли вы в отношениях с соседями, знакомы ли с друзьями, как разговариваете со всеми окружающими, заботливы ли. От того, какие уроки общения получают дети в семье, во многом будет зависеть и их отношение к людям.
Уважение и справедливая требовательность – вот что может найти правильный тон, подход к ребенку. Ребенок нуждается в ежедневном внимании родителей. Во время общения с детьми надо использовать не для нотаций, а для дружеской беседы, для совместной прогулки или интересной экскурсии, похода.
В городских парках и скверах можно встретить множество родителей, которые прогуливают своих малышей, реже можно встретить школьника, плечи которого уже вровень с плечами взрослого человека и, наконец, совсем редко подростка рядом с родителями.
Ребенок – это самый ранимый, самый ищущий и страдающий в процессе становления человек, чаще предоставлен самому себе.
А ведь школьник нуждается в плече друга – отца или матери.
...Маша привыкла с самого раннего возраста к установившейся в семье традиции совместных прогулок. Хоть на часок выходит семья прогуляться перед сном и Маша вместе со всеми. Воскресные и праздничные дни обязательно включает в свою программу семейные «вылазки» - летом за город, зимой в ближайший парк. Порядок этот не изменялся, Маша росла, приобретала подруг и друзей, но не считала зазорным для себя проводить большую часть свободного времени со своей семьей.
Соседи порой удивляются, когда же здесь успевают сделать все домашние дела – убрать квартиру, купить продукты, приготовить еду?
- Такая уж у нас организация труда...
Отличная организация, и хотя ее изучением еще не занялись научно-исследовательские институты, нет сомнения, что займутся обязательно, потому что семейная жизнь – это половина всей человеческой жизни, в которую включен не только труд по обслуживанию самих себя и детей, но также отдых, развлечения, работа над собой, воспитание детей, общение взрослых и детей в семье.
Если семейная жизнь протекает неорганизованно, люди не успевают переделать и сотой доли всех дел. Они выглядят неряшливо, болеют из-за умения наладить питание, их преследуют разочарования, у них нервные дети.
А налаженная семейная жизнь – это соблюдение определенного порядка, создание и соблюдение определенных традиций, глубоко нравственных, хотя и мало значительных на первый взгляд, но в действительности имеющих огромное значение.
Помните слова Н.К.Крупской:
«Самое главное – это не смотреть на ребенка как на свою живую собственность, с которой что хочешь, то и можешь делать, не смотреть на ребенка как на раба, как на обузу или на игрушку.
Надо научиться смотреть на ребенка как на человека, пусть еще слабого, нуждающегося в помощи, защите.
|