Молодцы! Вы –
дружные зайчата!
СООБЩЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ. НАБЛЮДЕНИЕ. Животные просыпаются от зимней спячки, линяют.
Идем в лес.
Давайте возьмем с собой корзинку, как только мы узнаем что-то интересное, будем класть в нее один листик нашего любимого угощения – заячьей капусты. А в конце посмотрим: сколько листиков в корзинке - столько новостей мы узнали.
Чей это домик? (медведя) Как он называется? (берлога) Загляните внутрь, только осторожно. Что вы увидели? (Никого нет) Почему берлога пустая? (Медведь проснулся и вышел из берлоги). Кто еще спал зимой? (еж) Где он спал? (в норке) Проверьте ежиную норку. И ежиная норка пустая! Кто разбудил медведя и ежа? (весна, теплое солнышко) А еще их разбудила талая вода. Откуда она появилась? Давайте посмотрим. (Показ на макете.) Вот снег растаял, получилась талая вода. Вода растекается по земле ручейками. Как вы думаете, вся вода утечет или нет? Нет, часть воды стекает в ямки, там и остается, пока не высохнет. Медведи и ежи как раз и устраивают свои зимние жилища в ямках и ложбинках, и весной вода их заливает. Вот и приходится медведям и ежам просыпаться от спячки и выходить из своих зимних жилищ.
Запоминаем: весной талая вода заливает норки и звери просыпаются от зимней спячки. Кладем в корзинку первый листик заячьей капусты.
Подойдите и посмотрите. Что вы видите на пеньках? (Мы видим клочки шерсти)
Как вы думаете, кто их оставил?
Клочки шерсти оставили животные. Кто оставил серый клочок? (волк)
Кто оставил коричневый клочок? (лось)
Кто оставил рыжий клочок? (лиса)
Хотите узнать, как клочки шерсти оказались на пеньке? Зверь подходит к дереву и начинает чесаться (
вот так), клочки старой теплой шерсти остаются на ветках. А потом эту шерсть уносят в свои гнезда птицы. Для них это теплая подстилка. Когда у
зверей выпадает густая теплая зимняя шерсть, говорят, что они линяют, меняют свою теплую зимнюю шубку на более легкую. Мы, зайцы, меняем свою белую шубку на серую. Белочка серую шубку меняет на рыжую.
Как вы думаете, почему нам неудобно бегать в белой шубе среди деревьев, зеленой травы, по серой дорожке? (В белой шубке мы издалека заметны для врагов.)
Зайчонок Егор, покажи, как ты будешь вычесывать шерстку.
И вы, зайчата, покажите. Проделайте сами. Получилось? Сейчас вы, зайчата, будете чесать свою шерстку? Для чего?
Запоминаем: весной звери линяют, и кладем в корзинку второй листик заячьей капусты.
Молодцы! Вы
наблюдательные Зайчата!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Подвижная игра «Зайчата и волк».
Пришла пора проверить, какие вы быстрые и ловкие. Все звери весной учат своих детенышей добывать себе еду, а еще
быть осторожными, скрываться от опасностей. И я вас научу. Встаньте в круг. Вы должны знать, что весной охота в лесу запрещена. Если увидите человека с ружьем, знайте – это браконьер, нарушитель. Скорее сообщайте об этом своим друзьям. Скажите, зайчата, от кого еще нам надо спасаться? (лисы, волка, совы, ястреба)
Давайте потренируемся. Поиграем в игру «Зайцы и волк». Гуляйте на лужайке. Как только я крикну: «Волк!», прячьтесь за овражком. (
Растянуть канат на полу.) А волком мы попросим быть кого-нибудь из взрослых (помощника воспитателя). Выходите, зайчата, на лужайку, грейтесь на солнышке, гуляйте. Щиплите мягкую весеннюю травку. Вот так! Волк! (Волк выбегает, ловит детей, дети быстро встают за канат)
Молодцы, вы –
ловкие Зайчата! Что мы узнали?
Звери учат своих детенышей быть осторожными и добывать себе еду. Кладем в корзинку третий листик заячьей капусты.
СООБЩЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ. У животных появляются детеныши.
А сейчас проверим, какие вы внимательные.
Зайчата, а кто ваш папа? (Наш папа – заяц). Зайчонок Андрюша, кем ты будешь, когда вырастешь? (зайцем) А ты, зайчонок Таня? (зайчихой)
Вы, зайчата, родились весной. И у других зверей тоже появились детеныши. Они еще маленькие и сидят в своих норках, а мамы кормят их вкусным питательным молоком.
Если я убегу по делам, вы сидите тихонько под кустиком. Другая мама зайчиха прибежит и накормит вас. У нас, зайцев, нет чужих зайчат, все родные. Детеныши других зверей могут есть молоко только своей мамы. Давайте найдем малышам их маму.
(Дети расставляют игрушки: к лисятам – лису, к волчатам – волчицу и т. д.)
Кого накормит лиса?
Без кого скучала медведица?
О ком заботится волчица?
К кому прискакала белка?
С кем нянчится ежиха?
Кто ждал маму лосиху?
Запоминаем: весной у зверей появляются детеныши, мамы кормят их молоком. Кладем в корзинку четвертый листик заячьей капусты.
Молодцы! Вы –
внимательные зайчата.
ОБОБЩЕНИЕ. Подводим итог. Встаньте в круг. Я очень рада, что сегодня вы многому научились. Давайте достанем из корзинки заячью капусту и припомним, что мы узнали нового.
весной талая вода заливает норы, и звери просыпаются от зимней спячки
весной звери линяют
весной у зверей появляются детеныши
звери учат своих детенышей добывать еду и быть осторожными
Вспомните, как я вас сегодня хвалила? Молодцы! Наша игра закончилась.
Мне пора быть воспитательницей, а вам – детьми.
Чтобы вы запомнили нашу игру в зайчат, я дарю вам на память раскраски. Вы можете их раскрасить в свободное время.