Главная страница

Жизнь диких животных весной


Скачать 57.64 Kb.
Название Жизнь диких животных весной
Кирилловых Н. А
Дата 16.02.2016
Размер 57.64 Kb.
Тип Сценарий

Сценарий организации НОД в старшей логопедической группе.

ЖИЗНЬ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ ВЕСНОЙ

Автор разработки воспитатель Кирилловых Н. А.

Цель: Расширение представлений детей о жизни диких животных весной.

Задачи:

  1. Создать условия для ознакомления детьми с особенностями жизни диких животных весной. Познакомить с сезонными изменениями в жизни животных: конец спячки, линька, забота о потомстве.

  2. Содействовать развитию познавательного интереса, обогащению словаря, совершенствованию грамматического строя речи.

  3. Побуждать детей к умению организовываться в разных видах деятельности.

Форма проведения НОД: сюжетная игра с элементами познавательно-исследовательской деятельности.

Средства деятельности:

  • грамзапись голоса птиц;

  • эмблемы с изображением зайца (для взрослого) и зайчат (на каждого ребенка) или маски-ушки;

  • корзинка и макет полянки с заячьей капустой

  • предметные картинки /дикие животные/;

  • наблюдение №1: макеты берлоги и ежиной норки, вода и макет неровной земной поверхности;

  • наблюдение №2: пеньки, клочки шерсти разных животных;

  • подвижная игра «Зайчата и волк»: маска волка, канат;

  • игрушки: взрослые животные и детеныши

  • картинки-раскраски в подарок детям.

Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.

Содержание /ход/ деятельности

  1. ОРГМОМЕНТ. Звучит грамзапись (голоса птиц). Приглашаю вас подойти и встать в круг. Чьи голоса вы услышали? (птиц) Как поют птицы? (громко, радостно, весело…) Почему? (Они радуются, что пришла весна, появилось много корма, они вернулись на родину, у них появляются птенцы.) Кто еще живет в лесу? (Звери, дикие животные)

Кого в лесу много? (Предметные картинки – лиса, медведь, еж, белка, заяц, лось, кабан.)

В лесу много лис, волков, зайцев, медведей, лосей, кабанов.



  1. МОТИВАЦИЯ. Предлагаю вам поиграть. Поиграем? Я - зайчиха, а вы мои зайчата. /На кармашек каждому ребенку закрепить эмблему с изображением зайчонка./

Зайчата, вы рады весне? Хотите узнать, как другие дикие животные встречают весну? Я приглашаю вас на прогулку по весеннему лесу. Посмотрим на других зверей, а еще будем учиться быть дружными, наблюдательными, ловкими и внимательными, как настоящие зайцы.

  1. УТОЧНЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ.

  • ЧАСТИ ТЕЛА животного.

Проверим, какие вы дружные. Я начну, а вы продолжайте, хором дружно отвечайте.



У меня голова, а у вас –… головки

Лапы – лапки

Хвост – хвостики

Глаза - глазки

Усы – усики

Уши - ушки

Живот – животики

Молодцы! Вы – дружные зайчата!

  1. СООБЩЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ. НАБЛЮДЕНИЕ. Животные просыпаются от зимней спячки, линяют.

Идем в лес. Давайте возьмем с собой корзинку, как только мы узнаем что-то интересное, будем класть в нее один листик нашего любимого угощения – заячьей капусты. А в конце посмотрим: сколько листиков в корзинке - столько новостей мы узнали.

  1. Чей это домик? (медведя) Как он называется? (берлога) Загляните внутрь, только осторожно. Что вы увидели? (Никого нет) Почему берлога пустая? (Медведь проснулся и вышел из берлоги). Кто еще спал зимой? (еж) Где он спал? (в норке) Проверьте ежиную норку. И ежиная норка пустая! Кто разбудил медведя и ежа? (весна, теплое солнышко) А еще их разбудила талая вода. Откуда она появилась? Давайте посмотрим. (Показ на макете.) Вот снег растаял, получилась талая вода. Вода растекается по земле ручейками. Как вы думаете, вся вода утечет или нет? Нет, часть воды стекает в ямки, там и остается, пока не высохнет. Медведи и ежи как раз и устраивают свои зимние жилища в ямках и ложбинках, и весной вода их заливает. Вот и приходится медведям и ежам просыпаться от спячки и выходить из своих зимних жилищ.

Запоминаем: весной талая вода заливает норки и звери просыпаются от зимней спячки. Кладем в корзинку первый листик заячьей капусты.

  1. Подойдите и посмотрите. Что вы видите на пеньках? (Мы видим клочки шерсти)

Как вы думаете, кто их оставил?

Клочки шерсти оставили животные. Кто оставил серый клочок? (волк)

Кто оставил коричневый клочок? (лось)

Кто оставил рыжий клочок? (лиса)

Хотите узнать, как клочки шерсти оказались на пеньке? Зверь подходит к дереву и начинает чесаться (вот так), клочки старой теплой шерсти остаются на ветках. А потом эту шерсть уносят в свои гнезда птицы. Для них это теплая подстилка. Когда у зверей выпадает густая теплая зимняя шерсть, говорят, что они линяют, меняют свою теплую зимнюю шубку на более легкую. Мы, зайцы, меняем свою белую шубку на серую. Белочка серую шубку меняет на рыжую.

Как вы думаете, почему нам неудобно бегать в белой шубе среди деревьев, зеленой травы, по серой дорожке? (В белой шубке мы издалека заметны для врагов.)

Зайчонок Егор, покажи, как ты будешь вычесывать шерстку.

И вы, зайчата, покажите. Проделайте сами. Получилось? Сейчас вы, зайчата, будете чесать свою шерстку? Для чего? Запоминаем: весной звери линяют, и кладем в корзинку второй листик заячьей капусты.

Молодцы! Вы наблюдательные Зайчата!

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Подвижная игра «Зайчата и волк».

Пришла пора проверить, какие вы быстрые и ловкие. Все звери весной учат своих детенышей добывать себе еду, а еще быть осторожными, скрываться от опасностей. И я вас научу. Встаньте в круг. Вы должны знать, что весной охота в лесу запрещена. Если увидите человека с ружьем, знайте – это браконьер, нарушитель. Скорее сообщайте об этом своим друзьям. Скажите, зайчата, от кого еще нам надо спасаться? (лисы, волка, совы, ястреба)

Давайте потренируемся. Поиграем в игру «Зайцы и волк». Гуляйте на лужайке. Как только я крикну: «Волк!», прячьтесь за овражком. (Растянуть канат на полу.) А волком мы попросим быть кого-нибудь из взрослых (помощника воспитателя). Выходите, зайчата, на лужайку, грейтесь на солнышке, гуляйте. Щиплите мягкую весеннюю травку. Вот так! Волк! (Волк выбегает, ловит детей, дети быстро встают за канат)

Молодцы, вы – ловкие Зайчата! Что мы узнали? Звери учат своих детенышей быть осторожными и добывать себе еду. Кладем в корзинку третий листик заячьей капусты.

  1. СООБЩЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ. У животных появляются детеныши.

А сейчас проверим, какие вы внимательные.

Зайчата, а кто ваш папа? (Наш папа – заяц). Зайчонок Андрюша, кем ты будешь, когда вырастешь? (зайцем) А ты, зайчонок Таня? (зайчихой)

Вы, зайчата, родились весной. И у других зверей тоже появились детеныши. Они еще маленькие и сидят в своих норках, а мамы кормят их вкусным питательным молоком. Если я убегу по делам, вы сидите тихонько под кустиком. Другая мама зайчиха прибежит и накормит вас. У нас, зайцев, нет чужих зайчат, все родные. Детеныши других зверей могут есть молоко только своей мамы. Давайте найдем малышам их маму. (Дети расставляют игрушки: к лисятам – лису, к волчатам – волчицу и т. д.)

Кого накормит лиса?

Без кого скучала медведица?

О ком заботится волчица?

К кому прискакала белка?

С кем нянчится ежиха?

Кто ждал маму лосиху?

Запоминаем: весной у зверей появляются детеныши, мамы кормят их молоком. Кладем в корзинку четвертый листик заячьей капусты.

Молодцы! Вы – внимательные зайчата.

  1. ОБОБЩЕНИЕ. Подводим итог. Встаньте в круг. Я очень рада, что сегодня вы многому научились. Давайте достанем из корзинки заячью капусту и припомним, что мы узнали нового.

  • весной талая вода заливает норы, и звери просыпаются от зимней спячки

  • весной звери линяют

  • весной у зверей появляются детеныши

  • звери учат своих детенышей добывать еду и быть осторожными

Вспомните, как я вас сегодня хвалила? Молодцы! Наша игра закончилась.

Мне пора быть воспитательницей, а вам – детьми. Чтобы вы запомнили нашу игру в зайчат, я дарю вам на память раскраски. Вы можете их раскрасить в свободное время.