Цель:
- систематизировать представления детей о безопасном поведении на природе;
- способствовать адаптации детей к различным жизненным ситуациям;
- развивать познавательный интерес, расширять кругозор детей;
- воспитывать бережное отношение к природе.
|
- Ребята, я вас всех рада видеть. Чтобы наше занятие прошло в дружбе и согласии, чтобы у всех было хорошее настроение, я предлагаю вам сложить в волшебную шкатулку злость, обиду, грусть. Закроем нашу шкатулку и уберем подальше. А теперь давайте друг другу улыбнемся.
|
- Ребята складывают плохое настроение в шкатулку.
Слайд 1 (волшебная шкатулка)
|
- Ребята, а вы любите гулять по лесу?
|
- да, нравиться!
|
- А что вам там нравится
|
- нам нравиться собирать грибы, ягоды, играть на поляне и т. д.
|
- А давайте сегодня мы с вами отправимся в лес на прогулку!
|
Слайд 2 (лес)
|
- Как нужно вести себя в лесу?
|
- не убегать от родителей, не прятаться, т.к. можно заблудиться, не сорить, не разводить костры и т.д.
|
- А сейчас закройте глаза и послушайте.
|
Включается мелодия «Звуки леса»
|
- Что это за цветок?
|
- слайд 3 (ландыш)
|
- Какие красивые цветочки у ландыша. Наверное и ягоды вкусные?
|
- нет, они ядовитые
|
- А кто-нибудь видел, какие у ландыша ягоды?
|
Слайд 4
- ягоды красного цвета
|
- А как вы думаете эти ягоды ядовитые или съедобные?
|
- ядовитые, их есть нельзя
|
- Какие еще вы знаете ядовитые растения?
|
- вороний глаз, волчье лыко, белена, дурман
|
Давайте угадаем, как они называются.
- Эти красные ягоды любит есть …
– Это волчьи ягоды, волчье лыко
|
- слайд 5 (картинка волка)
- слайд 6 (картинка волчье лыко)
|
- А эти ягоды похожи на глаз … кого?
– Это вороний глаз, тоже ядовитые ягоды.
|
- слайд 7 (картинка вороны)
- слайд 8 (вороний глаз)
|
- Это все ядовитые растения, их трогать нельзя.
|
- ребята, отгадай загадки!
|
|
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки,
На земле лежат листочки —
Маленькие лопушки.
Нам он — как хороший друг —
Лечит ранки ног и рук.
|
Слайд 9
Подорожник
|
Белая корзинка, золотое донце,
В ней лежит росинка и сверкает солнце.
|
Слайд 10
Ромашка
|
Растет зеленый кустик,
Дотронешься — укусит.
|
Слайд 11
Крапива
|
Если что-то заболит,
Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо-травкой...
|
Слайд 11
Зверобой
|
Сверху листик гладкий,
Но с байковой подкладкой
|
Слайд 12
Мать-и-мачеха
|
Зеленые кусточки, алые цветочки,
Когти-коготочки стерегут цветочки:
А плоды - в красной рубашечке,
Брюшко камешками набито.
|
Слайд 13
Шиповник
|
- молодцы, все правильно угадали!
- ребята, а это какие растения лекарственные или ядовитые?
|
- лекарственные, они приносят пользу для человека.
Слайд 14 (луг)
|
Задание:
- Разложите картинки с лекарственными и ядовитыми растениями.
|
Дети за столом сортируют картинки на ядовитые и лекарственные растения
|
- Какие вы молодцы! Скажите, нужно ли уничтожать ядовитые растения? Почему?
|
- Нет. Это пища для птиц и зверей. Растения очищают воздух, имеют лечебные свойства. Некоторые растения занесены в Красную книгу.
|
- Как нужно обращаться с ядовитыми или незнакомыми вам растениями?
|
- не рвать, не трогать
|
- Думаю, если вы встретите в лесу ядовитые или незнакомые растения, то не будете их трогать.
|
- Кроме различных растений, что еще растет в лесу?
|
- грибы
|
- Вот сейчас я вас проверю, как вы хорошо все знаете про грибы. Можно ли с вами собирать грибы.
• Собирать незнакомые грибы?
• Собирать съедобные грибы, которые тебе хорошо известны?
• Пробовать сырые грибы на вкус?
• Собирать перезрелые, дряхлые грибы?
• Собирать червивые грибы?
• Собирать грибы у дорог?
• Срезать грибы ножом?
• Вырывать грибы с грибницей?
• Брать в руки ядовитые грибы?
|
- У детей в руках карточки двух цветов. Если можно, то поднимают зеленую карточку. Если нельзя, то красную карточку.
|
- Молодцы! Правила вы знаете Давайте немного отдохнем и отгадаем загадки
|
Детям загадываются загадки
(КАТЯ РАССТАВЛЯЕТ ГРИБЫ НА ПАЛАС)
|
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай не мешкай.
Это …
|
Слайд 15
сыроежки
|
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос яркий, как Петрушка,
Ядовитый …
|
Слайд 16
Мухомор
|
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я …
|
Слайд 17
Подосиновик
|
Словно желтенькие кнопки
В мох воткнулись возле тропки.
Эти дружные сестрички
Называются …
|
Слайд 18
Лисички
|
Посмотрите-ка, ребятки,
Тут лисички, там опятки.
Ну, а это – на полянке
Ядовитые …
|
Слайд 19
Поганки
|
Грибочек, грибок,
Масляный бок,
Белая ножка,
Прыгай в лукошко.
|
Слайд 20
Масленок
|
Над грибами главный -
Гладенький и славный.
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
|
Слайд 21
Белый гриб
|
Конечно, не белый -
Грибок я попроще.
Расту я обычно
В березовой роще.
|
Слайд 22
Подберезовик
|
Растут на опушке
Рыжие подружки.
А зовут их …
|
Слайд 23
Волнушки
|
- Молодцы! Отгадали все загадки. А все ли грибы мы с собой заберем? Почему?
|
Нет, не все, некоторые ядовитые.
Слайд 24 (девочка собирает грибы)
|
Задание:
- Складывайте съедобные грибы в корзинку.
|
- дети собирают съедобные грибы в корзину
Дети присаживаются.
А на паласе остаются только мухоморы
|
Песня про мухоморчики
|
Слайд 25 (поляна мухоморов)
Поют Арина, Никита С.
|
- ребята, выходим на «ЛЕСНУЮ ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ».
Ветер лесные деревья качает
Яркие бабочки всюду порхают
Скачут по веткам белка с бельчонком.
Ходят по лесу медведь с медвежонком.
Ест землянику в лесу детвора…
Вот и закончилась наша игра.
|
- Ребята, мы с вами ходим по городу и видим разные дорожные знаки. Интересно, а в лесу бывают знаки, как вы думаете?
|
Слайд 25-28
- показ разных знаков, рассматривание, обсуждение и объяснение
|
«Нельзя прятаться в грозу под высоким деревом».
- А почему нельзя стоять под высоким деревом?
Если дерево одно
В поле возвышается,
То стоять под ним в грозу
Людям запрещается.
|
Слайд 29 (дерево с молнией)
- В дерево может попасть молния, будет пожар. А если произойдет пожар, в какую службу мы будем звонить? (01)
|
- Ребята, а что может случиться в лесу с человеком?
|
- Перелом, солнечный удар, отравление, укусы насекомых, змеи бешенных животных, и т.д.)
Слайд 30
|
- что мы будем делать с пострадавшим?
|
- оказывать первую медицинскую помощь
|
- Первая помощь при порезах, царапинах и ссадинах
- Отгадав загадку вы узнаете про растение, которое помогает при порезах, царапинах и ссадинах
Тонкий стебель у дорожки
На конце его — сережки.
На земле лежат листки —
Маленькие лолушки.
Нам он — как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
|
Слайд 31
- Освободить раненое место от одежды.
- Смазать края раны йодом.
- Наложить чистую повязку.
- Нельзя класть на рану вату, мази.
Подорожник
|
- Первая помощь при ушибах
|
Слайд 32
- К ушибленному месту сразу прикладывают холод (пузырь со льдом) или делают холодные примочки
|
- Первая помощь при переломах:
|
Слайд 33
- создать покой.
- Для этого необходимо наложить шину. Шинами могут служить палки, узкие доски
Если шину сделать не из чего, то пострадавшую руку привязать к здоровой ноге в нескольких местах.
|
- Первая помощь при солнечном ударе:
|
Слайд 34
- перенесите пострадавшего в тень или в прохладное помещение;
- дайте ему холодное питье;
- положите на голову холодный компресс.
|
- Укус насекомых
|
Слайд 35
- Осторожно при помощи пинцета извлечь жало из места укуса, не повредив его.
- Если клещ, то капнуть 4-5 капель растительное масло. Это не дает ему дышать.
- Промыть ранку спиртом, смазать йодом или зеленкой.
- Положить холод.
|
- Отравление
|
Слайд 36
-Дать выпить пострадавшему 3-4 стакана воды с вызовом рвоты;
- дать активированный уголь(таблетки);
-напоить теплым чаем;
- уложить и тепло укрыть пострадавшего.
|
- Вы все сегодня были большие молодцы! Я надеюсь, что вы будете соблюдать правила поведения на природе.
|
|
А сейчас повторим правила, которые нужно соблюдать на природе:
«Нельзя собирать незнакомые ягоды!»
«Нельзя собирать незнакомые грибы!»
«Нельзя прятаться в грозу под высоким деревом».
«Оказать срочную первую помощь пострадавшему!»
|
Слайд 37
|
- ребята, вам понравилось занятие?
|
- да
|
- а что именно вам понравилось?
|
Ответы детей
|
- что нового вы сегодня узнали?
- молодцы, все правила соблюдайте и природу оберегайте.
|
Ответы детей
|
Дети выходят из-за столов. Арина и Никита Крапивин читают стихотворения
|
АРИНА Ты пришел за помощью к природе
Добрым будь и береги ее.
Ветки не ломай, не трогай.
Помни, нужно много лет,
Чтобы кустик снова мог помочь тебе.
|
НИКИТА КРАПИВИН
Ты, дружок,
Смотри, не подкачай!
Правдивым быть
И добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка! Люби цветы, леса,
Простор полей-
Все, что зовется Родиной твоей!
|
- ребята, Старичок- лесовичок передал вам угощение.
|
Угощение в корзине
Слайд 38 (лесовичок)
|
Дети поют песню «Береги природу». Уход детей
|